Стильный интерьер… Какой он? Кто-то скажет, что это огромные апартаменты в небоскребе, обставленные брендовой мебелью. Другой припомнит дом с обложки журнала, визитную карточку именитой студии. А у кого-то в памяти всплывут фотографии небольшой петербургской квартиры, увиденные в соцсетях: гармоничная и вроде бы простая, она почему-то трогает сердце…
Но, безусловно, наиболее знаковые интерьеры – это всегда исключительно авторский продукт, уникальная, продуманная и выверенная среда. Среда, которая тонко отзывается на внутренний мир хозяев. Среда, созвучная традициям стиля, в котором она создана. И одновременно – среда, которая является не копией чужих идей, а самостоятельным высказыванием.
Именно поэтому так важны в стилистике интерьера предметы искусства – через авторскую мебель, картины, графику, постеры, керамику, гобелены, ковры и скульптуру дизайнеры имеют возможность наиболее полно раскрыть и свой креативный потенциал, и духовный мир заказчиков.
Двадцать лет в профессии научили меня слышать стиль так, как слышат мелодию профессиональные музыканты с абсолютным слухом. Постоянное обращение к опыту, который у меня накоплен, позволяет мне уверенно судить о стиле и разбираться в нем.
И все же даже для меня стиль – нечто удивительное и живое.
Нечто, что требует постоянного саморазвития, тренировки насмотренности, выверения вкуса, общения с другими дизайнерами и декораторами, вдумчивых разговоров с заказчиками, сонастройки своих представлений (да, как инструментов в оркестре!) с опытом звездных имен…
Влияние стиля в интерьере на качество нашей жизни трудно переоценить.
Мы, современные люди, волей-неволей проводим свою жизнь в четырех стенах. Будь то квартира или загородный дом, школа или университет, офис, ресторан, шопинг-молл или, скажем, модное общественное пространство вроде ГЭС-2 в Москве. Мы несоизмеримо больше времени проводим в помещениях, чем на улице или на природе (как бы мы ни любили прогулки, путешествия, свежий воздух и простор).
Поэтому стиль интерьера, вне зависимости от того, создан ли он именитым профессионалом или локальным хоумстейджером, ориентирован на одну семью или на целый город, неизбывно важен. Моя студия с 2003 года спроектировала свыше 1600 интерьеров общим объемом более 90 000 квадратных метров: это соизмеримо со всей внутренней квадратурой Большого театра.
Я плотно сотрудничаю с ключевыми столичными девелоперами: MR-Group, AFI Development, «Сити XXI век», «Концерн Крост», «GloraX», «PSN Групп», «Самолет», «Инград», «Мангазея Девелопмент». Сегодня застройщики стремятся предоставить сегодняшнему клиенту готовый продукт – не зря доля московских новостроек с отделкой под ключ в 2023 году достигла 64 %, а если считать и предчистовую отделку, мы получим 72 %. При этом еще 8 лет назад процент квартир с отделкой составлял в Москве всего 12 %. Стремясь быть на шаг впереди трендов, в партнерстве с девелопером «Самолет» моя команда создает проекты хоумстейджинга для готовых квартир – чтобы показать покупателю, что отделка от застройщика может стать базой для уникального, авторского интерьера. Все это – передовые клиентские решения, абсолютное новаторство, которое завтра, вероятно, станет общей высокой нормой, к которой будут стремиться все.
Но речь не только об отделке. Девелоперы уделяют повышенное внимание всей стилистике продукта – современные жилые комплексы должны буквально с порога создавать особое качество жизни. Авторская архитектура, дизайнерские места общественного пользования, закрытые дворы с продуманной ландшафтной картинкой, с разными локациями отдыха для детей, молодежи, взрослых и пожилых жителей, обширная инфраструктура – от кофеен и детских садов до собственных внутренних коворкингов и бассейнов.
Все это требует цельного подхода к формированию продукта. И дизайнер-стилист играет здесь далеко не последнюю роль. Девелоперы заказывают в дизайн-студиях разработку стилей отделки (их, как правило, не меньше двух в проектах комфорт-класса и не меньше четырех – в ЖК бизнес- и премиум-сегмента), создают показательные квартиры – шоурумы, и выпускают брендбуки – внушительные глянцевые журналы, которые дают представление покупателям, какими могут стать их будущие квартиры.
Такие глобальные задачи – настоящий вызов для дизайнера. И я, как партнер многих застройщиков, понимаю, что мне необходимо заглядывать на несколько лет вперед, чтобы создавать стильный продукт, который будет еще долго актуальным и притягательным.
Помимо этого, я регулярно участвую в профессиональных событиях в качестве приглашенного спикера, посещаю различные выставки дизайна, а на Московской недели дизайна и интерьера выступаю в качестве председателя жюри и куратора, являюсь председателем аттестационной комиссии Geekbrains, слежу за мировыми трендами, изучаю русское и зарубежное искусство, преподаю в онлайн-университете Skillbox, на программе «Продуктолог в девелопменте» МГИМО, курирую образовательные программы в онлайн университете Talants, читаю лекции и провожу мастер-сессии на различных профессиональных площадках для молодых дизайнеров и стилистов. Это дает мне возможность видеть тенденции в дизайне интерьеров на разных уровнях: от частного к общественному, от городского – к глобальному. А с недавних пор я член HiSTES и международный гарант образовательных программ по дизайну интерьера.
В 2021 году в АСТ вышел первый тираж моей книги «Крутая квартира», посвященной современному дизайну жилых помещений, – она сразу стала бестселлером благодаря опоре на личный опыт и подробному разбору дизайнерских задач, трендов и возможностей. Новая книга – еще один шанс замедлить ненадолго темп жизни и оглянуться на свой опыт, чтобы рассказать о нем.
Что такое стиль в интерьере? Как он влияет на дизайн и какие пространства мы можем назвать стильными, а какие – нет?
Человечество живет на Земле вот уже 1,7 млн лет. Около 6–7 тысяч лет охватывают различные летописные источники – примерно такой период мы привыкли называть изучаемой историей. И если вы заглянете в библиотеку, чтобы углубить свои знания в области интерьерных традиций, вам наверняка посоветуют замечательный и весьма обширный труд Джона Пайла, профессора знаменитого института Пратта в Бруклине, «Дизайн интерьеров: 6000 лет истории»[1].
Но реальный опыт человечества по украшению своего жилища может быть гораздо древнее – как минимум в два раза.
Один такой археологический факт, признаться, охватывает мое сердце восторгом. В 2010 году команда исследователей обнаружила на острове Несс-оф-Бродгар (Шотландия) строение неолитического периода (его возраст порядка 12 000 лет).
Каменная кладка изнутри оказалась окрашена толстыми слоями пигмента.[2] Да, и раньше было известно, что в эпоху неолита люди прилагали немало усилий, чтобы украсить свой быт. Их горшки часто были покрыты орнаментом, а сами сооружения нередко строились так, чтобы каменные плиты образовывали какой-нибудь узор.
Но впервые археологи получили доказательство того, что люди уже в эпоху неолита окрашивали стены своих строений изнутри!
Причем делали это не в один слой и не в один цвет: хотя четкого рисунка археологам определить не удалось, на камнях нашли красновато-коричневые, желтые и оранжевые оттенки, нанесенные с определенным ритмом и логикой.
Так что стиль дизайна в традициях человечества зарождался и развивался медленно, но касался сразу очень многих деталей.
Например, текстиль. Производство тканей – одно из древнейших искусств, которое появилось в разное время в разных местах земного шара в обществах, совершенно не связанных между собой. И довольно быстро люди научились окрашивать волокна натуральными пигментами и выплетать все более сложные узоры, создавая одеяла, ковры и гобелены[3].
Иоханнес Иттен в своей бессмертной книге «Искусство цвета» говорил о том, что по цвету памятников прошлых эпох мы могли бы определить эмоциональный характер народов.
«Древние египтяне и греки испытывали огромную радость от многоцветия форм… В доколумбовом Перу, в Тиахуанако-стиле цвет носил символический характер, в Паракс-стиле – экспрессивный, а в Чиму-стиле ему была присуща импрессивность… В Китае желтый – самый светлый цвет – предназначался для императора, Сына Неба… В католической церкви духовная иерархия выражалась в цветовой символике одежд: пурпурной для кардинала и белой – для пап…»[4].
Поэтому, когда мы говорим о стилистике интерьера, мы должны понимать, что за этим обширным понятием стоит человеческий опыт и традиции длиною как минимум в несколько тысяч лет. И даже если мы не даем себе в этом отчета, интерьеры влияют на нас на подсознательном уровне.
Удивительно, но несмотря на развитие промышленности и интернациональный характер современного дизайна, куда бы мы ни отправились, мы до сих пор обнаруживаем огромную разницу в том, как люди едят, где они отдыхают, как спят и как принимают гостей. Все это живое многообразие человеческого опыта в устройстве своего жилища порождает неиссякаемое вдохновение для стилиста и дизайнера.
Ведь современный темп жизни, все более ускоряясь, начинает требовать от интерьеров особого отношения к человеку. В последнее время, особенно после пандемии 2020 года, я больше не получаю запроса от клиентов на «сногшибательный» интерьер.
Дом становится для людей местом уединения, коконом спокойствия и стабильности, поэтому так важно, чтобы он отражал внутренний мир хозяев, был интуитивно понятным, естественным и вневременным. Сегодня мы ждем от интерьера, чтобы он был максимально созвучен нашим представлениям о счастливом и комфортном доме. Чтобы он наполнял нас энергией, успокаивал и погружал в атмосферу защищенности и вдохновения.
Один из культовых дизайнеров современности Келли Хоппен в своей книге «Золотые правила дизайна» пишет: «Речь о том, как вы себя чувствуете в доме, принимая пищу, беседуя, читая или отправляясь спать. Теперь искусство дизайна обращено на то, чтобы использовать пространство, свет, материал для создания хорошего настроения»[5]. Любопытно, что сама Келли Хоппен родом из ЮАР, из Йоханнесбурга – и она всегда подчеркивает, что в своей работе стилиста использует идеи, предметы и решения со всего мира, опыт разных этносов и стран. Но прежде всего Келли коллекционирует впечатления!
«Во время путешествий я отмечаю все новое, что меня окружает. Это похоже на то, что я мысленно заполняю некий воображаемый шкаф прекрасными предметами – там скапливаются образы, материалы, свет, цвет, отдельные предметы. Здесь, однако, задействована не только зрительная память; я отмечаю в голове ощущения, обстановку и вызванные ими чувства. Я не делаю сотен фотографий и не пишу подробных заметок, а просто стараюсь как можно полнее овладеть новым для меня способом восприятия, чтобы впитать весь чувственный опыт и выбрать нужное. Возвратясь в офис и принимаясь за работу над дизайном, я понимаю, что запомнившиеся образы всплывают в голове и помогают выбрать верное направление. Например, на Гавайях вид коры пальмового дерева помог мне найти образ загородного дома на берегу. В Новой Зеландии ощущение дуновения ветра спровоцировало идею занавесок, столь тонких, чтобы они напоминали легкий бриз, ласкающий кожу»[6].
Таким образом, дизайн интерьера нужно понимать как чрезвычайно сложную, комплексную и органичную дисциплину. Он тесно связан с архитектурой, инженерией, техническими расчетами и умением грамотно спроектировать пространство так, чтобы все предметы в нем были удобны, безопасны для человека и служили долго. Одновременно дизайн интерьера – это искусство, поскольку он аккумулирует эргономические, эстетические и психологические аспекты в жизни человека.
Стиль интерьера на первый взгляд кажется более легкой дисциплиной для освоения, ведь стилисту вовсе не обязательно знать «математику» дизайна, разбираться в тонкостях нормативов электроразводки и особенностях согласования замены радиаторов. Но именно в стилистике проявляется магия авторского подхода. И если магии не случается – интерьер будет в лучшем случае безликим, а в худшем – банально некрасивым.
В книге «Крутая квартира» я коротко упоминала основные ошибки дизайнеров, связанные с неглубоким пониманием стилистики интерьера или недостатком опыта[7]. И самая распространенная ситуация – это аккуратно и мастеровито сделанный интерьер, в котором тем не менее нет души, не хватает изюминки. Нередко такой дизайн получается «как с иголочки»: красивый, новенький, но…
Да, заказчики часто диктуют свои пожелания, и их невозможно не учитывать. Кто-то не приемлет контрастов, кто-то не готов сделать шаг в сторону от классики, но я убеждена, что во всем можно найти компромисс. Любой интерьер при определенном подходе может стать запоминающимся и самобытным, даже если он консервативен от и до. Достаточно, например, наполнить его предметами искусства – картины, будь то живопись или графика, создадут уникальную, неповторимую среду.
Еще одна ошибка, связанная с недостаточным пониманием стиля, – это отсутствие визуального баланса. Например, когда в компактной квартире делают неброскую отделку и обставляют мебелью «из одного гарнитура», стремясь решить проблему небольшого пространства, в котором хочется избавиться от визуального мусора. В итоге получается обратный эффект – в интерьере нет креативности и точек внимания, в результате чего пространство выглядит неинтересным и нередко создается впечатление, что квартира меньше, чем есть на самом деле. Или когда стремились «упаковать» в один проект противоречивые пожелания жены, мужа и детей – но не хватило диалога и системной работы над стилем, чтобы все увязать в одну цельную картинку.
Наконец, нередко я сталкиваюсь с неверным или просто неглубоким восприятием стиля у начинающих дизайнеров. Например, все мы знаем о том, что классика требует пространства и большого метража, правильных пропорций интерьера. И далеко не всегда пространство заказчиков отвечает этим требованиям – в этом случае грамотный стилист предложит смягчить стиль, сделать его более современным, с деликатными отсылками к классике. Особенно если квартира находится не в сталинке и не в доме дореволюционной постройки, а в жилом комплексе в современной стилистике. Чтобы интерьер не противоречил экстерьеру – ведь это еще одно важное условие профессионального отношения к образу квартиры.
В профессии стилиста как нигде важны насмотренность, эстетический вкус и опора на историю дизайна и искусства, а также на опыт именитых мировых стилистов, трендсеттеров эпохи. «Да нет у меня стиля – посмотрите на меня! Иногда я покупаю что-то на рынках, иногда у молодых дизайнеров, иногда получаю подарки… Мой стиль – свобода!» – провокативно заявляет в своих интервью колосс нашей эпохи, французский культовый дизайнер Филипп Старк. И тут же добавляет: «Смысл дизайна – помогать людям и делать их жизнь лучше. Но без ноты юмора дизайн бесчеловечен. Элегантность и честность – вот два параметра, по которым я оцениваю любое творение рук человеческих»[8].
Предметный дизайнер и арт-деятель испанского происхождения Патриция Уркиола говорит о необходимости естественного и органичного стиля в интерьере так: «В любом интерьере должна быть независимость от человеческого тела, как у валунов, поросших мхом, у деревьев, поваленных бурей, на которых сидеть очень удобно, но ты знаешь, что не ради тебя они такие, какие есть. Дизайнер должен сделать все, чтобы было удобно и не хотелось вставать с кресла или дивана. Но уж если ты встал и отошел в сторону, то должно остаться не просто пустое место для тела, а что-то очень самодостаточное, как пейзаж»[9]. Она также всегда подчеркивает, что хороший стиль в дизайне должно характеризовать одно слово: «легкость».
«Комфорт, неприхотливость, интуитивная эклектика в меблировке – вот ее идеалы», – пишет о стиле Патриции журналист The New York Times Никил Савал, которому повезло провести с иконой промышленного дизайна несколько дней в свободном общении в обстановке ее семейного дома на Ибице. По словам Патриции Уркиолы, самый ужасный интерьер для человека – это тип американского офиса; однообразный, сухой, в котором нет возможности живой и естественной эклектики[10].
Живая и естественная эклектика – пожалуй, наиболее точное из образных определений того, что есть стильный интерьер, а что – нет.
Ведь очень часто идея интерьера рождается из одной мысли или легкого впечатления. Целый образ квартиры может выстроиться из запавшего в душу лесного рассвета в тумане, редкого полосатого камешка, который ваш ребенок подобрал на берегу и подарил вам или скромного лавандового букета на столе кафе-летника на берегу Балтийского моря где-то в Зеленоградске…
Однажды в мою студию обратилась редактор известного интерьерного журнала, человек несомненно насмотренный, с большим опытом и вкусом. Изначально она видела свою квартиру в спокойной неоклассике, где ничего не отвлекало бы от расслабления, где цвета были бы приглушенными, а впечатление создавалось подобное брючному деловому костюму свободного кроя, который можно надеть и со шпильками, и с белыми кроссовками.
Но в процессе общения с этим удивительным человеком у меня возник образ фамильного загородного дома, где собирается несколько поколений одной семьи, где ценится самодостаточность, изящная эстетика, любимые старые вещи, штучные предметы, которые приятно разглядывать, к которым приятно прикасаться…
Так родился «Гранатовый интерьер» – с ретро-стульями в столовой зоне, бело-синей кухней и спальней с английскими обоями на акцентной стене, где сочетаются винный, зеленый и белый оттенки. Проект этот до сих пор получает комплименты публики – хотя с момента его реализации уже прошло несколько лет.
Зная из собственного опыта, как важно живое восприятие окружающего мира и людей для создания безупречных по стилю проектов, я с особым трепетом слежу за признаниями великих дизайнеров современности о том, как они создают интерьеры. И нахожу много общего.
В ЭТОЙ СВЯЗИ ДЛЯ МЕНЯ ЦЕННА НЕБОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ ИЗ КНИГИ КЕЛЛИ ХОППЕН:
«В моем офисе есть коробка с надписью Идеи Келли. Не трогать. Кто все-таки ее откроет, того постигнет разочарование, потому что там хранятся обрывки листочков, фотографии и открытки, которые напоминают мне о тех местах и образах, которые я люблю. Для меня истинное удовольствие перебирать эти бумажки – что я, кстати, делаю постоянно, – потому что это как кладовая памяти. Натыкаясь на определенный образ, я как будто вновь мысленно переношусь в определенное место в определенное время. Я не просто вижу его – я могу его слышать, чувствовать его запах, вкус, воспринимать ощущения. Я начинаю не просто восстанавливать его в памяти, но и думать о том, каким образом я могла бы выразить свои ощущения в моем дизайне. Каждый день все мы испытываем влияние предметов и ощущений, которые мы видим с воспринимаем, – разница лишь в том, что я более другие отдаю себе в этом отчет. Я могу увидеть накрахмаленную белую рубашку и плетеный узорчатый кожаный ремень, и вдруг мне безумно захочется сделать дизайн комнаты, сколь же накрахмаленной и белой, как эта рубашка, где ничто не нарушило бы это ощущение крахмальной белизны, кроме плетеного кожаного изголовья кровати»[11].
Но как научиться из поэтичного (и часто сиюмитного) впечатления создавать интерьер, который будет актуальным и пять, и десять лет? Как обновить стиль в уже существующем интерьере, чтобы он приобрел необходимое живое дыхание и естественность? Или как самостоятельно создать в своей квартире стильное и органичное пространство, базируясь, например, на типовой отделке от застройщика?
Возможно ли практикой и самообразованием прокачать свои творческие способности, чувство стиля и умение «поймать за хвост» жар-птицу атмосферности, уюта, стиля?
Мой ответ – да, безусловно. В этой книге собраны мои экспертные выкладки о профессии стилиста в России, особенностях работы, монетизации навыков и повышения квалификации; собрана азбука основных стилей с понятными скетчами, которые можно использовать в качестве шпаргалки в повседневной работе; есть понятное руководство по колористике, основам композиции и правилам визуального баланса. Также я делаю разбор примеров, показывая варианты преображение за счет текстиля, предметов мебели и декора и публикую в качестве примеров реализованные работы от дизайн-студии «Уютная квартира».
Я искренне надеюсь, что новая книга, как и «Крутая квартира», изданная ранее, станет удобным настольным руководством для стилистов, дизайнеров и всех, чья душа лежит к эстетичному обустройству своего пространства.
Здесь снова хочется процитировать «профессионального мечтателя» Филиппа Старка: «Моя работа – постараться очистить мир и сделать жизнь лучше. Окружив себя уродливыми вещами, мыслями и намерениями, вы и сами становитесь уродом. Но среди красивых вещей, прежде всего, красивых по смыслу, жизнь становится лучше».
Значит, будем делать жизнь лучше!