1 Путешествие в геймдев

1.1. Все начинается с мечты

Все наши мечты могут сбыться – если у нас хватит смелости их осуществить.

Уолт Дисней

У всех есть мечта, и не одна. Я не исключение. Среди моих желаний, помимо прочего, числились написать книгу и выступить в театре. Как ты уже понял, книгу я написал. В театре, кстати, тоже получилось сыграть одну из главных ролей. И это было в 25 лет, а не в садике на детском утреннике.

Но самым большим желанием у меня было заработать… ой, то есть сделать игру. Ведь с самого детства мне нравилось играть в игры. В основном у друзей, потому что в моем доме не было ни одной игровой консоли, зато было много знакомых ребят с Dendy и первой PlayStation. Правильно говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»… с приставками.

Дома, конечно, был компьютер, но отец редко давал нам в него поиграть. Я написал «нам», потому что всю жизнь я всё делил со своим братом-близнецом Андреем. Вместо часа игры в компьютер я играл всего 30 минут. Но, даже играя так мало времени, я все равно обрел любовь к играм. Сразу скажу – я не геймер.

Многие по ошибке думают, что хороший разработчик игр обязан быть геймером и любить сюжетные игры. Я не прошел ни одной сюжетной игры, зато любил играть в онлайн-игры. Для меня они были еще одним социальным инструментом. Я не понимал, зачем мне игра, в которую я не могу поиграть со своим другом. Так что я играл в Counter Strike, Dota 2 и большое количество MMORPG.

Поэтому я могу точно сказать, что мечта создать игру для меня была далеко не главной. Скорее, в подростковом возрасте я мечтал нарисовать мангу (если ты не в курсе, это японский комикс). Тогда мечта создать игру казалась нереальной, по этой причине я не воспринимал ее всерьез. Конечно, у меня были попытки сделать игру на движке Game Maker, но тогда я был слишком юн и глуп, чтобы хоть что-то сделать. Поэтому вернулся я к своей мечте только после выпуска из колледжа.

Учился я на дизайнера. И не потому, что хорошо рисовал, а потому, что любил это делать. Ну и все еще мечтал нарисовать свою мангу. Когда у меня появились навыки рисования на графическом планшете, мечта создать игру стала казаться мне не такой уж и нереальной.

Жаль, эта мечта воскресла поздновато, потому что меня забрали в армию. Но даже там я продумывал, какую бы мне игру сделать. На удивление, я познакомился с парнем, у которого знакомый делал игры и зарабатывал на этом. Правда, он незаконно использовал ассеты Angry Birds и успел заработать не так много, потому что его игру быстро забанили. После этой информации я еще больше загорелся и начал придумывать идеи для будущих игр. Идеи были ужасные, но на тот момент я думал иначе. Сидел и делал зарисовки в альбоме в свободное время – благо его было много.

Но когда год службы подошел к концу и я вернулся домой, моя цель сразу же сесть за разработку игр попросту испарилась. Я проводил время с друзьями, нашел работу маркетологом и забыл про разработку игр… Но случилось чудо. Спустя четыре года я наткнулся на видео про Кремниевую долину. В нем брали интервью у CEO-компании по разработке графики для игр, и он сказал, что это очень прибыльное дело. Конечно же, я вспомнил, что у меня была мечта делать игры, а если это еще и хорошо оплачивается, то нужно изо всех сил постараться перейти в эту индустрию.

Но наибольшее влияние на меня оказало другое видео, которое мне порекомендовал YouTube. Это было интервью с разработчиком, который был младше меня, и он в соло смог заработать на игре аж 700 000$. Тогда я загорелся еще больше и уже не мог не начать искать ответ на вопрос: «Как же мне сделать свою игру?»

Программировать я не умел, мог только рисовать спрайты для игр. Это меня и останавливало больше всего, потому что изучение языка программирования мне казалось еще тем подвигом. Но в этом видео я впервые услышал про движок Construct 3, который позволяет создавать игру без кода. Именно с его помощью молодой парень без знания языка программирования смог сделать игру и заработать на ней 700 000$. Еще раз напишу для эмоционального усиления: «ЗАРАБОТАЛ 700 000$, КАРЛ!!!»

Ему не нужно было учить язык, а самое главное – он был младше меня. Тогда я и понял, что, если такой молодой парень смог сделать прибыльную игру, чем же я хуже? Сейчас, вспоминая этот момент, я очень рад, что задал себе такой вопрос. Ведь многие люди недооценивают свои возможности, и я как раз относился к их числу. Но в тот раз я решил не идти на поводу у своих «тараканов», сел за компьютер, открыл движок, нашел видеоуроки в свободном доступе и… ничего не понял. Даже движок с визуальным программированием показался мне тогда непонятным. Так что я закрыл его и долгое время не возвращался к изучению.

На этом моя история инди-разработчика могла бы и закончиться, но я решил, что лучше отложу эту проблему на потом, а сейчас изучу получше рынок. Поэтому я подписался в соцсетях на большое количество групп, связанных с разработкой игр, и мониторил, что там публикуют. Среди всех этих публикаций я нашел блог одного начинающего разработчика и подписался на его канал. Смотрел каждое новое видео, вступил в чат его подписчиков и просидел без дела целый год, общаясь с разработчиками игр. Там были как новички, так и уже опытные специалисты. При общении в этом чате я чувствовал причастность к индустрии, ведь раз я общаюсь с разработчиками, я, получается, тоже разработчик. Ха-ха, да, звучит смешно, но мне тогда так не казалось.

На самом деле я не просто общался, а иногда еще рисовал спрайты для будущих проектов. Программировать я не умел, но умел рисовать и думал так: «Сейчас я потрачу время на графику, чтобы потом, когда научусь программировать, она уже была готова». Делал какие-то зарисовки, скидывал в чат, хвалился, благо ребята поддерживали меня. Так пролетел год, и в итоге я подумал, что, скорее всего, я никогда не начну разбираться в игровом движке и надо бы найти в партнеры программиста. В чате я присмотрелся к Александру Пешкову, который как раз учился делать игры в Construct 3. Мне показалось, что он будет не против поработать вместе над игрой.

Я подумал, что было бы здорово сначала вместе поучаствовать в геймджеме, а если все пройдет хорошо, то приступать к разработке большого проекта. Что это такое? Геймджем (Game Jam) – это сходка разработчиков игр с целью разработки одной или нескольких игр за ограниченный промежуток времени (как правило, от одного дня до нескольких недель). Участниками геймджемов обычно являются программисты, геймдизайнеры, художники и другие специалисты, работающие в области разработки игр.

Тогда как раз должен был начаться Ludum Dare – один из самых популярных игровых джемов. Поэтому я написал Александру, мол: «Давай сделаем вместе игру на людум – я рисую, а ты кодишь». На что он ответил, что не против, и я был очень счастлив, потому что наконец – то получил возможность создать свою первую игру.

За 72 часа мы разработали игру, чем-то похожую на Among Us, только играть надо было за деда, который чинит корабль. Хороших результатов на джеме мы не добились, но зато я наконец-то впервые сделал собственную игру. И всего-то спустя год общения в чатах разработчиков… Не повторяй моей ошибки! Не откладывай разработку своей первой игры. Работай в будни по вечерам, а в выходные с утра до вечера – не трать драгоценное время.

Так вот. По окончании джема мы с Александром продолжили сотрудничество. Тогда я, наткнувшись на статью знакомого мне разработчика Лобачева Алексея, впервые узнал про HTML5 площадку Яндекс Игры. В связи с этим нашу первую игру мы решили сделать для этой площадки, а не в Google Play. Почему? Да потому что я объективно оценивал свои силы и понимал, что с нашим опытом было бы глупо выходить на высококонкурентную площадку, а на Яндекс Играх в то время как раз конкуренции почти не было.

Мы сделали игру с merge-механикой в казуальной стилистике на тему Хэллоуина. Хотя мы делали ее так долго, что к празднику не успели… Но игра все равно хорошо себя показала, хоть и вышла гораздо позже. В первый же день она заработала 1000 рублей. Так как это был наш первый проект, такой результат нас очень порадовал. В последующие дни она заработала меньше, но начало нашему пути в светлый геймдев было положено.

Единственное «но» – мне не понравилось работать в команде, ведь я хотел делать все по-своему. Посмотрев на Сашу, я понял, что программировать не так уж и сложно, поэтому заново попытал удачу в Construct 3. На удивление у меня начало получаться. Начал смотреть уроки на YouTube и читать форум разработчиков. Благодаря этому я смог научиться работать в движке… точнее, я изучил необходимый минимум, чтобы делать простые игры. Так и начался мой путь инди-разработчика.

1.2. Из маркетинга в геймдев

Увольнение – это способ природы сказать вам, что вы изначально выбрали не ту работу.

Хэл Ланкастер

Хоть я и начал делать игры самостоятельно, мою основную работу никто не отменял. А работал я в тот момент маркетологом в агентстве недвижимости, настраивая контекстную и таргетированную рекламы. Если ты не знаешь, что это… то тебе и не надо знать. Если говорить по-простому, то я приводил потенциальных клиентов на сайт компании.

Это была обычная «пятидневка» по восемь часов работы в день. Мне нравилась эта работа и коллектив, однако делать игры мне нравилось больше. Поэтому я сидел перед компьютером на работе с 09:00 до 18:00, возвращался домой в 18:30, ужинал до 19:00 и садился за разработку игр до 23:00. Иногда сидел до поздней ночи. Такой график многим покажется изнуряющим, но когда ты горишь идеей, устаешь гораздо меньше. Ну или усталость так сильно накопится, что потом нахлынет на тебя разом.

Я настолько сильно хотел разрабатывать игры, что, пока сидел за компьютером на работе, все мои мысли были не о настройке рекламных кампаний, а только о том, как бы поскорее вернуться домой и продолжить разработку.

Почему я работал маркетологом? Все просто – я учился в колледже на дизайнера рекламы, а после решил получить высшее образование маркетолога, чтобы продвинуться в этой сфере. На самом деле, эти знания сильно пригодились в разработке игр. Ведь сделать игру – это лишь половина работы. Вторая половина – продать ее игрокам. Это касается не только красивой «обертки» и настройки рекламных кампаний, но также понимания спроса и уникального торгового предложения (УТП) для целевой аудитории.

Но давай вернемся к разработке игр. Получается, я разрабатывал игры, совмещая это с работой маркетолога? Верно. Сколько времени это длилось? Примерно девять месяцев, хотя я мог уволиться уже через шесть. Сейчас расскажу, почему.

После того, как наши с Александром пути разошлись, я приступил к разработке своего первого самостоятельного проекта. Так как у меня все еще было мало опыта, я совершил самую главную и очевидную ошибку начинающего разработчика – выбрал проект, который был мне не по зубам.

Это самая распространенная ошибка новичков. Все сразу идут делать «проект мечты». Обычно это либо стратегия масштабов Warcraft 3, либо свой Diablo, а некоторые могут даже сразу сесть делать MMO RPG. Никто не думает о том, что эти проекты делал далеко не один, а то и не сто человек. Но и это не главное упущение данного решения. Основная сложность в том, что это первый проект. Как можно без опыта сделать крутой проект? Когда это касается игр, никто не будет думать об этом как о проблеме. А если представить, что человек вдруг захотел стать архитектором и сразу начал строить небоскреб? Как думаешь, у него это получится?

Вот и я наступил на эти грабли, но, благо, не сильно. Делал я его всего три месяца, к тому же попутно разбираясь в движке и работая только по вечерам. Но все же мне следовало начать с чего-то более примитивного, а я выбрал игру в жанре Tower Defense. Там нужно было дать игроку возможность атаковать разными видами оружия, сделать несколько врагов, магазин, улучшения и т. д. На деле же стоило начинать с кликера или теста (квиза). Такую игру я бы сделал без проблем за день и спокойно бы выложил, пройдя весь этот путь первой разработки гораздо быстрее.

С другой стороны, такие большие проекты дают много опыта – правда, это единственный плюс, который совсем не покрывает минусы. Поэтому забудьте про разработку больших проектов на первых порах.

В общем, приступил я к созданию проекта в конце декабря 2022 года. Делал я его с целью выложить не только на Яндекс Игры, но и на Google Play. Но, к моему сожалению, проект я доделал только в середине марта 2022 года, когда Google Play уже закрыл возможность зарегистрировать аккаунт из РФ. По этой причине получилось выложить его только на Яндекс Игры. В день этот проект приносил примерно 300–500 рублей. Делал я его три месяца. А проект, который мы сделали с Александром за три недели, зарабатывал 500–1000 рублей.

Тогда я был немного разочарован. Я потратил гораздо больше времени, но не получил желаемого результата. Однако разочарование длилось недолго, ведь я горел разработкой игр и у меня уже были наработки для двух-трех других проектов. Они были простыми. Одна игра была в жанре 2048, другая – текстовый квест (мини-новелла). Первую я сделал быстро, потому что купил исходный код у другого разработчика, а визуальную часть сделал, еще когда бездельничал в чатике с разработчиками. Вторую тоже сделал довольно быстро – за пять – шесть дней.

Как ты думаешь, какой результат был у этих игр? Ответ: ничем не хуже, чем у той, которую я делал три месяца. Знаешь, почему? Потому что без опыта делать игру что три месяца, что три дня – результат, скорее всего, получится один и тот же. Ведь неважно, как много фич, механик и уровней ты добавишь, если ты не умеешь их делать – результат будет плохим.

Поэтому я для себя решил, что пока я новичок, буду браться за проекты, которые состоят из одной простой и понятной для игрока механики. Таким образом, за следующие шесть месяцев я сделал около двадцати пяти небольших проектов и начал зарабатывать в три-пять раз больше, чем на основной работе.

Как ты считаешь – получая доход с игр, который был в разы больше основного, хотел ли я уволиться с основной работы и все свое свободное время посвящать геймдеву? Конечно же да, но я не мог этого сделать. Не хотелось писать о грустном, но, когда я только пришел в геймдев, мои финансы «пели романсы». В целом, именно это положение и подтолкнуло меня к созданию игр. Помимо того, что мой доход маркетолога в маленьком городе был невысок, у меня еще были огромные долги перед банком.

Доход с геймдева спас меня и со временем в несколько раз превысил мой основной. И как только я подумал, что стоит уволиться и посвятить себя полностью геймдеву, мои любимые родственники оказались против. У всех был один аргумент «Сейчас у игр есть доход, а завтра может не быть, а работа в компании – это стабильность». Вот только мне не нужна была такая стабильность. Ладно родители – к их совету я могу прислушаться, но сделать все равно по-своему. Настоящая проблема была в моей супруге, которая тоже не поддерживала мое стремление заниматься играми на постоянной основе. Сколько бы аргументов я ни приводил, наш диалог всегда превращался в ссору. Поэтому мне пришлось отказаться от этой затеи.

Почему я не хотел ссориться лишний раз с женой? А потому, что геймдев на тот момент почти разрушил мой брак. Свободное от работы время, которое я прежде уделял супруге, я начал уделять разработке игр. Почти шесть месяцев мы с ней толком не проводили совместный досуг, из-за чего сильно отдалились. Вскоре это привело к разводу.

Какие еще были минусы? Маркетологом я начал работать спустя рукава, потому что все мои мысли занимала разработка. Кроме того, я отдалился от своих друзей, которые каждый раз, когда звали погулять или куда-нибудь сходить, получали ответ: «Я делаю игры, давайте в следующий раз». А в следующий раз ответ был обычно такой же… Плохой из меня друг.

Думаете, из-за всех этих минусов я пожалел, что решил разрабатывать игры? А вот и нетушки. Назло всем недругам (и любимым родственникам) я достиг небольшого, но все же успеха в разработке игр и оказался прав! Друзья говорили, что у меня не выйдет зарабатывать на играх, а у меня получилось. Родственники утверждали, что если уволюсь, то потом пожалею. Но я ни разу не пожалел. Конечно, хоть я и остался без жены и друзей, зато закрыл все долги перед банком, освободил место для личной жизни, а также для разработки игр, и теперь счастлив. К тому же в следующем году я уже заново сыграл свадьбу с первой подростковой любовью, и у меня родился ребенок – любимая доченька Кира.

Для чего я все это писал? Чтобы донести до своего любимого и дорогого читателя, что, как бы ни было сложно и грустно, в геймдеве тебя ждет светлое будущее. Главное – верить в себя, и все получится. А также прочитать эту книгу от корки до корки – тогда шансы на успех утроятся. Но не увольняйся, пока игры не начали приносить доход вдвое больше основного и не накопилась подушка безопасности на шесть-восемь месяцев, а то ничего хорошего не выйдет…

1.3. Что такое этот ваш «геймдев»?

Игры – это не просто увлечение, это искусство.

Шигеру Миямото.

В наше время видеоигры являются одним из самых крупных сегментов индустрии развлечений. Согласно последним данным, 3,1 из 7,8 миллиарда населения планеты являются геймерами, что составляет приблизительно 40 % от общего числа людей в мире. Почти половина населения планеты регулярно играет в игры! Игровая индустрия по масштабам сопоставима с киноиндустрией и конкурирует с ней за время и внимание пользователей. Всегда держи в голове, что твоя игра конкурирует в первую очередь не с похожей игрой на площадке, а с Netflix или Disney, в зависимости от возраста целевой аудитории (ЦА) твоей игры.

Наверняка ты думаешь, что в геймдеве крутятся большие деньги. И это правильные мысли. В прошлом году суммарный доход игровой индустрии составил 149 миллиардов долларов США. Однако всего лишь 50 лет назад ее еще не существовало. Более того, первая компьютерная игра в мире появилась только 80 лет назад.

Так что же такое этот ваш геймдев? Чтобы ответить на этот вопрос, мне стоит рассказать, как он появился и развивался. Ведь где ты еще об этом узнаешь, как не в этой книге? Итак, осенью 1961 года в Массачусетский технологический институт поступил мини-компьютер PDP‐1, который с нетерпением ждали преподаватели и студенты. Для демонстрации его возможностей был создан специальный комитет, в который вошли Стив Рассел, Мартин Грец, Уэйн Витенен. Вдохновленные произведениями о космосе, они решили представить возможности компьютера в игровой форме. Парни создали игру про космические баталии всего за шесть месяцев, назвав ее Spacewar!. Это была одна из первых компьютерных игр!

В игре участвовали два космических корабля, которыми игроки управляли с помощью джойстиков. Цель игры состояла в уничтожении корабля противника. Уклоняться необходимо было не только от выстрелов соперника, но также от столкновений с его кораблем или со звездами. Студенты привнесли тогда много новшеств. Например, ограничение запаса торпед, которыми нужно было стрелять в противника, или возможность переместиться в случайную точку экрана, чтобы увернуться от выстрела или столкновения.

Игра не снискала популярности, так как в США в то время было очень мало компьютеров с мониторами. И те в основном принадлежали исследовательским учреждениям. Коллеги-ученые запрашивали код игры у разработчиков, адаптировали под свои устройства и играли после рабочих смен. Спустя десять лет игра стала культовой среди ученых, но первым, кто решил заработать на этой игре, стал Нолан Бушнелл. Кстати, впоследствии его имя оказалось увековечено в зале славы компьютерных игр.

Идея заработка была проста – Бушнелл хотел переписать игру для аркадных автоматов, в которые люди вставляют монетку для игры. Однако исходный код Spacewar! был написан для дорогого компьютера PDP‐1 и не подходил для более дешевых моделей. Бушнеллу пришлось перенести игру на более доступный Data General Nova и переименовать ее в Computer Space. В этой версии игрок должен был сбивать летающие тарелки и уклоняться от их атак. Несмотря на усилия Бушнелла, игра не стала популярной в барах из-за сложности игрового процесса, который требовал от игроков быстрой реакции. А в барах, как известно, люди всю реакцию пропивают… Немного непродуманная была бизнес-модель.

Но, раз он попал в зал славы, дело этим явно не закончилось. После неудачи с Computer Space Бушнелл не отказался от идеи зарабатывать на играх. В 1972 году вместе с партнером Тедом Дабни он основал компанию Atari, которая начала работу над симулятором вождения автомобиля. К сожалению, эта игра оказалась слишком сложной для технических возможностей Atari, и от нее пришлось на время отказаться.

В один прекрасный день Бушнелл посетил презентацию игровой приставки Magnavox Odyssey, которая была первой приставкой, подключавшейся к телевизору. На презентации Бушнелл увидел игру Table Tennis (Настольный теннис). После увиденного, он украл… то есть вдохновился идеей для создания своей собственной игры про настольный теннис, но уже для аркадных автоматов. Так появилась легендарная игра – Pong, в которой на разделенном сеткой экране перемещались две теннисные ракетки и мяч.

«Фишка» игры была в том, что каждая ракетка представляла собой полоску из восьми сегментов. Каждый отражал мяч с разной траекторией. Фактически, игра могла продолжаться бесконечно, пока игрокам не надоест. Однако из-за технических ограничений компьютерных плат ракетки не могли достичь верхней границы экрана, и игра заканчивалась, когда мяч отскакивал от верхней границы. Как говорят в геймдеве: «Не баг, а фича».

Тестовый образец автомата был установлен в ноябре 1972 года в одном из баров Калифорнии. Через несколько дней он сломался. Причина поломки была в том, что автомат заработал слишком много денег. Звучит странно, но коробка из-под молока, которую использовали в качестве монетоприемника, была заполнена монетами до такой степени, что мешала работе игры. Бушнелл подсчитал, что средний автомат Pong за вечер зарабатывал около 40$, что позволяло окупить его разработку всего за месяц! Это как раз и стало отправной точкой новой эры аркадных игр.

Через несколько лет появятся такие игры, как Space Invaders (1978) и PacMan (1980). Они уже существенно отличались в лучшую сторону от родоначальников индустрии как визуально, так и в плане игрового процесса. Например, в Space Invaders, в которой нужно было стрелять из лазерной пушки по рядам инопланетян, было крутое музыкальное сопровождение, придуманное ее разработчиком Томохиро Нисикадо. Мелодия, которая играла на протяжении всего процесса и ускорялась по мере прохождения уровней, была простой и состояла всего из четырех нот. Это создавало напряжение и глубже погружало в игру. Именно тогда разработчики игр поняли, что не стоит пренебрегать саунд-дизайном.

Казалось бы, хорошо, что на рынке появился крутой продукт, но из-за популярности Space Invaders рынок заполонили шаблонные игры, в которых игроки управляют летательными аппаратами и сражаются с врагами. Но разве такой геймплей будет интересен женской аудитории? Так подумал японский разработчик Тору Иватани. Размышляя над концепцией игры, которая охватит эту аудиторию, Иватани пришел к выводу, что нужно делать игру, связанную с едой. Ведь, по его мнению, еда относилась к приятным для женщин темам. Так и появился PacMan. Кстати, по слухам, Тору создал персонажа PacMan, употребляя пиццу. Озарение пришло, когда он убрал из круглой пиццы один кусочек.

Благодаря выпуску этих трех игровых гигантов, автоматы стали размещать в самых разных местах – от кинотеатров до больничных приемных. В 1982 году общий доход всей игровой индустрии по различным оценкам составил от 11,8 до 12,8 миллиарда долларов. Для сравнения, поп-музыка в том же году заработала 4 миллиарда долларов, а киноиндустрия – всего 2,8 миллиарда.

Однако не только в Японии и США были гениальные разработчики игр, но и в СССР. Например, Алексей Пажитнов – создатель популярного во всем мире Тетриса. В свободное время мой тезка любил собирать пентамино – головоломки, состоящие из соединенных разными способами пяти квадратов. Вдохновившись этим занятием, он решил создать компьютерную игру на их основе. Тем не менее отрисовать фигуры из набора на Электронике‐60 он не смог. Поэтому Алексей использовал символы «[» и «]». Но и это был не единственный камень преткновения – мощности компьютера не хватало для работы с фигурами из пяти квадратов, поэтому он уменьшил их до четырех. Экспериментируя, он добавил механику автоматического удаления полных строк, а также увеличения скорости падения фигур. Так и появился всеми любимый Тетрис. Нетфликс даже снял фильм про эту игру. Очень советую к просмотру.

Но когда же закончилась эпоха аркадных игр и началась эпоха ПК и консолей? Ответ: в девяностые. Это случилось благодаря появлению CD-дисков, развитию 3D-технологий и распространению операционных систем Microsoft и Mac OS. Началось становление геймдева таким, каким мы его знаем сейчас. Именно тогда зародились популярные жанры, такие как шутеры, стратегии, RPG и прочие.

Например, в 1992 году вышла игра Wolfenstein 3D. В ней ты берешь на себя роль разведчика и должен уничтожить нацистский объект, а также армию мутантов. Герою доступны разные виды оружия с лимитом патронов, а враги наносят увечья, которые отнимают очки здоровья. В общем, это был основоположник шутеров, в которые мы играем сейчас. После уже появились такие игры, как: Doom, Duke Nukem 3D, Counter – Strike, Call of Duty и т. д. Благодаря развитию технологий развился и реализм в играх. Теперь родители юных геймеров уже не могли игнорировать жестокость в играх.

Больше всего претензий было к игре Mortal Kombat. Кстати, пока искал всю эту информацию для тебя, наткнулся на историю создания этой игры. Оказывается, изначально игра должна была быть про популярного актера Ван Дамма. Но из-за плотного рабочего графика тот не смог посотрудничать с Midway Games. Однако руководство компании все равно решило сделать файтинг на основе восточных единоборств. Так и появилась первая Mortal Kombat. Сначала она увидела свет только на игровых автоматах, но спустя год появилась на ПК и домашних игровых консолях со второй частью. Тогда-то и начались проблемы…

К выходу игры уровень преступлений в США достиг рекордной отметки, и в стране всерьез обсуждали, что делать с волной насилия. Появление игры, строившейся на упоении насилием, подлило масла в огонь. Именно тогда и была создана рейтинговая система, которая работает и по сей день. Без обвинений в чрезмерной жестокости не обошелся и шутер под названием Doom. Особенно когда произошло массовое убийство в школе Колумбайн – многие как раз обвиняли в этом кровавый шутер. Странно, конечно, что все проблемы спихнули на игру, а не на боевики конца 90‐х… Ну да ладно, это дела минувшие.

Как-то я, не заметив, ушел в негатив. Вернемся к хорошему. Осталось не так уж и много того, что я хотел бы тебе рассказать. Ведь мы подошли к нулевым, а эти игры до сих пор у всех на слуху: серии Fable, Serious Sam и The Sims, Diablo 2, The Elder Scrolls 3, Warcraft 3, Max Payne, Counter – Strike, Quake 3, Battlefield 1942, World of Warcraft и т. д. У меня от одного их перечисления уже слюни потекли – сразу захотелось еще раз поиграть в них. И это далеко не все знаковые игры тех лет. Можно перечислять и перечислять.

Но не культовые игры больше всего повлияли на индустрию в 2000‐е, а широкое распространение интернета и создание мощных телефонов. Эти события стали фундаментом для самой крупной и быстро развивающейся части геймдев-индустрии. Да-да, речь идет о мобильном рынке. Ведь по итогам 2023 года на мобильный геймдев приходится почти 50 % дохода всей индустрии. Консольный рынок имеет 29 %, ПК – 21 % и 1 % – WEB-рынок.

Давай вернемся к нулевым и рассмотрим зарождение и смерть Flash-игр. Зачем нам это? Потому что HTML5 игры, которые сегодня популярны и имеют целый 1 % от доходов всей индустрии, являются их преемниками. Я сам начал разрабатывать (да и не прекращаю) игры для HTML5 портала и много буду рассказывать об этом рынке на последующих страницах книги. Поэтому я считаю, что не могу упустить из виду развитие Flash—игр.

За свою историю Flash приобрел негативную репутацию из-за чрезмерно жестоких игр, которая затмила его положительное влияние на интернет и контент. Люди забыли, что он сформировал облик веб-страниц, продвинул пользовательский контент и анимацию, а также внес значительный вклад в развитие современного интернета. Что уж тут говорить про вклад в игровую индустрию! Ведь он дал «буст» инди-индустрии, сильно повлиял на мобильные и социальные игры, а также создал такие жанры, как: tower defence, escape room, пазлы, кликер и многие другие. Столько заслуг, которые многие позабыли! Поэтому давай вспомним про них хотя бы на страницах этой книги.

Как же создавались Flash-игры? С помощью программы Macromedia Flash (с 2005 года – Adobe Flash). Я, кстати, в подростковом возрасте немного работал в этой программе, но самую малость – больше внимания уделял Autodesk 3Ds Max, а вот у моего братаблизнеца получилось даже сделать Flash-мультфильм на три-пять минут. Были бы постарше – возможно, смогли бы сделать из этого игру. Но тогда мы не особо отличались умом и сообразительностью.

Так вот, вернемся к нашим Flash-играм. Несмотря на свою простоту и техническое несовершенство, Flash-игры стали популярными благодаря своей доступности. В результате их стремительного развития быстро появились те, кто хотел заработать на этом. Так и возникли Flash-порталы. Зарабатывали они с помощью рекламных баннеров – собственно, сейчас это все кажется обыденностью, но появилось это как раз именно на Flash-порталах. Жаль, что из-за своей жадности порталы начали воровать друг у друга игры, а разработчики в этой схеме оставались за бортом.

И все-таки спустя некоторое время такое пиратство удалось искоренить, аудитория росла, а Flash-порталы платили разработчикам хорошие деньги за эксклюзивы, что благоприятно повлияло на качество продуктов. Таким образом, в первой половине 2000‐х зародилась целая индустрия Flash-игр, во второй половине она взорвала рынок, но уже в начале следующего десятилетия отправилась на покой. Почему?

Смартфоны обрели популярность, а Flash не смог приспособиться к новым условиям. В апреле 2010 года глава Apple Стив Джобс написал открытое письмо, объясняющее, почему Adobe Flash не подходит для устройств Apple: «Мобильная эра про устройства с низким энергопотреблением, сенсорные интерфейсы и открытые веб – стандарты – все те области, в которых Flash отстает».

Это письмо стало первым гвоздем в крышке гроба технологии Flash, но не стоит винить в ее смерти одну лишь Apple. Flash не смог адаптироваться к требованиям смартфонов и стал ненужным как для них, так и для интернета в целом. Во многом Flash сам себя и закопал. В течение нескольких лет Flash получал поддержку 3D и интеграцию с Unity. Adobe пыталась сохранить Flash, но в итоге переключилась на HTML5.

Смерть технологии Flash не была мгновенной – она происходила постепенно. Разработчики все еще создавали крутые игры, но количество игроков неуклонно уменьшалось. В 2013 году спонсоры перестали платить большие деньги за разработку. С 2014 года один за другим начали закрываться крупные Flash-порталы. Это был конец Flash-игр.

Хоть Flash и умер, но подход в разработке игр успешно перекочевал в мобильный сегмент. И не только подход, но и многие Flash-игры перешли на телефоны и начали хорошо там зарабатывать. Некоторые даже продолжают. Однако не все Flash-игры ушли в мобильный рынок – многие перешли на HTML5. Даже целые порталы полностью переключились на HTML5 проекты, что позволило им продолжить существовать и развиваться.

Если тебе кажется, что 1 % от общего объема индустрии для HTML5 рынка – это мало, то ты прав. Для больших компаний так и есть. Но благодаря отсутствию конкуренции с крупными студиями HTML5 порталы повторяют путь своего предшественника. Они дают возможность инди-разработчикам, таким как я и ты, выкладывать небольшие игры и зарабатывать. К тому же, хоть HTML5 и занимает всего 1 %, есть сегмент рынка, который пока и этой планки не достиг, но имеет все шансы в будущем стать лидером индустрии. Речь о VR-играх.

Жизненный цикл виртуальной реальности начался в 2012 году с ранних прототипов Oculus Rift на игровой выставке E3, хотя сама технология возникла еще в 1980‐х. Джарон Ланье, один из основателей VPL Research, создал первые VR-продукты, но они были дорогими и неудобными. В 1995 году даже игровая компания Nintendo попыталась войти на рынок VR с системой Virtual Boy, но она обеспечивала не виртуальную реальность, а скорее головную боль, и была отозвана с рынка через полгода после выпуска. Из-за высокой стоимости и дискомфорта VR не смог завоевать популярность, и его культурное влияние сошло на нет. Исследования продолжались, но технология стала считаться нежизнеспособной.

Тем не менее с появлением мощных смартфонов аппаратные ограничения, сдерживающие развитие виртуальной реальности, перестали быть проблемой. Это произошло, как я уже писал выше, в 2012 году на выставке видеоигр E3, когда основатель id Software Джон Кармак принес на выставку прототип гарнитуры виртуальной реальности, созданный девятнадцатилетним разработчиком Палмером Лаки. Гарнитура была модифицирована, чтобы запускать VR-версию игры Doom. Прототип был сделан из клейкой ленты и ремешка от пары лыжных очков, но это было не важно. Ведь он работал. Надевая гарнитуру, пользователи оказывались полностью погружены в Doom.

После выставки события развивались стремительно. Компания Палмера Лаки Oculus собрала более двух миллионов долларов на краудфандинговой площадке Kickstarter на производство гарнитуры, которую он назвал Oculus Rift. В 2014 году Meta (запрещенная на территории РФ организация) приобрела Oculus почти за три миллиарда долларов.

В 2016 году были выпущены первые VR-гарнитуры: Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR. Но для их использования нужно было подключаться к компьютеру или к Sony PlayStation. В 2018 году появились первые автономные гарнитуры, которые не подключаются к ПК и не зависят от смартфона для отображения и обработки. А в 2019 году выпустили Oculus Quest. У меня, кстати, есть вторая версия этого устройства. Поразвлекаться прикольно, но весь день в него не поиграешь. Да и игр мало.

Вот мы и подошли к концу развития геймдева как индустрии. Да, я много чего упустил, особенно консольный рынок, но, думаю, эту информацию лучше немного раскрыть в следующей главе, в которой я расскажу про существующие площадки, а также магазины с играми.

1.4. Платформы и площадки

Игровые консоли превращают наши фантазии в виртуальную реальность, позволяя нам стать героями собственных приключений.

Хидэо Кодзима

Большинство разработчиков, с которыми я общался, захотели делать игры по той причине, что им нравится играть в них. И обычно это касалось ПК или консольных игр. Я еще не видел таких людей, которые пришли в геймдев потому, что им нравилось играть в мобильные или браузерные игры. С одной стороны, это здорово, но так ли это на самом деле?

Эти новички видят успешные кейсы таких игр, как Stardew Valley или Super Meat Boy, которые были разработаны одним человеком и взорвали геймдев. Вот только обычно никто не знает о 99,99 % провальных продуктов. Поэтому им кажется, что выпустить хит достаточно просто. Сразу вынужден тебя огорчить – это не так. Надеюсь, ты и сам это понимаешь. В геймдеве, да и не только, такой феномен называют «ошибка выжившего» – это когда человек делает выводы, взяв в расчет только успешные истории, и не осознает, сколько было неудачных.

Поэтому мне нравятся разработчики, которые снимают свои розовые очки и делают те проекты и на те площадки, которые им по силам. Я и сам из таких. Вместо того, чтобы год или три делать большую ПК-игру, я сразу смотрел в сторону мобильных и браузерных игр. Так как понимал, что, будучи новичком без знаний геймдизайна, программирования и понимания рынка, я не смогу тягаться с проектами от больших студий. Да даже с небольшими соло-проектами я бы не посоревновался, ведь опыта в геймдеве у меня совсем нет. Так зачем же мне тратить время на разработку сразу большого проекта?

Любой путь начинается с первого маленького шага. Вот и мой начался с маленького проекта. Точнее, с нескольких. Только спустя три года я пришел к готовности сесть за разработку проекта мечты. В моем случае это был клон популярной серии игр Pokemon. Все потому, что я фанат серии, мне нравится боевая система и механика коллекционирования. Поэтому, пока ты читаешь эту книгу, я, скорее всего, делаю своих «покемонов».

К чему я это написал? Геймдев – это не только ПК и консоли. Это еще мобильный и браузерный рынки. Есть еще VR-рынок, но там пока не так много пользователей. Зато потенциал у этого сегмента огромный, так что сбрасывать его со счетов не стоит. Просто я работаю только в 2D, следовательно, для меня путь туда закрыт. А вот на ПК, консоли, мобилки и веб можно делать 2D – проекты и рассчитывать на успех (точнее, на то, что он может прийти).

По уровню сложности и возможностям я бы расположил рынки от легкого к сложному таким образом.

Легкий – HTML5 (он же браузерный) рынок.

Средний – мобильный рынок и VR.

Сложный – ПК и консольный рынки.

Почему я расположил их именно так? Давай расскажу тогда про каждый рынок по отдельности, а начну с самого мне знакомого и, как мне кажется, самого простого. С браузерного (HTML) рынка.

В прошлой главе я писал об истории Flash-игр. И о том, что браузерный рынок – это преемник флэша. Конечно, игры сейчас не такие дикие и кровавые, но их можно запускать в браузере, как и Flash-игры. Это и есть самое главное преимущество веба – игроку не нужно захламлять память своего устройства. Он может поиграть в сотни тысяч игр, которые не придется скачивать. Открываешь игру, ждешь, когда она загрузится – и можешь играть! Поиграл пять минут, понял, что хочешь чего-то другого. Закрыл. Открыл новую игру – и так по кругу. Эта концепция отлично спасает родителей с маленькими детьми, у которых еще нет своих смартфонов. Вместо того, чтобы ребенок захламлял память телефона играми, в которые поиграет три минуты и закроет, можно открыть сайт с web-играми и дать ребенку поиграть в любую игру, которую он пожелает.

Конечно, из-за бурного роста мобильного рынка HTML5 не так известен и популярен, как его предшественник, но на некоторых площадках играют свыше пятидесяти миллионов пользователей! К тому же социальные сети, такие как ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, тоже дают своим пользователям возможность играть в HTML5‐игры. Я, например, зарегистрировался в социальной сети ВКонтакте только для того, чтобы играть с друзьями в игру Тюряга от студии Кефир. В то время она пользовалась просто огромной популярностью. И приносила соответствующие доходы.

У HTML‐5, безусловно, для новичка больше всего преимуществ, а именно:

· небольшая конкуренция;

· много бесплатного (органического) трафика;

· большое количество площадок, как иностранных, так и отечественных;

· низкий порог входа.

Но есть также и недостатки:

· ограниченный рынок;

· высокая комиссия площадок.

Какие площадки можно выделить на сегодняшний день? Самая лучшая – это Яндекс Игры. Хоть эта площадка и не является социальной сетью, как ВКонтакте и Одноклассники, у нее есть огромный ресурс в виде собственного поисковика. Если человек пишет в поиске, что хочет сыграть в игру, Яндекс первым делом показывает ссылку на свою площадку. Также Яндексу удобно иметь площадку, на которой они откручивают показы своей рекламной сети. По этой причине компания Яндекс не жалеет бюджета на привлечение аудитории на площадку, что положительно сказывается на доходах разработчиков.

Из плюсов:

· у разработчиков из РФ нет проблем с выходом на эту площадку;

· самый большой доход на игрока среди HTML5‐ площадок;

· принимают игры низкого качества, что является плюсом для новичков в геймдеве;

· есть возможность использовать не только рекламную монетизацию, но и внутриигровые покупки;

· дают обратную связь при модерации игры.

Из минусов:

· стремительный рост конкуренции приводит к уменьшению доходов с игр;

· основная аудитория – дети, поэтому придется делать игры на популярные у подростков темы, а это не самое приятное занятие.

Вывод: Яндекс Игры не только является самой прибыльной площадкой, но также отлично подходит новичкам, которые еще только набивают руку.

Следом по доходности идет иностранная площадка под названием Crazy Games. Она сильно похожа на Яндекс. Игры, но более привередлива по отношению к контенту. Проблема в том, что разработчику из РФ на нее не выйти, если нет иностранной карты.

Из плюсов:

· если попасть в категорию «популярные», то можно хорошо заработать;

· большой охват в разных странах.

Из минусов:

· маленький доход на одного игрока;

· скудная обратная связь при модерации игр.

Вывод: если твоя игра хорошо показала себя на Яндекс. Играх, есть большая вероятность, что она зайдет и на Crazy Games. Однако, чтобы выйти на эту площадку, тебе нужно будет открыть счет в иностранном банке либо найти издателя.

Третьей в рейтинге HTML5‐площадок расположилась Poki. Это иностранная площадка, на которую невозможно выйти новичку, но я поместил ее на третье место из-за ее плюсов.

А именно:

· самое большое количество охвата среди HTML5‐ площадок;

· небольшое количество игр на площадке.

Но есть и много минусов:

· очень жесткий отбор игр;

· все игры на площадке очень сильные, и с ними будет сложно конкурировать.

Вывод: когда наберешься опыта в геймдеве и соберешь крутую команду, обязательно посмотри в сторону этой площадки.

На четвертое и пятое места я ставлю ВКонтакте и Одноклассники. По моему сугубо личному мнению, это одинаковые площадки. Они кардинально отличаются от предыдущих, а все потому, что целевая аудитория этих площадок гораздо взрослее. Тут игры для детей не зайдут. Зато игры на взрослую аудиторию, по типу ферм и три в ряд, идут на ура. Также есть определенное отличие в плане монетизации – на этих площадках основной доход приносят внутриигровые покупки.

Плюсы:

· можно использовать социальные механики;

· у разработчиков из РФ нет проблем с выходом на эти площадки;

· платежеспособная аудитория.

Минусы:

· нужно делать игры, которые новичок не потянет;

· низкая стоимость рекламы;

· маленькое количество органического трафика.

Загрузка...