«Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, рассказчиках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью, которые готовы включиться в борьбу, чтобы сделать мир живым и гуманным».
(Далай-лама XIV)
ПРОБЛЕМНЫЙ РЕБЕНОК НА ЛОНЕ ПРИРОДЫ
«Кто-то сказал, что для человека, вступающего в джунгли,
бывает только два приятных дня. Первый день, когда, ослеплённый их чарующим великолепием и могуществом, он думает, что попал в рай, и последний день, когда, близкий к сумасшествию, он бежит из этого зеленого ада».
(Аркадий Фидлер).
Примерно так (или почти так) многие дети, к сожалению, воспринимают дикую природу, впервые столкнувшись с ней в реальности полевого экологического лагеря. Полный радужных надежд, ребенок едет туда, в чудный непознанный мир, о котором ему так много и восторженно жужжали в уши родители и бабушки с дедушками. И который он видел на страничках красочных книг или в телевизоре. И первое знакомство может быть ему вполне приятным: всё кругом зеленое, красивое, опрятное, любопытно-неведомое. Но через некоторое время, обнаружив комаров, противные супы и храпящего соседа по комнате, а также туалет на улице, где даже сесть толком никак, а также жару на солнцепеке, слепней и изнуряющий поход как вершину всех страданий, дитя взвоет раненой волчицей и запросится в привычный мир. В милый сердцу комфорт без комаров и солнцепека.
Но, в отличие от человека, описанного амазонским путешественником Фидлером, дрогнет ребенок не в последний день (если родители его сразу же не заберут по первому его рёву и истерикам). Он дрогнет в день второй-третий. А затем, если его не трогать, будет только мужать. Вот эти первые дни и есть самые важные. Если руководитель (учитель) сможет найти средства помочь дитяте перетерпеть трудности, найти рычаги, которые поднимут страдальца над собственными слабостями и заставят поверить в свои «сильности», то тогда будет взят главный перевал. Лха жьяло! Механизмов работы с такими дрогнувшими детьми довольно много.
Самолюбие. Учитель в доверительных беседах наедине доказывает ребенку, что он сможет. И давит легонько на его самолюбие. Вон Вася же смог, не ноет, сможешь и ты!, – говорит мягко педагог. Зато потом ты сам себя зауважаешь!
Зависть и соперничество. Иногда эти чувства вызревают у ребенка сами, лишь немного следует педагогу подтолкнуть страдальца на эти размышления.
Посулы. Проявить участие. Переселить. Дать новый спальник. Подарить книжку из общественной библиотеки. Посулы и подарки – это тоже неплохо, так как тут уже все средства хороши, если вы желаете блага ребенку и хотите, чтобы он перетерпел самые сложные дни. Потом всё устаканится, пойдет как по маслу, а дурацкие посулы забудутся!
Железное и твердое – «нет», как в военно-патриотическом лагере! Никуда ты не поедешь, нужно работать над собой. Это приказ. Что еще за нюни?
Легкий троллинг, с элементами юмора.
Плюнуть на такого проблемного ребенка и отказаться от него – проще простого. Ведь есть другие! Группа ждет, в конце концов! Не терять же время сразу, в самом начале экспедиции, на нытика и слабака?! Но тогда он, этот слабак, скорее всего, будет вообще потерян для дальнейшего роста в виде путешественника. И в плане просто мужественного и самостоятельного человека. Он и впредь будет надеяться, что из трудных жизненных ситуаций его будут извлекать кто угодно, только не он сам. Свои собственные решения проблем будут всегда проблемными для него. Но действовать нужно быстро! Времени нет!
«Лишь пожив внизу, узнаешь, как опасно карабкаться наверх.
Лишь побывав в темноте, узнаешь, как ярок солнечный свет. Лишь храня покой, узнаешь, как много сил тратят те, кто находится в движении. Лишь пестуя молчание, понимаешь, как суетно многословие».
( Китайская мудрость)
Ушлые педагоги-психологи назовут ситуацию с проблемным ребенком казусом немотивированности. Дескать, нет у такого дитяти желания и стремления, нет куражу нужного – вот он и киснет как простокваша в жаркий день. Понятно, что мы здесь ведем речь о физически здоровом ребенке. Проблемы у него возникают действительно на уровне мотиваций и стимулов. То есть – в его психике. Как быть?
Хорошо, если ребенок, приехав с классом, например, на лесную базу, уже на второй день категорически, но доверительно заявляет руководителю – «Это не моё. Я не туда попал». Но так обычно не случается. Так как ребенок, во-первых, не привык всё начистоту выкладывать взрослым (доверие его еще нужно заслужить!), а, во-вторых, он не привык анализировать свои состояния и критически к ним подходить, выискивая проблемы в себе самом. Проще попрекать окружающую среду и людей вокруг! Вспомните, что даже на уровне студенчества большинство уже вполне взрослых людей маются осознанием того, что «не туда поступили», но упорно скрипят с тройки на двойку, с прогула на отгул, сами не понимая – зачем это всё им надо?!
Один из реально действующих приемов по вовлечению такого ребенка в «живую жизнь», снятие с него чар «застоя и бессилия», это поиск и использование собственных детских творческих жилок. Талантов. Хобби. Увлечений. Не бывает так, что и этих качеств проблемный ребенок лишен от природы начисто. Все равно что-то в нем должно шевелиться и проситься бойко к свету. Руководителю-педагогу-учителю следует осторожно их, эти глубинные качества откопать и мягко попытаться использовать во благо.
Так, одного пятиклассника нам удалось «возродить» к полевой жизни, выведав тайком о его страсти к динозаврам, лелеемой еще с младых ногтей. Динозавромания – штука очень часто встречающаяся среди школьников младшего и среднего звена. И знают они в этой области побольше иного профессора из Смитсонианского института. Так вот, узнав про эту страсть, мы рассказали скучающему и томящемуся «динозавроману» про старинный Деворрин скит. Это реально существующая точка на карте, где в еще допетровские времена спасалась от государевой власти и мира ушедшая в раскол тетка жены царя Алексея Михайловича – княгиня Нарышкина, Евдокия Петровна, активная деятельница старообрядчества. Она взяла себе в постриге имя Деворры и основала где-то примерно-около 1680 года в глухих наших лесах тайное жительство – скит. Там остаются некоторые артефакты – развалины кирпичных стен, погост с древними могилами с покосившимися и полугнилыми староверскими крестами, копаные ямы-колодцы с остатками срубов, заплывшие от времени и заросшие лесом-травами…
Короче, разбудили мы в Антоне любопытство историка. И хотя, конечно, Деворра к динозаврам никакого отношения не имела (и даже не слыхала, уж точно, о них), но судьба исторической личности и реальное место её жития с артефактами, лежащими в культурных слоях, зажгли горячую искру в сердце «любителя старины». В первый же поход туда, на далекий и таинственный, никем не посещаемый уже второй век Деворрин скит, Антон нафотографировал много чего интересного, накопал в Интернете массу сведений (порой совершенно противоречивых, а от этого – еще более интересных!) и пребывал до конца дней смены в полнейшем восторге!
Во многих детях, в их таинственной психической глубине живет странное древнее чувство – дромомания. Это любовь к скитаниям, тяга к бродяжничеству, а в более высоком измерении – пристрастие к путешествиям. Разбудить это чувство и придать ему правильное направление – задача непростая, но благородная. Ведь что такое, по большому счету, путешествия? Это – постоянная смена картин вокруг, это масса новых впечатлений, это калейдоскоп событий, где не остается места и времени для скуки и пустых капризов. Поэтому для работы с проблемным ребенком разбудить в его недрах дромоманию очень позитивная цель для педагога, полезная и ему самому, так как позволяет реализовать и отшлифовать почти все педагогические потенции и устремления.
………
Послушание детей – вещь равно полезная и страшная. Для родителей и педагогов послушное дитя радует глаз и умасливает сердце. Однако, в глубине послушного ребенка черт знает кто водится – и нередко вылезает оттуда неожиданно и кроваво, с зубами и когтями. Послушание – одна из самых больных проблем педагогики. Послушание внешнее можно привить порками, розгами и прочими ущемлениями прав и свобод. Оно нужно? И, кстати, послушание кого? Кого ребенок должен послушаться? И зачем это ему?
Если мы хотим сделать из дитяти слугу и даже раба, а такой период отмечают все древние системы воспитания в мире, то битье никак не обойти. Однако, этот насильственный метод можно заменить на несколько менее ужасный (с точки зрения роджерсистов-гуманистов). И сделать это как раз легче всего в полевых условиях, когда не большой человек будет бить маленького человека, а носом в грязь второго будет совать сама окружающая обстановка. То есть, я опять повторюсь, будут органично возникать условия, в борьбе с которыми ребенок выработает в себе не только послушание (следование правилам и требованиям общества, а также уважение к старшим соплеменникам и родичам), но и прочие атрибуты личности, пригодные и востребованные для того, чтобы нормально жить в достаточно сложном и проблемном мире.
Вспомним, что, кроме классической Спарты, где дети отдавались с ранних месяцев на растерзание суровых обстоятельств, подобные методики воспитания обнаруживаются практически у всех народов. Вот, например, что пишут о древнем кочевом народе – эвенках. Речь идет о мальчике, впоследствии ставшем знаменитым таежным проводником:
«…Немногие его сверстники выжили. Отцы берегли и пестовали только тех из своих детей, кто уже с ранних лет был способен бороться, постоять за себя. Улукиткан хорошо помнит, как однажды семья умышленно бросила его одного в старой гари, уснувшего на дневном привале, оставив ему лишь лук да несколько стрел, а сама ушла незамеченной с караваном далеко вглубь нагорья и там решила дождаться исхода этого испытания ребенка. Мальчуган по следам настиг семейный караван. Потом мальчишку оставляли в ночь на пятидесятиградусном морозе, без костра, с кресалом и трутом, и он должен был сам развести огонь, устроить ночлег, не имея с собою ни топора, ни шкуры, чтобы укрыться. Не раз отправляли его голодным по следу подраненного зверя. …Эта жестокая, но верная школа стоила юному эвенку многих страданий, но благодаря ей он стал Улукитканом. В неудачах ему никто не сочувствовал, ни отец, ни сестры, ни старейшие в роду – никто не смел! Разве только мать, поднявшись ночью подживить в чуме огонь, украдкой роняла на его щеку горячую слезу…».
(Г.Федосеев, Последний костер).
Совершенно понятно, что времена изменились. Никто уже давно не смеет так издеваться над детьми. Но – издевательства ли это были? Конечно, нет. Мы просто глядим на них сегодняшними глазами. И часто видим лишь внешнюю, ужасающую нас оболочку. А смысл – несколько теряем. Однако, мы же не собираемся отказываться от достижений медицины, автомобилей, микроволновых печей и теплых курток-алясок!? Для чего развивалось и эволюционировало человечество? Разве не для того, чтобы с каждым поколением жить все более и более комфортно и беспроблемно?
Тем не менее, осмелюсь в который раз повторить здесь свою точку зрения – никак нельзя убирать из системы образования и воспитания трудности, сложности, проблемы, даже такие, от которых ребенок будет плакать и страдать! Они обязаны там быть! Их можно создавать искусственно – и этот путь нехорош! Любая мать, стоящая у черты лишения родительских прав, с несготовленным ужином, с некупленными ребенку одеждой и игрушками, с бардаком в комнатах и в семье, с выпивкой и руганью, вполне и с лихвой создаст своему чаду «проблемности и трудности». Но они вряд ли сработают на детский позитив в дальнейшем. А вот естественные, созданные в обстоятельствах, в которые ребенок сам попал добровольно, вполне уже понимая, что он, и кто он, и где он (то есть – в природе), когда ему самому нужно решать многие проблемы и быстро возникающие житейские задачи, вот в этом случае придет нужный опыт и извлечется польза. Но рядом должен быть, нет, не мать, «роняющая горячие слезы на щеку» отпрыску, а желательно суровый и мудрый товарищ – друг, но никак не спаситель и оберегатель от невзгод, не вытирающий сопли, увещевающий «не плакать» и участливо сующий печеньице…
Ребенок должен хлебнуть невзгод. Порционно. Не перехватывая через край. Посильных. Поэтому рядом и должен быть Учитель. Вот только не ополчайтесь на него, на Учителя, прошу вас, диванные критики. Он и так в зоне риска постоянно. Это трудная и тяжелая работа, она не каждому под силу. Посмотрите лучше на своих детей – все ли там, на этом фронте у вас гладко?
……….
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Вот Учитель и Ученик повстречались друг с другом на новой для них территории. Во-первых, это лоно дикой природы, как мы обговаривали ранее. То есть место встречи – полевая база, поход, экскурсия, экспедиция вдалеке от школ, городов и магазинов. Во-вторых, это по-прежнему часть образовательно-воспитательного пространства. Так как именно тут продолжается (в иных формах и с особыми спецификами) и обучение ребенка, и его эволюционное становление и мужание, и разнообразные изменения в самом педагоге (психологические нравственные, когнитивные, эмоциональные и пр.), инициируемые во многом влиянием на него Ученика.
Какие следует выделить грани учительской деятельности в этом поле? Какие ипостаси демонстрирует здесь Учитель? Кратко попробуем их подвергнуть анализу.
Для начала поделим их для удобства на две группы – очевидные и неочевидные. Первые лежат на поверхности, о них все знают, пояснять про них почти ничего не нужно. Они крайне необходимы и на них держится все экспедиционное предприятие. Это – основной функционал, если можно так выразиться, педагога.