Введение

Современное состояние истории и теории публицистики, новые подходы исследователей в изучении природы публицистики, её взаимосвязей с журналистикой, литературой и критикой в условиях изменившейся технологической среды и запросов читательской и зрительской аудитории нуждаются в новом осмыслении. Обновление методологического инструментария, дискурсивные исследовательские практики являются отражением общих процессов развития гуманитарной науки и привносят новые подходы в рассмотрение, казалось бы, известных и незыблемых научных истин.

Теория публицистики, развиваясь первоначально в русле теории журналистики и литературы, заявила о себе как самостоятельная, автономная отрасль научного знания в 1960–1970-х гг. Именно в это время определяется предметно-объектная область её исследования, выявляется природа, функции, специфика изобразительно-выразительных ресурсов, уточняются методологические подходы. Положения, выработанные в дискуссиях той поры, легли в основу формирования современной теории публицистики. Расходясь в деталях, исследователи (Е. П. Прохоров, Д. М. Прилюк, В. В. Учёнова, М. С. Черепахов и др.) предложили рассматривать публицистику как вид общественно-политический творческой деятельности, в основе которой лежит воздействие на общественное мнение, диалог с аудиторией, ярко выраженная личностная позиция автора. Особое внимание уделялось художественным ресурсам публицистики, эстетике речи, мысли, эмоциональной выразительности.

В последнее десятилетие вновь обозначился общественный запрос на публицистику, размышляющую о смыслах, культурных ценностях, гуманитарных и духовных императивах. Публицистика как общественная саморефлексия в новых жанровых формах и форматах получила распространение в традиционных СМИ и Интернете, в блогосфере и на различных технологических платформах. Изменилось общество, духовная среда и, по словам Б. Я. Мисонжникова, даже семиотические коды. «Меняется и феноменологическая парадигма текста, аспекты его презентации. Время диктует необходимость обновления системы публицистического творчества», – пишет исследователь.[1] Активизировался интерес и к изучению тенденций развития медиасреды. Исследователи отмечают, что изменение технологической среды отражается на сфере медийно-творческой, журналистской и особенно публицистической, что возникла совершенно новая форма «поликодового публицистического текста, в котором вербальный материал насыщается материалом, представленным на иных семиотических платформах, прежде всего аудиовизуальным»[2]. Соответственно изменениям в публицистической практике в исследованиях применяется новый инструментарий, теоретические подходы, методология исследования. На это обращает внимание А. Ш. Бик-Булатов: «Отечественные теоретики журналистиковедения в последнее время всё чаще вводят в свои исследования метод дискурсного анализа, пришедший в нашу науку из смежных наук: лингвистики и социологии. Очевидны перспективы этого метода, открывающего новые горизонты в исследовании феноменов журналистики (не только её современных тенденций, но и исторических, контекстуальных явлений)[3].

Изучение динамики публицистического текста позволит публицистам, по мнению Е.С.Щелкуновой, более гибко моделировать образ адресата своих выступлений, учесть тот потенциал текста, который может быть использован в рамках коммуникативного взаимодействия[4]. Кроме того, исследование природы дискурсивности позволяет заложить новые основания для типологии публицистических текстов.

Таким образом, с применением новых подходов в современной теории публицистики открываются перспективные возможности осмысления публицистической практики, как это сделала, например, исследователь Н. А. Иовва в своей кандидатской диссертации «Нарративные ресурсы публицистического высказывания» (Воронеж, 2019).

Однако новые подходы и оценки не отменяют базовых представлений о принципах, функциях и природе публицистики как творческого феномена, который позволяет соединить субъективный взгляд на мир с постижением закономерности процессов, протекающих в этом мире. Концептуальность публицистического творчества, по справедливому утверждению Л. Е. Кройчика, определяется «во-первых, стремлением субъекта высказывания участвовать в формировании нравственного отношения к миру у потребителей передаваемой информации; во-вторых, в стремлении автора к самоутверждению в процессе самого существования личности; в третьих, в наличии базовых представлений о мире»[5].

В своё время В. Г. Белинский, вслед за Гегелем обосновывая известную формулу «Есть идеи времени, и есть формы времени», писал о социально-исторической обусловленности формирования, эволюции и соотношения содержания и формы литературного произведения. Действительно, многое в проблематике, направлении и характере творчества зависит от эпохи, в которой живёт публицист. Творчество настоящего художника слова пропитано современностью, запечатлевает былое и думы своего времени. «Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества»[6], – утверждал критик. Взаимообусловленность содержания и формы, их смысловое и формальное отражение характера времени прослеживается на всём протяжении истории публицистики – от ранней, духовной формы до современной, «дигитальной». Об особенностях развития этого процесса, о взаимосвязях и взаимовлиянии развития литературы, журналистики и критики, эволюции идей и форм публицистики, мастерстве публицистов размышляют авторы представленного сборника в первых двух частях. Третья часть содержит тексты, посвящённые юбилейным событиям Кафедры истории журналистики СПбГУ – её 75-летию и 85-летию Почётного профессора СПбГУ Геннадия Васильевича Жиркова, возглавлявшего кафедру четверть века (1985–2010 гг.).

Л. П. ГРОМОВА,

доктор филологических наук, профессор,

заведующая кафедрой истории журналистики

Санкт-Петербургского государственного университета

Загрузка...