Литература XIX в. и сегодня сохраняет своё значение ценнейшего вклада русского парода в мировую культуру Её роль в формировании человека, независимо от национальности, переоценить невозможно. Но неудивительно, что именно в России ей принадлежит особенное место – наставника и спутника читателя в его нравственно-эстетических исканиях.
Следующее за девятнадцатым двадцатое столетие в полной мере отдало дань своему предшественнику, с одной стороны, продолжив на его фундаменте строительство словесности, поражающей мир своей философской глубиной и художественным совершенством, а с другой – попытавшись оспорить её успехи.
В XX в. в России, которая строила социализм, подверглись пересмотру многие литературные традиции и законы, что привело к идеологическим и социологическим перекосам, в частности, к игнорированию необходимости внутренней свободы художника. В результате некоторые писатели (Ф. Достоевский, Н. Лесков и др.) вообще исключались из перечня классиков. Исследователи жизни и творчества других обходились без определяющих их творческую индивидуальность компонентов (Н. Гоголь, М. Лермонтов и др.)
В современных условиях знание особенностей художественной литературы как одного из видов искусства приобретает особенную ценность. Необходимость возвращения изящной словесности в сферу духовных интересов читателя может быть мотивирована и той ролью, какую она могла бы сыграть в становлении Личности, благотворно повлияв тем самым и на общественный климат. Острая потребность в этом видна невооружённым взглядом.
Ещё М. Горький в своё время советовал: «Читайте почаще Пушкина, это основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель». Можно ли быть удовлетворённым, как выполняется сегодня совет писателя? Конечно же – нет! Но почему? Ведь миллионные тиражи книг классиков доступны самой широкой аудитории читателей?
Одну из причин ещё в позапрошлом веке назвал поэт князь Пётр Андреевич Вяземский: «Публика делится на два разряда, а именно читающих и читателей. Тут почти та же разница, что между пишущими и писателями. Нечего и говорить, что в том и в другом случае большинство на стороне первых». Низкая культура чтения, безусловно, – серьёзнейшее препятствие на пути овладения духовным богатством художественного наследия не только Пушкина, но и изящной словесности в целом, всей русской и мировой классики. От читающего к читателю – естественный путь духовного развития человека. Важно пройти его вовремя.
Предмет художественной литературы есть исследование внутреннего мира человека, его мировосприятия, нравственности, психологии, эстетики в процессе их становления, эволюции и функционирования. Изящная словесность даёт читателю материал для воссоздания в его воображении эстетически достоверного мира людей и окружающей обстановки во всём богатстве их связей, взаимозависимостей и взаимоотношений. «Отражательный» момент здесь играет куда меньшую роль, чем ему обыкновенно отводилась прежде. Художественный мир, созданный писателем, является, главным образом, продуктом его творческой работы, рождённым его талантом.
В свою очередь читатель должен понимать специфику художественной литературы, быть на уровне тех знаний и умений, что позволят ему войти в мир художника, адекватно воспринять и оценить его замысел. У него должно быть ясное представление о механизмах восприятия художественного текста.
Воображение, эмоции, интеллект, интуиция в совокупности способны обеспечить полноценное восприятие произведения.
Неучастие в процессе чтения хотя бы одного из этих компонентов уничтожает эстетический эффект. Преподавание литературы, опирающееся только на интеллект читателя, даёт минимум информации, оставляя в стороне духовное богатство художественного сочинения. Не механическое воспроизведение заученного, а сотворчество – единственно возможный путь постижения художественной литературы.
Русской литературе возвращаются в их истинном виде не только имена и книги, возвращается, быть может, самое драгоценное – право свободно выбирать, свободно читать и интерпретировать художественные произведения в одной только зависимости от личных духовных потребностей, желаний, вкусов и предпочтений. Ф.М. Достоевский был прав: «Художественностью пренебрегают только лишь необразованные и туго развитые люди, художественность есть главное дело, ибо помогает выражению мысли выпуклостию картин и образа, тогда как без художественности, проводя лишь мысль, производим лишь скуку, производим в читателе незаметливость и легкомыслие, а иногда и недоверчивость к мыслям, неправильно выраженным, и людям из бумажки».
Литература первой половины XIX в. постоянно привлекала и продолжает привлекать внимание учёных, педагогов, читателей. Их усилиями создано множество работ, представляющих всё многообразие талантов, видов и жанров искусства слова.
И вот ещё одна книга – учебное пособие. Авторы учебников принимают на себя обязательство полного, всестороннего, подробного рассмотрения особенностей литературного процесса, оригинального художественного дарования, своеобразия мировоззрения, жизненного и творческого пути прозаиков, поэтов, драматургов. Автор же учебного пособия может обратиться к изучению какой-то одной или нескольких сторон изучаемого материала.
Предлагаемая книга построена по принципу компендия, т. е. сжатого суммирующего изложения основных моментов проблематики и поэтики литературы первой половины XIX в.
Рекомендуемое пособие даст нужный эффект в том случае, если перед чтением того или иного раздела будет прочитано (перечитано, что лучше) художественное произведение, о котором в этом разделе идёт речь.
В пособии – две части. В первой рассматривается движение русской словесности в период 1801–1825 и 1826–1850 гг. Здесь содержится историко-литературный обзор периода, после чего в разделах – поэзия, драматургия, проза – даются литературные портреты наиболее видных писателей изучаемого времени.
Вторую часть составляют монографические главы: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен.
Завершается пособие библиографическим разделом.
Глава о М.Ю. Лермонтове написана доцентом М.А. Канунниковой.