3. Влияние социума на людей с ограниченными возможностями здоровья

«…любой недостаток изменяет отношение человека к миру, но прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения…»

Л. С. Выготский

В данной статье обсудим и проанализируем актуальную проблематику на тему: «Влияние социума на людей с ограниченными возможностями здоровья». Уважаемый читатель, перед тем как приступить к описанию содержимого раздела, доношу до Вас сведения о том, что каждая статья и раздел данной книги имеет между собой чёткую взаимосвязь. При отсутствии усвоения и понимания материала предыдущих статей, смысловая нагрузка может утратить свою значимость. А теперь вернёмся к теме.

Важно отметить, что индивид становиться личностью путём социализации, интеграции в определённое сообщество. Раз так, то влияние социума на человека представляется неизбежным: нам нужно учиться, работать, поддерживать контакт с коллегами, знакомыми, друзьями, родными и близкими. Так или иначе человек постоянно находиться под определенным социальным влиянием. Казалось бы все хорошо, однако если речь идёт о личности с определёнными физическими нарушениями в развитии, то человек сам в большей степени обращает на это внимания, делая акцент на свою «особую» индивидуальность. Во многом все зависит от того, как сам человек будет взаимодействовать с социумом и для того чтобы более подробно рассмотреть такое взаимодействие нужно исходить из характерных и типологических особенностей личности. В психологии принято выделять четыре личностных типологий: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Такое подразделение типологий ответвляется ещё на несколько частей (например, у человека может преобладать истероидный радикал, в следствии чего он более склонен к конфликтным ситуациям. Для него совершенно нормально длительное время находится в спорах с окружающими, при этом упрямо настаивая на своей точки зрения. В спорах, инициаторами которыми они же и выступают такие люди на этот момент могут находится в истерических состояниях, таким образом, привлекая к себе внимание). Также существуют гипертимный, эпилептоидный, тревожный, паранояльный, эмотивный и шизоидный. В зависимости от того радикала, к которому более склонен человек в его жизни, будут проявляться те или иные психические особенности.

Весомое внимание заслуживает рассмотрение вопроса о влиянии социального мира на людей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь происходит тесная взаимосвязь социального и биологического фактора. В идеале между ними должен наблюдаться своего рода баланс, однако практика показывает противоположенное. Человек с ограниченными возможностями здоровья часто пребывает в замкнутом состоянии сознания, ограждая от себя весь окружающий мир. Как бы прячась от жизни за своей «ширмой». Такое происходит при наличии эпилептоидного радикала. Однако, если речь пойдёт о преобладании у личности гипертимного радикала, то у человека напротив появится потребность в общении с окружающими людьми, лёгкость социального адаптирования, что возможно даже приведёт его к сотрудничеству в определённых областях или сферах деятельности.

Однако, ни всё так просто. Затрагивая вопрос о деятельности, а также оказанию общественных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году был проведён социологический опрос населения, в ходе которого выяснилось, что по данным министерства здравоохранения РФ каждый 10-й россиянин – инвалид! Официально в России проживает 218 тысяч инвалидов по зрению; из них тотально слепых – 103 тысяч, причём из них 22 % – люди трудоспособного возраста. Прогнозируемое количество только слепых к 2020 году в мире – 75 миллионов человек!

Не лучше обстоит дело и с категорией инвалидов по слуху. В ходе исследования было установлено, что из 50 опрошенных выявлено 4 % тотально слепых; 8 % – слепоглухих, 80 % – слепых, из них: 1 группы – 65 %; 2 группы – 25 %; 3 группы – 10 %. Главной особенностью проведённого социологического исследования стало заявление 96 % граждан в адрес о недостаточной поддержки государства и властей. Респонденты также отметили свою готовность к участию во всех сферах общественной жизни. Более того, по данным опроса 95 % лиц с ограниченными возможностями здоровья не ощутили положительного отношения к себе со стороны общества. При этом 92 % опрошенных заявили, что чаще всего сталкиваются с хамским отношением в свой адрес в учреждениях шаговой доступности.

Теперь внимание: в том же исследовании 100 % респондентов людей с ограниченными возможностями здоровья отметили, что самым важным аспектом в их жизни является трудовая деятельность! (вспомните, о чем шла речь во главе 2). В наше время существует тенденция, которая пагубно отражается на лицах данной категории: обыденность и психологическая зажатость выступают в роли основной составляющей их поведения.

Поделюсь с вами одной историей, той ситуацией, которая мне встречается достаточно часто в реальной жизни. Приходят ко мне знакомые либо незнакомые лица и у тех, у кого есть ребёнок либо более взрослый уже подросток, юноша, перенесённый определённую травму в физическом развитии, то практически моментально их речь начинается не с банального: «Привет, как дела?», а с разговора следующего содержания: «Никита, помоги пожалуйста, у меня сын 15 лет перенёс физическую травму позвоночника не могу его заставить бороться над собой. Закрылся от мира и каждый его день начинается с жуткого отчаяния и депрессии…» – для меня по большей степени обращение этой женщины показалось странным и самым ошеломляющем словом в её посыле виделось «заставить». Стоит начать с того, что ЗАСТАВИТЬ что-то кого-то делать невозможно, да и не нужно. В зависимости от присутствия активности, мотивации и воли, человек либо будет сам над собой работать либо ничего не станет делать вообще. Проще говоря это то, что в народе принято считать ленью. На тему человеческой лени существуют множество публикаций в различных источниках СМИ, интернета, психологических журналов со способами её борьбы, преодоления. Вроде бы все здорово – люди читают, просвещаются, но главная суть заключена ни в том, как её ПРЕОДОЛЕТЬ (это тоже самое что ЗАСТАВИТЬ), а узнать причины её возникновения.

Для того чтобы в действительности выявить эти причины потребуется немалый «багаж» знаний в области человеческого развития и психологии в целом. Думаю, это вам ни к чему, тем более, если вы в этом не заинтересованы и у вас уже есть своя сфера деятельности. Вполне достаточно будет тех сведений, которые я сейчас опишу:

Всё дело в том, что когда мы говорим: «У меня ничего не получиться добиться в своей жизни», то таким образом, человеком автоматически ставиться прогноз на худшее развитие событий перед ситуацией, с которой ему нужно столкнуться. Не исключен и такой вариант, что настраивая себя на «худшее», в конечном итоге он думает, что якобы ему каким-то образом повезёт и на его пути вновь появиться белая полоса. Такая личность однозначно реактивная. Её установка складывается под влиянием общественного мнения, что зачастую приводит к депривации собственной значимости. Главная роль в этой «картине» отводиться генам человека. Именно под воздействием генетической программы индивид склонен к проявлению того или иного поведения в окружающей среде, но в большей степени на это влияет то социальное окружение, в котором находится человек.

Для наглядности тоже самое можно описать в цифрах. Представим себе человеческий интеллект (это те познавательные способности, которые можно измерить количественно). Индивид ещё находясь в утробе матери от генов обоих родителей получает 50 % врожденных способностей – эти задатки организм получает в равном количестве: 25 % по материнской линии и 25 % по отцовской (сюда входит что угодно). Остальные 50 %, становясь личностью – социализируясь, человек самостоятельно их добирает из окружающей среды. А уж какая будет эта среда никто не знает. В любом случае, то влияние, которое оказывает среда на личность – это тот пройденный жизненный опыт, на который наслаиваются также её характерные особенности. То есть, говоря обыденным языком, лень появляется именно тогда, когда у человека либо нет этих врожденных задатков – 50 % и ему просто не хватает тех психических ресурсов, которые бы послужили для развития определённых способностей (он в этом не виноват!), либо он их самостоятельно не добирает из окружающей среды.

Допустим, вы активно занимаетесь научной деятельностью, при наличии адекватной личностной самооценки для вас как для человека в этом нет ничего особенного – вы просто выполняете своё любимое дело. Однако, для кого-то это вообще является фантастическим, поскольку такие окружающие в этом просто не заинтересованы: у них иной взгляд на жизнь, свой характер, опыт, то есть все эти люди все вокруг происходящее попускают только через призму своего восприятия. Более того, они в вас могут видеть гения, а могут просто завидовать, что вы такой, какой есть. Есть ещё вариант: они также могут вас уважать, принимать и даже любить таким, какой вы есть. Последний, как правило, является более перспективным уже в плане построения и развития межличностных отношений.

Загрузка...