Для полноценного поддержания жизнедеятельности человеку всегда требуется определенный вид активности. Под словом «активность» подразумевается исполнение какой-либо деятельности, задачи или стремление добиваться поставленных перед нами целей. Природа, по сути сделала так, что без активности у людей в принципе нет смысла для существования. Человек всегда что-то хочет. У него все снова и снова возникает необходимость постоянно к чему-то идти, достигать новых вершин своего развития.
Такое развитие, говоря о жизнедеятельности человека в целом, имеет физическую и психическую направленность. Они не отделимы друг от друга. Не представляется возможным проявление физической активности без психической, и наоборот психической без физической. Только вместе они способны развиваться и эффективно функционировать между собой. В этом легко убедиться: представим себе неодушевленный предмет, например, деревянный стол. Если мы по нему ударим каким-либо другим предметом, то ему ничего не случиться кроме того, что на нем может остаться незначительная царапина. Он не станет на нас орать, как это хорошо делают люди. То есть у него не будет ответной реакции, а следовательно, и психики тоже.
Но все же, вы можете спросить: почему у данного неодушевленного предмета нет психики? Ответ на поставленный вопрос звучит следующим образом: для возникновения психики требуется наличие двух вещей – живого организма и окружающей среды. Между живым организмом и окружающей средой для появления психики должен возникнуть контакт, и поскольку стол не является живым организмом, то он не может контактировать с окружающей средой.
Теперь перейдём к людям. Поскольку они живые существа, то им подвластен как психический, так и физический мир. В данном случае мы как бы разделяемся на физическую и психическую реальность, и здесь перед нами стоит важная задача: научится эффективно управлять этими реальностями. Часто случается так, что мы эффективно управляем только одной из них, совсем забывая про другую или не используем её вообще. Особенно если речь идёт о людях с ограниченными возможностями здоровья. Ненавижу слово «Инвалид», поэтому нигде его не использую, в частности, и в данной книги тоже. Вопрос: почему? Ответ: потому что используя данные из электронного словаря «Википедия», значение слово «Инвалид» имеет такую трактовку, как: Инвали́д – человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений[2].
Прочитали? – а теперь давайте подумаем, станут ли к таким людям проявлять нормальное, человеческое отношение, располагая такой информацией? Вряд ли. Не говоря уже о том отношении, котором проявляет к себе сам человек с ограниченными возможностями здоровья (об этом речь пойдет чуть позже).
К счастью, мы всегда можем найти выход из любой сложившейся ситуации просто потому, что сама психика человека так устроена. При нормальном психическом развитии, личность постоянно будет находиться в борьбе за своё выживание. У неё всегда будет появляться всё новая и новая потребность, и не важно какая: будь то жизненно необходимая, например употребление пищи либо достать звезду с неба (во втором случае мы наблюдаем явное психическое отклонение). Только благодаря комплексному сочетанию физического и психического развития человек способен обрести гармонию в себе, стать неотъемлемой частью социального мира и эффективно реализовывать себя в нём.
В пользу такого заявления говорят статистические данные:
Российские психологи провели исследование, в котором приняли участие школьники 2–3 классов в возрасте 9–10 лет, всего 40 человек: контрольная и экспериментальная группа. Исследовательская работа проводилась согласно выдвинутой гипотезе о существовании взаимосвязи между физическими показателями (гибкостью и равновесием) и некоторыми особенностями мышления (психического развития)
Испытуемые – ученики младших классов. Такая возрастная категория выбрана не случайно, а именно потому, что в этот момент времени у человека складываются психологические новообразования во всех сферах развития: познавательной, личностной, социальной и продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка.
Цель исследования: изучить уровень мышления у учащихся младших классов и подвергнуть его изменению через год после воздействия специальных физических упражнений. Исследование состояло из трёх этапов: этап первый – определение уровня развития мышления. Этап второй – разработка методик воздействия на испытуемых с целью развития их мыслительной деятельности (тренировочные упражнения с экспериментальной группой). Заключительный третий этап включал в себя повторную диагностику уровня развития мышления после проведения упражнений тренинга. По ходу проведения исследования применялись пять методик. С помощью первой определялась продуктивность дивергентного мышления; Методом второй можно было выявить оригинальность дивергентного мышления: Третья методика включала в себя проверку гибкости вербального и образного мышления.
Теперь немного о цифрах.
Результаты тестовой диагностики контрольной и экспериментальной групп располагают следующими данными:
• продуктивность дивергентного мышления у испытуемых выросла на 71 %.
• Оригинальность дивергентного мышления на 50 %.
• Гибкость вербального и образного мышления в обеих группах также на 50 %.
• Исследовав вербальную продуктивность мышления и памяти, обнаружены их улучшения функционирования на 62 %. Способ данного исследования – решение анаграмм.
• Результаты оригинальности дивергентного мышления и творческого воображения показали прирост на 43 %.
После проведения первичной диагностики в течение года проводился тренинг в экспериментальной группе. Была разработана программа тренинга, включающая в себя:
1) методику развития гибкости и равновесия тела. Гибкость тела напрямую связана с развитием лобной коры, а следовательно, прямо пропорционально воздействует на развитие когнитивных функций человека.
2) физические упражнения для развития равновесия тела. Развитие равновесия вызывает развитие подкорки головного мозга, что приводит к повышению концентрации внимания и эмоциональной выносливости.
3) комплекс упражнений по психогимнастике умственной деятельности. Нейроны в головном мозге сравнительны с мышечной мускулатурой. Чем дольше и быстрее они поддаются тренировки, тем выше становится уровень интеллектуальных способностей человека.
Проведенная посттренинговая диагностика позволила установить, что в экспериментальной группе произошли следующие изменения:
• продуктивность мышления возросла на 22 %,
• оригинальность дивергентного мышления – на 25 %,
• при диагностировании вербального и образного мышления оба параметра также изменились (гибкость вербального мышления на 30 %, гибкость образного мышления на 20 %). Остальные показатели также определили динамику в положительную сторону.
Важно отметить, что в контрольной группе, не занимавшейся по тренинговой программе, при повторной диагностике уровня развития мышления изменений не произошло.
Результаты исследования позволили установить, что повышение уровня физического развития у младших школьников приводит к увеличению гибкости, продуктивности и оригинальности вербального и образного мышления. Следовательно, физическое развитие младших школьников является основой для развития мышления.
С учетом вышеописанного следует заключить, что физическое и психическое развитие человека имеет между собой тесную взаимосвязь. Именно по этой причине развитие мышления у младших школьников посредством определенных физических упражнений доказывает необходимость использования физических упражнений в повседневной практике.
Описанные выше показатели из проведённого исследования в равной степени касаются также людей с ограниченными возможностями здоровья. Они ничем не отличаются от лиц, имеющих нормальное физическое функционирование. Поскольку все мы принадлежим к одному биологическому виду Homo Sapiens, состоим из одних и тех же оболочек, клеток, деление людей на «больных» и «здоровых» не представляется возможным.