Примечания

1

Здесь и далее Исмаил-бей Гаспринский использует обычную для XIX века лексику, в которой слово «русский» часто означало не этническую, а общегосударственную идентичность – «российский»: «русский царь», «русская армия» (где было множество представителей тюркских и ряда кавказских народов) и т. д. В данном случае по смыслу имеется в виду именно российское (а не какое-либо отдельное этническое) мусульманство.

2

Предусматривающих, в частности, упоминание в Конституции РФ Бога и тезис о «русском народе как государствообразующем».

3

Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. С. 302.

4

Наследование победителями храмовой архитектуры побежденных – не просто символ исторического поражения одних и торжества других. М. Шукуров отмечает: «Одно то, что старое имя константинопольского храма сохранило свое название, говорит о многом. Храмовое тело Св. Софии не было разрушено и не просто перешло в руки мусульман, оно осталось, и осталось сакральным». – Шукуров М. Образ Храма. М., 2002. С. 330–331. Целые поколения жителей Турции сохранили для потомков славу Айя-Софии, которая просуществовала до 30-х гг. XX в. именно в качестве мечети. Они продемонстрировали ее неисчерпаемость, ее несводимость к одной-единственной исторической эпохе. Тем самым они свободно, без какого-либо принуждения, но с восхищением почтили и византийскую культуру, преумножив славу ее архитектуры в своей собственной (см., например, мечеть Сулеймание). Сама «телесность» Айя-Софии явилась архетипом для османского храмового строительства. Без внешних одобрительных или неодобрительных санкций международных организаций. В полной самостоятельности и с доброй волей.

5

Кто бы что ни говорил о криминальном прошлом Джорджа Флойда, об обнаруженных у него в крови наркотических веществах, о том, что смерть наступила вследствие сердечного приступа, а не удушения как такового, представляется очевидным, что давление коленом на шею в течение восьми минут (три из которых полицейский Дерек Шовин удерживал Флойда, находящегося уже в бессознательном состоянии) и стало причиной смерти, т. е. тем фактором, который катализировал сердечный приступ. Несмотря на отдельные «перегибы на местах», главным мотивом протестующих является защита права человека на честное расследование и, шире, борьба за установление социальной справедливости. Как показывает недавнее исследование Калифорнийского университета, вероятность быть застреленным полицией при задержании у безоружного чернокожего примерно в 3,5 раза выше, чем в аналогичной ситуации у безоружного белого. См.: «На пути к созданию обществ знаний». [Электронный ресурс] // URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371%2Fjournal.pone.0141854

6

Руа О. Глобализированный ислам: в поисках новой уммы. М.: Фонд Марджани, 2018. С. 101.

7

Впрочем, первая и последняя главы, которые существенно расширены и переработаны специально для этого издания, могут показаться неподготовленному читателю трудными для восприятия. В таком случае предлагаю читателю обратиться к ним уже после ознакомления со всеми остальными главами.

8

Мы апеллируем к этим данным, поскольку итоговые результаты переписи, проходившей с 15 октября по 14 ноября 2021 г., к настоящему моменту не опубликованы.

9

См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. Кн. 1. С. 9–21.

10

Информация Российской Федерации в связи с запросом специального докладчика совета ООН по правам человека по вопросу о свободе религии или убеждений относительно ненависти к мусульманам и их дискриминации. [Женева. 11 декабря 2020 года]. С. 1.

11

Сченснович В. Н. Миграционная политика в современной России. (Аналитический обзор) // Россия и мусульманский мир: научно-информационный бюллетень. М.: ИНИОН РАН, 2021. № 3 (321). С. 20–21. Озвучивалась также усредненная оценка численности мусульманского населения страны в 25 млн чел, в том числе автором настоящей работы: [Савичева Е. М.] «Религия выполняет очень важную миссию…» Интервью с Дамиром Ваисовичем Мухетдиновым, первым заместителем председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) // Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. 2019. Т. 19. № 4. С. 703–704.

12

См.: Шнирельман В. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополити-ка // Реальность этнических мифов / под ред. М. Олкотт и А. Малашенко. М.: Гендальф, 2000. С. 12–33.

13

См., напр.: Ланда Р. Г. Россия и ислам: путь к взаимодействию. М.: Медина, 2016. 338 с., с моим предисловием: Мухетдинов Д. В. Предисловие // Там же. С. 4–20.

14

Хайретдинов Д. З. Дербент: Врата к единобожию. М.: ИД Медина, 2022. С. 35.

15

Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.: Наука, 1990.

С. 173.

16

Об арабо-хазарских войнах см.: Dunlop D. M. Teh History of the Jewish Khazars. Princeton, New Jersey, 1954. Pp. 45–88.

17

Подробное обсуждение на основе сведений письменных источников и археологических материалов см.: Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. По материалам археологических исследований и письменных данных. М.: Наука, 1983. С. 46–60.

18

Аликберов А. К. Кырхляр // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. М.: Вост. лит-ра, 2001. Вып. 3. С. 62–63.

19

Сын упомянутого выше Мухаммада б. Марвана, в дальнейшем – последний халиф династии Омейядов. См. ниже.

20

Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII–XV вв.). Махачкала: ИИЯЛ ДагФАН СССР, 1969. С. 90; Кудрявцев А. А. Древний Дербент М.: Наука, 1982. С. 125–127.

21

Большаков О. Г. История Халифата: в 4 т. М.: Восточная литература, 1989. Т. IV. Апогей и падение арабского Халифата. 695–750. С. 187.

22

Арабское название ас-сакалиба, хотя и произошло от греческого Σϰλάβος обозначавшего славян, в мусульманской историографической традиции использовалось не только в отношении непосредственно племен славянского круга, но и относительно соседних народов, обитавших с ними в одном географическом ареале. Наиболее крупная специальная работа: Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее Средневековье. М.: ИВ РАН; Изд-во «Крафт+», 2002. 368 с.

23

Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. С. 184–187.

24

Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. P. 83–84, 178; Большаков О. Г. История Халифата. Т. IV. С. 188–189.

25

См., напр.: Мэй Т. Монголы и мировые религии в XIII веке // Монгольская империя и кочевой мир / ред. кол.: Б. В. Базаров, Н. Н. Крадин, Т. Д. Скрынникова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. С. 426, 439.

26

Последний поход хазар на территорию мусульманских владений, в частности Дербента, относится в 799 г. (Dunlop D. M. Bāb al-Abwāb // Encyclopaedia of Islam. New Edition / ed. by H.A.R. Gibb, J. H. Kramers, E. Lévi-Provençal, J. Schacht; assisted by M. S. Stern (pp. 1–320); ed. by B. Lewis, Ch. Pellat, J. Schacht, assisted by C. Dumont and R. M. Savory (pp. 321–1359). Leiden: Brill, 1986. Vol. I. A – B. P. 835).

27

Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. Pp. 115, 120–121, 170; Golden P. B. Khazar Studies: An Historico-Philological Inquiry into the Origins of the Khazars. Budapest, 1980. Vol. 1. P. 67, 79; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. С. 148–151.

28

Флеров В. С., Флерова В. Е. Иудаизм в степной Хазарии: проблема идентификации археологических источников // Хазары / ред. кол.: В. Петрухин, В. Москович, А. Федорчук, А. Кулик, Д. Шапира. Иерусалим; М., 2005. С. 185–206.

29

Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. P. 91–92.

30

Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. P. 93, 206–207.

31

Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. С. 131.

32

Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. P. 92, 95, 105, 113–114.

33

Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. С. 153.

34

О чтении см. теперь: Golden P. B. Irano-Turcica: Teh Khazar Sacral Kingship Revisited // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 2007. Vol. 60. No. 2. P. 168. Ср. название сарматского племени, известного в древнегреческих источниках как Ἄορσοι, что обычно сопоставляется с древнеиранской основой *auruša ‘белый’.

35

Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. Princeton, New Jersey, 1954. P. 206–207; Golden P. B. Khazar Studies. Vol. 1. P. 80–81.

36

Туаллагов А. А. Аланы и ислам // Вестник Владикавказского научного центра РАН. 2021. Т. 18. № 1. С. 30–33.

37

Злобин Г. В. Дербентский эмират Суламидов и его монеты. 530–600 г. х. / 1135–1203 гг. М.: ООО «ИПЦ “Маска”», 2013. С. 11, 16.

38

Злобин Г. В. Дербентский эмират Суламидов и его монеты. 530–600 г. х. / 1135–1203 гг. С. 11–15, 16–17.

39

Golden P. B. Khazar Studies. Vol. 1. P. 82; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. С. 222.

40

Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. P. 85–86.

41

Кажется правильным оставить в стороне красивую, но явно баснословную легенду об участии трех сподвижников Пророка (сахабов) в распространении ислама среди волжских булгар, почерпнутой Карлом Фуксом из некоей рукописи на татарском (Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / перелож. на совр. рус. яз. А. Г. Хорошавиной; науч. ред. и предисл. И. И. Бикеева. Казань, 2013. С. 73–75). Упоминаемым им источником является сочинение «Таварих-е Булгарийа» («История Булгарии»), которое написал некий Шара-футдин б. Хисамутдин Муслими из деревни Ташбилге в 958 г. по хиджре, или 1558 г. н. э. Это сочинение критиковалось уже Х. Амирханом, Ш. Марджани, Р. Фахретдином и др. Достаточно сказать, что названные в источнике имена, как заметил уже Ш. Марджани, неизвестны среди сподвижников Пророка. Впрочем, как отмечает, в частности, М. А. Усманов, уже ал-Гарнати в XII в. доносит некое предание об арабском купце, который вылечил царя и царицу булгар, чем убедил их принять ислам, что, соответственно, показывает, будто булгары, уже тогда осознавая себя первыми мусульманами в Поволжье, претендовали на то, что ислам пришел к ним от самого Пророка (см.: Шихаб уд-дин Багаутдинов [Марджани]. Очерк истории Болгарского и Казанского царств / [пер. В. В. Радлова] // Труды IV археологического съезда в России. Казань, 1884. Т. I. С. 42, 52; Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII–XVIII вв. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1972. С. 136–137, 142–143, примеч. 45; Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане (1789–1889). Исламский дискурс под русским господством. Казань: Российский исламский университет, 2008. С. 436–437; Амирханов Хусаин. Таварих-е Булгарийа (Булгарские хроники) / пер. со старотатарского, вступительная статья и комментарии А. М. Ахунова. М.: ИД Марджани, 2010. С. 40, примеч. 81).

42

Togan A. Z.V. Ibn Falān’s Reisebericht. Leipzig: Kommissionsverlag F. A. Brockhaus, 1939; Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг.: статьи, переводы и комментарии. Харьков: Изд-во Харьковского гос. ун-та, 1956.

43

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / пер. и коммент. под ред. акад. И. Ю. Крачковского. М.; Л.: АН СССР, 1939. С. 104, коммент. 295.

44

Янина С. А. Новые данные о монетном чекане Волжской Булгарии X в. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1962. № 111. С. 181–184; История татар с древнейших времен. Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006. Т. II. Волжская Булгария и Великая Степь / ред. кол.: Ф. Хузин (отв. ред) и др. С. 179, 296.

45

Şan E. İbn Rüste’nin el-A‘lâku’n-nefîse’yi Ne Zaman Yazdığına Dair Yeni Tespitler // Belleten. 2019. Cilt LXXXIII. Sayı 296. S. 65–88.

46

История татар с древнейших времен. Т. II. С. 552.

47

Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. С. 211–213, 215; История татар с древнейших времен. Т. II. С. 552.

48

Кулешов Вяч. С. Фрагменты генеалогии правителей Волжской Булгарии X века // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: мат-лы XXXII Международной научной конференции, Москва, 11–12 апреля 2019 г. / ред. кол.: С. В. Зверев и др. М.: ИВИ РАН, 2019. С. 235–238.

49

Togan A. Z.V. Ibn Falān’s Reisebericht. S. 53–54, ٢٥; Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. С. 135; Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. [Т. 2.] Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне. М.: Наука, 1967. С. 41, 43; История татар с древнейших времен. Т. II. С. 808.

50

Муминов А. К. Ханафитский мазхаб в истории Центральной Азии / под ред. С. М. Прозорова. Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2015. С. 106.

51

См.: Frye R. Ibn Fadlan’s Journey to Russia: A Tenth-Century Traveler from Baghdad to the Volga River. Princeton: Markus Wiener Publishers, 2005. P. 101; Mako G. The Islamization of the Volga Bulghars: A Question Reconsidered // Archivum Eurasiae Medii Aevi. 2011. T. 18. P. 208.

52

История татар с древнейших времен. Т. II. С. 590.

53

Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. Pp. 98–99.

54

История татар с древнейших времен. Т. II. С. 543, 553.

55

Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. С. 36–37.

56

Zimonyi I. Volga Bulghars and Islam // Bamberger Zentralasienstudien: Konferenzakten ESCAS IV, Bamberg 8. —12. Oktober 1991 / Ed. by I. Baldauf, Michael Friederich. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 1994. P. 235–240.

57

Гоибов Г. Ранние походы арабов в Среднюю Азию (644–704 гг.). Душанбе: Дониш, 1989. С. 73 и след.; Большаков О. Г. История Халифата. М.: Вост. лит-ра, РАН, 2000. Т. II. Эпоха великих завоеваний. 633–656. С. 186–188; Большаков О. Г. История Халифата. М.: Вост. лит-ра РАН, 1998. Т. III. Между двумя гражданскими войнами, 656–696 гг. С. 160–163.

58

Большаков О. Г. К истории Таласской битвы (751 г.) // Страны и народы Востока. М.: Наука, 1980. Вып. XXII. Средняя и Центральная Азия. География, этнография, история. Кн. 2. С. 132–135.

59

Frye R. N. Sāmānid // The. Cambridge History of Iran. Vol. IV. Teh Period from the Arab Invasion to the Saljuqs / ed, by R. N. Frye. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 138.

60

Togan A. Z.V. Ibn Falān’s Reisebericht. S. 25–26, 35; Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. С. 127, 130.

61

См.: Mako G. The Islamization of the Volga Bulghars: A Question Reconsidered // Archivum Eurasiae Medii Aevi. 2011. T. 18. Pp. 199–223.

62

См.: Оразаев Г. М.-Р. Из биографических очерков Али Каяева о дагестанских алимах (раннесредневековые ученые из Дербента / Баб аль-Абваба) // Вестник Института ИАЭ. 2015. № 1. С. 41–47.

63

См.: Шихалиев Ш. Ш. Суфийские сети Дагестана: распространение и российское межрегиональное сотрудничество // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2007. № 1. С. 154 и сл.

64

Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана: Материалы к истории народов Дагестана с древнейших времен до начала XX в. Махачкала, 1964. С. 53.

65

Шихсаидов А. Р., Тагирова Н. А., Гаджиева Д. Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2001. С. 198.

66

Большаков О. Г. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.) / публ. О. Г. Большакова и А. Л. Монгайта. М., 1971. С. 27.

67

Полное собрание русских летописей. 4-е изд. М., 1997. Т. I. Лаврентьевская летопись. Стб. 84–85; Там же. 5-е изд. М., 1998. Т. II. Ипатьевская летопись. Стб. 72–73.

68

См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 214–215, 274–275.

69

Вернадский Г. В. Начертание русской истории. СПб., 2000. С. 68.

70

Мәрҗани Ш. Мөстәфадел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар. Казан, 1885. 1. Китаб. Б. 78–83; История татар с древнейших времен. Т. II. С. 555–556.

71

См.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 2. С. 41–44; Зайцев И. В. Ордынский намаз // Ислам и власть в Золотой Орде: сб. ст. / под ред. И. М. Миргалеева, Э. Г. Сайфетдиновой. Казань, 2012. С. 120–121.

72

Адыгамов А. Проблема ночной молитвы (ясту) в трудах татарских богословов конца XVIII – начала XX в. // [Электронный ресурс] // URL: https://islam-today.ru/veroucenie/veroubezdenie/problema_nochnoj_ molitvy_yastu_v_trudax_tatarskix_bogoslovov_koncza_xviii_nachalaxx_vv/

73

См.: Хвольсон Д. А. Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского музея. СПб., 1869. С. 16, примеч. 2.

74

Куник А. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч. 1 // Записки Императорской академии наук. 1879. Т. 32. Приложение № 2. С. 60.

75

Эти племена, в восточных источниках известные по большей части как кыпчаки, древнерусскими авторами именовались половцами, в западных источниках они известны еще как куманы. Ср., соответственно, наименование степного пространства к северу от Мавераннахра «Дешт-и Кыпчаком» в мусульманских источниках и Причерноморских степеней «Куманией» – в западных.

76

Полное собрание русских летописей. Т. II. Стб. 634–635.

77

См.: Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года / критич. текст, пер. с лат. «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа, С. В. Аксенова и А. Г. Юрченко; экспозиция, иссл. и указ. А. Г. Юрченко. М., 2002. С. 263–264.

78

Ибн ал-Асир. Ал-Камил фи-т-тарих (Полный свод истории) / пер. с араб., коммент. П. Г. Булгакова; доп. к пер., примеч. и коммент., указ. Ш. С. Камолиддина. Ташкент, 2006. С. 213.

79

Вероятно, в той же форме политической зависимости, в которой традиционно осуществлялась власть кочевников над оседло-земледельческими территориями и позже отраженной, в частности, в институте баскаков в Золотой Орде (Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение, М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 30–31).

80

Якубовский А. Ю. Рассказ Ибн-ал-Биби о походе малоазийских турок на Судак, половцев и русских в начале XIII в. // Византийский временник. 1927. Т. XXV. С. 53–76.

81

Датировка дискуссионна, см.: Джанов А. В. Походы сельджукских войск на Сугдак и в Киликию в правление Ала ад-дина Кайкубада I // Сугдейский сборник. Киев; Судак, 2008. Вып. III. С. 46–78.

82

Крамаровский М. Г. Крым и Рум в XIII–XIV столетиях (анатолийская диаспора и городская культура Солхата) // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 55–88.

83

Зиливинская Э. Д. Архитектура Золотой Орды. Часть I. Культовое зодчество: монография. Казань: Отечество, 2014. С. 30–32.; Мечети Крыма на старых фотографиях / из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. М.: Центр книги Рудомино, Издательский дом «Медина», 2016. 112 с.: ил.

84

См.: Тимохин Д. М. К вопросу о причинах начала монголо-хорезмийской войны (1219–1221 гг.) по арабо-персидским источникам // Тюрко-монгольский мир в прошлом и настоящем: материалы научной конференции памяти Сергея Григорьевича Кляшторного (1928–2014), 16–17 февраля 2015 г. Санкт-Петербург. СПб.; Улан-Батор, 2016. C. 252–255.

85

Давидович Е. А. Денежное хозяйство Средней Азии в ХIII веке. М.: Наука, 1972. С. 10–11.

86

См., напр.: Плетнева С. А. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей. М.: Наука, 1982. С. 117–120.

87

История татар с древнейших времен. Казань, 2009. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. / гл. ред. М. Усманов, Р. Хакимов. С. 216–218.

88

См.: Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. М.; СПб.: АСТ; Евразия, 2006. С. 186 и сл.

89

Первым правителем Золотой Орды, принявшим ханский титул, был Менгу-Тимур, сделавший это в 1266/67 г. (Трепавлов В. В. Степные империи Евразии: монголы и татары. М.: Квадрига, 2015. С. 218.)

90

Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. С. 200.

91

См.: Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2010. С. 10, 248–249, примеч. 5, с. 28.

92

См.: Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2010. С. 27.

93

Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. С. 238.

94

Скрипиль М. О. Повесть о Петре, царевиче Ордынском // История русской литературы: в 10 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1945. Т. II. Ч. 1. Литература 1220-х – 1580-х гг. С. 350–357.

95

Ахметшин Ш. К. Бархатная книга татар. Российские дворянские роды тюрко-татарского происхождения: в 2 т. СПб.: Славия, 2010. Т. 1. С. 92 след.

96

Рашид ад-дин. Сборник летописей. М.; Л.: АН СССР, 1946. Т. III / пер. с перс. А. К. Арендса. С. 59.

97

Юрченко А. Г. Золотая Орда. Между Ясой и Кораном. Начало конфликта. СПб.: Евразия, 2012. С. 84–89.

98

В 1296 г. ильханид Газан-хан сместил с престола султана Гийас ад-дина II, в результате чего в его владениях начался мятеж, подавленный в 1299 г. монгольскими войсками, однако, султанат распался. В то время как Газан-хан установил практику, чтобы местные эмиры давали присягу напрямую ему, часть из них стала во главе самостоятельных владений. Одним из них был Осман, основатель великой в будущем династии, носившей его имя (Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь; М., 2001. С. 196).

99

См.: Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 19–21, 27–31.

100

Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь; М., 2001. С. 148. После поражения, нанесенного сельджукскому войску монголами в 1243 г. султан признал себя подданным Монгольской империи, а в 1246 г. султан Кылыч Арслан IV даже присутствовал на курултае в Монголии (там же. С. 67, 68).

101

Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 30–31, 264–265, примеч. 47.

102

Абдульвапов Н. Р. К истории науки, образования и литературы в Крыму в период Золотой Орды // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. 2015. № 1. С. 39.

103

Галимов Т. Р. Еще раз к вопросу о христианской миссии сарайской епископии (XIII – начало XIV в.) // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2015. № 4. С. 138–158.

104

Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 37, 44.

105

Датировка дискуссионна: Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 90, 290, примеч. 194. Некоторые исследователи относят дату провозглашения ислама в качестве государственной религии ханом Узбеком к первому году его правления. Мы следуем за аргументацией и датировкой Р. Ю. Почекаева, основывавшегося на сообщении Улугбека, помещающего принятие ислама большей частью населения поданных Узбека под 1320 г., и сведениях ан-Нувайри, помещающего под 1314 г. сообщение о письме Узбека египетскому султану, где говорится о «шайке людей, не исповедующих ислам», с которой он вынужден вести борьбу.

106

Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 90–91.

107

Трепавлов В. В. Степные империи Евразии: монголы и татары. С. 213.

108

См.: Рыкин П. О. Монгольская концепция родства как фактор отношений с русскими князьями: социальные практики и культурный контекст // Mongolica-VI: посвящается 150-летию со дня рождения А. М. Позднеева. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. С. 28–38.

109

Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 92.

110

По мнению Р. Ю. Почекаева, она же – Байалун, известная впоследствии как жена Узбека (См.: Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 54, 89, 98, 102).

111

Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 106–107.

112

Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 117–118.

113

История татар с древнейших времен. Т. III. С. 220, 574, 586.

114

История татар с древнейших времен. Т. III. С. 585.

115

Абдульвапов Н. Р. К истории науки, образования и литературы в Крыму в период Золотой Орды. С. 35, 36.

116

Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. С. 110.

117

История татар с древнейших времен. Т. III. С. 620, 622.

118

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.; Л., 1941. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. С. 206–207.

119

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. С. 307, 523.

120

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. С. 461–463.

121

История татар с древнейших времен. Т. III. С. 223, 612.

122

История татар с древнейших времен. Т. III. С. 222, 672–673, 677–680.

123

См.: Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей: от древности к Новому времени. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2009. С. 329–330.

124

Сборник еврейских надписей, содержащих надгробные надписи из Крыма и надгробные и другие надписи из иных мест, в древнем еврейском квадратном шрифте, также и образцы шрифтов из рукописей от IX–XV столетия, собранные и объясненные Д. А. Хвольсоном, заслуженным ординарным профессором при С. – Петербургском университете. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1884. С. 197.

Загрузка...