Часть XIV Иван Михайлович Лекс, дипломатический агент и генеральный консул Российской империи в Египте в 1868–1883 гг

Египетские страницы российской дипломатии

С отъездом А. Е. Лаговского из Египта в 1866 г. и до назначения туда И. М. Лекса, кто занимал пост нашего генерального консула в Египте, автору этой книги выяснить не удалось.

Иван Михайлович Лекс (1834–1883), действительный статский советник (с 08.04.1873), сын тайного советника М. И. Лекса, товарища министра внутренних дел (с 1851 г.), сенатора. Происходил из дворян смоленской губернии (по другим сведениям, из иностранного дворянского рода, представитель которого, дед И. М. Лекса, перешел на русскую службу в 1798 г.). После выпуска из Михайловского артиллерийского училища поступил в Пажеский корпус, самое элитное военное учебное заведение Российской империи, по окончании которого (1851) был произведен в корнеты Лейб-гвардии Уланского полка. Служил адъютантом при начальнике штаба гвардейского пехотного полка (1854–1856). В составе Уланского полка находился на фронте (1856–1858); в 1858–1862 гг. состоял при Военном министерстве, а затем (с 17.06.1862 г.) – в штате Азиатского департамента МИД, который возглавлял тогда Н. П. Игнатьев, с кем он познакомился и сошелся во время обучения в Пажеском корпусе. До командировки в Египет работал консулом в Галаце (1862–1863) и Яссах (1863–1868). В 1868 г. при содействии Н. П. Игнатьева, руководившего тогда нашей дипломатической миссией в Константинополе (с 1864 г.), получил назначение на должность генерального консула в Египте (1868). Занимал этот пост (с перерывом с 12.04.1877 по 01.08.1878 г., во время русско-турецкой войны) до 1883 г., практически до самой смерти. Поскольку Египет не являлся тогда полностью самостоятельным государством, то держать в нем посольства иностранные государства не могли. Функции посольств выполняли консульские учреждения. Иван Михайлович Лекс выступал и генеральным консулом, и дипломатическим агентом России в этой стране. Скончался в Санкт-Петербурге (26.01.1883), по возвращении из командировки в Египет129.

Деятельность И. М. Лекса в Египте началась при Исмаиле-паше (правил 1863–1879), внуке Мухаммада Али. Несмотря на титул хедива (вице-короля), пожалованный ему (1876) султаном Абдул-Азизом (правил 1861–1876), его двоюродным братом по матери, Исмаил-паша по-прежнему оставался вассалом Порты. Пришел к власти, как отмечают востоковеды-египтологи, при довольно странных обстоятельствах: все старшие по возрасту претенденты на престол погибли во время железнодорожной катастрофы, и имелись подозрения, что подстроил ее Исмаил-паша. Выжил в ней только один человек – его дядя Халим, младший сын Мухаммада Али. Отношения с ним у Исмаила-паши не сложились. Открытое выражение Халимом недовольства политикой племянника закончилось его высылкой из Египта в Константинополь.

Важное место во внешнеполитической деятельности Исмаила-паши занимала Африка, конкретно Судан, Абиссиния и Сомали.

В 1868 г. англо-египетские войска под командованием лорда Роберта Нэпира нанесли сокрушительное поражение ныгусэ нэгэст (царю царей) Абиссинии Феодору II, больше известному как Теодрос II (правил 1855–1868). Вот как об этом рассказывает в своем информативном справочном материале под названием «Император Менелик II и современная Абиссиния» Александр Иванович Кохановский, врач российской миссии в Аддис-Абебе, управлявший ею короткое время130. «Феодор II, терпящий поражение от лорда Роберта Нэпира, ищет с ним примирения». Посылает лорду к празднику Пасхи в качестве подарка 1 000 коров и 500 баранов. Но лорд Нэпир подарок его не принимает. И «тогда император освобождает свои войска от присяги, а сам с верными 16-ю офицерами и одним рабом запирается в крепости Мэкдэла. После неудачной попытки бежать оттуда под покровом ночи, когда всего его соратники-офицеры, кроме раба, погибают, он бросает оружие. И, чтобы не угодить в плен, кончает жизнь самоубийством». Когда англичане ворвались в разрушенную ими крепость, то «нашли там труп исхудавшего от голода императора». Один из англичан, стоя у тела императора, покончившего с собой, сказал: «Это был храбрый враг, и он достоин был лучшей участи». Император Теодрос II ушел из жизни 13 апреля 1868 года131.

В руки к британцам попали, к слову, жена императора, Тыру-Уорк Уэбе (дочь дэджазмача Уэбе), и его малолетний сын, наследник престола Алемайеху. Императрица вскоре умерла, а принц Алемайеху, вывезенный в Англию, там и скончался, в 1879 г., в возрасте 18 лет, вследствие болезни. Среди военных трофеев, захваченных британцами и доставленными ими в Англию вместе с сыном Теодроса II, исследователи истории Абиссинии упоминают золотую императорскую корону и множество других сокровищ. Попало к ним и собрание старинных абиссинских (эфиопских) рукописей, в том числе священная для эфиопов книга «Кыбрэ нэгэст» («Слава Царей»), содержащая сказания о происхождении эфиопских правителей от Менелика I, сына царя Соломона и царицы Савской. Финансовые расходы на проведение абиссинской военной кампании составили 8,6 млн. фунтов стерлингов.

Из-за вспыхнувшего в Абиссинии национально-освободительного движения англичане в этой стране утвердиться не смогли, и вынуждены были ее оставить (конец мая 1868 г.). Перед тем как покинуть пределы Абиссинии главнокомандующий экспедиционным корпусом генерал-лейтенант сэр Роберт Корнелис Нэпир приказал Мэкдэлу с «лица земли» стереть, вместе с церквями.

В конце 1860-х годов Исмаил-паша предпринял попытку укрепить военно-морской флот Египта – заказал и получил несколько броненосцев. Однако под нажимом Порты уступил их ей, сохранив в своих руках лишь несколько военных судов, в том числе паровой фрегат «Ибрагим» и яхту «Махруса».

В 1869 г. регулярные египетские войска состояли, как следует из «Очерка вооруженных сил Египта» Н. Н. Мосолова, подготовленного им во время пребывания в Египте в ноябре-декабре 1869 г., из «17 полков пехоты, 3 стрелковых батальонов, 4 полков кавалерии, 2 полков полевой и 3 полков крепостной артиллерии и одного саперного батальона». Войска комплектовались посредством рекрутских наборов. Срок службы составлял шесть лет, после чего солдаты числились в резерве еще шесть лет.

Существовал, что интересно, «законный откуп в виде постоянной ежегодной подати в три кошелька (около 100 рублей)». При уплате такой суммы от рекрутских наборов освобождались все мужчины семьи, сколько бы их в ней ни было.

Не менее интересно и то, как отмечает Н. Н. Мосолов, что «вследствие каких-то старинных привилегий» рекрутской повинности не подлежали жители Каира и Александрии132.

Большое внимание в своих донесениях и письмах в 1868 г. И. М. Лекс уделял положению дел в Александрийской церкви (с акцентом на борьбе за Патриарший Престол).

«Все требования и желания Александрийского патриарха, – говорится в его письме от 6 июня 1868 г., – египетским правительством исполнены. Епископы Амфилохий и Киринель уволены, а на их места патриаршими делегатами признаны: в Александрии – епископ Триполийский, а в Каире – архимандрит Феодор. Последний – вместо архимандрита Михаила, которого патриарх сначала назначил, было, на этот пост, но Шариф-паша [государственный деятель, министр иностранных дел] отказался его признать …

Я убедил Блаженного Никанора подчиниться желанию Шарифа-паши, переехать в город, в монастырь Св. Саввы, и отказаться вступать с ним в какие бы то ни было прямые переговоры …. Въезд его отмечался необыкновенной торжественностью. По моей просьбе Шариф-паша выслал ему навстречу префекта полиции и отряд пеших и конных кавасов. Недавно патриарх посетил меня с визитом. Сегодня он отправляется на несколько дней в Каир, где ему также подготовлена торжественная встреча.

Шариф-паша с самого начала объявил мне, что он охотно принимает мое посредничество, и будет вести все переговоры с патриархом через меня, не доверяя лицам, окружающим патриарха»133

Загрузка...