Коренным народом определенной территории является этнос, который сложился («родился») в особую общность на этой территории, которая называется этнической территорией («исторической родиной») этого народа.
АБАДЗЕХИ (абдзах), этническая группа адыгейцев Шовгеновск. Р-на Респ. Адыгея.
Антропологически А- представители адыгск. варианта понтийск. типа (ск.д.145 мм, светл. глаза у 10 % муж., дл. тела-165,5 см) балкано-кавказск. мал. расы юж. европеоидов.
Язык-A. диалект адыгейского.
Этногенез Потомки части абазин, ассимилированной адыгами, в русск. источн. изв. с 1743 г., в нач. XIX в. населяли терр. между pp. Афипс и Лаба, приняли активное участие в Кавказск. войне (1817–1864 гг.) и после поражения бол-во А. эмигрировало в пределы Османск. империи, оставшиеся вошли в состав адыгейцев (см.)
Числ.: в нач. XIX в. были одним из крупнейших подразделений («племен») адыгов; в результате эмиграции число А. сократилось до одного аула (Шовгеновский. 4 тыс. чел. в 1991 г.), в 2002 г. А. назвали себя 148 чел.
Трад. хоз-во, религия, лит. – см адыгейцы
АБАЗИНЫ (абаза) проживают в основном в Карачаево-Черкесской республике и в р-не г. Кисловодск Ставропольского края; подразделяются на группы тапанта (с осет.»тапанта» – равнина) или басхаг (отсюда адыгск. название А. – басхяг) и ашхарауа («ашхараа» – горцы), каждая из этих групп в XIX в. подразделялась еще на 6 ответвлений.
Антропологически А. относятся к адыгскому варианту понтийского типа (скул д. – 142,5 мм, для 41 % муж. характерен прямой нос, у 19 % – светлые глаза, рост – 166 см) балкано-кавказской мал. расы европеоидов.
А. яз.(38,2 тыс. говорящих, 2002) относится к абхазо-адыгской группе кавказск. яз. семьи, образуя с абхазским яз. абхазо-абазинскую подгруппу; подразделяется на тапантский (92 % говорящих) и ашхарский диалекты, на основе тапантского диалекта в 1932 г. была создана письменность на латинск. графическ. основе, в 1939 г. она была переведена на русск. графику; в России А. яз. считает родным 93,9 % А. в 1989 г.; в 2002 г. им владело 94,6 % А.
Этногенез. А. – потомки древних абазгов, населявших в начале новой эры обширную территорию между реками Бзыбью и Туапсе, впервые абазги у пом. у античного автора Флавия Арриана (II в.); абазги стали частью населения Абхазского царства Леонидов (786 – 976 гг.), которое называлось Абазгией еще долгое время после вхождения Абхазии (Абазгии) в состав Грузии (в русск. летописи у пом. впервые в 1074 г. – «обезы»), после опустошения Сев. Кавказа монголами (XIII в.) и особенно Тамерланом (1395 г.) на опустевшие земли переселяется часть абазгов (XIV–XV вв.), образовав особый народ – А., у пом. в русских источниках XVI в. на Сев. Кавказе как вассалов кабардинских князей; значит, часть А. вошла в состав адыгов, оставшиеся в Абхазии абазги слились с апсилами и санигами, образовав абхазский народ, А. приняли участие в Кавказской войне (1817 – 1864 гг.) против русских и после ее окончания часть А. (особенно горцы-ашхарауа) эмигрировала в пределы Османской империи.
Числ.: 1926 г. -13,8 тыс., 1959 г. -19,6 тыс., 1989 г. – 33 тыс. чел., 2002 г.-37,9 тыс. чел.
Традиц. занятия: земледелие (просо, пшеница, с XVIII в. – кукуруза) и скотоводство (овцы, лошади), в XX в. стало популярным птицеводство.
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам распространился среди А. в XVII в., вытеснив язычество (элементы которого бытовали в верованиях А. еще в XIX в.) и христианство (распространилось среди абазгов в VI в.), окончательно утвердился ислам в годы Кавказской войны.
Лит.: Першиц Л. И. Абазины. Черкесск, 1989.
АВАРЦЫ (маарулал), один из основных народов Дагестана, населяют 13 районов на западе республики, вне Дагестана проживают в соседних р-нах Сев. Кавказа, а также, в Москве, С.-Петербурге (1,5 тыс.); подразделяются на множество этнических (ахвахцы, хунзахцы, ботлихцы, цезы и др.) и этнографических групп.
Антропологически А. относятся к кавкасионскому типу балкано-кавказской малой расы (ск. д. 145,6 – 147,0 мм, рост бор. -3,37 – 3,89 бал.; светл. глаза – у 18 % муж., зап. групп, 9 % у вост. А., рост – 167 – 171 см) европеоидов.
А. яз.(770,9 тыс. говорящих. 2002) относится к дагестанской группе кавказской яз. семьи, подразделяется на два наречия – в северное наречие входят западный, центральный и восточный диалекты, в южное – батлухский, андалальский, анцухский, гидатлинский, карахский и закатальский (в Азербайджане); на основе т. н. «болмац» (дословно: «войсковой, воинский») – говора южного наречия была создана письменность вначале на (XVI в.) базе арабской, в 1927 г. – латинской, а в 1938 г. – русской графики, в XX в. сложился литературный язык; А. яз считают родным 97,7 % А. в России (1989 г.), в 2002 г. им влад. 94,6 % А.
Этногенез. Древнее население Дагестана упоминается под собирательными этнонимами: дидуры Плиния Старшего (I в.), савары Птоломея (II в.), в 1021 г. в мусульманских источниках у пом. страна Серир на месте совр. Аварии, в XIX в. распространяется этноним А. (тюрк. – «абар» – воинственный), первоначально обозначавший жителей Хундерильского горного общества (центр – аул Хунзах), в ходе сложения народности (кон. XIX – нач. XX вв.) он стал ее названием (экзоэтнонимом); в годы Кавказской войны Авария стала ядром государства Шамиля (1835 – 1859 гг.), в 1859 – 1864 гг. включена в состав России; в сер. XX в. с А. сливаются некоторые из 13 андо-цезских этнических групп и арчинцы, выделенные в переписи населения 1926 г. как отдельные народы; некоторые из них (андийцы и др.) фигурируют в переписях 1989 г. и особенно 2002 г., но все же, большинство «андо-цезов» считают себя А.
Числ. в РФ: 1926 г. – 197,9 тыс. чел. (в т. ч. собственно А. – 158,8 тыс., 80,1 %) 1959 г. – 270,4 тыс., 1989 г. – 544,0 тыс. чел., 2002 г. – 814,5 тыс. чел. (вкл. андо-цезск. народы).
Традиц. занятия: отгонное скотоводство (овцеводство), террасное земледелие (ячмень, овес, просо, рожь, пшеница, с XVIII в. – кукуруза, с XIX в. – картофель, овощи), в т. ч. садоводство в долинах; была распространена охота, развиты домашние промыслы – ткачество, выделка войлока, вязание из шерсти, изготовление бурок и деревянной посуды, ремесло – кузнечное, ювелирное, чеканка по меди и т. п.
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам окончательно утвердился среди А. уже в XV в., хотя в судопроизводстве мусульманское право (шариат) так и не смогло вытеснить обычное право (адат), основанное на родовых (тухумных) отношениях в А. обществах.
Лит.: Гаджиев А. Г. Происхождение народов Дагестана (по данным антропологии). Махачкала, 1965; АйтберовТ. М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990.
АГУЛЫ (а гул дере), народ, населяющий 21 аул на юго-востоке Дагестана (из них 16 аулов находятся в Агульском р-не).
Антропологически А. относятся к переходному (кавкасионско-каспийскому) типу, сочетающему черты балкано-кавказской и индо-афганской малых рас южных европеоидов (скул. д. – 143,5 мм, рост бор. – 3,63 балла, светл. глаза – у 7 % муж., выпукл, нос – у 55 % муж., длина тела – 168,2 см).
А. яз. (29,4 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к дагестанской группе кавказской яз. семьи, близок к лезгинскому языку, подразделяется на 5 диалектов (собств. агульский, керенский, кошанский, фитинский, буркиханский), лит. яз. – лезгинский; родным А. яз. считает 95,5 % А. (1989 г.), в 2002 г. им владеет29,4 тыс. чел., в т. ч. А.
Этногенез. А. – потомки аборигенного населения Юж. Дагестана, у пом. в арм. источнике VII в. («агутакан»), в XIV–XVIII вв. в составе Казикумухского шамхальства, в 1813 г. – в составе Российской империи (со 2 пол. XIX в. – Кюринский округ Дагестанской области). В 1960-е годы часть А. поселилась в Дербентском р-не, бол-во продолжают жить в аулах ущелий Агул-дере (отсюда происходит общий этноним А.), Курахдере, Хпюкдере.
Числ.: 1959 г. – 6,5 тыс., 1989 г. – 17,7 тыс. чел., 2002 г. -28,3 тыс. чел., в т. ч. в Дагестане-23,3 тыс. чел.
Традиц. занятия: земледелие (ячмень, рожь, пшеница, бобовые, со 2 пол. XIX в. – овощи) и скотоводство (овцеводство).
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам распространялся среди А. с VII в., окончательно утвердился к XIX в.
Лит.: Агулы: Сб. статей. Махачкала, 1975.
АДЫГЕЙЦЫ (адыгэ), народ, коренное население Адыгеи (с 1991 г. – Респ. Адыгея), небольшая группа А. – шапсугов (см.) проживает в Краснодарском крае (см. также адыги).
Антропологически А. относятся к адыгскому варианту (скул. д. 140–142 мм, светл. глаза – у 8 -16 % муж., ср. рост 165,7 см) понтийского типа балкано-кавказской малой расы европеоидов.
А. яз.(129,4 тыс. чел., 2002 г.) близкородственен кабардино-черкесскому, относится к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказской яз. семьи; подразделяется на темиргоевский (лег в основу лит. языка), бжедугский, абадзехский и шапсугский диалекты; в 1927 г. была создана письменность на базе латинской графики, в 1938 г. переведена на русскую графическую основу; А. яз. считают родным 95,2 % А. (1989 г.), владело им 97,5 % А. (2002 г.)
Этногенез. А., как и все адыги (см.), – потомки древнейшего населения Северо-Запада Кавказа; А. – оставшаяся после эмиграции (1864 – 1869 гг.) значительного числа адыгов в пределы Османской империи, часть, главным образом, бжедугов и темиргоевцев (чемгуи); отделенные от других адыгов (черкесов и кабардинцев) широкой полосой неадыгского населения образовали особый народ, сохранив общее со всеми адыгами самоназвание (адыгэ) и самосознание принадлежности к адыгам.
Числ. в РФ: 1926 г. – 65,3 тыс., 1959 г. – 79,6 тыс., 1989 г. – 122,9 тыс. (Адыгея – 95,4 тыс. чел.), 2002 г. -128,5 тыс. чел. (Адыгея-108,1 тыс. чел.).
Традиц. занятия: земледелие (просо, ячмень, с XIX в. – кукуруза, пшеница почти вытеснившая в XX в. просо) и скотоводство (крупный и мелкий рог. скот, лошади), в XX в. большое развитие получило садоводство, виноградарство, птицеводство; были развиты домашние промыслы (ткачество, выделка бурок, седел и т. п.), в т. ч. такое самобытное, как плетение из болотной травы циновок, ковриков, сумочек, вееров…
Верующие – мусульмане (сунниты).
Лит.: Ловпаче Н. Г. Этническая история Западной Черкесии. Майкоп, 1997. См. также – адыги.
АДЫГИ – общее наименование и самоназвание (адыгэ) адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов.
Антропологически А. в целом относятся к понтийскому типу (у кабардинцев заметна примесь кавкасионского типа) балканокавказской малой расы юж. европеоидов.
Говорят А. на близкородственных языках – адыгейском и кабардино-черкесском.
Этногенез. А. - потомки древних племен, населявших в первые века н. э. территорию от низ. Кубани до совр. Сочи и известные в античных (греко-римских) источниках под общим именем зихи (совр. найм. А. абхазами – азыху), в VIII–X вв. А. были известны (в древнерусск. летописи, например), под именем касоги (осетинск. название А. – касаг), с XIII в. за адыгами утвердился этноним «черкесы» (в русск. источниках – черкасы), в монгольских («Сокровенное сказание», 1240 г.) – сэркэсут… В XIV–XVII вв. А. смешались с абазинами, ассимилировав некоторые их группы (абадзехи, натухайцы и шапсуги– абазинского происхождения), в верх. Кубани А. были ассимилированы группы аланского происхождения. С XVIII в. известны подразделения А. – кабардинцы (изв. с XV в.), бесленеевцы (изв. с XVI в.), абадзехи, бжедуги, жанеевцы, натухайцы, хакучи, шапсуги, темиргоевцы (кемгуи или чемгуи) и другие – всего 18 «племен» (как они именовались в литературе XIX в.). Языковые и этнокультурные особенности их не были значительными. Некоторые из этих групп в результате войн и эпидемий численно уменьшились и потеряли политическое значение (жанеевцы, хатукаевцы и др.), остальные умножились и политически усилились (абадзехи, натухаевцы, шапсуги, бжедуги, чемгуи, кабардинцы). В XVIII в. А. подразделялись на т. н. «аристократические» (с сильной властью князей-пши) – бжедуги, шапсуги и «демократические» (где власть князей была ограничена) – абадзехи, натухайцев и часть шапсугов, между этими двумя группировками в 1796 г. произошла Бзиюкская битва, в которой, благодаря помощи отряда русских казаков, победа досталась «аристократическим» племенам. А., особенно «демократические» племена, приняли активное участие в Кавказской войне, а после ее окончания (1864 г.) ок. 470 тыс. чел. (по офиц. данным) в основном натухайцы и абадзехи, эмигрировали в пределы Османской империи (по переписи 1965 г. в Турции начитывалось 57 тыс. «черкесов», бол-во А. ассимилировалось турками); в нач. XIX в. часть кабардинцев поселилась в верх. Кубани, образовав совр. народ – черкесы. К XX в. расселение А. приобрело современный вид: зап. А. образовали совр. адыгейский народ (этнич. его состав: 22 % – бжедуги, 20 % – темиргоевцы, 18 % – шапсуги, 11 % – бесленеевцы, 10 % – абадзехи, 3 % – выходцы из Кабарды) в Майкопском и Екатеринодарском отделах Кубанской области, кабардинцы в Нальчикском отделе Терской области и Баталпашинском и Лабинском отделах Кубанской области (эта часть кабардинцев и часть бесленеевцев уже в советское время получила официальное наименование «черкесы»).
Числ. в РФ: 1926 г. – 205,2 тыс., 1959 г. – 308,2 тыс., 1989 г, – 559,7 тыс., 2002-713 тыс. чел.
Традиц. занятие: земледелие и скотоводство (в т. ч. разведение лошадей кабардинской породы).
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам распространяется среди А. в XVIII в., окончательно утвердился в XIX в.
Лит.: Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов. Нальчик, 1996; Гарданов В. К. О расселении и численности адыгских народов в I пол. XIX в. Н Сов. Этнография. 1963. № 1; Культура и быт адыгов. Майкоп; 1976 г.
АЙЛИНЦЫ (айле), этнич. группа башкир, составляют основу башкирск. нас. Дуванск., Кигинск., Мечетлинск. р-нов Башкортостана, Златоустск., Карабашск., Нязепетровск. р-нов Челябинск, и Красноуфимск. р-на Свердловск, области.
Антропологически А. относятся к варианту (скул. д. – 144,5 мм., р. бор. – 2,04 бал., эпикантус – у 26,6 % муж., дл. тела – 163,3 см) южносибирской расы.
Говорят А. на айлинско-юрюзанск. говоре восточного диалекта башкирск. языка.
Этногенез. Собств. А. (айле, сарт – А.) – потомки выходцев из Хорезма, абдал, игдыр, имрели, теке – выходцы из туркменск. племен соответств. наименований; мурзалар, дуан – потомки монгольск. (отд. дуан, мырза-жалаиров) и смешанного (кошсы) тюркско-монгольск. происхождения. Обосновавшись в долине р. Ай (откуда и этноним А.), пришельцы смешались с местными угорскими племенами, часть к-рых сохранила свои этнонимы (сызгы, упей в Красноуфимском р-не); в XVI в. племена по р. Ай объединились в племен, союз А., трансформировавшийся в XX в. в этнич. группу.
Числ.: по оц. 1926 г. – 43 тыс. чел., в т. ч. Башкирия – 34,7 тыс., Свердловская обл. – 6,8 тыс., Челябинская обл. -1,5 тыс.; в 1989 г. в Кигинск., Дуванск. и Мечетлинск. р-нах – 24,2 тыс. башкир-А.
АЛЕУТЫ (алеутск. – унанган, мн. ч. – униндин) – коренное население Алеутских островов (Аляска, США).
Антропологически А. – метисы (уже в 1881 г. из 509 А. лишь 24 % относились к арктической расе монголоидов), сочетающие в себе черты монголоидной и европеоидной рас.
А. яз. относится к алеуто-эскимосской яз. семье, его считают родным 25,3 % (163 чел. в 1989 г.) А. в России; лит. язык – русский, в 2002 г. А.яз. владели 175 чел., в т. ч. 7,4 % А.
Этногенез. А. известны русским с нач. XVIII в., впервые этноним А. (от алеутск. «аллитхуд» – команда лодки) зафиксирован в русск. документах в 1747 г., в 1824 г. для добычи котиков на Командорские острова были переселены группы А. – с о. Атхи на о. Беринга и с о. Атту на о. Медный; затем на Командорах поселились группы айнов (в 1897 г.-14 чел. говорили на айнском языке), ительменов и русских, с которыми постепенно смешиваются А., процесс смешения и обрусения ускорился в советское время (с 1923 г.); совр. А. по существу особый этнос, сложившийся в России.
Числ. в РФ: 1926 г. -353 чел., 1959 г. – 399 чел., 1989 г. – 644 чел., 2002 г.– 540 чел.
Традиц. занятие – охота на морских животных (котиков, каланов и т. д.) и рыболовство, в XX в. получило распространение звероводство (разведение норок) и огородничество.
Верующие – христиане (православные), уже к XX в. христианство вытеснило традиц. верования А. – вариант шаманизма.
Лит.:Ляпунова Р. Г. Алеуты. Очерк этнической истории. Л., 1987.
АЛТАЙЦЫ (алтай-кишилер), кор. нас. (30,6 % нас.,2002 г.) Алтайск. респ., проживают также в Алтайском крае.
Антропологически А. относятся к более монголоидному варианту южносибирской расы (скул. д. 148 – 151 мм, эпикантус – у 48 % муж., рост. бор. – 1,42; рост 160 – 162 см), А. Чемальского р-на респ. Алтай более европеоидны, чем остальные А.
А. яз. (65,5 тыс. чел., 2002) относится к кыпчакской группе тюркск. языков, близок к кыргызскому яз.; в совр. А. яз., теленгитский диалект (в Кош-Агачск. и Улаганск. р-нах), в XIX в. была создана письменность, в 1869 г. вышла грамматика (на русской графич. основе) А. яз., в XX в сложился лит. язык; в РФ родным А. яз. считало 89,6 % А. в 1989 г., в 2002 г. владело А. яз.-86,9 % А., кроме того на нем говорит 97,7 % теленгитов.
Этногенез. А. - часть телеутско-теленгитских племен («сеоки» – тодош, иргит, найман, кыпчак, мундус и др. представляют собой реликты древних племен и народов), именуемых в русск. источниках XVII–XIX вв. телеутами или «белыми калмыками», а в джунгарско-монгольских и китайских – теленгитами, тувинцы и в наст, время называют А. теленгитами; в XIX в. среди части теленгитов распространилось самоназвание «алтай – теленгет – кишилер» (первое у пом. в русск. источн. – 1842 г.), к-рое постепенно в усеченной форме (алтай – кишилер) распространилось на большую часть теленгитов (лишь А. Кош-Агачск. и Улаганск. р-нов Респ. Алтай продолжают именовать себя теленгитами). В этногенезе А. главную роль сыграли телесский (сеоки телёс, 29,6 % числ. алтай-кижи, данные 1897 г.), древнетюркский (тодош, 22,4 %), кыпчакский (кыпчак, мундус, 16,5 %) и древнекыргызский (пурут, коожо, 12 %) компоненты (всего 80,5 % числ. А.), из др. этнич. компонентов наиболее значительным был монгольский (сеоки найман, алмат, тонгжоан, меркит, чорос, ойрот, всего 17,7 % числ. А); к одному из подразделений теле (VI–VIII вв.) – доланьге (китайск. источн.) восходит этноним теленгит (см. телеуты).
Числ. в РФ: 1926 г. – 37,6 тыс. (собств. А., алтай-кижи), 1959 г. – 45,3 тыс. (вкл. теленгитов, кумандинцев и др. группы), 1989 г. – 67,7 тыс. чел. (вкл. кумандинцев, теленгитов); 2002 г. в РФ (без кумандинцев, теленгитов, тубинцев и челканцев) – 67,2 тыс. чел.
Традиц. занятие – скотоводство (преобладает коневодство, затем разведение мелк. и крупн. рог. скота, яков-сарлыков, коз и верблюдов; подсобный характер носило земледелие (ячмень) и охота на пушного зверя; в XIX в. (особенно на правобережье Катуни, в Уймонской и Катандинской степях) получило доминирующее развитие земледелие.
Верующие – часть А. продолжает исповедовать традиц. религию тюрков – шаманизм (мир делится на три сферы: небесную, или верхний мир, где живут добрые духи во главе с Ульгенем, подземный, или нижний мир, где обитают злые духи во главе с Эрликом и земной мир, где обитают разные духи – хозяева гор, рек и т. п.); часть А. – православные христиане (принявшие христианство, в основном во 2 пол. XIX в.), среди части получил распространение (в нач. XX в.) бурханизм (разновидность буддизма с элементами шаманизма), названный по имени духа Алтая – Бурхана.
Лит.: Потапов А. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969; Троицкая Т. А. Этнические особенности населения и социальная политика Н Материалы по истории и культуре Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1994; Тыбыкова Л. А. Алтайский язык и современность // Там же.
АЛЮТОРЦЫ, мест. руск. – олюторцы (алутальу), этнич. группа коряков, населяют пос. Тымлат, Вывенка, Ханлино на севере Корякского авт. округа,
Антропологически А. относятся к варианту арктической расы монголоидов (соматически не исследованы).
А. яз. близок к корякскому (см. коряки), им владеют 40 чел.
Этногенез. А. – часть коряков, смешавшаяся с эскимосами и испытавшая их этнокультурное и языковое влияние.
Числ.: 1926 г. – 1,8 тыс. чел., в последующих переписях включались в состав коряков; 2002 г.-9 чел. определило себя А. (остальное– коряками).
Традиц. занятия – комплексное хозяйство (оленеводство у кочевых А., рыболовство с июня по сентябрь и охота на морского зверя у оседлых, береговых А.), из ремесел у А. было развито искусство резьбы по моржовому клыку, ныне утраченное.
Верующие – православные христиане (официально А. приняли христианство еще в XVIII -1 пол. XIX вв.), причем христианство переплелось с элементами шаманизма.
Лит.: см. коряки.
АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа малочисленных этнических общностей (собств. андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы и чамалалы), населяют, главным образом, Ботлихский, Ахвахский, Цумадинский р-ны (их этнич. территория), небольшая их часть проживает в Кизлярском, Хасавюртовском, Бабаюртовском и Кизильюртовском р-нах Дагестана.
Антропологически А. н. относятся к кавкасионскому типу (скул. д. – 146,3 мм, более часто, чем у др. народов Дагестана встречаются светлые оттенки глаз, ср. рост – 168,4 см), балканокавказской малой расы европеоидов.
А. яз. представляют цепь языков и диалектов (39318 чел. говорящих, 2002 г.), незаметно переходящих друг в друга, что затрудняет выделение отдельных языков (причем почти в каждом ауле имеются языковые особенности); в целом А. яз. близки к аварскому, который является языком общения А. н. друг с другом и соседними народами, письменность на основе русск. графики на аварском языке (с 1992 г. на андийском выходит газета «Азал»).
Этногенез. Коренное население высокогорья Зап. Дагестана, вместе с цезскими (см.) народами А. н. упоминаются в 1 в. Плинием Старшим («д и дуры»); принимали активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля (1834 – 1859 гг.)
Числ.: 1926 г. – 32,2 тыс. чел., в последующих переписях населения А. н. были учтены в составе аварцев, но в переписи 1989 г. было зафиксировано по этническому самосознанию 4,9 тыс. А. и цезских народов, по языку же их было 12,3 тыс. чел., в т. ч. собств. андийцев 4,6 тыс. чел., с родным андийским языком -12 тыс. чел. (остальные себя показали аварцами); 2002 г.-34,4 тыс. чел., в т. ч. андийцы-21,8 тыс.
Традиц. занятия – террасное земледелие (ячмень, пшеница, рожь, овес, полба, с XIX в – кукуруза и картофель, в долинах – садоводство) и отгонное скотоводство (в основном овцы андийской породы, козы и лошади), славились по всему Дагестану андийские бурки и каратинские шали.
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утверждается в горных р-нах в XIV–XVII вв., большое значение для его укрепления ислама в верованиях А. н. имела борьба за независимость в годы Кавказской войны (1817 – 1859 гг.).
Лит.: см. аварцы.
АНДИИЦЫ – см. андийские народы.
АРЧИНЦЫ (аршиштиб), аварск. – рочисел; этнич. группа аварцев Чародинского р-на Дагестана, населяют аул Арчи (Арша) и 6 хуторов.
Антропологически А. относятся к варианту кавкасионского типа балкано-кавказской малой расы европеоидов.
А. яз. близок (524 чел. говорящих, 2002 г.) к аварскому, который является лит. языком А.
Этногенез. А. – кор. население Дагестана, изв. в мусульм. источи. с XV в.
Числ.: 1926 г. – 854 чел., в более поздних переписях А. учтены в числе аварцев, 2002 г.-89 чел.
Традиц. занятия – скотоводство (преобладают овцы), земледелие (ячмень, полба, пшеница).
Верующие – мусульмане (сунниты).
Лит.: Сергева Г. А. Арчинцы. М., 1967.
АСТРАХАНСКИЕ ТАТАРЫ, обобщенное наименование юртовских, т. е. собственно астраханск. татар – потомков оседлого нас. Астраханск. ханства (1502 – 1556 гг.), карагашей (вкл. кундровск. татар) – потомков группы ногайцев и этнически смешанной группы утар-алабугатских татар.
Антропологически А. т. относятся к различ. типам (от более европеоидного у юртовск. татар до более монголоидного – у карагашей) южносибирской расы.
Говорят А. т. на говорах, сочетающих черты татарск. и ногайск. языков.
Этногенез, традиц. занятия, религия – см. карагаши, юртовские татары.
Числ.: 1897 г. – 14,9 тыс., 1926 г. – 17,5 тыс., по оц. на 1989 г. – ок. 20 тыс. чел., в 2002 г.-1991 чел. назвались А.т.
Лит.: Небольсин П. Очерки Волжского низовья. СПб. 1852; Арсланов А.,
Викторин В. Переселенческие острова. I/ Ид ель. Казань, 1992. № 1–2;
Викторин В. М. Татары Астраханской области //Альманах «Русский этнограф». М., 1993. № 1.
АХВАХЦЫ (ашвадо), населяют 9 сел в Ахвахск. р-не Дагестана, часть А. живет на сев. Дагестана и в Закатальск. р-не Азербайджана (главным образом, в с. Ахвахдере).
Антропологически относятся к кавкасионскому типу юж. европеоидов.
Говорят на А. яз., близком к аварскому (5,8 тыс. говорящих 2002 г.): лит. яз. – аварский.
Этногенез. Потомки различ. групп аварцев, в основном из Хунзаха, переселившиеся на новое место, впервые у пом. в грузинск. источн. XIV в.
Числ.: 1926 г. – 3,7 тыс. чел… 2002 г-6.4 тыс. чел.
Традиц. занятия, религия, лит. – см. андийск. народы.
БАГУЛАЛЫ (гантляло), живут в неск. аулах (гл. – Хуштада, Тлондода, Тлибишин) в Цумадинск. и Ахвахск. р-нах Дагестана.
Антропологически Б. – представители кавкасионского типа юж. европеодитов.
Говорят на Б. яз. (57 чел., 2002 г.), подразделяется он на 3 говора (по главным аулам – хуштдинск., тлондодинск., тлибишинск.), лит. яз. аварский.
Этногенез. Кор. нас. Дагестана, изв. с XV в. (с образованием союза Багулал.).
Числ.: 1926 г. – 3,3 тыс. чел., 1938 г. – 4,9 тыс. чел., 2002 г.-40 чел.
Традиц. занятия, религия, лит. – см. андийск. народы, аварцы.
БАЛКАРЦЫ (таулула – «горцы», малкарлыла), населяют юж. р-ны Кабардино-Балкарск. Респ. – Балкарию; локальные группы Б: собств. Б. или малкарцы (малкарлыла) в Балкарск., чегемцы (чегемлила) в Чегемск., баксанцы (бакъсанлыла) в Баксанск. ущельях, бизингиевцы (бызынгылыла) в среднем и верхнем течении р. Зап. Черек. – холамцы (холамлыла).
Антропологически Б. – представители кавкасионского типа (ск. д. – 147,0 мм, р. бор. – 2,21 бал., светл. глаза у 8 % муж., дл. тела – 167 см) балкано-кавказской расы юж. европеоидов.
Говорят Б. на баксано-чегемском (лег в основу лит. языка) и малкарском диалектах карачаево-балкарского языка кыпчакск. ветви тюркск. языков; письменность создана в 1924 г. на основе латинск., с 1936 г. – русск. графики; родным Б. яз. считает 95,3 % Б. в РФ по данным 1989 г., им владеет 98,9 % Б. в КБР в 2002 г.
Этногенез. Б. сложились на основе трех этнич. компонентов: 1) местный – антропологические особенности Б. «унаследовали» от местн. компонента; 2) аланск. (тюркск. – ас, груз. – оси, русск. – ясы) компонент – отразился в наименовании Б. осетинами – ассон, т. е. асы (тюркск. найм, алан), а Балкарии – Ассиаг, ираноязыч. аланы (см. осетины) мигрировали в горы Центр. Кавказа в IV в. под напором гуннов, в VII–VIII вв. – хазар и, особенно, во 2 пол. XIII в. под ударами монголов; еще в степях Сев. Кавказа часть алан, смешиваясь с кыпчаками, перешла на их язык – вероятно, эти тюркоязычные аланы именовались ираноязычными их сородичами (предками осетин) тюркск. наименованием – асы; 3) кипчакский компонент (о бегстве от монголов кыпчаков в горы Кавказа сообщал арабск. автор ал-Асир в XIII в.) отразился не только в языке Б. (кыпчакск. ветви тюркск. яз.), но и в элементах домусульманск. религии Б., близких к шаманизму кыпчаков Средневековья; этноним Б. восходит к адыгск. найм, ущелья Балка (тюркск. – Малка), топоним Балкары изв. в русск. источи. с 1629 г., но сами Б. именовались до 1922 г. горскими татарами; в XVIII–XIX вв. Б. подразделялись на пять обществ (Бештау эл) – Балкарское (св. 37 % Б. в нач. XX в.), Чегемское (26 %), Баксанское (16 %) Хуламское (ок. 13 %) и Бизингийское (8 %) – всего 78 аулов, 17,5 тыс. чел. в 1897 г.
Числ.: 1926 г. -33,3 тыс., 1959 г.-42,4 тыс., 1989 г.-78,3 тыс. чел., 2002 г.-108,4 тыс. чел.
Традиц. занятия – скотоводство (овцы, кр. рог. скот, лошади), земледелие горного типа (ячмень, овес, пшеница, в XX в – овощи, в т. ч. картофель), пчеловодство, охота.
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утвердился в Балкарии в XVIII в., вытеснив языческие культуры, характерные для мест, племен, для кыпчаков и др. тюрок (культ тейри, ср. тюркск. тенгри и т. д.).
Лит.: Алексеева Е. П. Карачаевцы и балкарцы – древний народ Кавказа. Черкесск, 1963; Битова Е. F. Соц. история Балкарии (XIX в.). Нальчик. 1997; Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991; Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1963; Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды //Терский сборник (приложения к терскому календарю на 1903 г.). Вып.5. Владикавказ. 1903.
БАРАБИНЦЫ (параба), барабинск. татары, этнич. группа сибирск. татар, живут в основном в селах Барабинск., Куйбышевск. и Чановск. р-нов Новосибирск, области; подразделяются на локальные группы – барабинско-туражскую, любейско-тунускую, теренинско-чойскую, а группы – на тугумы («потомки»): ялан, тунус, торна, пултух и др.
Антропологически бол-во Б. относится к варианту (ск. д. – 143,5 мм, р. бор. – 1,45 бал., эпикантус у 27,9 % муж., дл. тела – 160,2 см) уральской расы.
Б. яз. занимает промежуточное положение между зап. (в т. ч. кыпчакск.) и вост. ветвями тюркск. языков, в наст, время бол-во говорит на лит. яз. – татарском.
Этногенез. Этнич. компоненты в сложении Б.: 1) угорский (родств. хантам племена: к ним непосредственно восходят тугумы: торна, терена, пул мух…) – лег в основу физического облика Б. (уральск. раса); 2) тюркский (ялан, буре, тунус, карга, аю, кумай…; часть тугумов, напр, ялан, восходит к средневековым кыпчакам, другая часть, напр, тунус, восходит к токуз-гузам), обусловивший тюркск. характер языка Б., наконец, нек-рую роль сыграли южносамодийский (тугумы цицкан, эчау, соу, ланга) и отчасти кетский (тугум тураж) компоненты; впервые Б. у пом. в русск. источн. в 1628 г.; как этнос Б. сложились в XVIII в. (описаны Г. Миллером в 1734 г.), в наст, время слились с татарами.
Числ.: 1897 г. -4,4 тыс. чел., 1926 г. – 7,5 тыс., по оценке на 1989 г. – ок. 8,8 тыс. чел., в 2002 г.-14 чел., др. определились как татары.
Традиц. занятия – охота и рыболовство, лишь в XVIII в. у юж. групп Б. стало преобладающим занятием скотоводство, с к. XIX в. распространяется земледелие.
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утвердился в Барабе на рубеже XVIII–XIX вв., но и в XX в. сохранились многие элементы шаманизма (культ духов-хозяев воды, земли, леса и т. д.).
Лит.: Дмитриева Л. В. Язык барабинских татар. Л., 1981; Селезнев Л. Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск, 1994; Трофимова Т. Л. Тобольские и барабинские татары. Лнтропологич. очерк //Труды ИЭ АН СССР. Новая серия. Т. 1. М., 1947.
БАШКИРЫ (башкорттар), кор. нас. Башкортостана (29,8 % нас., 2002 г.) живут также в Челябинск., Пермск., Свердловск., Курганск., Оренбургск. областях РФ, вне России значит, группы
Б. проживают в городах Казахстана (23,2 тыс., 1999 г.), подразделяются на территориальные и субэтнические группы.
Антропологически Б. неоднородны: сев. и сев. – зап. группы Б. (ок. – 24 % Б.) относятся к варианту субуральского типа (ск. д. – 141,5 мм, р. бор. – 2,58 бал., эпикантус – у 6,2 % муж., дл. тела – 164,6 см) уральской расы, для сев. – вост. (айле, катай, сальют часть табын, ок. 20 % Б.) характерен наиболее монголоидный для Б. (ск. д. – 144,1 мм, р бор. – 2,08 бал., эпикантус – у 23 % муж., дл. тела – 163,5 см) вариант южносибирской расы, у вост. и юго-вост. Б. (часть табын, тамьян, бурзян, усерган, кыпчак, ок. 20 %) преобладает менее монголоидный вариант той же расы (ск. д. – 143,7 мм, р. бор. – 2,29 бал. эпикантус – у 22,9 % муж., дл. тела -165,2 см), у остальных групп Б. – центр., зап., юж. – варианты европеоидной расы (уср. данные; ск. д. – 143,3 мм, р. бор. – 2,1 бал., эпикантус – у 21 % муж., дл. тела – 164,8 см), в целом для Б. характерны черты, сочетающие элементы европеоидной и монголоидной рас, причем нарастание монголоидности в чертах Б. идет с ю.-з. на с.-в. территории Башкортостана. Б. более монголоидны, чем казанские татары, но менее, чем казахи.
Б. яз.(1379,7 тыс. говорящих, 2002) относится к кыпчакск. ветви тюркск. языков, подразделяется на юж. (св. 56 % Б., считающих родным Б. яз.), вост. (ок. 35 %) диалекты, ок. 9 % Б. (сев. и сев. – зап. группы) говорит на башкирско-татарск. говорах; на базе юж. диалекта сформировался лит. язык и была создана письменность – в 1929 г. на латинск., в 1939 г. – русск., графической основе; в 1989 г. Б. яз. родным считало 72,8 % Б. в РФ, в 2002 г. им владело 71,3 % Б. в РФ, татарск. яз. знают 31,3 % Б.
Этногенез. На основании этно-исторических данных о родоплеменном составе (родоплеменное деление было положено в основу администр. управления Б. в 18 – 19 вв.) Б. были определены осн. этнические компоненты и степень их участия в формировании совр. Б.: тюркские по происхождению группы составили 60,5 % числ. Б. (в т. ч. кыпчакские – св. 47 %, т. н. «исторические» Б. – 10 %, «булгаро-мадьярские» – 13,5 %), монгольские – ок. 26 %, угорские и самодийские – св. 4,5 %; «исторические», древние Б. -прежде всего усергане («башгард» или башгирд», упом. в арабо-персид. источн. с 843 г.) и бурзяне («буржан», изв. с 845 г.) – племена, родственные печенегам, в 9 в. кочевали в приаральских степях, в 10 в. – в оренбургских (в 922 г. здесь их встретил Ибн Фадлан на пути из Хорезма в Булгарию); после длит, передвижений племена др. Б. вместе с присоединившимися к ним тангаурами, таминцами обосновались в 11–12 вв. между реками Белой и Самарой, по соседству с Булгарией и остатками мадьяро-угорск. племен (бол-во мадьяр еще в 8 в. откочевала в Сев. Причерноморье, а затем на сред. Дунай, территорию совр. Венгрии), часть к-рых вошла в состав Б. (к булгарам восходят группы гайна, буляр, к мадьяро-уграм – еней, юрматы, юрми, кальсер). Продвижение кыпчаков в уральские степи и далее на Запад (11 в.) вытеснило многие тюркские племена в горы Урала (напр., огузск. группы объединения айле, канлы и др.), нашествие монголов на Дашти-Кыпчак (1220–1230 гг.) вызвало миграцию на Урал многочисленных племен кыпчаков (совр. группы кыпсак, елан, уран и др.) и тюркизиро-вавшихся по языку монгольск. племен каракитаев (совр. катайцы), кереитов (гэрэй), салджиутов (сальют), меркитов (миркит-минцы); к 16 в. пришедшие на территорию совр. Башкирии племена, смешавшись с местным угро-финским и частью самодийским по языку населением, ассимилировали его (причем, нек-рые группы местных племен сохраняли свои этнонимы уваныш, терсяк, упей, тырнаклы, сырзы и др. в составе более крупных подразделений вплоть до 20 в.), но изменив свой исконный физич. облик, обусловивший расовую неоднородность совр. Б. (влияние местн. компонента проявляется более отчетливо у сев. Б. – представителей субуральского типа). В 15–16 вв. зап. Б. входили в состав Казанск., вост. – Сибирск. ханств, юж. – Ногайск. Орды, а после их падения (1552–1582 гг.) вошли в состав Московск. Руси; первое у пом. Б. в русск. источн. относится к 1469 г. («башкирцы»), в 1553 г. на Руси побывало посольство минцев, в 1556 г. – бурзян, кыпчаков и усерган с просьбой к царю освободить их от ногайской зависимости и принять «под свою руку»; большая часть Б. племен добровольно приняла русск. подданство, сохранив свои права на «вотчинные» земли. Нахождение в составе одного гос-ва благотворно отразилось на консолидации Б. в единый народ, процесс которой в основном завершился в 17–18 вв.; несколько позже в состав Б. вошли группы калмыков (сарт-калмак), казахов (баюлы, казактар), казанск. татар (казанлилер), мишарей (мишэрлер), марийцев (черемис).
Числ. в РФ: 1926 г. – 712,9 тыс. чел. (в т. ч. 14 этнич. групп – 60,3 % числ. Б.: катай – 9,8 %, табын – 8,8 %, мин – 7,6 %, айле – 6 %, гайна -6%, бурзян – 4,9 %, кыпчак – 4,8 %, усерган – 3,4 %), 1959 г. – 953,8 тыс., 1989 г. -1345,3 тыс. чел., 2002 г-1673,4 тыс. чел. в РФ (см. прил.№ 1)
Традиц. занятия – скотоводство (у юж. и вост. Б – полукочевое до нач. 20 в.; овцы, лошади башкирск. породы, кр. рог. скот, на юге – верблюды; с 18 в. – земледелие (раньше у зап. Б. – рожь, пшеница, овес, ячмень, просо, овощи), пчеловодство.
Верующие – мусульмане (сунниты, в 14–15 вв.), однако и в 19 в сохранялись языческие культы – почитание рек, гор, озер, лесов, сил природы (ветер, буря), животных (особенно волка), птиц (журавля, лебедя, сокола) и различных злых и добрых духов (домовой, разные демоны– албасты, бисура). Переплетены элементы ислама и язычества в обрядах, особенно родильных и похоронно-поминальных.
Лит.: Акимова М. С. Антропологические исследования в Башкирии П Антропология и геногеография. М., 1974; Ганеев А. Р. Проблема этнокультурного взаимодействия башкир и татар в Сев. – Зап. Башкирии II Этнос и его подразделения. М., 1992. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Уфа, 2002.
БЕЖТИНЦЫ (бежтини), населяют три аула (главный – Бежта) Цунтинск. р-на Дагестана, группа Б. проживают вместе с аварцами в Грузии, где их называют капучинцами.
Антропологически Б. относятся к кавкасионскому типу юж. европеоидов.
Б. яз. (6,46 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к дагестанск. яз. группе, в Дагестане подразделяется на три аульных диалекта; лит. яз. – аварский.
Этногенез. Б. – кор. нас. Зап. Дагестана, входят в группу цезск. народов.
Числ.: 1926 г. -1,4 тыс. чел., 1938 г. – 2,8 тыс. чел., 2002 г.-6,2 тыс
Традиц. занятия, религия, лит. – см. цезские народы, аварцы.
БЕСЕРМЯНЕ (бэсэрмэн), этнос, проживают в Глазовск, Ярск, Юкаменск., Красногорск и Балезинск р-нах Удмуртии.
Антропологически не исследованы, но известно, что Б. относятся, как и бол-во местных удмуртов и часть татар, к субуральскому типу уральской расы.
Говорят 86,7 % Б. на диалекте удмуртск. языка. (2002 г.)
Этногенез. По мнению исследователей Б. – потомки беженцев из Волго-Камской Булгарии в годы ее разгрома монголами Бату-хана (1236–1239 гг.), позже часть Б. вместе с другими тюркскими переселенцами образовали группу местных татар (см. пермские татары), другая часть слилась с удмуртами; этноним Б. восходит к русскому названию мусульман (бесермен, басурман от искаж. – мусульман, т. е. булгар Волго-Камской Булгарин и у пом. в летописях с 1184 г.); на совр. территории обитания Б. у пом. с 16–17 вв. В 1990 г. организовано Об-во бессермянск. народа, к-рое выступает за развитие Б. как самостоят. народа; выпускается газета «Бесермянская правда».
Числ.: 1926 г. – 10 тыс. чел.; 2002 г-3,12 тыс. чел. назвали себя Б.
Традиц. занятия – земледелие (как и в Волго-Камск. Булгарии).
Верующие – христиане (православные); до 17 в. Б. исповедовали ислам, затем часть восприняла христианство, оставшиеся мусульманами слились с татарами; возродились нек-рые языческ. праздники: праздник плуга (Акаяшка), обряд вызывания дождя (Корбан) и др.
Лит.: О бесермянах. Ижевск, 1997.
БЕСЛЕНЕЕВЦЫ (бэслынэй), субэтнич. группа в составе адыгейцев (население 2 аулов в Шовгеновском р-не Адыгеи и 2 аулов в Успенском р-не Краснодарск. края) и черкесов (2 аула в Хабезском р-не Карачаево-Черкесии).
Антропологически Б. относятся к кубанскому (адыгскому) варианту (скул. д. – 142,5 мм, р. бор – 2,14 бал.; светл. глаза – у 13,2 % муж., дл. тела – 165,1 см) понтийского типа балкано-кавказской расы.
Говорят Б. на диалекте, переходном между адыгейским и кабардино-черкесским языками абхазо-адыгской группы языков.
Этногенез. Б. – потомки группы кабардинцев, отделившейся в XV в. и поселившейся между реками Уруп и Лаба; этноним восходит к имени князя Беслана, вассалами которого были переселенцы; в русск. источниках Б. у пом. в составе посольства адыгов к Ивану Грозному в 1552 г.
Числ. в России: в сер. XIX в. Б. насчитывалось ок. 16 тыс.; в 1926 г. – ок. 12 тыс. чел., в т. ч. в Адыгее – 7,4 тыс. (11 % числ. адыгейцев), в Карачаево-Черкессии – 2,8 тыс. (св. 16 % черкесов).
Традиц. занятия, верования, лит. – см. адыги.
БЖЕДУГИ (бжэдыгу), этнич. группа в составе адыгейцев, населяют Тахтамукаевский и Теучежский р-ны Адыгеи.
Антропологически Б. относятся к кубанскому варианту (скул. – 140,6 мм, р. бор. – 2,2 бал., светл. глаза – у 8 % муж., дл. тела – 166,2 см) понтийского типа балкано-кавказской расы европеоидов.
Говорят Б. на диалекте адыгейского языка.
Этногенез. Б. – потомки части близких к абазгам садзов (садзы-бузудуги, отсюда этноним Б.), ассимилированной адыгами; у пом. в турецких источниках с 1641 г., в русских – с 1719 г.; в XVIII в. Б. составляли основу т. н. «аристократических» племен адыгов.
Числ. в России: в сер. XIX в. – 20 тыс., в 1883 г. – ок. 11 тыс., 1926 г. – 21,4 тыс. чел.(ок. 48 % числ. адыгейцев), оц. 1991 г. в Тахтамукаевском и Теучежском р-нах Адыгеи проживало
36,7 тыс. чел. (св. 38 % числ. адыгейцев в республике), главным образом, адыгейцы – Б., 2002 г.-15 чел. назвались Б., остальные-адыгейцами.
Традиц. занятия, верования, лит. см. – адыги.
БОТЛИХЦЫ (буйхади), живут в Ботлихском р-не Дагестана, нас. аулов Ботлих (Буйх-е) и Миарсо (Кил-у).
Антропологически Б. – представители кавкасионского типа (ск. д. – 145,7 мм, р. бор. – 3,39 бал., светл. глаза – 10 % муж., дл. тела – 167,2 см) балкано-кавказской расы европеоидов.
Говорят Б. на двух говорах (в 2-х аулах) ботлихского языка (им владеют 90 чел.), лит. яз. – аварский.
Числ.: в 1926 г. – 3,4 тыс. чел., 1938 г. – 4,1 тыс. чел., 2002 г.-16 чел. назвали себя Б.
Традиц. занятия, религия, лит. – см. андийские народы.
БУЛАГАТЫ (булагад), этнич. группа в составе бурят юго-зап. р-нов Бурятии и Усть-Ордынского а. о. Иркутской области.
Антропологически Б. – представители центральноазиатского типа монголоидной расы (скул. д. – 149,9 мм, эпикантус – у 61,9 % муж., дл. тела – 164 см).
Б. говорят на западном диалекте бурятского языка.
Этногенез. В нач. XX в Б. подразделялись на 18 «коренных» (собств. бурятск.) и 39 присоединившихся групп, гл. обр., монгольского происхождения. Изв. с XIII в («булагачин» в «Монгольск. сокровенном сказании», 1240 г.), в русск. источниках Б. у пом. в 1609 г., в 1721 – 1735 гг. часть Б. переселилась в бас. р. Селенги (Забайкалье), где, смешавшись с хоринцами, табунутами и выходцами из Монголии, составили этнич. основу совр. бурят. В наст, время Б. составляют основу аларск., идунск., кудинск. и унгинск. терр. групп бурятов.
Числ.: в 1630 г., по расчету Б. Долгих, Б. насчитывалось 8 тыс. (32 % числ. бурят), в 1735 г. – 13,4 тыс. (33,5 %), в 1897 г. – ок. 78 тыс. (ок. 27 %) чел.
Традиц. занятия, религия, лит. – см. буряты.
БУРЗЯНЕ (бёриан), этнич. группа в составе башкир юго-вост. р-нов Башкирии (главным образом, Бурзянск., Баймакск. р-ны), а также башкиры в Больше-Черниговском р-не Самарской, в Пугачевском р-не Саратовской областей.
Антропологически Б. относятся к варианту (скул. д. -145,8 мм, р. бор. – 2,3 бал.; эпикантус – у 22 % муж., дл. тела -167,7 см) южносибирской расы.
Б. говорят на иксакмарском и дёмском говорах южного диалекта башкирского языка.
Этногенез. Б. – потомки одного из подразделений «исторических» башкир, у пом. в мусульм. источниках с 845 г. («бур-джан») на Сыр-Дарье в составе печенегов. Соединившиеся с усерганами и тангаурами Б. составили основу средневековых (IX–XI вв.) башкир; возможно часть Б. (бёрю, бёри – вариант тюркск. найм, волка, ан-иранск. окончание мн. числа, что свидетельствует об иранском компоненте в этногенезе Б.) в XI в. вошла в состав кыпчаков, это, вероятно, – кыпчакское племя бур-джоглы (бурчевичи др. – русск. летописи, у пом. в 1185, 1193 гг.): в XIX – нач. XX в. Б. подразделялись на 5 отделений (баюлы, жансы, мунаш, ногай, ямаш), из которых баюлы – выходцы из казахов, ногай – Ногайской Орды (XVI–XVII вв.).
Числ.: в нач. XX в. – ок. 50 тыс. чел. в Орском (ок. 31 тыс.) и Оренбургском (св. 20 тыс.) уездах Оренбургской губернии, по оц. 1926 г. – 34,2 тыс. чел. (ок. 4,5 % числ. башкир) в Зилаирском и Стерлитамакском кантонах Башк. АССР.
Традиц. занятия, верования не отличаются от юго-вост. башкир.
Лит.: Усманова М. Г. Топонимы, связанные с племенем бёриан (бурзян) //Исследования по башкирской диалектологии и ономастике. Уфа, 1986.
БУРЯТЫ (буряад), коренное нас. Бурятской Республики (27,8 % нас., 2002 г.), Агинского и Усть-Ордынского а. о. РФ, кроме того, группа Б. проживает в Монголии (40,6 тыс. чел., 1,7 % нас. 2000 г.).
Антропологически Б. относятся к центральноазиатскому типу (скул. д. – 148 – 150 мм, р бор. – 1,63 бал., эпикантус – у 54,4 % муж., дл. тела – 165 см) монголоидной расы, у нек-рых групп сев. Б. заметна примесь байкальского типа североазиатской расы монголоидов.
Б. яз. (368,8 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к монгольской группе языков, подразделяется на 3 диалекта: зап., воет и южн., хоринск. говор вост. диалекта, лег в основу лит. языка; с к. XVII в. Б. использовали старомонгольск. алфавит, в 1931 г. была создана новая письменность на основе латинск. графики, в 1939 г. она была переведена на русск. графику; Б. яз. родным считали 86,6 % российск. Б. в 1989 г., в 2002 г. им владеет -79,3 % Б. и 97,1 % сойотов.
Этногенез. Этнич. основой совр. Б. стала группа древнемонгольских племен, обосновавшаяся вначале в Забайкалье («фури» мусульм. источн. X в., баргут, хори-тумат в монг. источ н.»Сокровенное сказание», 1240 г.); потеснив и частью ассимилировав местн. тунгусские племена, а затем (в XII – нач. XIII вв.), мигрировали в Предбайкалье, вытеснив курыкан и ассимилировав тюркоязычн. племена икирес (см. эхириты), байерку и др.; этноним Б. у пом. в «Сокровенном сказании» монголов («буриат») – так очевидно назывались булагаты, значит, часть которых по происхождению была тюрками (булагат – тюркск. булак – «ключ, родник»), этноним Б., возможно, также из тюркск.»бури», (бёри» – волк – тотемное наименование мн. племен – тюркск. башкиры, монг. род чонос, потомками волчицы считал себя род Ашина); под назв.»братские люди» с 1609 г. Б. известны в русск. источниках. Б. представляли в XVII–XVIII вв. группу племен, из которых собственно Б. были булагаты (32 % числ. Б. в 1630-е годы), хоринцы (24 %), эхириты (14 %), хонгодоры (7 %), а также выходцы из Халха-Монголии, в основном табунуты (всего 23 %); собст. Б. занимали в XVII в. Предбайкалье, выходцы из Монголии – Забайкалье, однако к XVIII в. все хоринцы, а за ними в 1721–1735 гг. часть булагатск. и эхиритск. родов переселилась в бас. р. Селенги, где в процессе смешения булагатов, эхиритов, хоринцев и выходцев из Монголии наметилась тенденция к консолидации Б. в единую этнич. общность; процесс консолидации Б. народа завершился к XX в., а этнич. единство упрочилось с образованием Б. государственности, этнонимы племен забываются, Б. подразд. сейчас на терр. группы.
Числ. в России: 1897 г. – 288,7 тыс. чел. (в т. ч. хоринцы – 31 %, булагаты -27 %, эхириты -10 %, хонгодоры -6,5 %, сартулы, цон-голы и др. потомки выходцев из Монголии – 15,7 %, смешанные группы -9,8 %), 1926 г. – 237,5 тыс., 1959 г. – 251,5 тыс., 1989 г. – 417.4 тыс. чел., 2002 г-445, 2 тыс. чел.
Традиц. занятия – кочевое скотоводство (овцы, лошади, кр. рог. скот, верблюды), в XVII в. распространяется земледелие, постепенно вытесняя господство скотоводства сначала в Предбайкалье (к. XVII–XVIII вв.), а затем местами – в Забайкалье, оставляя ведущую роль скотоводству лишь в степных р-нах (главным образом, в Читинск. области).
Верующие – буддисты (буддизм школы гелугпа был привнесен выходцами из Монголии и распространился с cep.XVII в. у забайкальск. Б., в 1897 г. буддизм исповедовали 61,2 % Б.), христиане (православие распространилось среди зап. Б. в XVII–XVIII вв., в 1897 г. православными были 20,8 % Б.) и шаманисты (18 % Б. в 1897 г., главным образом, сев. Б.); в 1990-е гг. ширится процесс возрождения шаманизма– создается Духовные центры Б. народной религии: «Бёё– мургэл», «Лусад» и «Тэнгэр».
Лит.: Золотарева И. М. Антропологический тип современных бурят //Вопросы антропологии. М., 1960. № 5; «Буряты» из серии «Народы и культуры», под ред. Л.Л. Абаева и Н.Л. Жуковской. М. «Наука»; 2004.
БУХАРЦЫ (бухарликлар), этнич. группа в составе тоболо-иртышск. (в основном тарск.) татар, живут, в основном в Омск, и Тюменск. областях, группа Б. – выходцев из России живет в Турции.
Антропологически Б. относятся к различ. вариантам (ск. д. – 143.4 мм, р. бор. – 2,28 бал., эпикантус – у 23,2 % муж., дл. тела -162,3 см) уральской, южносибирской (результат смешения с сибирск. татарами) и индо-афганской (прямые потомки таджиков и сартов – выходцев из Бухары) рас.
Бол-во Б. говорило на тевризск. и тарск. говорах тоболо-иртышск. диалекта сибирско-татарск. языка (или вост. диалекта татарск. яз.).
Этногенез. Б – потомки выходцев из Бухарск. ханства (1510 – 1740 гг.), отсюда и этноним Б., в осн. купцов, воинов, служителей культа, мигрировавших в Зап. Сибирь, главным образом, в период Сибирск. ханства (1495 – 1582 гг., особенно в правление хана Кучума, 1563 – 1582 гг.) и в меньшей степени в более позднее время; при резком преобладании среди переселенцев мужчин, браки их с женщинами мест, татар были обычными; интенсивное смешение Б. с местн. населением обусловило их смешанный физический облик и переход на татарск. язык, но особый социальный статус способствовал вплоть до XX в. сохранению этнич. самосознания; в 1908 г. 361 Б. эмигрировали в Турцию, где основали в 35 км от г. Конья село Богруделик; их потомки (св. 1,1 тыс. чел. в 1990-х годах) сохранили язык и этнич. самосознание (в России слились с татарами).