Карачаево-Черкесская Республика – один из субъектов Северо-Кавказского федерального округа, четырехлетие которого отмечалось в январе текущего года. КЧР была образована в 1992 г. (до этого входила в состав Ставропольского края в статусе автономной области), в Конституции (принята 5 марта 1996 г.) которой отмечены особенности ее функционирования и развития. Так, в паспорте республики заложена имиджевая составляющая основного закона КЧР, в котором указано, что «в республиканской Конституции закреплено положение о местных традициях и обычаях, отсутствующее в аналогичных правовых документах. Уважение к старшему, к женщине, людям различных религиозных убеждений охраняется Конституцией и Законами КЧР, а милосердие священно. Руководящие органы власти формируются с учетом национального представительства»3. В ст. 11.1 Конституции КЧР отмечено, что государственными языками в Карачаево-Черкесской Республике являются абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский. Статья 63 основного Закона КЧР определяет роль главы Карачаево-Черкесской Республики, который «является гарантом… межнационального согласия в Карачаево-Черкесской Республики». В ст. 109 определены особенности формирования органов местного самоуправления.
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях Карачаево-Черкесской Республики с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В 2013 г. глава КЧР Р.Б. Темрезов в качестве приоритетного направления своей деятельности определил: «Моя основная задача как руководителя региона – повышение качества жизни населения Карачаево-Черкесской Республики»4. Для реализации этой задачи разработаны и реализовываются следующие программы развития республики и повышения благосостояния ее жителей: Республиканская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011–2015 годы»; «Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013–2015 годы»; «Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2012–2016 годы»; Республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения на 2013–2015 годы»; Республиканская целевая программа «Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года».
В настоящее время разрабатывается Стратегия социально-экономического развития КЧР до 2035 г. Стратегия развития республики должна вобрать в себя все направления развития муниципальных образований, способствовать эффективному взаимодействию территорий с целью определения алгоритма дальнейшего развития республики. В начале 2013 г. совместно с муниципалитетами были завершены подготовка и утверждение документов территориального развития, на базе которых должно осуществляться стратегическое планирование развития населенных пунктов и республики в целом. Разрабатываемая для КЧР Стратегия увязывается с Государственной программой по развитию СКФО до 2025 г. При разработке программных документов учитывалось мнение населения на основе проведенных на территории муниципалитетов социологических опросов. В Стратегии развития КЧР до 2035 г. и программе социально-экономического развития республики на ближайшие пять лет будут отражены основные мероприятия по развитию и совершенствованию всех отраслей региональной экономики и сфер жизнедеятельности.
По итогам Всероссийской переписи 2010 г., этнический состав населения КЧР представлен следующими основными группами: карачаевцы – 41%; русские – 31,6; черкесы – 11,9; абазины – 7,8; ногайцы – 3,3%5. В динамике с 2002 по 2010 г. отмечается рост численности этнического большинства в республике – карачаевцев, их стало больше на 25 126 человек (на 2,17%); незначительный рост таких народов, как абазины (на 4573 человека, или 0,37%), и черкесы (на 6875 человек, или 0,54%). Количество русских уменьшилось в процентном соотношении по отношению к другим народам на 2,25% (хотя их абсолютная численность увеличилась на 2147 человек), ногайцев – на 781 человека, или 0,1%6.
Начиная с 2001 г. в республике имеет место ежегодная миграционная убыль населения. В 2001 г. она составила – 1905 (из республики выехало 9366 человек), в 2012 г. миграционная убыль населения составила уже 4443 (выехало 8401 человек). Наибольшее количество выехавших из республики за последние 12 лет отмечено в 2011 г. – 14 108 человек7. В первой половине 2013 г. за пределы КЧР выехали 4927 человек, переехали в республику на постоянное место жительства 3032 человека. Общий коэффициент результативности миграции составил: 1291 выбывший на 1000 прибывших (для сравнения, в 2012 г. – 1343).
Прирост имел место только по международной миграции (по государствам ближнего и дальнего зарубежья), который компенсировал отрицательный результат в обмене с другими регионами России на 7,1%. Наибольший приток отмечается из стран – участниц СНГ, в том числе по Армении – 36 человек, Узбекистану – 21, Украине – 17, Азербайджану – 15 человек. По странам вне СНГ положительное сальдо миграции выросло в 2,1 раза, в основном за счет прибытий из Абхазии и Сирийской Арабской Республики. Убыль сложилась только в миграционных связях с Германией (два человека) и Турцией (один человек)8.
В конце 2012 г. в РФ была принята Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., которая определила основные направления в сфере национальной политики на всех уровнях: от федерального до местного. В 2012 г. сотрудники Министерства по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР, члены Общественной палаты КЧР, Совета старейшин, депутаты парламента и общественность участвовали в обсуждении проекта обозначенной Стратегии, по итогам обсуждения из 20 предложений четыре вошли в окончательную редакцию документа. В КЧР в течение нескольких лет разрабатывалась Концепция национальной политики Карачаево-Черкесской Республики, которая была утверждена Указом Президента КЧР от 10.02.2011 г. На расширенном заседании коллегии Министерства по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати 21 февраля 2013 г. было отмечено, что «основным вопросом в определении стратегии работы этого министерства на современном этапе является определение того, какой документ положить в основу: республиканскую концепцию по национальной политике, отразившую региональные особенности или федеральную целевую программу»9. Было принято решение о разработке целевой программы по реализации федерального документа10.
В КЧР разработана обширная нормативно-правовая и законодательная база в сфере межэтнических отношений, противодействии экстремизму и терроризму, которая соответствует уровню разработки аналогичных федеральных законодательных актов и программ. При разработке республиканской нормативно-правовой базы и соответствующих политических доктрин учитываются положения Конституции КЧР. В 2013 г. реализовывались следующие политические доктрины и законы в сфере этнополитики.
1. Постановление от 6 декабря 2010 г. № 473 «О республиканской целевой программе “Профилактика терроризма и экстремизма в Карачаево-Черкесской Республике на 2011–2015 годы”». Одной из основных целей является недопущение проявлений политического, этнического и религиозного экстремизма. Предусматривает общий объем финансирования порядка 30 млн руб. из бюджета республики. Аналогичные политические доктрины разработаны и реализуются на уровне муниципальных районов и местного самоуправления, например районная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма в Зеленчукском муниципальном районе на 2011–2015 годы» (Постановление № 329 от 18.05.2011). К уровню сельских поселений относится «Программа по профилактике экстремизма и терроризма на территории Зеленчукского сельского поселения на 2012–2013 годы».
2. Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 18 декабря 2009 г. № 219 «О Комиссии при Президенте Карачаево-Черкесской Республики по гармонизации межнациональных отношений, недопущению экстремизма и дестабилизации обстановки в республике» (с изменениями от 5 апреля, 7 сентября 2010 г.).
3. Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 10.02.2011, № 15 «Об утверждении Концепции национальной политики Карачаево-Черкесской Республики».
4. Постановление от 29.07.2011, № 235 «О разработке республиканской целевой программы “Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Карачаево-Черкесской Республики на 2012–2014 годы”».
Этноуправленческая сфера в КЧР представлена органами исполнительной власти республики – Министерством Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, консультативно-совещательными и общественными советами при главе республики, общественными организациями и объединениями этнической направленности. В КЧР в настоящее время действует ряд консультативно-совещательных и общественных советов при главе республики, которые в качестве своих задач выдвигают решение проблем в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, являющихся определяющими для стабильного существования и развития республики.
1. Комиссия при Президенте КЧР по гармонизации межнациональных отношений, недопущению экстремизма и дестабилизации обстановки в республике (Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 18.12.2009 № 219). Среди основных задач – содействие гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений; своевременный анализ, прогнозирование и профилактика конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях, недопущение экстремизма и дестабилизации обстановки в республике.
2. Совет старейшин при Президенте Карачаево-Черкесской Республики (Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 05.10.2010 № 202). В качестве основных задач заявлены: разработка предложений и участие в реализации концепции национальной политики, идеи консолидации народов Карачаево-Черкесской Республики, содействие в укреплении общественно-политической стабильности, в сохранении гражданского мира и межнационального согласия, в достижении доверия и взаимопонимания между народами Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики и республиканским Законом от 17 мая 2012 г. № 27–РЗ «Об Общественной палате КЧР» была создана Общественная палата Карачаево-Черкесской Республики, в настоящее время являющаяся наиболее активной и авторитетной общественной организацией в республике.
В Карачаево-Черкесской Республике актуальной является задача формирования эффективного механизма ресурсного общественного развития некоммерческих организаций. В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Карачаево-Черкесской Республике» Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло Постановление от 4 июля 2012 г. № 271 «Об утверждении республиканской целевой программы “Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на 2013–2015 годы”». Одной из приоритетных задач этой программы является координация действий некоммерческого сектора социально ориентированной направленности в сфере государственно-общественных отношений и формирования разнообразных институтов гражданского общества, создание единых подходов в работе с организованными общественными инициативами.
Для реализации программы поддержки социально ориентированных НКО по Соглашению Минэкономразвития РФ и Правительства КЧР из федерального бюджета было выделено 5 819 000 руб. в целях софинансирования расходов при реализации республиканской программы. Из республиканского бюджета была выделена субсидия в размере 1 млн руб. Для участия в конкурсе в Министерство труда и социального развития КЧР в 2013 г. от некоммерческих организаций поступили 42 проектные заявки. Конкурсная комиссия, сформированная из представителей органов государственной власти Карачаево-Черкесии, Общественной палаты КЧР, коммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, некоммерческих организаций, средств массовой информации, отобрала 27 проектов-победителей. Средний размер субсидии проекта-победителя составил 250–300 тыс. руб. Среди победителей конкурса – общественные организации инвалидов, религиозные организации, спортивные и профессионально-направленные организации, решающие актуальные проблемы местных сообществ на территории Карачаево-Черкесской Республики.
В качестве субъектов этнополитики в КЧР выступают общественные организации этнической направленности. Их общая численность – 4811. Они представлены общественными организациями народов, проживающих в республике. Среди них наиболее активными являются: Карачаево-Черкесское региональное общественное движение «Русь», выпускающее еженедельную газету «Русь»; общенациональная общественная организация карачаевского народа «Къарачай алан халкъ»; общественное движение «Абаза» Карачаево-Черкесской Республики; общественное движение «Адыге-Хасэ» – Черкесский парламент по защите прав и интересов черкесского народа Карачаево-Черкесской Республики; «Общественная организация Центр черкесской (адыгской) национальной культуры КЧР», которая выпускает журнал и газету; общественное движение ногайцев КЧР «Бирлик».
Уровень деятельности перечисленных общественных организаций – региональный, в качестве основного вектора деятельности национальные общественные организации называют этнокультурное развитие своих народов, сохранение языков. В программных документах двух общественных организаций Карачаево-Черкесского регионального общественного движения «Русь» и республиканского общественного движения «Адыге-Хасэ» выражена этнополитическая составляющая. Так, в качестве основного направления деятельности ОД «Русь» определяет сохранение социально-политического статуса русского населения республики, а «Адыге-Хасэ» – защиту этнополитических и социально-экономических прав и свобод черкесского народа, сохранение национальной идентичности черкесов.
Малые группы в КЧР – осетины, греки, армяне, азербайджанцы, евреи – имеют свои общественные организации, которые в качестве основных целей ставят сохранение и культурное развитие своих народов.
Молодежь республики составляет около 30% от общей численности населения КЧР. Основой регионального законодательства в отношении молодежи является республиканская целевая программа «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2011–2015 годы», которая утверждена Постановлением Правительства КЧР от 03.11.2010 № 401. Среди основных направлений государственной молодежной политики, реализуемой в Карачаево-Черкесской Республике, можно выделить: профилактику злоупотребления наркотических средств, алкоголизма и табакокурения; развитие студенческого самоуправления; воспитание гражданственности и патриотизма; профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде; развитие и поддержку массовой физической культуры и спорта; пропаганду толерантного поведения. Общественно-политическая активность молодежи в КЧР представлена участием в региональных отделениях политических партий и общественно-политических формированиях: BOO «Молодая Гвардия Единой России»; Молодежное движение КПРФ; Карачаево-Черкесское региональное отделение общественной организации «Союз добровольцев России».
Молодежные общественные организации превратились в активных социально-политических факторов, действующих в КЧР. Им принадлежит значимая роль в социально-политической жизни республики. В настоящее время наиболее активными в общественно-политической жизни республики являются молодежные НКО: Карачаево-Черкесская общественная организация «Союз абазинской молодежи “Шарпны”»; общественное движение «Молодежное Адыгэ-Хасэ» Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская региональная общественная организация содействия культурному и социальному развитию молодежной среды карачаевского народа «Союз карачаевской молодежи»; Молодежное крыло Карачаево-Черкесского регионального общественного движения «Русь»12; региональное отделение общероссийского Фонда «Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи “Эльбрусоид”».
Представители молодежных общественных организаций выступают инициаторами акций, имеющих общероссийское значение. Так, летом 2013 г. Союз абазинской молодежи «Шарпны», выражая мнение абазинской общественности, обратился к заместителю Председателя Правительства РФ Д.Н. Козаку с предложением поддержать проведение конного перехода в знак поддержки XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Эта инициатива была поддержана, и в октябре 2013 г. абазинская молодежь совершила конный переход из а. Красный Восток на Красную Поляну, г. Сочи. Проведение мероприятий, имеющих широкий общественный резонанс, вектор общероссийской направленности, является позитивным показателем развития гражданского общества на региональном уровне.