Энди играл в детской комнате. В одной руке у него был ковбой Вуди, в другой – космический рейнджер Базз Лайтер.
– Как тебе такое? – сказал мальчик голосом Вуди. – Рождество ты встретишь за решёткой!
Он опустил свинку-копилку Хэмма в старую обувную коробку с прорезями по бокам.
– И сидеть тебе долго-долго, – добавил он повелительным тоном Базза Лайтера.
В комнату зашла мама. Она присела на кровать и наблюдала за игрой сына.
– Энди, у меня для тебя сюрприз, – сказала она. – Ты же знаешь, скоро Рождество, и в этом году в качестве подарка… мы всей семьёй поедем в Большой каньон!
Мальчик уронил игрушки и радостно запрыгал на месте:
– Ура! Лучший подарок на свете!
Потом он поднял с пола космического рейнджера и ковбоя – своих любимых героев:
– А можно я возьму с собой Базза и Вуди?
– Думаю, лучше их оставить, – ответила мама. – У тебя не будет времени на игры. А теперь давай-ка, нужно собираться!
Как только Энди выбежал за мамой и дверь детской захлопнулась, игрушки ожили. Базз вскочил на ноги, а Вуди поправил ковбойскую шляпу.
– Вот и славно! – обрадовался зелёный динозавр Рекс, выбравшись из-под кровати. – В этом году подарок Энди – путешествие. Значит, никакие новички не займут наше место!
– А я боялся, что Энди подарят компьютерную игру, – признался Хэмм, вылезая из коробки.
Тут игрушки заговорили наперебой.
– Постойте-ка, – приказал Вуди и вышел на середину комнаты. – Это, конечно, здорово, что нас не заменят новые игрушки. Но знаете, что ещё это значит? Рождество без Энди.
Все затихли. Без Энди? Это же будет совсем не Рождество!
У радиоуправляемой машинки грустно опустились уголки переднего бампера. Пёс Спиралька повесил голову. Даже невозмутимые зелёные солдатики нахмурились.
Базз Лайтер подошёл к Вуди и положил ему руку на плечо.
– Энди уедет, но это не значит, что у нас не будет праздника! Мы устроим игрушечное Рождество!
Вуди окинул взглядом друзей и заставил себя улыбнуться.
– Базз прав, – вздохнул он. – Мы здорово повеселимся!
Но глубоко в душе ковбой понимал, что этого не будет. Они могут устроить собственное Рождество, это правда. Только вот без Энди праздника не получится.
Когда мальчик с родителями отправились в путешествие, игрушки начали готовиться к сочельнику. Нужно было многое успеть. Они мастерили украшения, репетировали песни и выбирали друг другу подарки.
– Пс-с-с, Вуди, иди сюда, – громко прошептала девушка-ковбой Джесси. Она пряталась за стопкой книг. – Смотри, что нашла, – гордо сказала она, показывая ему красную бандану.
– Как здорово, Джесси, – обрадовался Вуди. – Булзай её уже сто лет ищет!
– Знаю, – улыбнулась подруга. – Будет отличный подарок.
Потом тряпичного шерифа окликнул заводной пингвин Хрипун:
– Идём петь рождественские песни!
– Иду, – отозвался Вуди. «Может быть, с песнями получится создать рождественское настроение», – подумал он.
Хрипун включил магнитофон по имени Майк, и, как только заиграла музыка, его скрипучий голос превратился в глубокий баритон. Сначала он во всё горло пропел потрясающую версию песни «В город едет Санта-Клаус». Затем перешёл к джазовой «Снеговик Фрости». Но как только пингвин затянул «Грустное Рождество», Вуди не выдержал. Песня навеяла мысли о том, как грустно ему будет без ребёнка.
– Хрипун, Майк, ещё увидимся, – быстро сказал ковбой, приподнимая шляпу.
Он ушёл, а игрушки продолжили петь.
Вуди был рад, что у друзей праздничное настроение. Но сам он ни на секунду не мог забыть о том, как скучает по Энди.
Ковбой перебрался на другую сторону комнаты.
– Эй, Вуди, не хочешь помочь нам с украшениями? – предложил Спиралька. – Смотри! – Он ткнул Вуди носом в бок и закричал: «Давай!» Тут же два резиновых инопланетянина взмыли вверх и протянули по шкафу гирлянды из красных и зелёных пуговиц.
– Неплохо, Спиралька, – сказал шериф, одобрительно кивая.
Затем он взглянул на зелёных солдатиков. Вместе с командиром они развешивали по комнате серебристые игральные фишки, которые напоминали снежинки.
– Отличная работа, Сержант!
– У нас есть даже рождественская ёлка, – радостно сообщил Спиралька и показал на дерево, полностью сделанное из ватных шариков. Его обвивали красные и зелёные ленты для волос, наверху завязанные в бантик. Под ёлкой уже лежали подарки, завёрнутые в блестящую бумагу и украшенные цветными бантами.
– И правда, как заснеженная, – отметил Сержант.
Вуди невольно улыбнулся. Его впечатлило, что друзья так дружно работали, чтобы сделать Рождество по-настоящему счастливым.
Наконец пришёл тот самый день – двадцать четвёртое декабря. Сочельник.
Игрушки часами секретничали и шептались, а на улице тем временем стемнело. Все собрались у ёлки, чтобы встретить праздник, но Вуди держался поодаль. Он всё думал об Энди.
– Эй, шериф, – к нему подошёл космический рейнджер. – Чего такой грустный? Смотри, какой замечательный вечер за окном… сегодня же канун Рождества!
– Не знаю, – уныло ответил Вуди. – Без мальчика всё не то.
– Верно, – отозвался Базз. – Совсем не то. Но кроме Энди у тебя есть и другие друзья. Пойдём!
Он приобнял ковбоя, и вместе они отправились к остальным. По дороге они услышали, как фарфоровая пастушка Бо Пип читает друзьям рождественскую сказку. Перед ней собрались полукругом самые новые игрушки, у которых ещё ни разу не было Рождества.
Бо весело подмигнула Вуди.
И – о чудо! – на сердце у него стало легче.
Базз подвёл Вуди к ёлке. У подножия стоял Волшебный экран, напоминавший собой камин, а на нём был нарисован пылающий огонь. Поблизости из разноцветных кубиков была выложена надпись: «С РОЖДЕСТВОМ».
– Свет, Сержант! – скомандовал Базз.
Сержант отсалютовал и нажал выключатель.
– А сейчас вы увидите рождественскую магию, – объявил космический рейнджер и нажал кнопку на правой руке. На белую стену выстрелил красный лазерный луч. Базз нажимал кнопку снова и снова – так быстро, что было не разглядеть его пальцев. Он двигал луч то вправо, то влево, то вверх, то вниз. Свет пульсировал в темноте, и на стене возникало представление из танцующих снежинок, конфет и несметного множества игрушек: кукол, поездов и мишек.
У Вуди от удивления раскрылся рот и расширились глаза.
– Ничего себе, Базз, – выдохнул он. – Как здорово! Я и не знал, что ты можешь…
Вдруг его прервал весёлый возглас: «Хо-хо-хо! Р-р-а-а-р-р!» – и к ёлке примчалась радиоуправляемая машинка, замаскированная под сани. За ней выскочил динозавр Рекс. На нем была борода из ваты и красный колпак.
– Простите за рёв, – застенчиво проговорил он, хоть никто и не испугался. – Иногда забываю, что я Санта-Клаус, а не свирепый жуткий зубастый хищник!
Рекс вытаскивал из-под ёлки подарки и вручал их каждой игрушке. Плюшевый конь Булзай очень обрадовался потерянной бандане. А говорящий экран с клавиатурой Мистер Спелл получил новые батарейки.
– Ты стал замедляться, – объяснил Спиралька.
Баззу достался мощный четырёхканальный приемник, чтобы улавливать сигналы из далёкого космоса. Друзья смастерили его из маленькой картонной коробки, блёсток со старого кукольного платья и нескольких метров изоленты.
– Спасибо, ребята! – сказал растроганный космонавт. – Давно о таком мечтал!
Одна из кукол подарила Джесси светлое платье. А поросёнок Хэмм получил в копилку настоящий четвертак.
– Ого-го! – воскликнул он. – Это же двадцать пять пенни! Пять пятицентовиков! Две десятки и пятицентовик! Я невероятно рад!
Пастушка Бо Пип в качестве подарка притянула Вуди к себе и крепко поцеловала. Он покраснел, прямо как рождественские огоньки.
– Ну ладно тебе, Бо, – смущённо пробормотал ковбой.
Он обвёл друзей счастливым взглядом. Базз оказался прав. Рождество без Энди не лучше и не хуже. Просто другое. Провести время с друзьями и близкими – людьми или игрушками, – вот в чём главный смысл этого праздника.
– Эй, Базз, Вуди, ребята! – виляя хвостом, позвал Спиралька с края кровати. – Гляньте!
Он отодвинул штору. За окном медленно падал снег.
– Снежное Рождество! – прошептал Спиралька. – С Рождеством всех!
Вуди широко улыбнулся.
– С Рождеством!