Сумасшедший говорит: «Я – Авраам Линкольн», невротик заявляет: «Жаль, что я не Авраам Линкольн», а здоровый человек: «Я – это я, а ты – это ты».
У многих в жизни наступает момент, когда возникает необходимость определить: кто я? В такие моменты транзактный анализ становится удобной системой самоопределения, понятной и доступной большинству. В этой главе представлен краткий обзор теории и практических применений. В последующих подробно рассматривается каждая из составляющих ТА.
Транзактный анализ включает четыре подхода.
• Структурный анализ: анализ личности.
• Транзактный анализ: анализ поступков и высказываний людей в ходе взаимодействия.
• Игровой анализ: анализ скрытых взаимодействий, приводящих к определенному предсказуемому итогу.
• Сценарный анализ: анализ специфических жизненных сценариев, которые человек компульсивно воспроизводит раз за разом.
Структурный анализ позволяет ответить на вопросы: «Кто я? Почему веду себя так? Как я таким стал?» Это метод анализа мыслей, эмоций и поведения человека, основанный на феномене эго-состояний.
Представьте мать, которая громко отчитывает детей за то, что те шумят и ссорятся. Она нахмурена. Говорит на повышенных тонах. Ее рука напряжена и поднята высоко. Внезапно звонит телефон, и она слышит голос подруги. Ее поза и выражение мгновенно меняются. Голос успокаивается. Напряженная рука спокойно опускается на колени.
Теперь представьте двух заводских рабочих, которые спорят по поводу ситуации на производстве: оживленно, ожесточенно. Они похожи на детей, не поделивших конфету. Внезапно раздаются грохот металла и ужасный крик. Их поведение тут же становится иным. Они забывают о ссоре. Гнев на лицах сменяется тревогой. Один бежит посмотреть, что случилось, другой вызывает скорую. Теория транзактного анализа объясняет такую смену в поведении рабочих и матери сменой эго-состояний.
Берн определяет эго-состояние как «устойчивый паттерн эмоций и переживаний, напрямую связанный с соответствующим устойчивым паттерном поведения».
В этом смысле мозг работает, как диктофон, записывая опыт целиком в серийной последовательности в виде так называемых эго-состояний – это естественные способы переживания действительности, отображающие опыт в его целостности. Разумеется, опыт тоже может быть записан в виде фрагментов…
Берн подразумевает, что человеческий опыт записывается в тканях головного мозга и нервной ткани. Под «опытом» подразумевается все, что человек пережил в детстве и перенял от родительских фигур, восприятие связанных с этим событий и эмоций и искажения воспоминаний. Эти записи хранятся, как на кинопленке. Их можно проигрывать бессчетное количество раз, вспоминать о событии и даже переживать его заново.
Человек обладает тремя эго-состояниями, существующими отдельно друг от друга и характеризующимися определенным поведением: Родитель, Взрослый и Ребенок. Эго-состояния – не абстрактные концепции, а объективная реальность. Они олицетворяют реальных людей, существующих в настоящем или существовавших в прошлом; у них есть имена и социальная идентичность.
Эго-структура личности представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Эго-структура личности
В книге, когда мы пишем эти слова с заглавной буквы, подразумеваются именно эго-состояния, а не собственно родители, взрослые и дети. Этим состояниям можно дать такие определения.
Вы в эго-состоянии Родителя, когда повторяете действия, мысли и эмоции своих родителей, как наблюдали их в детстве.
Вы в эго-состоянии Взрослого, когда исходите из обстоятельств текущей реальности, оперируете фактами и даете объективную оценку.
Вы в эго-состоянии Ребенка, когда ведете и чувствуете себя как в детстве.
Клиенту необходимо было собрать информацию о частной школе, куда он планировал отдать сына. Когда он рассказал, что там практикуется неформальный подход к обучению и поощряется творчество, можно было отчетливо наблюдать за тремя различными реакциями. Сначала он нахмурился и произнес: «Не понимаю, как можно чему-то научиться в этой школе. Там грязные полы!» Затем он откинулся на спинку стула, лоб его разгладился, и он задумчиво проговорил: «Но прежде чем решить, надо узнать академический рейтинг школы и пообщаться с другими родителями». Уже через миг его лицо расплылось в широкой улыбке, и он добавил: «Вот бы у меня в детстве была такая школа!»
Когда клиента расспросили о его реакциях, он легко их проанализировал и пришел к выводу, что первая сродни подходу его отца. Второй была реакция Взрослого: потребность собрать больше данных. Третья – реакция Ребенка, вспомнившего о собственном несчастливом опыте и вообразившем, как весело было бы учиться в школе, где он побывал.
Прежде чем принять окончательное решение, он ответил на вопросы, интересовавшие Взрослого. Он отправил сына в эту школу, и тот учится с удовольствием; его успеваемость повысилась.
В рамках структурного анализа каждое эго-состояние личности реагирует на специфические стимулы характерным образом. Иногда реакции не противоречат друг другу, а порой вступают в конфликт. Рассмотрим следующие примеры.
Реакция на произведение современного искусства
Родитель. Господи! Что за чушь?
Взрослый. Эта картина стоит 350 долларов.
Ребенок. Какой красивый цвет!
Реакция на просьбу составить отчет
Родитель. Браун – никчемный руководитель.
Взрослый. Отчет нужен Брауну к пяти.
Ребенок. Что бы я ни делал, Брауну не угодить.
Реакция на нападение на улице
Родитель. Сама виновата, не надо было гулять по ночам.
Взрослый. Надо вызвать полицию.
Ребенок. Ух, как интересно!
Реакция на предложение съесть шоколадный торт, хотя вы на диете
Родитель. Конечно, съешь, надо же откуда-то брать силы.
Взрослый. В этом куске минимум 400 калорий. Лучше не буду.
Ребенок. Какой вкусный тортик! Дайте еще.
Реакция на громкую рок-музыку
Родитель. Как можно это слушать? Ну и молодежь пошла!
Взрослый. Громкая музыка мешает думать и разговаривать.
Ребенок. Хочу танцевать!
Реакция на опоздание молодой секретарши
Родитель. Бедняжка, кажется, она не выспалась.
Взрослый. Если она не научится приходить вовремя, другие сотрудники будут недовольны.
Ребенок. Я бы тоже хотел не ходить на работу, а заниматься чем-то другим!
Реакция на мат из уст лектора
Родитель. Только неучи ругаются матом.
Взрослый. Зачем он использует такие слова? Как это воздействует на слушателей?
Ребенок. Тоже так хочу, а нельзя.
Реакция на запах капусты
Родитель. Ешь капусту, будь здоров.
Взрослый. Капуста – продукт с высоким содержанием витамина С.
Ребенок. Сами ешьте эту гадость.
Реакция на объятия нового знакомого
Родитель. Никогда не разрешай незнакомцам тебя трогать.
Взрослый. Зачем он это делает?
Ребенок. Он меня пугает.
У каждого человека есть все три эго-состояния. Критичное поведение обычно исходит от Родителя. Взрослый стремится решить проблему. Ребенок радуется и смеется. Три эго-состояния есть даже у детей. Стремление опекать исходит от Родителя. Рациональное мышление – от Взрослого. Бунтарство – от Ребенка.
В каждом из эго-состояний человек чувствует, ощущает запахи и прикосновения, говорит, слушает, смотрит и действует определенным образом. У каждого эго-состояния своя программа. Некоторые люди чаще реагируют из одного эго-состояния и реже – из других. Например, те, кто чаще реагирует из состояния Родителя, смотрят на мир так же, как смотрели их мама или папа. Это отчасти лишает их способности самостоятельно постигать мир и искажает восприятие.
Внимание новорожденного целиком поглощено его личными потребностями и комфортом. Младенец стремится избежать болезненного опыта и реагирует на уровне ощущений. Уникальное эго-состояние Ребенка возникает почти с рождения (влияние пренатальной стадии на него пока не установлено).
Далее развивается эго-состояние Родителя. Его часто можно наблюдать, когда ребенок играет в дочки-матери и подражает поведению взрослых. Иногда родители с потрясением узнают себя в играх малыша. Порой им нравится, какими их изображают.
Эго-состояние Взрослого формируется, когда ребенок пытается осмыслить мир и узнает, что окружающими можно манипулировать. Так, он может задаваться вопросом: «Почему я должен есть, если не голоден?» – и пытаться управлять окружающими, притворяясь, что у него болит живот, чтобы его не заставляли есть.
Шери год и десять месяцев. На Рождество ей подарили игрушечную коляску. Сначала она пыталась сама забраться в коляску, повторяя: «Я малыш». Но та оказалась слишком маленькой для нее. Тогда она попыталась положить в коляску куклу. Кукла поместилась. Шерри восторженно закричала: «Я мама!» – и начала возить коляску, но эта роль вскоре ей наскучила. Она сердито выбросила куклу, опрокинула коляску, потом подняла ее и снова попыталась сама в нее забраться. Но у нее опять ничего не получилось. В отчаянии она снова положила в коляску куклу. Так она пыталась поменяться ролями четыре раза. Затем, видимо, все-таки поняла, что слишком большая, решила остаться «мамой» и далее вела себя с куклой так, как ее мать вела себя с ней.
«Материнское» поведение Шери – подражание ее реальной матери – возникало в эго-состоянии Родителя. В эго-состоянии Ребенка девочке хотелось самой быть малышом. Но ее эго-состояние Взрослого получило и обработало объективную информацию: она не помещается в коляску.
Любая ситуация может активизировать определенное эго-состояние; как показано в примере Шери, порой разные эго-состояния борются за главенство. В общении двух людей один «малыш», столкнувшись с другим, может взять на себя функцию родителя или стать «старшим малышом».
Улыбка, кивок, приветствие, хмурый взгляд – все эти виды взаимодействия между людьми на языке транзактного анализа называются поглаживаниями. Два и более поглаживаний – это уже транзакция. Любую из них можно отнести к одной из трех категорий: комплементарной, перекрестной, скрытой.
Комплементарные транзакции
Комплементарная транзакция осуществляется, когда человек обращается к другому из определенного эго-состояния, рассчитывая на конкретную реакцию, и получает предсказуемую реакцию из того эго-состояния, к которому обращается. Берн описывает ее как «адекватную, ожидаемую и соответствующую естественному порядку здоровых отношений между людьми». Например, если жена оплакивает смерть подруги, а муж с сочувствием ее утешает, временная потребность в зависимости адекватно удовлетворяется (это показано на рис. 2.2).
Рис. 2.2. Схема взаимодействия супругов. Комплементарная транзакция
Комплементарная транзакция возможна между любыми двумя эго-состояниями. Пример транзакции Родитель – Родитель: пара с грустью обсуждает отъезд детей из дома; Взрослый – Взрослый: решение задачи; Ребенок – Ребенок или Родитель – Ребенок: совместное развлечение. Находясь в эго-состоянии Родителя, человек может взаимодействовать с другим человеком в любом эго-состоянии; то же касается состояний Взрослого и Ребенка. Если реакция ожидаемая, мы имеем дело с комплементарной транзакцией. Линии коммуникации в ней открыты, и люди могут продолжать взаимодействие.
Жесты, мимика, поза, тон голоса – тоже часть транзакции. Если адресат хочет понять все нюансы сказанного, необходимо принимать во внимание не только слова, но и невербальные аспекты коммуникации.
Чтобы лучше понять следующие схемы, предположим, что у транзакции недвусмысленный посыл, а вербальная и невербальная ее составляющие не противоречат друг другу. Впрочем, любая схема транзакции – это всего лишь догадка, хоть и не совсем наобум. Для точного анализа транзакции необходимо иметь представление обо всех трех эго-состояниях каждого участника (примеры приведены на рис. 2.3–2.7).
Рис. 2.3. Обмен данными при транзакции Взрослый – Взрослый
Рис. 2.4. Сочувствующий Родитель – Родитель
Рис. 2.5. Игривый Ребенок – Ребенок
Рис. 2.6. Ребенок – опекающий Родитель
Рис. 2.7. Рассерженный Ребенок – внимательный Взрослый, предлагающий обратную связь
В каждой из описанных транзакций мы имеем дело с открытой коммуникацией: отвечающий реагирует так, как от него ждут, реакция адекватна стимулу. Но так бывает не всегда. Иногда за стимулом следует неожиданная или неадекватная реакция. Тогда линии коммуникации перекрещиваются.
Перекрестные транзакции
Когда двое собеседников стоят и мечут друг в друга молнии, поворачиваются друг к другу спиной и расходятся, не желая продолжать взаимодействие, или недоумевают из-за общения, вероятно, речь идет о перекрестной транзакции. Тут второй участник реагирует на стимул неожиданно. Активируется эго-состояние, отличное от того, к которому обращался первый участник, и линии коммуникации перекрещиваются. Результатом становятся уход от общения, нежелание продолжать коммуникацию или смена темы. Так, если муж не проявляет сочувствия к жене, чья подруга умерла, и говорит что-то вроде «А кому сейчас легко!» – он, скорее всего, оттолкнет ее (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Схема взаимодействия супругов. Перекрестная транзакция
Перекрестные транзакции – частый источник неприятных эмоций в отношениях родителей и детей, супругов, руководителей и подчиненных, учителей и учеников и т. д. Инициатор рассчитывает услышать определенный ответ и не получает его. Его будто «затыкают», он чувствует, что столкнулся с обесцениванием и непониманием (примеры приведены на рис. 2.9–2.15).
Рис. 2.9
Рис. 2.10
Рис. 2.11
Рис. 2.12
Рис. 2.13
Рис. 2.14
Рис. 2.15
Транзакции могут быть прямыми и косвенными, четкими и смешанными, глубокими и поверхностными. В косвенной транзакции участвуют трое. Один обращается ко второму, но надеется повлиять на третьего, который слышит разговор. Например, сотрудник боится говорить с руководителем напрямую, поэтому обращается к коллеге, надеясь, что босс «поймет намек».
Смешанные транзакции чаще всего доброжелательны, но с примесью враждебности. Главный их посыл может быть замаскирован под шутку. Например, в разговоре студентов один спрашивает другого: «Эй, гений, когда осилишь книгу? Я тоже хочу ее прочитать». Другой бросает ему книгу и отвечает: «Держи, растяпа. Поймай, если сможешь».
Поверхностные транзакции неглубоки, формальны, в них нет интенсивности эмоций. Например, жена спрашивает мужа: «Может, сходим сегодня поужинать в ресторан?» А тот отвечает: «Мне все равно, дорогая. Как хочешь».
Здоровым отношениям свойственны прямые четкие транзакции. Интенсивные тоже иногда становятся признаком здоровых отношений. Они комплементарны и лишены скрытых мотивов.
Скрытые транзакции