Человека нельзя ничему научить. Можно лишь помочь понять то, что ему уже известно.
Каждый человек уникален, второго такого нет. И каждый рождается победителем. При этом все мы ощущаем мир по-разному: по-своему видим и слышим, чувствуем прикосновение и вкус, мыслим. Все люди наделены уникальным потенциалом, индивидуальными талантами и ограничениями. Стать значимыми, думающими, осознающими, творческими могут все; эффективность и качества победителя заложены в каждом.
«Победитель» и «неудачник» – многозначные слова. Называя кого-то победителем, мы не всегда подразумеваем, что есть и проигравший. Победитель – человек, вызывающий доверие, восприимчивый, искренний, естественный в отношениях с собой и окружающими. В этом смысле неудачник всего лишь менее аутентичен. Мартин Бубер[1] проводит это различие, рассказывая притчу о раввине, которого на смертном одре спрашивают, готов ли он перейти в мир иной. Тот отвечает: «Да, готов», ведь на небесах его не спросят «Почему ты не был Моисеем?». Его лишь спросят: «Почему ты не был собой?»
Не бывает стопроцентных победителей и стопроцентных неудачников. В какой-то мере все мы принадлежим к первой или второй категории. Но, ступив на тропу победителя, человек уже вряд ли начнет движение в обратную сторону. В этой книге вы найдете все, что поможет на этом пути.
Изначально потенциал каждого победителя индивидуален. Достижения – не главное. Главное – аутентичность. Аутентичный человек вызывает доверие и восприимчив к окружающим; он знает об этом и ведет себя соответственно; так выражается его внутренняя реальность. Такие люди проявляют свою уникальность и ценят уникальность других.
Победители не посвящают жизнь реализации собственных представлений о том, как все должно быть; они остаются собой и не тратят силы на притворство, поддержание видимости и манипуляции. Победители проявляют себя, а не проецируют в мир угодный окружающим образ, способный увлечь и заинтересовать их. Они понимают, что есть разница между «любить» и «вести себя так, будто любишь»; между «знать» и «притворяться, что все знаешь»; между истинной глупостью и случайной ошибкой. Победителям не нужно скрываться под маской. Они легко отбрасывают нереалистичные представления о собственной неполноценности или превосходстве. Их не пугает автономия.
Чувство собственной автономии знакомо каждому, хотя некоторые испытывали его очень недолго. Особенность победителя – способность поддерживать автономию в течение долгого времени. Иногда даже победители теряют почву под ногами и терпят неудачи, но те не лишают их базовой уверенности в себе.
Победители не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания. Умеют отделять факты от мнений и не притворяются, что знают ответы на все вопросы. Прислушиваются к окружающим, оценивают сказанное, но выводы делают самостоятельно. Другие люди могут вызывать у победителей восхищение и уважение, но никогда не определяют их полностью, не способны подавить их, ограничить и поработить.
Победители не притворяются беспомощными и не манипулируют виной. Ответственность за собственную жизнь они полностью берут на себя и не перекладывают на чужие плечи. Победитель – сам себе руководитель и прекрасно это осознает.
Победитель тонко чувствует момент и всегда адекватно реагирует на ситуацию. Реакция соответствует обстоятельствам и не умаляет значимости, ценности и достоинства других. Победители понимают, что всему свое время и есть подходящий момент для любого действия.
Время быть агрессивным и время быть пассивным.
Время быть вместе и время быть порознь.
Время ссориться и время любить.
Время работать и время отдыхать.
Время горевать и время смеяться.
Время конфликтовать и время воздержаться от столкновений.
Время говорить и время молчать.
Время спешить и время ждать.
Победитель ценит время. Не тратит его попусту, а проживает каждый момент. Жизнь «здесь и сейчас» не означает, что победитель безрассудно игнорирует прошлый опыт и не готовится к будущему. Он в курсе своей истории, восприимчив к настоящему и предвкушает будущее.
Победители учатся постигать свои эмоции и ограничения и не бояться их. Внутренние противоречия и двойственность для них – не препятствие. Человек, проявляющий себя аутентично, понимает, когда сердится, и спокойно может выслушать чужой негативный монолог. Победитель умеет любить и быть любимым, отдавать и принимать ласку.
Победители способны быть спонтанными. Им необязательно всегда реагировать одинаково или запланированно; они могут менять планы, если того требуют обстоятельства. Они любят жизнь и получают удовольствие от труда и отдыха, еды и общения, секса и пребывания на природе. Они радуются своим достижениям, не испытывая чувства вины, и не завидуют чужим успехам.
Победители умеют радоваться жизни и способны на «отложенное удовольствие» и самодисциплину в настоящем, которая приумножает удовольствие в будущем. Они не боятся добиваться желаемого, но используют адекватные, приемлемые методы. Они не пытаются контролировать окружающих, чтобы подкрепить свою уверенность в себе. Они не обрекают себя на провал.
Победители неравнодушны к миру и населяющим его людям. Они ощущают свою причастность к общим проблемам и стремятся улучшить качество жизни всех людей, поскольку искренне тревожатся об окружающих и сопереживают им. Даже перед лицом национальной и международной катастрофы победитель не воспринимает себя как беспомощную песчинку. Он старается усовершенствовать мир.
При рождении все мы беспомощны и зависим от окружающей среды. Победители успешно переходят от полной беспомощности к независимости, а потом – к взаимополаганию. Неудачники этого не делают. На одном из этапов они начинают избегать ответственности за свою жизнь.
Как мы уже говорили, мало кого можно назвать полным неудачником или абсолютным победителем. Большинство людей – победители в некоторых жизненных сферах и проигравшие в других. Способность побеждать или проигрывать в той или иной сфере зависит от детского опыта.
Неудовлетворенность основных потребностей, недоедание, жестокость, несчастливые отношения, болезнь, постоянные разочарования, неадекватный физический уход и травматичные события в детском возрасте – это лишь немногие факторы, превращающие людей в неудачников. Все эти факторы стоят на пути автономии и самоактуализации, прерывают и замедляют их или даже мешают им осуществиться. Чтобы справиться с негативным опытом, дети учатся манипулировать собой и окружающими. Позже эти манипулятивные техники становятся укоренившимися паттернами поведения, с которыми очень сложно бороться. Победители стараются от них избавиться. Неудачники цепляются за них.
Порой неудачники говорят о себе как об успешных, но тревожных людях, утверждают, что они добились успеха, но чувствуют себя как в ловушке или несчастливы. Есть и те, кто характеризует себя как сломленного жизнью человека, апатичного, полумертвого или смертельно уставшего от жизни. Неудачники могут осознавать, что сами загнали себя в клетку, вырыли себе могилу, а причина их скуки – они сами.
Неудачник редко живет в настоящем; он разрушает текущий момент, уходя в воспоминания о прошлом или строя планы на жизнь. Неудачник, живущий в прошлом, вспоминает «старые добрые времена» или бесконечно перебирает в уме прошлые личные несчастья. Он ностальгически цепляется за прошлое или недоволен тем, как ему не повезло. Проигравший жалеет себя и переносит ответственность за свою неудавшуюся жизнь на окружающих. Он винит окружающих и оправдывает себя – это часть его игры. Живущий в прошлом любит играть в «Если бы:
Если бы я вступил(а) в брак с другой/другим…
Если бы я нашел другую работу…
Если бы окончил институт…
Если бы был(а) красивым(-ой)…
Если бы мой супруг бросил пить…
Если бы я родилась в богатой семье…
Если бы не мои ужасные родители…
Люди, живущие в будущем, могут мечтать о чуде, после которого они «заживут долго и счастливо». Неудачники не строят свою жизнь, а ждут волшебного спасения. Каким прекрасным все станет, когда…
Появится принц на белом коне или идеальная женщина…
Я закончу учебу…
Дети вырастут…
Я устроюсь на новую работу…
Умрет мой руководитель…
Мне наконец повезет…
Есть и те, кто делает прямо противоположное: не уповает на волшебное спасение, а живет в постоянном страхе грядущей катастрофы. Такие люди существуют в парадигме «что, если»; их воображение постоянно рисует картины того, что может произойти:
Что, если меня уволят…
Что, если я сойду с ума…
Что, если мне на голову что-то упадет…
Что, если я сломаю ногу…
Что, если я им не понравлюсь…
Что, если я ошибусь…
Постоянно зацикливаясь на будущем, такие неудачники испытывают тревогу в настоящем. Они тревожатся о будущих испытаниях, настоящих или воображаемых; о том, как будут платить по счетам, о любовных интрижках, кризисах, болезни, выходе на пенсию, погоде и т. д. Те, кто слишком увлечен воображаемым миром, упускают возможности текущего момента. Их ум занят мыслями, не относящимися к нынешней ситуации. Тревожность вытесняет реальность. Как следствие, такие люди теряют способность полноценно пользоваться органами чувств: видеть, слышать, чувствовать вкус, ощущать прикосновения и самостоятельно мыслить. При этом их восприятие искажается или становится неполным. Они воспринимают себя и людей вокруг словно сквозь какую-то призму. Страдает способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Неудачники почти всегда притворяются, изображают, манипулируют и живут, застряв в старых детских ролях. Они тратят все силы на поддержание фальшивой реальности и ношение масок, нередко проецируя в мир ложный фасад. Вот что пишет Карен Хорни: «Взращивание ложного “я” всегда происходит за счет настоящего, при этом к последнему относятся пренебрежительно, в лучшем случае как к бедному родственнику». Но для неудачника, играющего роль, лицедейство чаще всего важнее реальности.
Проигравшие подавляют свою способность к спонтанному и адекватному выражению полного спектра доступных поведенческих проявлений. Они могут не замечать, как жить более продуктивно, используя все возможности для самореализации. Неудачники боятся пробовать новое и поддерживают статус-кво. Они воспроизводят сценарии, раз за разом совершая не только собственные ошибки, но и повторяя семейные и культурные сюжеты.
Неудачник испытывает трудности с привязанностью и неохотно откликается на чужие чувства; он не вступает в честные, близкие, аутентичные отношения с окружающими. Вместо этого он пытается манипулировать людьми, чтобы те соответствовали его ожиданиям.
Даже свой интеллект неудачники не используют должным образом; они чрезмерно рационализируют и подвергают все интеллектуальному анализу. В первом случае они придумывают логичные оправдания своим действиям. Во втором – заваливают окружающих градом умных слов. В итоге их потенциал по большей части остается нереализованным; он дремлет, они даже о нем не догадываются. Как Царевна-лягушка из сказки, неудачник «заколдован» и проживает чужую жизнь.
Человек, который хочет обнаружить в себе черты неудачника и развить качества победителя, данные ему от рождения, может прибегнуть к экспериментам из гештальтпсихологии и транзактного анализа. Первый метод обрел новую жизнь благодаря врачу Фредерику Перлзу; второй разработал доктор Эрик Берн.
Перлз родился в Германии в 1893 г. и уехал из страны с приходом Гитлера к власти. Берн родился в Монреале в 1910 г. Оба психиатра обучались в рамках фрейдистского психоанализа, оба достигли известности и признания в США. Мы учились у обоих; нам нравятся их методы, поскольку они эффективны.
В этой книге мы хотим продемонстрировать, как теория транзактного анализа, дополненная экспериментами, которые разработали лично мы, и другими, взятыми из гештальттерапии, может использоваться для развития и усиления качеств победителя. Мы верим, что любой человек на определенном этапе может воспользоваться своим потенциалом и стать победителем – настоящим человеком, живым и чувствующим.
Гештальтпсихология – течение давнее. Гештальттерапия – более новая методика[2]. Врач-психиатр Фредерик Перлз много лет работал в рамках фрейдистского психоанализа и, применив принципы и открытия гештальтпсихологии, разработал гештальттерапию. Гештальт (Gestalt) – немецкое слово, не имеющее точного эквивалента в других языках. Его можно перевести как «упорядоченное целое».
Перлз считает, что личности большинства людей фрагментарны; им не хватает целостности, и люди часто осознают лишь части своей личности. Например, женщина может не знать или не хотеть признавать, что иногда ведет себя как собственная мать; мужчина – что порой ему хочется плакать, как ребенку.
Цель гештальттерапии – помочь людям обрести целостность, осознать, признать, вернуть и интегрировать свои разрозненные части. Интеграция помогает перейти от зависимости к самодостаточности, от авторитарной внешней опоры к аутентичной внутренней, полагаться на себя. Самоощущение такого человека не зависит от внешних факторов: наличия супруга, дипломов, престижной работы, психотерапевта, счета в банке. Перлз обнаруживает, что все необходимое внутри и можно полагаться на эти ресурсы. Согласно ученому, человек, отказывающийся полагаться на внутреннюю опору, – невротик.
Я называю невротиком любого, кто использует свой потенциал для манипуляций окружающими, а не своего внутреннего роста. Такие люди пытаются захватить контроль, могут обезуметь от власти и используют друзей и родственников в сферах, где сами чувствуют себя беспомощными. Они делают это, поскольку не способны вынести напряжение и фрустрации, сопровождающие взросление. Их пугает сама мысль о риске: это слишком опасно.
В гештальттерапии используются ролевая игра, гиперболизация поведенческих симптомов, фантазирование, принцип пребывания в моменте и ощущение «здесь и сейчас», употребляются «я-конструкции» вместо безличных предложений, чтобы взять на себя ответственность за свое поведение и научиться вовлеченному общению в противовес одностороннему; практика осознанности к органам чувств и обучение «проживанию эмоций» с последующими их осознанием и интеграцией.
Главную сложность для большинства людей представляет ролевая игра, предложенная Перлзом. Это не новый метод в психологии. Якоб Морено работал над этим методом еще в 1908 г.; с тех пор тот развивался и оброс многочисленными разновидностями, применяющимися в групповой и личной терапии. В 1919 г. Морено использовал для описания своей работы термин «психодрама»: он просил пациентов изобразить другого человека и разыграть его проблему с разных точек зрения.
В отличие от Морено, Перлз редко использовал групповую работу. Он утверждал, что посторонние «привнесут [в игру] собственные фантазии и интерпретации». Перлз требует, чтобы пациент сам представлял и проигрывал все роли, и фокусируется не на причинах поведения пациента, а на самом поведении здесь и сейчас.
Разновидностей ролевой игры множество, но именно Перлзу принадлежит уникальный метод работы со стульями. Он использует «горячий стул» – туда садится пациент, которому предстоит «работать», – и пустой, стоящий лицом к пациенту. На него пациент проецирует свои многочисленные «я». Другой необходимый реквизит – коробка салфеток, чтобы сморкаться и вытирать слезы.
Перлз рассказывает, как применил метод «горячего стула» к учительнице, которая описывала себя как человека доброжелательного и готового прийти на помощь, но не понимала, почему никто не хочет с ней дружить. Она отрицала негативные эмоции, но часто повторяла «ты еще пожалеешь» и «мне жаль таких, как ты». Окружающие воспринимали это как угрозу и проявление враждебности.
Когда пациентка начала отыгрывать свои части, ее дружелюбное «я» село на горячий стул, а сердитое – на пустой. Меняя роли, она меняла стулья. Разыгрался такой диалог.
Горячий стул: Не понимаю, зачем я здесь. Я всегда веду себя дружелюбно и всем помогаю.
Пустой стул: Нет, ты прекрасно знаешь, зачем ты здесь. У тебя нет друзей.
Горячий стул: Не понимаю. Я всегда стараюсь помочь окружающим.
Пустой стул: В этом-то и проблема. Вечно ты пытаешься всем услужить. И потом все чувствуют себя тебе обязанными.
Скоро учительница повысила голос, он стал визгливым и истеричным. Сидя на горячем стуле, она принялась возражать, что вовсе не пытается всем услужить. Потом, поразившись собственной агрессии, изумленно добавила: «Не думала, что умею так сердиться». Окружающие часто сталкивались с этой частью ее личности, но сама она впервые призналась себе, что может быть и агрессивной, и услужливой. Это были две ее полярные стороны.
Порой люди замечают лишь один свой полюс, как эта учительница. Иногда видят обе противоположности и говорят: «То я счастлив и на седьмом небе, то утопаю в депрессии», «Я или зол и агрессивен, или напуган и во всем сомневаюсь».
Человек, чья личность фрагментирована и состоит из противоположностей, мыслит в категориях «или/или». Люди в его представлении делятся на тиранов и беспомощных, высокомерных и никчемных, добродетельных и порочных. Во власти полярных сил человек обрекает себя на внутреннюю борьбу и заходит в тупик. Метод ролевой игры Перлза позволяет столкнуть противоборствующие силы и заставить их выяснить отношения, простить друг друга, найти компромисс или хотя бы познакомиться друг с другом.
С помощью техники двух стульев можно начать осознавать свои отдельные части, вступив с ними в диалог и разыгрывая разные роли; при этом каждый раз можно пересаживаться с горячего стула на пустой. Можно играть роль себя, себя в детстве, матери, отца, супруга или руководителя. Либо представлять себя физическим симптомом: язвой, мигренью, болью в спине, потными ладонями, учащенно бьющимся сердцем. Или усадить на горячий стул даже предметы из сна – мебель, животное, окно.
Такая ролевая игра может прояснить отношения людей. Для этого необходимо представить на стуле напротив другого человека, заговорить с ним и высказать все, что на уме, потом «стать» другим человеком и ответить. В процессе всплывают все невысказанные обиды и чувства; появляется возможность осознать их и переработать.
Можно также проигрывать фрагменты снов: это развивает осознанность. Перлз называл сны «царской дорогой к интеграции».
…различные фрагменты сна представляют части нашей личности. Поскольку наша цель – обрести целостность, объединить фрагменты, не допуская противоречий, необходимо объединить фрагменты сна. Нужно присвоить эти проекции, фрагментированные части личности и скрытый потенциал, проявляющийся во снах.
Иными словами, сон неотделим от спящего. Вымышленные люди и предметы отображают тот или иной аспект спящего. Проигрывая роли людей, предметов и даже целого сюжетного отрывка из сна, можно выявить его экзистенциальный смысл, не анализируя, а проживая видение.
Например, одному человеку приходил повторяющийся сон, в котором всегда присутствовал письменный стол. Когда его попросили представить себя в виде этого предмета, он пробормотал: «Что за чушь, я же не стол». Но при поддержке психотерапевта преодолел страх сцены и начал играть роль: «Я большой стол. На мне куча чужого. Люди наваливают на меня свои вещи, садятся за меня и пишут, тычут в меня своими ручками. Они меня используют, а я не могу даже пошевелиться». Позже он добавил: «Все верно, это я! Как стол, я всем разрешаю себя использовать, а сам просто сижу и ничего не делаю!»
В гештальттерапии у пациентов случаются эмоциональные и интеллектуальные прозрения, но суть метода – в поднятии эмоционального пласта. Осознание эмоций наступает, когда человек произносит или думает: так вот в чем дело! Вот как описывает это переживание Перлз: «Что-то словно щелкает и встает на свое место; всякий раз, когда закрывается гештальт, раздается щелчок и человек испытывает шок узнавания». Интеллектуальное осознание случается, когда встают на место недостающие части головоломки.
В транзактном анализе пациенты также приходят к эмоциональному и интеллектуальному осознанию, но упор делается на второе. Это мыслительный процесс, нередко аналитический, который часто заканчивается тем же осознанием: так вот в чем дело!
Эрик Берн разработал свою теорию, наблюдая за поведенческими изменениями у пациента, подвергавшегося воздействию нового стимула: слова, жеста, звука. Эти перемены включали выражение лица, голосовые интонации, структуру фраз, телесные движения, жесты, тики, изменения позы и осанки. Внутри человека будто обнаруживались несколько разных людей. Иногда казалось, что один из них полностью контролирует личность пациента.
Берн заметил, что эти «я» по-разному взаимодействуют с окружающими и эти контакты – транзакции – можно проанализировать. Он понял, что у некоторых транзакций есть подспудные мотивы; человек с их помощью пытается манипулировать людьми, вовлечь в психологические игры и шантаж. Берн также обратил внимание, что поведение людей нередко предопределено; они будто играют на сцене и читают заготовленный сценарий. На основе этих наблюдений Берн вывел уникальную теорию транзактного анализа – ТА.
Изначально транзактный анализ возник как метод психотерапии. Его использовали в группах как технику гештальттерапии. Группа становилась средой, где люди учились лучше осознавать себя, постигать структуру своей личности и паттерны взаимодействия с окружающими, замечать, в какие игры они играют и каким сценариям следуют. Подобная осознанность приводила к более ясному самовосприятию и закладывала возможность изменений; человек мог изменить определенные качества и усилить другие.
Процесс изменений всегда начинается с двустороннего контракта между терапевтом и клиентом. Целью может быть облегчение симптомов – покраснения лица, зажатости мышц, мигреней. Либо контроль над проблемным поведением – злоупотреблением алкоголем, дурным обращением с детьми, школьной неуспеваемостью. Психотерапевт может делать упор на детские переживания, объясняющие текущие специфические симптомы и поведение: пережитые в детстве унижения или, напротив, чрезмерное потакание; уход родителя, равнодушие, жестокость. Контрактный подход сохраняет внутреннюю мотивацию клиента и позволяет понять, когда условия контракта соблюдены.
Транзактный анализ – полезный инструмент не только для тех, кто проходит психотерапию; он позволяет взглянуть на человеческое поведение с интересного угла и прийти к открытиям, которые будут понятны и полезны большинству людей. В ТА применяется простой, прямолинейный и даже разговорный язык в противовес научному и психологическим жаргонизмам. Например, части личности – или состояния эго – называются Родитель, Взрослый и Ребенок.
Транзактный анализ – рациональный подход к пониманию поведения, основанный на предположении, что люди могут научиться себе доверять, мыслить независимо, принимать самостоятельные решения и выражать свои чувства. Принципы ТА можно применять в профессиональной деятельности, семье, обучении, общении с окружающими – везде, где люди взаимодействуют друг с другом.
Берн называет важной целью ТА установление максимально открытой и естественной коммуникации между аффективными и интеллектуальными компонентами личности. Когда это происходит, человек интегрирует эмоции и интеллект и задействует их сообща, а не один в ущерб другому. Техники гештальттерапии способны ускорить этот процесс, особенно на уровне чувств.
Каждая глава этой книги содержит упражнения и эксперименты, которые помогут применить теорию к себе. Предлагаем сначала читать главу, затем раздел с упражнениями. Если какая-то техника заинтересует и покажется простой, выполните ее немедленно. Позже можно выполнить и остальные.
Человек, не осознающий свои чувства и поступки, многим обделен. Ему не хватает глубинной опоры; он мечется между конфликтующими внутренними силами. Такой человек не цельный, в нем живут разрозненные части «я», не взаимодействующие друг с другом: интеллект, эмоции, творческое начало, телесные ощущения, особенности поведения. Начиная осознавать их и делая шаг навстречу их интеграции в единое целое, человек многое приобретает.
Люди, которые решают быть победителями и не хотят быть неудачниками, позволяют себе прийти к подобным осознаниям. Постепенно они понимают, что могут положиться на собственные ощущения и суждения. Процесс узнавания себя и обновления продолжается. Смыслом жизни становится не накопление внешних благ, а внутренняя проявленность. Для победителя сама жизнь оказывается источником радости.
1. Список качеств
Просмотрите список качеств. Отметьте галочками те качества, которые соответствуют вашему самоощущению, крестиками те, которые не соответствуют, и знак вопроса, если сомневаетесь.
Я люблю себя ___
Я обижен на окружающих и боюсь их ___
Мне можно доверять ___
Я хорошо умею притворяться ___
Обычно я прав ___
Я себе не нравлюсь ___
Я тревожусь о будущем ___
Я ничего не могу придумать сам ___
Я прокрастинатор ___
Я использую свои способности ___
Я мыслю независимо ___
Я разбираюсь в своих чувствах ___
Я себя не понимаю ___
Я как в тупике ___
Я трачу время с умом ___
Я люблю природу ___
Моя работа не приносит удовольствия ___
Я умею себя контролировать ___
Мне не удается задержаться ни на одном месте работы ___
Я себе доверяю ___
Я вечно говорю что-то не то ___
Мне нравится общество людей ___
Мне не нравится быть женщиной/мужчиной ___
Я разочарован(а) в жизни ___
Я не реализовал(а) свои способности ___
Я рад(а), что я мужчина/женщина ___
Я часто все делаю не так ___
Я вовлечен(а) в решение общественных проблем ___
Людям нравится со мной общаться ___
Я компетентный профессионал ___
Люди меня избегают ___
Меня не интересуют общественные проблемы ___
Мне нравится моя работа ___
Я получаю удовольствие от жизни ___
Я с трудом себя контролирую ___
Я себе не нравлюсь ___
Теперь взгляните на качества, которые вы отметили.
Можете ли вы проследить закономерность?
Каких качеств больше: победителя, неудачника или и тех и других поровну?
Какие качества вы хотели бы в себе изменить?
Читайте книгу и время от времени возвращайтесь к этому списку. Обращайте внимание на качества, которые вы отметили, и меняйте то, что решите изменить.
2. Ось победителя – неудачника
Найдите свое место на этой оси в зависимости от самоощущения, жизненных достижений и взаимоотношений с людьми. Представьте, что на одном конце оси – полный провал, а на другом – абсолютный успех.
Неудачник ________________________ Победитель
Неудачник ________________________ Победитель
Неудачник ________________________ Победитель
Довольны ли вы своим местом на оси координат?
Если нет, что бы вам хотелось изменить?
3. Проигрывание внутреннего диалога по ролям
Когда в следующий раз не сможете уснуть, сосредоточиться или внимательно слушать собеседника из-за внутреннего диалога в голове, прислушайтесь к этим голосам.
Слушайте внимательно. Кто говорит? Разговариваете ли вы с конкретным человеком?
Поговорите со своим воображаемым собеседником лицом к лицу. Поставьте друг напротив друга два стула. Используя метод ролевой игры Перлза, повторите диалог вслух по ролям. При этом пересаживайтесь со стула на стул.
Постарайтесь привести диалог к завершению.