В конце ноября 1934 г. в Париже состоялась встреча министра иностранных дел Франции и представителя Германии: П. Лаваля (он стал новым министром иностранных дел после смерти Барту) и И. Риббентропа. Они достигли соглашения по вопросу о плебисците в Саарланде. Напомню, что Саар до этого находился под протекторатом Лиги наций до проведения на территории плебисцита.
Карта Саарской области (синим цветом)
И. Риббентроп добился от П. Лаваля обещания отказаться от требования второго плебисцита в Сааре через 10 лет, если в первом туре большинство жителей решит присоединиться к Германии. В свою очередь И. Риббентроп заверил французское правительство, что после проведения плебисцита Германия не будет иметь территориальных претензий к Франции. Внешним проявлением этого соглашения стало заявление П. Лаваля от 11 января 1935 г. о том, что Франция не заинтересована в исходе плебисцита в Сааре.
Плебисцит состоялся 13 января 1935 г. За присоединение к Германии высказались 90,73%. Лига наций подтвердила итоги плебисцита. Согласно ее решению от 17 января 1935 г., с 1 марта 1935 г. Саар переходил к Германии.
16 марта 1935 г. был принят «Закон о строительстве вооруженных сил», согласно которому в Германии создавались новые вооруженные силы (Вермахт), вводилась всеобщая воинская повинность, а также предусматривалось увеличение численности сухопутных сил до полумиллиона человек (36 дивизий). Новые вооруженные силы создавались на основе рейхсвера и на имеющейся базе резервов.
Создание Вермахта численностью более 100 тыс. человек было нарушением Версальского договора, гарантами которого были Великобритания и Франция (Франция ограничилась устными протестами). Но нужно сказать, что к этому шагу правительство Гитлера прошло большой подготовительный путь, в том числе дипломатический. И этот путь изобиловал нарушениями.
В частности военно-воздушные силы (люфтваффе) начали создаваться Герингом с 15 мая 1933 г. А 9 марта 1935 г. было официально объявлено о создании люфтваффе, и Г. Геринг был назначен командующим люфтваффе. К этому времени люфтваффе насчитывала 1888 самолетов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава.
1. Мессершмитт BF109 2. Танк Pz.Kpfw. I (Т 1 в советской классификации)
О создании танковых войск было объявлено 15 октября 1935 г. и сразу были сформированы первые танковые части. Это тоже происходило не на пустом месте. Еще в 1930 г. было дано задание по разработке машины. Для сохранения секретности она именовалась «малым трактором». А уже к октябрю 1935 г. было готово более 400 машин Pz.Kpfw. I (в советской литературе обозначался Т 1).
Почему гаранты Версальской системы Франция и Великобритания не приняли решительных мер, которые могли весьма болезненно сказаться на Германии? Какие у них были в этом отношении планы? Так или иначе, они способствовали (закрывали глаза на явные нарушения Версальского договора) воссозданию вооруженных сил Германии.
Советско-французский договор о взаимной помощи был подписан в Париже 2 мая 1935 г. сроком на 5 лет. Договор вступил в силу 27 марта 1936 г.
Двусторонний договор активно готовился еще Бартом в рамках регионального пакта («Восточный пакт»). Предусматривалось, что в случае нападения какого-либо государства на одну из сторон, Франция и СССР немедленно приступят к консультациям для обсуждения мер помощи и поддержки тому, кто подвергся нападению (22):
Статья 1. В случае, если СССР или Франция явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 статута Лиги Наций.
Статья 2. В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграф 7, статута Лиги Наций, СССР или Франция явились бы, несмотря на искренне мирные намерения обеих стран, предметом не вызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут Друг Другу немедленно помощь и поддержку.
В протоколе констатировалось (22):
Что переговоры, результатом которых явилось подписание настоящего Договора, были начаты первоначально в целях дополнения соглашения о безопасности, охватывающего страны северо-востока Европы, а именно: СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и соседние с СССР Балтийские государства.
Одновременно с договором был подписан протокол, уточнявший порядок оказания помощи. Но сама военная конвенция так и не была согласована. Франция согласилась начать переговоры о практических мерах по оказанию взаимной помощи в случае войны только весной 1939 г. (после оккупации Чехословакии Германией). Переговоры летом 1939 г., в которых принимала участие и Великобритания, были сорваны по ряду причин, и советско-французский договор 1935 г. оказался нереализованным.
Перед заключением советско-французского договора Великобритания сделала демарш французскому правительству (21):
Может создаться ситуация, когда при возникновении конфликта с Германией Англия, согласно букве Локарно, вынуждена была бы выступить на стороне Германии против Франции.
Подписание советско-французского договора о взаимопомощи в Париже. Слева сидит П. Лаваль (глава МИД Франции), справа В. Потемкин (посол СССР во Франции).
Сказались Локарнское соглашение, где Великобритания гарантировала западную границу Германии, но не восточную. И в случае условного нападения Германии на СССР (где границы не были гарантированы) она могла согласно соглашению поддержать Германию против Франции союзницы СССР. Хитрости дипломатии.
Советско-чехословацкий договор о взаимопомощи был подписан 16 мая 1935 г. в Праге. Договор был частью создания коллективной безопасности в Европе и связан с советско-французским договором. Он вступил в силу 8 июня 1935 г. и действовал также в течении пяти лет.
Здесь были те же самые обязательства, что и в советско-французском договоре (23):
Статья 1. В случае, если Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословацкая явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Чехословацкая Республика и соответственно Союз Советских Социалистических Республик обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 Устава Лиги Наций.
Статья 2. В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграф 7, Устава Лиги Наций, Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословацкая явились бы, несмотря на искренне мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Республика Чехословацкая и взаимно Союз Советских Социалистических Республик окажут друг другу немедленно помощь и поддержку.
По предложению правительства Чехословакии в протокол подписания договора была внесена оговорка, что обязательства взаимной помощи будут иметь силу лишь в том случае, если жертве нападения будет оказана помощь со стороны Франции (23):
Одновременно оба Правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь, поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь стороне – жертве нападения будет оказана со стороны Франции.
Эта оговорка фактически превратила двусторонний договор в трехсторонний, ставя его реализацию в зависимость от позиции Франции, тем самым усложняя условия оказания помощи.
Следует добавить, что советско-чехословацкий договор о взаимопомощи сопровождался экономическими соглашениями, по которым Чехословакия предоставляла СССР кредит на закупку производимых ею вооружений. А также она осуществляла разработку заказанных советской стороной образцов вооружений.
18 июня 1935 г. было заключено морское Англо-Германское соглашение. Произошло это в форме обмена нотами между британским министром С. Хором и германским специальным уполномоченным И. Риббентропом.
Это соглашение изменило соотношение военно-морских сил Великобритании и Германии. Англо-германское морское соглашение предоставляло Германии право иметь флот, по тоннажу равный 35% общего водоизмещения военно-морских сил Британской империи. Тоннаж германского подводного флота устанавливался в размере 45% общего тоннажа подводных лодок стран Британской империи (иметь подводный флот вообще запрещалось по Версальскому договору). Предусматривалось, что в случае нарушения этого предела Германия проинформирует британское правительство. То есть в принципе Германии было предоставлено право на увеличение ее подводного флота до размеров подводного флота Британской империи. Фактически соглашение открывало возможность неограниченного роста морских сил фашистской Германии.
Германия также брала на себя обязательство соблюдать качественные ограничения, установленные Вашингтонским в 1922 г. и Лондонским в 1930 г. договорами.
В декабре 1938 г. германское правительство известило Лондон о принятии программы строительства подводного флота, равного по водоизмещению британским субмаринам. А 28 апреля 1939 г. (после данных Великобританией гарантий безопасности Польше) Гитлер заявил о расторжении Англо-германского морского соглашения.
У Германии к заключенному соглашению имелся флот, без учета устаревших кораблей, общим тоннажем 78,6 тыс. тонн. Строились эсминцы и другие корабли под видом торговых кораблей. Таким образом, британское правительство разрешило Германии увеличить тоннаж ее флота на 342 тыс. тонн. По разрешенному тоннажу флота Германия уравнивалась с Францией и Италией. Фактически немцам давали возможность построить 5 линкоров, два авианосца, 21 крейсер и 64 эсминца.
Результатом соглашения стала ликвидация всех ограничений Версальского договора касающихся ВМФ Германии.
Англо-германское военно-морское соглашение явилось односторонним (со стороны Великобритании) нарушением Версальского мирного договора. Напомним, что в подписанном в 1933 г. «Пакте четырех» прописывалось, возможность рассмотрения вопросов вооружение в двустороннем формате (2):
Высокие договаривающиеся стороны обязуются приложить все усилия, чтобы обеспечить успех Конференции по разоружению и сохраняют за собою право в случае, если по окончании этой конференции специально их касающиеся вопросы остались бы открытыми, возобновить их рассмотрение между собой путем применения настоящего пакта в целях обеспечения их разрешения соответственными путями.
1. Немецкая подводная лодка U-251 2. Немецкий легкий крейсер «Нюрнберг»
Англо-германское соглашение вызвало возмущения в ряде страна, и, прежде всего, во Франции. Министр иностранных дел Франции П. Лаваль предостерегал главу Форин Офиса Великобритании Э. Идена (20):
Он предостерег Идена против маневров Германии, пытающейся двусторонними договорами обеспечить себе наибольшие преимущества, и подчеркивал необходимость противопоставления этой тактике немцев принципа неделимости мира не только на словах, но и на деле.
Можно констатировать, что Великобритания непосредственно способствовала возрождению немецкого флота и особенно подводного, который создал ей во Второй мировой войне много проблем. В 1919 г. именно Великобритания ранее при составлении Версальского договора внесла статьи о фактически ликвидации германского флота. Благодаря военно-морскому флоту Германия могла достать островную страну и британцы этого не могли не понимать. Что изменилось в британской политике в 1935 г., раз она разрешила Германии иметь военно-морской флот, способный доставить ей проблемы?
Итак, в 1935 г. фактически были официально воссозданы сухопутная армия (с авиацией и тяжелым вооружением) и флот. Известно, что армия и флот стали воссоздаваться гораздо раньше, что позволило, в короткий срок восстановить целые рода войск. Теперь же это делалось легально. Все формальные запреты были сняты.