Безусловно, что приход А. Гитлера к власти имеет свою историю и подоплеку. Но все, же пропустим этот период и начнем непосредственно с момента прихода Гитлера к власти (именно с этого периода началось активное военно-политическое усиление Германии). Разберем дипломатические и военные перипетии Европы и Германии, которая стала интенсивно вооружаться и делать первые дипломатические шаги в условиях Версальских ограничений. Приход Гитлера к власти отдельная серьезная тема с большим количеством явных и скрытых факторов (к ней обратимся позже).
30 января 1933 г. рейхспрезидент Германии (Веймарская республика) фельдмаршал П. фон Гинденбург назначает Гитлера на пост рейхсканцлера (премьер-министра). 2 августа 1934 года Гинденбург умирает. После его смерти Гитлер отменил пост рейхспрезидента и принял на основании результатов референдума (от 19 августа 1934 г.) полномочия главы государства, взяв себе титул «Фюрер (вождь) и рейхсканцлер».
1. П. фон Гинденбург фельдмаршал, рейхспрезидент Германии в 1925—1934 гг. 2. А. Гитлер 3. 21 марта 1933 г. состоялось символическое рукопожатие Гинденбурга и Гитлера в гарнизонной церкви в Потсдаме
Ни какая агрессивная политики и тем более война невозможна без сильной армии. Поэтому будем отслеживать вопросы, связанные с вооруженными силами Германии.
28 июня 1919 г. в Версале был подписан мирный договор между странами Антанты и Германией, который поставил точку в Первой Мировой войне. Текст договора, составлявшую новую международную версальскую систему, начинался с устава Лиги наций.
Договор вступил в силу 10 января 1920 г. после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами-победителями – Великобританией, Францией, Италией и Японией. Сенат США отказался утвердить Версальский мирный договор из-за нежелания связывать себя участием в Лиге наций. Взамен этого США заключили с Германией в августе 1921 г. особый договор, идентичный Версальскому, но без статей о Лиге наций.
По условиям Версальского мирного договора:
– вооруженные силы Германии ограничивались 100-тысячной сухопутной армией;
– обязательная военная служба отменялась;
– Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения —боевую авиацию, бронетехнику;
– основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям;
– Германии запрещалось иметь подводный флот;
– были наложены жесткие ограничения на строительство новых боевых кораблей;
– вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации;
– Германия лишалась всех своих колоний;
– происходила конфискацию всей германской собственности и всех патентов за рубежом;
– ограничивался суверенитет Германии на железные дороги;
– интернационализация германских водных путей.
Кроме того, Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 г.); Бельгии – округа Мальмеди и Эйпен, а также нейтральную и прусскую части Морене; Польше – Познань, части Поморья и другие территории Западной Пруссии; город Данциг и его округ был объявлен «вольным городом»; город Мемель передан в ведение держав-победительниц, а в 1921 г. перешел к Литве. В результате плебисцита часть Шлезвига в 1920 г. перешла к Дании, часть Верхней Силезии в 1921 г. – к Польше; к Чехословакии отошел небольшой участок территории южной Силезии. Саар передавался на 15 лет в управление комиссии Лиги наций, после чего должен был быть проведен плебисцит.
Немецкое государство обязывалось возместить в форме репараций убытки, понесенные правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий.
Германия по Версальскому мирному договору
По договору Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии.
__________________________________________
Краткая справка
Веймарская республика
Веймарская республика – принятое в историографии наименование Германии в 1919—1933 гг. – по одобренной в Веймаре 31 июля 1919 г. новой конституции. Официально страна продолжала именоваться «Германское государство» (нем. Deutsches Reich), как и во времена Германской империи. (Среди переводов слова «рейх» (Reich) есть и «государство», и «империя»).
В кризисные 1919—1923 гг. республика была вынуждена преодолевать непосредственные последствия войны – бороться с гиперинфляцией и многочисленными попытками своего свержения.
1924—1928 гг. стали для Германии периодом стабилизации («Золотые двадцатые»). По плану вывода страны из кризиса США выделялся ей кредит на восстановление экономики, устанавливались фиксированные выплаты по репарациям, положительно решался вопрос о допуске немецких товаров на внешние рынки. В результате к 1929 г. иностранные инвестиции (в основном американские) в немецкую экономику достигли 33,5 млрд. золотых марок. В 1929 г. Германия выходит на второе место в мире по объему промышленного производства, уступая лишь США.
Все изменил мировой кризис 1929 г. После обвала на Уолл-Стрите большая часть краткосрочных иностранных кредитов была отозвана, что привело к краху немецкой экономики, из-за ограниченной конкурентоспособности, дефицита торгового баланса и репараций. Кризис в экспорте быстро сказался на внутреннем положении. Начавшаяся массовая безработица усугубила социальное и экономическое положение. На исходе Веймарской республики в 1933 г. насчитывалось шесть миллионов официально зарегистрированных безработных, что составляло более 30% трудоспособного населения.
__________________________________________
Отметим важную деталь, германская армия была ограничена 100 тыс. солдат, и лишалась тяжелого вооружения. Флот был передан Антанте.
В 1932—1934 гг. проходила женевская международная конференция по сокращению и ограничению вооружений. Она была созвана по решению Совета Лиги наций. Конференция начала работу 2 февраля 1932 в Женеве при участии 63 государств; из них 9 (СССР, США, Бразилия, Афганистан, Египет, Коста-Рика, Мексика, Эквадор, Турция) в Лигу наций не входили. Конференция работала до лета 1934 г.
Основную цель женевских переговоров можно обозначить выдержкой из послания президента США Ф. Рузвельта конференции:
Если все нации согласятся полностью отказаться от использования и владения оружием, которое делает возможным успешную военную атаку, то оборона автоматически станет неприступной, а границы и независимость каждой нации станут безопасными.1
Еще до прихода Гитлера к власти на конференции обсуждались различные планы разоружения. Один из них французский.
5 февраля 1932 г. Франция внесла свои предложения – «план Тардье».
План основывался на идеи «интернационализации», когда в распоряжение Лиги наций передавались наступательные вооружения: бомбардировочная авиация, тяжелая артиллерия, танки, а также линейные морские суда водоизмещением свыше 10 тыс. т. и подводных лодок. Кроме того план предусматривал создание международных вооруженных сил «для предотвращения войны». То есть под управлением Лиги наций создавались крупные военные формирования насыщенные тяжелым вооружением. Вместе с этим предусматривались дополнительные гарантии безопасности через заключение новых военных союзов.
Делегаты Женевской конференции 1933 г. В центре на скамейке представитель Германии Й. Геббельс
«План Тардье» был поддержан только Польшей, Чехословакией и Бельгией, для которых он был гарантией от пересмотра послевоенных границ. Другие страны выступили против.
В дальнейшем Франция внесла коррективы и предложила 14 ноября 1932 г. доработанный «план Эррио».
По этому плану предлагалось трансформировать армии всех европейских стран в определенный унифицированный вид ополчения с коротким сроком службы, которое было бы невозможно быстро мобилизовать, и которое было бы не очень способно к наступательным действиям.
Оставить наступательную технику (тяжелая артиллерия, танки, газы и т. п.) для поддержания международного порядка. Такая техника хранилась бы в каждом государстве под международным контролем, а национальное ополчение не могло бы ее использовать.2
16 марта 1933 г. был изложен «Английский план», или «план Макдональда».
Этот план ограничивал до 200 000 человек численность армий ведущих стран континентальной Европы: Франции, Германии, Италии, Польши. На 1935 г. намечалось созыве специальной конференции для обсуждения морских вооружений. Военная авиация должна была постепенно ликвидирована, а бомбардировщики запрещены. Выполнение плана должна контролировать постоянная комиссия по разоружению.3 Германия по этому плану увеличивала вооруженные силы в два раза и достигла бы реального равноправия в вооружении. Хочу подчеркнуть, что это было предложено после прихода к власти Гитлера (30 января 1933 г.).
1. А. Тардье министр иностранных дел Франции 2. Д. Макдональд британский премьер-министр в 1929—1935 гг. 3. Э. Эррио французский политик
Основные разделы «плана Макдональда», перечеркивавшие установленную Версальским договором численность немецких вооруженных сил, встретили поддержку со стороны делегации США4. Кроме того, план был выгоден Великобритании тем, что на европейском континенте не осталось бы ни одной сильной армии. В том числе и французской вышедшей из Первой мировой войны самой мощной.
В процессе обсуждения планов возникли определенные трудности, связанные с позициями и интересами стран. Германия сразу потребовала, чтобы ей, как и другим участникам разоружения было разрешено «военное равенство». Правда нюанс состоял в том, что действовали специальные версальские статьи о вооруженных сухопутных и морских силах Германии. То есть Германия стремилась использовать конференцию по разоружению, для ликвидации ограничений и восстановления армии.
Франция стремилась сохранить свое военное превосходство над Германией, что являлось бы гарантией от будущих конфликтов с ней. Это волне можно понять, учитывая, что Франция и Германия были крупными континентальными державами в Европе (имели общую сухопутную границу), являясь потенциальными противниками.
При изменении баланса сил (в случае равенства вооружений и армий) Франция хотела для себя дополнительных гарантий в области безопасности. Но Великобритания и США не были готовы предоставить Франции такие гарантии. В свою очередь Великобритания и США, не являясь странами континентальной Европы, были более активны в вопросах разоружения европейских стран. И что важно разоружение касалось, прежде всего, сухопутных сил, которые потенциально могли представлять опасность Великобритании и США. То есть фактически отделенные морями США и Великобритания ратовали за разоружение потенциальных противников на континенте, в том числе Франции. И, что важно, боролись с возможность появления сильной европейской державы, которая могла бы подчинить Европу и быть уже не потенциальным, а вполне реальным противником.
Так или иначе, но договориться, в том числе, по «плану Макдональда» не получилось. Германия, требовавшая «равенства в вооружениях» 14 октябре 1933 г. вышла из конференции и заодно из Лиги наций.
______________________________
Краткая справка
Малая Антанта
По итогам Первой Мировой войны и развала империй были созданы новые государства (Польша, Чехословакия, Австрия, Венгрия). За 1919—1921 гг. произошли значительные изменения государственных границ. Для сохранения своих новых границ Королевство Югославия (с 1 декабря 1918 г. до 6 января 1929 г. называлось Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев), Румыния и Чехословакия создали альянс, именовавшийся Малой Антантой.
Целью союза было сдерживание венгерского ирредентизма, а также предотвращение воссоздания монархии Габсбургов в Австрии или Венгрии.
Ирредентизм – политика государства или политическое движение по объединению нации, этноса в рамках единого государства. Выражается в этнической мобилизации, при которой поднимается вопрос о воссоединении территории, на которой проживает ирредент, с титульным государством, в котором их этнос составляет большинство.
Данный альянс получил поддержку Франции, которая подписала военные соглашения с каждой из трех участниц Малой Антанты. Для Франции Малая Антанта давала возможность открытия второго фронта в случае вооруженного конфликта с Германией.
Первоначальные цели альянса со временем становились все менее актуальными. И среди стран участниц возникли расхождения во взглядах, откуда исходит внешняя угроза. Чехословакия опасалась нападения нацистской Германии и под руководством президента Э. Бенеша пошла на сближение с СССР. Румыния же рассматривала СССР как потенциальную угрозу своей национальной безопасности и территориальной целостности (СССР не отказывался от претензий на Бессарабию). После того, как премьер-министром Румынии стал А. Авереску, Румыния в своей внешней политике стала ориентироваться на Италию и Германию. Югославия опасалась территориальных притязаний со стороны фашистской Италии и стала занимать прогерманскую политику по многим вопросам, надеясь на ее поддержку в случае итальянских претензий. Малая Антанта начала распадаться в 1936 г. и окончательно исчезла в 1938 г. в результате Мюнхенского сговора.
Страны Малой Антанты (зеленым цветом). 1 – Чехословакия, 2 – Румыния, 3 – Королевство Югославия. Другие страны: 4 – Австрия.
Наряду с государствами Малой Антанты Франция заключила политический союз с Польшей, подписанный 19 февраля 1921 г. в Париже. Союз предусматривал согласование действий Польши и Франции в случае неспровоцированного нападения на обе или одну из сторон. В дополнение к договору было подписано (27 апреля 1922 г.) секретное польско-французское военное соглашение, которым предусматривалась помощь Польше со стороны Франции в случае военного конфликта Польши с СССР, а также взаимная военная помощь в случае нападения Германии на одно из этих государств.
__________________________________________
Очевидно, что одной из первоочередных задач гитлеровской дипломатии должен был являться, в том числе развал французской системы военно-политических союзов в Центральной и Юго-Восточной Европе, которое позволила бы пересмотреть границы государств установленные Версальским договором. Главный удар Германия направила против Малой Антанты, являвшейся важнейшей частью французских союзов. Через развал союза восточных стран Германия могла начать пересматривать свои границы. Германский министр иностранных дел К. фон Нейрат в письме к послу в Риме У. Хасселю от 7 февраля 1933 г. подчеркивал:
Главная цель, преследуемая нами в этом районе, заключается в том, чтобы работать над постепенным ослаблением и, если возможно, полным развалом Малой Антанты в будущем.5
Весной 1933 г. был предложен «Пакт четырех», который предусматривал возможность пересмотра новых европейских границ. Инициатором «Пакта четырех» был Б. Муссолини (но есть мнение, что это произошло с подачи англичан). Он 18 марта 1933 г. вручил британскому премьер-министру Д. Макдональду, прибывшему для переговоров в Рим проект пакта. Итак, 16 марта 1933 г. на женевской конференции предлагается «план Макдональда» и уже 18 марта (через два дня) Италия предлагает проекта пакта четырех. Причем в основе и того и другого предложения лежало общая идея – равенство вооружений (согласно которому и армия Германии также должна была быть равна армиям других стран). Женевская конференция и переговоры по пакту четырех шли одновременно. Интересное «совпадение».
Итальянский проект предусматривал проведение Великобританией, Германией, Францией и Италией «эффективной политики сотрудничества», пересмотр Версальского договора, признание тремя остальными державами равноправия Германии в области вооружений, проведение единой политики во всех европейских и внеевропейских вопросах, в том числе колониальных (документ 1, здесь и далее будут ссылки на документы – цифра с активной ссылкой – выложенные в конце книги):
Статья 1. Четыре западные державы: Германия, Франция, Великобритания и Италия обязуются осуществлять, между собою эффективную политику сотрудничества в целях поддержания мира согласно духу Пакта Келлога и «пакта о неприменении силы».
Статья 2. Четыре державы подтверждают принцип пересмотра Мирных договоров согласно условий Статута Лиги наций, в случае, если выявились бы обстоятельства, способные вызвать конфликт между государствами. Они заявляют в то же время, что этот принцип пересмотра может применяться лишь в рамках Лиги наций, в духе взаимного понимания и солидарности взаимных интересов.
Статья 3. Франция, Великобритания и Италия заявляют, что в случае, если Конференция по разоружению придет под конец лишь к частичным результатам, равенство прав, признанное за Германией, должно иметь эффективное действие.
Статья 4. Во всех политических и неполитических вопросах как европейских, так и внеевропейских, равно как и в колониальной области, четыре державы обязуются принять насколько возможно общую линию поведения.
Предлагаемый Б. Муссолини проект пакта ставил Францию в серьезное положение. Она была связанна договорными отношениями со всеми странами, которые выиграли от Первой мировой войны, – Малой Антантой и Польшей. А согласно проекту границы этих стран теперь могли быть пересмотрены. Что естественно не понравилось ни Чехословакии, ни Югославии, ни Румынии, ни Польши.
25 марта 1933 г. государства Малой Антанты, сделали заявление, в котором отмечалось (4):
б) что государства Малой Антанты не могут признать, что делу улучшения добрых отношений между разными странами оказывается услуга путем заключения соглашений, которые имели бы целью распоряжаться правами третьих сторон, либо путем конкретного решения, либо путем давления на страны, иные, чем заключившие эти соглашения.
с) Так как нельзя располагать чужим достоянием ни прямо, ни косвенно, то три министра иностранных дел Малой Антанты формулировали 25 марта 1933 г. самые категорические оговорки относительно эвентуального подписания подобных соглашений, во всем, могущем касаться их прав и их политики.
1. Э. Даладье премьер-министр Франции в 1933 г. 2. Б. Муссолини дуче и премьер-министр Италии в 1922—1943 гг. 3. У. фон Хассель посол Германии в Италии
Страны Антанты выступили против того, чтобы великие державы распоряжались их территориями. Польша поддержала эту позицию, а кроме того – выразила сожаление, что ее не относят к великим державам. 2 апреля уже Бельгия обнародовала меморандум созвучный с позициями Польши и странами Малой Антанты.6
В таких условиях Э. Даладье (глава французского правительства) направил ноту Французского правительства с разъяснениями в Румынию, Чехословакию и Югославию (3):
не может идти о возбуждении какого-либо вопроса о пересмотре договоров вне правил, установленных статьей 19 Статута Лиги наций.
Франция сообщила странам Малой Антанты, что без согласия самих малых стран (нарушение 19 статьи Лиги наций) ни каких пересмотров границ не будет. Это обещание было нарушено в 1938 г.
Существовал британский вариант пакта, в котором Великобритания хотела закрепить предложенный ею план разоружения Макдональда (6):
Четыре державы признают, что проект Конвенции о разоружении, внесенный делегатом Великобритании на Конференции по разоружению 16 минувшего марта, не только придает действие этому принципу, но и составляет удовлетворительный первый этап всеобщего разоружения и, вследствие этого, обязуются рекомендовать его к принятию Конференцией по разоружению. Германия со своей стороны признает, что принцип равенства прав будет применяться лишь постепенно на основании соглашений, в которых обязательно должна будет участвовать каждая из четырех держав.
Великобритания стремилась через пакт закрепить будущее равенство вооружений в Европе, тем самым постепенно сводя на нет французскую гегемонию в Европе. И в то же время это самое предложение усиливало военные позиции Германии.
В результате переговоров бы принял французский вариант пакта, который и был парафирован 7 июня в Риме. «Пакт четырех» заключался на десять лет. В нем говорилось теперь не о совместной политике по всему комплексу европейских и не европейских вопросов, а только вопросов касающихся четырех держав (2):
Высокие договаривающиеся стороны будут согласовывать между собой все относящиеся к ним вопросы. Они обязуются прилагать все усилия, чтобы осуществлять в рамках Лиги наций политику эффективного сотрудничества между всеми державами в целях поддержания мира.
Указывалось также, что нельзя распоряжаться территорией государств без их согласия и при просмотре пакта постановление будет приниматься не четырьмя государствами, а Советом Лиги наций. О военном равноправии Германии речь больше не шла. Пункт про вооружение Германии гласил теперь (2):
Высокие договаривающиеся стороны обязуются приложить все усилия, чтобы обеспечить успех Конференции по разоружению и сохраняют за собою право в случае, если по окончании этой конференции специально их касающиеся вопросы остались бы открытыми, возобновить их рассмотрение между собой путем применения настоящего пакта в целях обеспечения их разрешения соответственными путями.
То есть четыре европейские державы, готовы обсуждать оставшиеся открытые вопросы конференции, «специально их касающихся» в двустороннем формате. Таким образом, поступила Великобритания, заключив двустороннее Англо-германское морское соглашение в 1935 г.
Проект пакта был официально одобрен правительством США в заявлении президента от 9 июня 1933 г. В нем Вашингтон «пакт четырех» характеризовался как «доброе предзнаменование». Вообще с одной стороны участие США в европейских делах по официальным заявлениям кажется несущественным, но в тоже время они дают свои положительные оценки в целом ряде дипломатических инициатив касающихся Германии. Участие США в европейских делах в 1930-х г. требует своего детально разбора.
Подписание «Пакта согласия и сотрудничества» в Риме. Слева направо У. Хассель, Б. Муссолини, де Жевенель, Р. Грэхем.
15 июля 1933 г. в Риме «Пакт согласия и сотрудничества» между Великобританией, Францией, Италией и Германией был подписан Б. Муссолини и послами Франции (де Жевенель), Великобритании (Р. Грэхем), Германии (У. фон Хассель). Но так и не был ратифицирован. То есть формально пакт не был реализован.
Фактически «пакт четырех» показал «процедуру» для пересмотра существующих границ. Именно в таком формате прошел Мюнхенский сговор, на котором был осуществлен пересмотр границ Чехословакии. По словам Ю. Бека (глава польского МИДа) (5):
Введение в действие Пакта четырех держав послужит на практике началом кризиса в области организации Лиги наций.
Пакт введен не был, но в ходе его обсуждения были поставлены вопросы о восстановлении германской армии и пересмотре европейских границ.
В результате всех этих дипломатических действий проигрывала именно Франция, система союзов которой подтачивалась. Любое ослабление Франции как континентальной державы, усиливало Германию. Это очень показательный процесс, происходивший в течение 1933—1939 гг. и завершившийся поражением Франции. Путь возрождения Германии и полного подчинения ею Европы лежал через Францию. Национальные интересы Франции диктовали необходимость иметь союзников в Европе против Германии. В этом ключе можно понимать заключенные Францией союзы со странами Малой Антанты, Польшей, потом с СССР. Но в тоже время происходили периодические отклонения от этой политики, заканчивающиеся сдачей определенных военно-политических позиций и союзников. Здесь демилитаризация рейнской зоны, аншлюс Австрии, мюнхенский сговор и сдача Чехословакии в 1938 г., сдача Польши в 1939 г. Вследствие чего происходили такие отклонения, которые противоречили Французским национальным интересам и которые усиливали Германии?
Стоит еще раз напомнить, что «план Макдональда» и итальянский проект пакта четырех были инициированы в одно время, после прихода Гитлера к власти. Еще момент, точно в таком же составе было заключено Мюнхенское соглашение. Основывалось оно на тех же самых идеях, что лежали изначально в основе пакта четырех – пересмотр восточно-европейских границ.
18 декабря 1933 г. германское правительство выступило с меморандумом, в котором выдвигалось требование создания «оборонительных сил» уже численностью в 300 тыс. человек с коротким сроком службы и всеми видами вооружений.7