Материалы чтений опубликованы: Киноведческие записки. 1992. № 14.
Мир и фильмы Андрея Тарковского: Размышления, исследования, воспоминания, письма / Сост. и подг. текста А. М. Сандлер. М.: Искусство, 1991; Туровская М. 7½, или фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991.
Тарковская М. Осколки зеркала. М.: Дедалус, 1999; Она же. «Теперь у нас новый адрес…»: Московские адреса Тарковских. М.: НПО «Машиностроение», 2014; Гордон А. Не утоливший жажды: Об Андрее Тарковском. М.: Вагриус, 2007; Суркова О. Тарковский и я: Дневник пионерки. М.: ЗебраЕ, Эксмо, Деконт+, 2002; Она же. С Тарковским и о Тарковском. М.: Радуга, 2005; Салынский Д. Киногерменевтика Тарковского. М.: Продюсерский центр «Квадрига», 2009; Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы [Текст] / Сост. и автор вступ. ст. Д. Салынский. М.: Астрея, 2012; Александер-Гаррет Л. Собиратель снов. М.: АСТ-Астрель, 2009; Евлампиев И. Художественная философия Андрея Тарковского. СПб.: Алетейя, 2001 (2‐е изд.: Уфа: ARC, 2012); Кононенко Н. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма. М.: Прогресс-Традиция, 2011; Фомина Н. Костюмы к фильмам Андрея Тарковского. London: Cygnet, 2015; Загребин С. Этика Тарковского. Челябинск: Работа Плюс, 2012; Сафиуллин Р. Декорации «Сталкера»: Рассказ художника из Зоны событий. СПб.: Порядок слов, 2020.
Писавшие в соавторстве Аркадий Натанович (1925–1991) и Борис Натанович (1933–2012) Стругацкие составили отдельное направление советской фантастики, поклонники и последователи которого объединены в многочисленное сообщество.
Le Fanu M. The Cinema of Andrei Tarkovsky. London: BFI, 1987.
Green P. Andrei Tarkovsky: The Winding Quest. London, New York: Palgrave McMillan, 1993.
Johnson V. T., Petrie G. The films of Andrei Tarkovsky: A visual fugue. Bloomington: Indiana University Press, 1994.
Martin S. Andrei Tarkovsky (The Pocket Essentials series). London: Oldcastle books, 2005 (2nd ed.: Harpender, Herts: Kamerabooks, 2011).
Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М.: Вагриус, 2004. С. 16.
Шестов Л. Роковое наследие. О мистическом опыте Плотина // Минувшее. Вып. 9. Париж: Atheneum. С. 156.
FIPRESCI (Fédération internationale de la presse cinématographique) – Международная федерация кинематографической прессы, основанная в Париже в 1930 году.
Совместно с Левоном Кочаряном и Артуром Макаровым – «Один шанс из тысячи» (1968), совместно с Андреем Кончаловским – «Ташкент – город хлебный» (1968), совместно с Ф. Горенштейном – «Белый ветер» (1971), совместно с Андреем Кончаловским и Эдуардом Тропининым – «Конец атамана» и «Лютый» (оба 1973).
«Полочная» история фильма изложена в сб.: Как снять шедевр. История создания фильмов Андрея Тарковского, снятых в СССР: «Иваново детство», «Андрей Рублев» [Сб. документов] / Под ред. М. Косиновой, В. Фомина. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2016.
Тарковский А. Мартиролог: Дневники 1970–1986. М.: Междунар. ин-т им. Андрея Тарковского, 2008. С. 17.
«Я стремлюсь к максимальной правдивости…» / Записано М. Чугуновой и Н. Целиковской [интервью, декабрь 1966 г.] // Путь к экрану. 1987. 11 дек. [= Киносценарии. 2001. № 5. С. 122–127].
Скаландис Ант. Братья Стругацкие. М.: АСТ, 2008. С. 367.
«Лучше быть молодым навозным жуком, чем старой райской птицей» (Марк Твен). Лозунг с перефразированным текстом этого bon mot «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей» висел в театральной мастерской «Фабрика эксцентрического актера», а затем в «Киномастерской ФЭКС» Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Его любили цитировать Сергей Юткевич и другие молодые режиссеры 1920‐х годов.
Павлёнок Борис Владимирович (1923–2012) – советский партийный и государственный деятель, в 1970–1985 гг. – начальник Главного управления художественной кинематографии, заместитель председателя Госкино СССР.
Павленок Б. Кино. Легенды и быль. М.: Галерия, 2004. С. 78.
Там же. С. 115.
Ямпольский Б. Арбат, режимная улица // Знамя. 1988. № 2–3.
Ямпольский Б. Арбат, режимная улица // Знамя. 1988. № 2–3.
В 1966 году на Стругацких поступила докладная записка в ЦК КПСС. Почти одновременно подобный документ был написан оттуда же и на А. Тарковского. См.: Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 313.
Цит. по: Фомин В. Кино и власть. Советское кино: 1965–1985. Документы, свидетельства, размышления. М.: Материк, 1996. С. 225.
Здесь и далее при цитировании писем братьев Аркадия и Бориса Стругацких фрагменты из их переписки будут обозначаться так: письмо Аркадия Натановича Борису Натановичу – АН – БН и, соответственно, наоборот – БН – АН. Тексты всех писем публикуются по Полному собранию сочинений братьев Стругацких в 33 томах, подготовленному группой «Людены».
В. А. Сытин (1907–1991) – советский биолог, естествоиспытатель, писатель и крупный литературный чиновник, в 1962–1986 – заместитель главного редактора Госкино СССР
Цит. по: Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 364.
Стругацкий Б. Н. Комментарий к пройденному. СПб.: Амфора, 2003. С. 205.
Там же. С. 206.
Там же. С. 90.
Лариса Павловна Кизилова (урожденная Егоркина, 1938–1998) – помощник режиссера, а затем ассистент Тарковского, впоследствии его жена.
Согласно официальным документам, поселок и тогда, и сейчас называется Мясной. Однако Тарковский в своих дневниках и разговорах неизменно использовал средний род (Мясное), поэтому и я буду придерживаться такого написания.
Trapper (англ.) – распространенное в Северной Америке XVIII–XIX вв. название охотника, ставящего капканы на пушного зверя.
Стругацкий Б. Н. Указ. соч. С. 206.
См., например, русский перевод: Киплинг Р. Сталки и компания. СПб.: Лимбус-Пресс; Изд-во К. Тублина, 2008.
Стругацкий Б. Н. Указ. соч. С. 207.
Там же. С. 207–208.
Цит. по: Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 395.
Стругацкий Б. Н. Указ. соч. С. 208.
Цит. по: Александр Гинзбург: русский роман / Сост. В. Орлов. М.: Русский путь, 2017. С. 145.
Тарковский А. Мартиролог. С. 68.
Там же. С. 68.
Филипп Тимофеевич Ермаш (1923–2002) – советский партийный и государственный деятель, с 1962 года заведующий сектором кино, заместитель заведующего Отделом культуры ЦК КПСС, председатель Государственного комитета Совета министров СССР по кинематографии (1972–1978), Председатель Государственного комитета СССР по кинематографии (1978–1986).
Тарковский А. Мартиролог. С. 69.
Там же.
Там же.
Там же. С. 72.
Тарковский А. Мартиролог. С. 72.
Лем С. Так говорил… Лем. М.: АСТ, 2006. С. 188.
Там же. С. 181.
Лем С. Так говорил… Лем. С. 181.
Там же.
Там же. С. 192.
Алексей Владимирович Романов (1908–1998) – советский партийный и государственный деятель. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961–1986 годах. Председатель Комитета по кинематографии при Совете министров СССР в 1965–1972.
До этого Тарковский был в 1964 году членом жюри XVI фестиваля фильмов для детей в Венеции.
Благодарю Дмитрия Салынского, указавшего на этот факт.
Цит. по: Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 473.
Марианна Сергеевна Чугунова – неизменный ассистент и ближайший помощник А. Тарковского, проработавшая с ним все фильмы в СССР, начиная с «Андрея Рублева». Ныне официальный представитель Фонда Андрея Тарковского в России.
Скаландис Ант. Указ. соч. С. 251.
Там же.
Тарковский А. Мартиролог. С. 77.
Тарковский А. Мартиролог. С. 77.
Даль Константинович Орлов (1935–2021) – критик, драматург, сценарист. В 1972–1978 – главный редактор Госкино СССР, член коллегии Госкино СССР.
Листов В. История государственного управления кинематографом в СССР // Новейшая история отечественного кино. 1986–2000: Кино и контекст. Т. 6. СПб., 2004.
Там же.
Тарковский А. Мартиролог. С. 78
Тарковский А. Мартиролог. С. 71.
Там же. С. 81.
Тарковский А. Мартиролог. С. 81.
Там же. С. 82.
Там же. С. 17.
Сергей Георгиевич Лапин (1912–1990) – советский партийный и государственный деятель. Председатель Государственного комитета по телевидению и радиовещанию при Совете министров СССР (1970–1985).
Архив Киноконцерна «Мосфильм». Ф. 110. Оп. 12. Д. 1328.
Тарковский А. Мартиролог. С. 85. Лев Кулиджанов снял в 1970 году двухсерийную экранизацию романа Достоевского в предельно реалистическом, просветительском ключе.
В середине 60‐х годов Тарковский даже хотел писать сценарий «Волшебной горы» вместе с Александром Мишариным.
Туровская М. 7½, или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991. С. 51.
Тарковский А. Мартиролог. С. 79, 93–94.
Там же. С. 94. Тарковский перечисляет разных мастеров, которых объединяет «лауреатство»: оператор Борис Волчек получил Сталинскую, потом Государственную премию, режиссер и оператор Игорь Шатров и актер и режиссер Николай Губенко – Госпремию и премию Ленинского комсомола, оператор Владимир Монахов – Ленинскую премию.
Там же.
Тарковский А. Мартиролог. С. 95.
Мишарин А. «Работать было радостно и интересно» // Киносценарии. 1994. № 6.
Эрик Маркович Вайсберг (1934–2007) – директор фильма «Зеркало», считавшийся одним из лучших организаторов кинопроизводства на «Мосфильме».
Туровская М. 7½, или Фильмы Андрея Тарковского. С. 119. Фотографии поэта, фотографа переводчика и литературоведа Льва Горнунга (1902–1993) из жизни семьи Тарковских, по мнению сестры режиссера Марины Тарковской, стали импульсом к созданию фильма, а кадры на фоне старинного семейного зеркального шкафа определили название картины.
Тарковский А. Мартиролог. С. 99.
Павленок Б. Кинолегенды и быль: Воспоминания и размышления. С. 115–116.
Али Иргашалиевич Хамраев (р. 1937) – сценарист, кинорежиссер, обладатель многих призов отечественных и международных кинофестивалей.
Тарковский А. Мартиролог. С. 99.
Тарковский А. Мартиролог. С. 100.
Там же.
Там же.
Там же. С. 103.
Тарковский А. Мартиролог. С. 103.
Петр Нилович Демичев (1917–2010) – советский государственный и партийный деятель, с 1974 по 1986 год министр культуры, секретарь ЦК КПСС (1961–1974), кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1964–1988).
Тарковский с Мишариным в 1974–1975 годах написали для Хамраева сценарий «Сардор».
Тарковский А. Мартиролог. С. 105.
Там же. С. 107.
«Фильм все-таки вышел…»: Аркадий Стругацкий о фильме «Сталкер» // Фантакрим. 1993. № 1. С. 17–18.
Тарковский А. Мартиролог. С. 109.
Там же.
Там же. С. 72.
Там же. С. 109.
Гордон А. Не утоливший жажды: Об Андрее Тарковском. М.: Вагриус, 2007. С. 27.
Тарковский А. Мартиролог. С. 109.
Василий Филимонович Шауро (1912–2007) – партийный и государственный деятель, заведующий Отделом культуры ЦК КПСС в 1965–1986 годах.
Тарковский А. Мартиролог. С. 109.
Григорий Наумович Чухрай (1921–2001) руководил ЭТО при «Мосфильме» в 1965–1975 годах.
Андрей Тарковский. Начала и Пути. М.: ВГИК, 1994. С. 136.
Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. М.: Радуга, 2005. С. 153.
Кончаловский А. Низкие истины. М.: ЭКСМО, 2006. С. 172.
Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. С. 154.
Туровская М. 7½, или фильмы Андрея Тарковского. С. 118–119.
Фомин В. Кино и власть. С. 50.
Там же.
Андрей Тарковский. Начала и Пути. С. 136–137.
Баткин Л. Не боясь своего голоса: Мир и фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991. С. 138.
Из стихотворения эстонско-американского поэта Алексиса Раннита (1914–1985) «Морская стихия» (пер. с эст. Василий Бетаки).
Андрей Тарковский. Начала и Пути. С. 136.
Кончаловский А. Низкие истины. С. 172.
Суркова О. Тарковский и я: Дневник пионерки. С. 208.
Там же.
Там же. С. 211.
Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. С. 155.
Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. С. 163.
Архив Госкино СССР. Ф. 48. Оп. 4/2. Д. 455. Л. 103.
Нехорошев Л. Андрей Тарковский: пронзенность классикой // Киносценарии. № 2. 2002. С. 7.
Там же.
ВААП – Всесоюзное агентство по авторским правам.
ВЦСПС – Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов.
Нехорошев Л. Андрей Тарковский: пронзенность классикой. С. 7–8.
Тарковский А. Мартиролог. С. 113.
Там же. С. 114.
Тарковский А. Мартиролог. С. 33.
Там же. С. 115.
Тарковский А. Мартиролог. С. 116.
Сокуров А. Дорог много – путь один. Цит. по: Фомин В. Кино и власть. С. 232.
Тарковский А. Мартиролог. С. 109.
Тяпа, Тяпус – ласковые домашние прозвища сына, Андрея Андреевича Тарковского (р. 1970).
Там же. С. 116.
Харитонов М. Мгновения чуда // Культура. 1998. № 37.
Наталья Бондарчук между тем вспоминала эту поездку с Тарковским: «Наверное, это были наши самые счастливые мгновения, пережитые вместе».
Сергей (Сержио) Гамбаров – франко-немецкий кинопрокатчик, президент западноберлинской фирмы Pegasus Film, покупавший и продвигавший на европейские кинорынки советскую кинопродукцию.
Тарковский А. Мартиролог. С. 117.
Ильф И. Записные книжки. Первое полное издание. М.: Текст, 2000. С. 233.
Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре. M.: Всерос. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Комитета Российской Федерации по кинематографии, 1992. С. 17.
Кончаловский А. Возвышающий обман. М., 1999. С. 18, 51.
Валерий Бакиевич Ахадов (р. 1945) – советский, таджикский и российский театральный и кинорежиссер, сценарист, актер.
Диадохи – наместники Александра Македонского, как правило, бывшие полководцы, ставшие главами сатрапий (провинций), обладавшие неограниченной властью.
Тарковский А. Мартиролог. С. 81.
Рассказано сыном Георгия Калатозишвили кинорежиссером Михаилом Калатозишвили (1959–2009).
Цит. по: Фомин В. Кино и власть. С. 159.
Тарковский А. Мартиролог. С. 118.
Евгений Данилович Сурков (1915–1988) – литературный, театральный и кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» (1966–1982).
Станислав Николаевич Кондрашов (1928–2007) – журналист-международник, публицист, писатель.
Юлий Юрьевич Карасик (1923–2005) – актер, кинорежиссер, сценарист. Вместе с Тарковским получил в 1962 году Венеции «Золотого льва святого Марка» за фильм «Дикая собака Динго». Приятель Тарковского.
Тарковский А. Мартиролог. С. 119.
Тамара Георгиевна Огородникова (1926–2015) – редактор, актриса, директор фильма «Андрей Рублев».
Павленок Б. Кинолегенды и быль. С. 105.
Цит. по: Фомин В. Кино и власть. С. 159.
Павел Филиппович Нилин (1908–1981) – советский писатель, лауреат Государственной премии СССР.
Александр Сергеевич Караганов (1915–2007) – киновед, литературный и кинокритик, секретарь правления Союза кинематографистов СССР.
Цит. по: Фомин В. Кино и власть. С. 147.
Фомин В. Кино и власть. С. 251.
Фомин В. Кино и власть. С. 71–72.
Савелий Васильевич Ямщиков (1938–2009) – реставратор, искусствовед, специалист по древнерусской живописи и иконописи, автор многочисленных научных трудов.
Николай Владимирович Шишлин (1926–1994) – руководитель группы внешнеполитических консультантов Международного отдела ЦК КПСС. Принимал непосредственное участие в написании речей Л. И. Брежнева, сопровождал его на важнейших международных встречах.
Василий Макарович Шукшин (1929–1974) – писатель, актер, кинорежиссер-постановщик. Однокурсник и друг студенческих и первых режиссерских лет А. Тарковского.
Цит. по: Фомин В. Кино и власть. С. 189.
Там же.
«За миллион лет до конца света».
Павленок Б. Кинолегенды и быль. С. 73.
Кончаловский А. Низкие истины. Семь лет спустя. С. 171–172.
Тарковский А. Мартиролог. С. 128–129.
Место публикации было достаточно неожиданным – журнал «Химия и жизнь» (1972. № 1).
Тарковский А. Мартиролог. С. 131.
Там же.
Там же. С. 131–132.
«Фильм все-таки вышел…»: Аркадий Стругацкий о фильме «Сталкер». С. 17–18.
Павленок Б. Кинолегенды и быль. С. 117.
Там же.
Скаландис Ант. Братья Стругацкие. М.: АСТ, 2008. С. 476.
Кстати, Лопушанский был инициатором и первым редактором издания лекций Тарковского на Высших курсах режиссеров и сценаристов, по окончании которых вошел в профессию как продолжатель учителя, автор нескольких фильмов-притч по произведениям Стругацких.
Юри Лина (р. 1949) активно способствовал неудачной попытке А. Тарковского остаться в Швеции в апреле 1981 года. В будущем Лина – писатель, автор книги «Под знаком Скорпиона», яростный обличитель «мирового еврейского заговора».
Энн Реккор (1939–2003) – эстонский и советский сценарист, кинокритик, киновед, главный редактор, в 1984–1989 генеральный директор «Таллинфильма».
Лийна Кирт (1938–2005) – ведущий кинокритик Эстонии эпохи застоя.
Тарковский А. Мартиролог. С. 134.
«Фильм все-таки вышел…»: А. Стругацкий о фильме «Сталкер» С. 17–18.
Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 477.
Цит. по: Туровская М. 7½, или Фильмы Андрея Тарковского. С. 116–117.
Стругацкий Б. Комментарий к пройденному. С. 242.
Тарковский А. Мартиролог. С. 138.
Тарковский А. Мартиролог. С. 138.
Туровская М. 7½, или фильмы Андрея Тарковского. С. 118.
Тарковский А. Мартиролог. С. 139.
Мистлер Ж. Жизнь Гофмана / Пер. с фр. А. Франковского. Л.: Academia, 1929.
Туровская М. 7½, или фильмы Андрея Тарковского. С. 118.
Тарковский А. Мартиролог. С. 139–140.
Тарковский А. Мартиролог. С. 142.
Это авторское преувеличение. Уже в 1968 году Тарковский работал над «Солярисом».
Нехорошев Л. Тесные врата – свидетельство о «Сталкере» // Андрей Тарковский. Начало… и пути. С. 70. После «Андрея Рублева» Тарковский не сидел без работы, он писал сценарии, осуществлял художественное руководство, снимался как актер.
Речь идет о фильме «Дерсу Узала», получившем главный приз Московского международного кинофестиваля, а затем американского «Оскара».
Иосиф Самуилович Шкловский (1916–1985) – астроном, основатель школы современной астрофизики, член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Ленинской премии, был научным консультантом на «Солярисе». Возможно, он и его друзья и коллеги способствовали принятию «Соляриса».
Леонид Моисеевич Озерной (1939–2002) – один из наиболее выдающихся отечественных, затем американских астрофизиков, был известен как жесткий и изобретательный полемист.
Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 477–478.
Нехорошев Л. Андрей Тарковский – пронзенность классикой. С. 3–4.
Тарковский А. Мартиролог. С. 143.
Цит. по: Косинова М., Фомин В. «Музыка Баха звучит как-то не по-советски…»: История создания фильмов Тарковского, снятых в СССР. М.: Канон+, 2017. С. 320.
Там же.
Тарковский А. Мартиролог. С. 143.
Нехорошев Л. Тесные врата – свидетельство о «Сталкере». С. 70.
Архив киностудии «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1333. Л. 8.
Нехорошев Л. Тесные врата – свидетельство о «Сталкере». С. 70.
Явная описка, фильм можно было сдать не раньше 1977 года.
Там же.
Туровская М. 7 ½, или фильмы Андрея Тарковского. С. 117.
Там же. С. 9–10.
«Фильм все-таки вышел…»: Аркадий Стругацкий о фильме «Сталкер». С. 17–18.
Стругацкий Б. Комментарий к пройденному. С. 243.
Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 479.
Стругацкий Б. Комментарий к пройденному. С. 245–246.
Тарковский А. Мартиролог. С. 145.
Тарковский А. Мартиролог. С. 145.
Туровская М. 7 ½, или Фильмы Андрея Тарковского. С. 117.
Тарковский А. Мартиролог. С. 145.
Там же.
Там же. С. 147.
Там же. С. 145.
Стругацкий Б. Комментарий к пройденному. С. 245–246.
Варвара Михайловна Иванова-Киссин (192?—1998) – переводчик, целительница, одна из основоположников отечественной парапсихологии. В 1965–1975 гг. возглавляла секцию биоинформации при Московском правлении научно-технического общества радиотехники, электроники и связи (НТО РЭС) им. А. С. Попова, где проводила исследования по биоэнергостимуляции, ясновидению, психокинезу и другим паранормальным явлениям.
Тарковский А. Мартиролог. С. 148.
Кончаловский А. Низкие истины. С. 168.
Тарковский А. Мартиролог. С. 148.
Георгий Рерберг – Марианна Чугунова – Евгений Цымбал. Фокус на бесконечность: Разговор о «Сталкере» // Искусство кино. 2006. № 4. http://old.kinoart.ru/archive/2006/04/n4-article20.
Михаил Константинович Калатозов (1903–1973), знаменитый своей картиной «Летят журавли» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в 1958 году), был в 1943–1945 годах полномочным представителем Комитета по делам кинематографии в США. Там он познакомился с работой голливудских студий, системой проката, изучил механизмы их работы.
Алексей Николаевич Косыгин (1904–1980) – председатель Совета министров СССР, инициатор экономической реформы в ходе так называемой золотой пятилетки 1966–1970 годов, концепция которой в 1963–1965 годах была разработана экономистом Евсеем Либерманом (на Западе реформу называют «Реформа Либермана»).
Кончаловский А. Возвышающий обман. С. 52–53.
Тарковский А. Мартиролог. С. 148.
Франко Кристальди (1928–1992) – итальянский кинопродюсер. Работал с Ф. Феллини, Л. Висконти, Ф. Рози, П. Джерми, Д. Торнаторе и другими выдающимися итальянскими кинорежиссерами.
Тарковский А. Мартиролог. С. 148.
Тарковский А. Мартиролог. С. 155.
Ср.: «Узнал я это от Ольги Сурковой, она общалась со шведами на кинофестивале» (Там же. С. 141).
Там же. С. 149.
Там же.
Тарковский А. Мартиролог. С. 149.
Имеется в виду сценарий «Бойцовый кот», на основе которого впоследствии Стругацкими была написана повесть «Парень из преисподней».
Тарковский А. Мартиролог. С. 150.
Сокуров А. Дорог много – путь один // Фомин В. Кино и власть. С. 230–231.
Шевчук Ю. Сольник: Альбом стихов. М.: Новая газета, 2009. С. 94.
XXV съезд ЦК КПСС проходил с 24 февраля по 5 марта 1976 года.
Рерберг – Чугунова – Цымбал. Фокус на бесконечность.
Там же.
Огнев Владимир Федорович (1923–2017) – писатель, сценарист, кино- и литературный критик.
Архив Киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1333. Л. 14–16. См. полный текст в: Косинова М., Фомин В. «Музыка Баха звучит как-то не по-советски…» С. 324–326.
Валентин Михайлович Дьяченко (1921–2002) – писатель, кинодраматург, бывший узник ГУЛАГа, в то время редактор ЭТО. Лауреат государственной премии 1983 года.
Архив Киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1328. Л. 17–19. См. полный текст в: Косинова М., Фомин В. Указ соч. С. 326–327.
Кирилл Николаевич Замошкин (1928–2006) сменил Владимира Огнева на посту главного редактора ЭТО.
Тарковский А. Мартиролог. С. 150.
Архив киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Д. 1333. Л. 20–22. Полный текст см.: Косинова М., Фомин В. «Музыка Баха звучит как-то не по-советски…» С. 330–331.
Борис Гедальевич Штерн (1947–1998) – писатель-фантаст из Киева.
Анатолий Яковлевич Степанов (1931–2012) – писатель, кинодраматург, главный редактор Второго творческого объединения, редактор фильма «Сталкер».
Рерберг – Чугунова – Цымбал. Фокус на бесконечность.
Нехорошев Л. Тесные врата // Андрей Тарковский: Начало… и пути. С. 72.
Параджанов был в тюрьме с июля 1974‐го и в тот момент находился на исправительных работах в гранитном карьере возле села Губник в Тростянецком районе Винницкой области в учреждении № 301/39. С апреля по август 1976‐го он был в п/о Стрижавка Винницкой области, в учреждении № 301/81.
Тарковский А. Мартиролог. С. 152.
Имеется в виду библейская «неопалимая купина».
Нехорошев Л. Тесные врата // Андрей Тарковский: Начало… и пути. С. 71.
Александр Иванович Антипенко (р. 1938) – один из лучших операторов отечественного кино. Работал с Параджановым, Абуладзе, Панфиловым, Грамматиковым, Говорухиным.
Валерий Борисович Сировский (р. 1939) – синхронный и литературный переводчик экстра-класса, писатель, художник, актер, фотограф, композитор.
Тарковский А. Мартиролог. С. 152.
Цит. по: Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 482.
Марианн Николаевич Ткачев (1933–2007) – переводчик, писатель, близкий друг А. Н. Стругацкого.
Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 484.
Тарковский А. Мартиролог. С. 153.
Там же. С. 155.
Тарковский А. Мартиролог. С. 155.
Там же.
Архив Киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1333. Л. 23.
Архив Киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1333. Л. 24.
Тарковский А. Мартиролог. С. 156.
Лора Яблочкина-Гуэрра – переводчик, редактор, с 1977 года жена выдающегося итальянского писателя, кинодраматурга, поэта, художника, скульптора Тонино Гуэрры.
Архив киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1333. Л. 25.
Тарковский А. Мартиролог. С. 155.
Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. С. 163.
Тарковский А. Мартиролог. С. 94.
Кончаловский А. Возвышающий обман. С. 69.
Анатолий Яковлевич Степанов (1931–2012) – писатель, кинодраматург, в то время главный редактор Второго творческого объединения.
Вилли Леонидович Геллер (р. 1942) – организатор кинопроизводства, первый директор кинокартины «Сталкер» (1976–1977).
Юрий Сергеевич Кушнерев (1937–2018) – в то время второй режиссер, актер, позже кинорежиссер-постановщик, продюсер.
Роман Леонидович Калмыков (р. 1946) – организатор кинопроизводства, в 1976–1977 годах – замдиректора на съемках «Сталкера».