Теперь я хочу, чтобы мы представили самый худший для всех участников вариант родов: это типичные роды в роддоме. Так рожают женщины, которые мало подготовлены, которые не чувствуют в себе уверенности и не доверяют себе и своему телу, которые выбрали неверное окружение для родов.
Неподготовленная женщина в родах:
– Боится не понять, что у нее роды.
– Во время родов наполнена страхом.
– Проводит свои роды в шоковом состоянии.
– Не знает физиологию родов.
– Боится лишний раз что-то сказать и потревожить персонал роддома.
– Не может выстроить границы, в родах занимает позицию объекта.
– Не знает свои права.
– Очень уязвима после родов.
– Имеет много трудностей в уходе за малышом и с грудным вскармливанием.
Как правило, такие «типичные» роды начинаются с того, что в ПДР женщина идет на осмотр к врачу. Она берет с собой сумки на всякий случай, ведь она ожидает начала родов, не зная о том, что ПДР – лишь предполагаемая дата и только 4 % детей рождается в этот день. Также она не знает о том, что роды могут начаться с 37-й по 42-ю неделю, и это нормально. Только срок или только состояние шейки матки не являются однозначным показателем готовности тела матери и самого малыша к родам – это всесторонний процесс, который затрагивает очень много слоев.
Комментарий специалиста: Мария Трегубова – врач акушер-гинеколог, к.м.н.
ссс
Беременность и наступление родов – величайшее таинство, ПДР имеет лишь значение для отметки в листе нетрудоспособности и для ориентира плюс-минус 2 недели 5-недельного периода для старта «срочных родов», когда малыш уже не будет относиться к категории «недоношенный» или «переношенный». К сожалению, был целый многолетний период, когда врачи и беременные выбирали дату родов, подстраиваясь под дежурства, под свои ожидания… При этом, опять же, ориентировались на ПДР, а не на готовность ребенка, организма матери вступить в этот процесс по своим законам.
/ссс
Комментарий специалиста: Светлана Шнырова – перинатальный психолог, доула
ссс
Многие женщины в конце беременности с нетерпением ждут признаков начала родов, внимательно прислушиваются к своим ощущениям, расстраиваются, когда слышат в очередной раз от родных и друзей один и тот же вопрос: «Ты еще не родила?» Подобное ожидание родов может стать достаточно утомительным, и многие женщины только и думают о том, как бы приблизить роды. Женщины, ожидающие своего первого ребенка, склонны волноваться о том, как бы не опоздать в роддом.
Беременность может продолжаться от 37 до 42 недель. Теоретически можно ожидать родов каждый день на протяжении этих пяти недель, но постоянно пребывать в полной «боевой готовности» – достаточно сложное испытание, тем более что продолжительность каждой конкретной беременности – вещь очень индивидуальная. Даже очень опытный врач не сможет с абсолютной точностью спрогнозировать дату ваших родов.
Зачастую будущая мама с легкостью соглашается на досрочную госпитализацию в роддом или на стимуляцию начала родов, только чтобы поскорее избавиться от тягостного ожидания родов: «Поскорее бы отмучиться». Врачам тоже намного удобнее поместить женщину в роддом заранее, а роды провести в запланированное время. Но всегда ли обоснована подобная поспешность? Не только мама и врач должны быть готовы к проведению родов, но и ребенок.
/ссс
Комментарий специалиста: Дарья Гинзбург – перинатальный психолог
ссс
Лучше вообще свой ПДР не знать.
/ссс
Начало родов во многом зависит от зрелости ребенка. Именно физиологическая зрелость определяет способность ребенка благополучно пройти через переживания рождения и адаптироваться к новой для него среде. Один малыш готов появиться на свет на 38-й неделе беременности, другой «сидит» в животике гораздо дольше. В наше время прогрессивные врачи спокойно ждут еще 10 дней после наступления предполагаемой даты родов. Это считается нормой.
Но вернемся к типичному сценарию типичных родов.
Как правило, на утреннем осмотре в свою смену (если роды по контракту) врач оценивает состояние шейки и может констатировать: «Шейка готова, сегодня будем рожать!» – грубо и больно ее ковыряет, чтобы «запустить роды», или сразу на кресле прокалывает околоплодный пузырь (делает амниотомию), не спросив и не проинформировав об этом женщину.
ссс
Всемирная организация здравоохранения не рекомендует использование амниотомии как изолированного метода для стимуляции родовой деятельности, так же как не рекомендует раннее использование амниотомии в сочетании с ранним введением окситоцина для стимуляции родовой деятельности в первом периоде родов.
/ссс
Женщина, в свою очередь, не знает, что прокол пузыря – не безобидная процедура и что именно это действие через 12 часов может привести ее к экстренной операции – кесарево сечение.
Или второй вариант событий. На осмотре врач заявляет: «Шейка дубовая!» – и переходит к цепочке медикаментозных вмешательств, чтобы подготовить шейку к родам.
Комментарий специалиста: Светлана Троян – акушерка, преподаватель ВОЗ ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию
ссс
Прокол пузыря (амниотомия) – это вмешательство в родах, оно бывает обоснованным, а бывает необоснованным как стимуляция родовой деятельности или в программированных родах, чтобы вызвать схватки. По протоколу, пузырь убирают на 8–9 см, если воды не отошли раньше, или для понимания акушерской обстановки и оценки цвета вод. По статистике, если вскрывают пузырь для стимуляции родовой деятельности без естественных схваток – это прямая дорога на оперативные роды, ведь организм женщины не готов к родам, поэтому нет схваток, и они могут не начаться даже при проколе пузыря.
/ссс
В обоих случаях женщина покорно соглашается, не задает лишних вопросов, ведь врачу виднее, также она не спрашивает про альтернативные способы начала родов и о последствиях вмешательств. Женщина боится ждать, врач пугает ее «перехаживанием», «гипоксией» и «смертью ребенка».
Именно так начинаются большинство историй индуцированных родов, запущенных искусственно по врачебному сценарию. Врач хочет «родить» женщину сегодня/в свою смену/перед отпуском, запуская процесс родов извне. В 50 % случаев такое начало родов приведет женщину к операции кесарево сечение – и это ужасная статистика!
Нормальные естественные роды запускает ваш ребенок, когда он готов к рождению, а мамино тело реагирует на эту готовность схватками и начинает раскрывать матку, чтобы выпустить малыша на свет.
ссс
Тут важно знать: не будет легких и мягких родов там, где они искусственно запущены. Такие типичные роды все идут по стандартному медикаментозному сценарию, в котором одно вмешательство сменяется другим. Это практически всегда каскад вмешательств.
/ссс
Так, после прокола пузыря врач оставляет женщину рожать, ждать схваток. Они либо начинаются, либо не начинаются. Но в любом случае после следующего осмотра, на котором схватки слабые, либо непродуктивные, либо их совсем нет, женщине предложат стимуляцию окситоцином. Врач напоминает женщине, что вообще-то ребенок без вод, надо торопиться, и подчеркивает главной фразой: «Ты ведь не хочешь, чтобы твой ребенок там страдал и задыхался?!»
Надо ли говорить, что такой способ общения с женщиной работает безотказно? Думаю, ты уже и сама чувствуешь, что неподготовленная женщина, оказавшись в подобной ситуации, будет согласна на все. И я тоже ее понимаю.
Схватки на окситоцине усиливаются, становятся очень болезненными. Впоследствии женщина описывает свои окситоциновые схватки как «ужас». Она что-то знает про вред эпидуральной анестезии, но схватки выматывают ее, она уже не может их продыхивать, ее начинает колбасить, ей становится очень больно, и она просит (или ей предлагают сами) эпидуральную анестезию. Часто анестезиолог эпидуралку преподносит под соусом: «У меня заканчивается смена, я только сейчас могу поставить, потом уже не получится, даже если тебе будет очень плохо!»
Важно понимать, что любые индуцированные роды либо роды с медицинским вмешательством требуют дополнительного мониторинга – и женщину пристегивают к аппарату КТГ на все время. Аппарат сковывает ее движения, она не может двигаться, при движении датчик падает, пищит, приходит не очень доброжелательная акушерка, ругается. Женщина все это время практически всегда находится одна, привязанная к аппарату КТГ. Она не может встать, не может позвать на помощь, не знает, что с ней происходит, что ее ждет и когда это закончится. Но она мечтает, чтобы это поскорее прекратилось. Она хочет эти роды просто пережить. Ни о какой радости от предстоящей встречи и речи не идет.
ссс
Неведение, страх, отсутствие поддержки, медицинские вмешательства, частые вагинальные осмотры – так проходят типичные роды.
/ссс
В 50 % случаев индуцированные роды заканчиваются операцией, в остальных 50 % – это каскад медицинских вмешательств: после окситоцина и эпидуральной анестезии там нередко следуют вакуум либо щипцы, часто – разрывы или эпизиотомия, женщина рожает в самой нефизиологичной позе на спине под командование врачей в формате «растуживание», ведь она не чувствует потуги и свое тело.
К сожалению, в некоторых роддомах России врачи по-прежнему применяют запрещенный прием Кристеллера, когда врач выдавливает ребенка. После таких типичных родов ребенку, к огромному сожалению, требуется медицинская помощь, а женщину ждет долгий период восстановления, психологического в том числе. Роды без поддержки, с медицинскими вмешательствами, с невероятно болезненными выматывающими схватками, с полностью нарушенной естественной химией родов оставляют на ней отпечаток «группового изнасилования», и ей нужно время на принятие, обдумывание и иногда нужна реальная психологическая помощь. Послеродовая депрессия лежит корнями именно в таких родах.
Безусловно, бывают ситуации, когда существует реальная угроза и есть показания для стимуляции, но я описываю случаи, которые основаны только на сроке (ПДР), а не на совокупности факторов. Это рутинный подход к родам, который очень опасен!
ссс
Вот именно эти роды наверняка были у большинства женщин, которые тебя окружают, – и они этот опыт транслируют дальше. То есть когда женщина говорит о том, что у нее в родах было ужасно, больно, ей было плохо – да, ей действительно так было, но это не потому, что все роды такие, а потому что в ее родах были ситуации и обстоятельства, которые к этому привели.
/ссс
После таких родов женщины говорят: «Никогда не хочу больше рожать!» – и я так же, как и ты, слышу эти истории со всех сторон.
Итак, еще раз, типичные роды – это:
– Рутинные вмешательства без показаний.
– Несоблюдение потребностей женщины: яркий свет, холодно, страшно.
– Акушерская агрессия: кричат, запугивают, торопят.
– Женщина без сопровождения: оставляют одну, не дают поддержки.
– Импринтинг не обеспечен: ребенка не дали матери, стерли смазку, забрали в детское, приносят по часам.
Роды по учебнику. Под дирижерство, по типичному и одинаковому для большинства женщин сценарию и, как бы печально это ни было, с типичными последствиями как у нее, так и у новорожденного. Женщину «родили», она сама не вступила в роды, она не смогла их прожить, у нее не было ни малейшего шанса получить от этого опыта радость и удовольствие.
ссс
Всемирная организация здравоохранения (далее ВОЗ) провела не одно исследование касательно процесса родов и пришла к выводу, что современные врачи подвергают рожениц ненужным и даже вредным процедурам и вмешательствам. Важное внимание ВОЗ уделила процессу искусственного ускорения родов, поскольку большинство роддомов в разных странах мира придерживаются такого стандарта: считается, что при нормальном течении родов наблюдается раскрытие шейки матки со скоростью сантиметр в час – при несоблюдении этих данных врачи задумываются о стимуляции процесса. Но по данным прошедших 15 лет ВОЗ заключает, что нормальные естественные роды могут протекать с гораздо меньшей интенсивностью, при этом не наблюдается вреда в отношении здоровья матери и ребенка.
/ссс
К сожалению, типичные роды таковы до сих пор в большинстве роддомов. Ты и сама можешь это увидеть по многочисленным рассказам женщин, что у них было именно так. И мы сейчас на том этапе, когда нам даже кажется, что это норма. Но это не норма. И именно для этого я пишу эту книгу: чтобы показать тебе, как может быть по-другому и как можно получить от этого опыта что-то большее, чем грусть и разочарование.
А теперь представь, что все, что годами транслировалось тебе о родах, не имеет ничего общего с нормальными, физиологично протекающими родами. Представь, что все, что ты слышала – страх, ужас, ужасно больно, умирают, калечат, орут, унижают, – все это неправда.
Я хочу взять тебя за руку и провести к другим родам, в которых нет страха и боли, но есть нечто большее: любовь, доверие и понимание. Я очень хочу помочь тебе перестать бояться этого великого опыта, потому что страх не дает взглянуть на это событие под другим углом.
Комментарий специалиста: Дарья Гинзбург – перинатальный психолог
ссс
Роды неподготовленной женщины – это опасно. Значит, она настолько боится родов, что даже не стала ничего о них узнавать. Женщина может мешать процессу родов и ожидать, что рожать будут за нее.
/ссс
Комментарий специалиста: Светлана Шнырова – перинатальный психолог, доула
ссс
Без подготовки женщина рискует стать зависимой от того, какие правила существуют в роддоме, от стиля работы врача и акушерки, от мнения подруг. Чем меньше мы знаем про роды, тем больше влияния имеют специалисты, которые начинают диктовать свои правила игры. Роды перестают принадлежать женщине. Многие потом годами переживают эту потерю.
/ссс
Комментарий специалиста: Светлана Троян – акушерка, преподаватель ВОЗ ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию
ссс
Роды неподготовленной женщины значительно отличаются. Знание – это наше оружие. Расскажу случай из практики: женщина заключила контракт с известным роддомом, в 38 недель врач по УЗИ увидела, что ребенок предположительно весом 3700 г, напугала женщину, что дальше малыш будет еще крупнее, и сказала обязательно ложиться в роддом. Женщине сразу поставили КТГ, по результатам которого врач констатировала, что у женщины начались схватки, хотя сама женщина совершенно ничего не чувствовала. На очередном осмотре у женщины излились воды, а еще через пять часов непродуктивных схваток она уехала на кесарево. В итоге у женщины депрессия и огромное чувство вины, что она не смогла родить.
Как акушерка я вижу это в другом свете. Я уверена, что, будь она подготовленной, она бы сказала врачу, что программированные роды – это прямой путь к кесареву сечению. И я уверена, что если бы роды начались сами, то родовая доминанта и гормоны выработались бы в достаточном количестве, чтобы запустить схватки и весь родовой процесс. Ребенок, кстати, родился 3300 г вопреки прогнозам…
В каждой из нас есть ресурс, надо только не мешать природе сделать свое дело. Конечно, мы не обязаны быть врачами-гинекологами и акушерками, но реальность такова, что часто женщину ставят перед фактом и никто ничего не объясняет. К сожалению, акушерство не всегда гуманно.
Все вмешательства и последствия в родах расхлебывают потом педиатры, а не акушеры-гинекологи, которые принимают роды. Если бы была обратная связь между этими специалистами, я думаю, можно было бы бережнее относиться к роженице и малышу, а пока эта задача лежит на самих женщинах. Поэтому я призываю пополнять свои знания и готовиться к родам!
/ссс
Комментарий специалиста: Руслан Трофимов – юрист, правозащитник, эксперт медицинского и семейного права
ссс
Женщина имеет очень много прав в роддоме. При поступлении в роддом женщина имеет право выбрать врача, причем, если ей назначают какого-то врача, она имеет право отказаться от него, и тот врач, от которого она отказалась, обязан обеспечить выбор другого врача. Естественно, женщина имеет право, чтобы соблюдались ее культурные и религиозные традиции, отношение к ней было гуманное, этическое. Она имеет право в любую минуту отказаться от частичного вмешательства в ее организм, отказаться от частичной медицинской помощи, имеет право излагать это как в устной, так и в письменной форме. Женщина имеет право на присутствие на родах отца ребенка или члена семьи.
/ссс