Давайте попытаемся понять, что такое современное родительство. Кажется, вопрос банальный, но нельзя не признать тот факт, что современные родители отличаются от тех, кто жил не только сто, но и двадцать лет назад.
Социологи, экономисты и психологи часто говорят, что исключительной особенностью появившегося в начале XXI века социального типажа российских мам и пап является внимательное и вдумчивое (рефлексивное) отношение к своей роли. Поэтому такое родительство часто называют сознательным, осознанным, ответственным, неимперативным. Что стоит за этими определениями?
Во-первых, сегодня многие люди принимают осознанное решение стать родителями. Если раньше дети чаще всего появлялись на свет случайно, то в наши дни рождение ребенка в большинстве случаев становится итогом обдуманного решения. К необходимым условиям запланированного родительства часто относят наличие жилплощади, стабильного дохода и возможностей для заботы о ребенке (доступность поликлиник, детских садов, школы и прочей необходимой инфраструктуры).
Довольно часто пары заранее обсуждают и планируют многие аспекты будущего родительства. Помимо прочего в расчет принимается возраст супругов и их карьерные перспективы. Многие молодые люди, например, считают, что сначала нужно получить образование, а потом обеспечить карьерный задел, чтобы в дальнейшем иметь стабильный доход. Но многие не желают откладывать родительство на слишком поздний срок: они понимают, что возраст может стать причиной осложнений беременности и патологий у ребенка. Женщины и мужчины заранее готовятся к своей новой роли, проходят медицинские обследования, ведут здоровый образ жизни, читают книги по детской психологии, медицине и педагогике, посещают подготовительные курсы и пр.
Предметом обсуждения и планирования становится и количество детей. Современные родители не прочь стать многодетными, но понимают, что достойную жизнь смогут обеспечить только одному или двум детям. Иначе говоря, быть «новым» родителем – значит быть ответственным и осознанным: принять решение о рождении ребенка, подготовиться к нему, а потом не спускать с ребенка глаз до его совершеннолетия. Знакомая картина? Конечно, у всех складывается очень по-разному, но описанная ситуация стала считаться нормой, к которой все родители так или иначе должны стремиться.
Во-вторых, родительство больше не считается результатом исключительно биологических функций организма. Стать полноценным родителем теперь можно не только зачав и родив, но и усыновив или приняв на воспитание ребенка. Еще совсем недавно можно было на законных основаниях воспользоваться услугами суррогатной матери, доверив ей вынашивание и рождение младенца. А потом «делегировать» материнство еще раз, передав ребенка на воспитание близким родственникам или няне. Родителем становится человек, который принимает решения, касающиеся ребенка, выбирает окружение для него, отвечает за все периоды детства. Количество разводов (а их сегодня около 50 % от числа зарегистрированных браков) и повторных браков в современной России таково, что некоторые дети приобретают вторых пап и мам (чаще, конечно, пап) в новых семьях, сохраняя связи с биологическими родителями.
Тот факт, что родительство может и не быть результатом биологической природы человека, означает, что оно стало пониматься через заботу, ответственность, взаимную симпатию и привязанность, которые возникают между родителями и детьми. Во многом именно этим в наши дни вызвано стремление современных пап и мам наладить хорошие отношения с детьми и рост популярности теории привязанности. Сегодня, чтобы стать родителем, недостаточно родить ребенка (тем более что его можно вообще не рожать) – совершенно необходимо наладить с ним детско-родительские отношения.
В-третьих, неожиданно выяснилось, что у детей есть не только матери, но и отцы. Понятно, что биологические папы были всегда. Но отцы, которые участвуют в принятии решения о рождении ребенка, готовятся вместе с матерью к его появлению, присутствуют на родах, а потом заботятся о том, чтобы ребенок был обеспечен всем необходимым (и мы имеем в виду не только материальную сторону), – это относительно новое явление. Современный отец не только (или не столько) донор спермы, источник денег и тот, кто отведет подростка на рыбалку или поможет решить задачку по физике. Современный отец претендует на полноценное участие в детско-родительских отношениях, он видит в этом источник саморазвития и способ самовыражения. В современной России немногие мужчины пока могут полноценно реализовать новую модель: экономическая обстановка и условия предоставления отпусков по уходу за ребенком этому не благоприятствуют (более того, пора говорить об «экономической стерилизации» – мужчины и женщины боятся заводить детей, чтобы не обрекать их на нищету). Тем не менее запрос на новое отцовство, безусловно, есть, и современные папы находят возможности для его реализации.
В-четвертых, современное родительство практически полностью основано на выборе. Люди выбирают не только комфортное время и обстоятельства, чтобы вступить в новую для себя роль. Они делают выбор в отношении практически любой стороны жизни ребенка: начиная с того, как готовиться к родам (стоит ли вести беременность в частной клинике или только в районной женской консультации, нужно ли посещать курсы подготовки к родам, соблюдать ли специальную диету, развивать ли ребенка внутриутробно и т. п.), заканчивая вопросами о том, в какую школу его отдать. На первый взгляд, кажется, что все это диктуется родителям извне. Советы по ведению беременности и уходу за новорожденным дают врачи, а в школу детей определяют согласно регистрации по месту жительства. Но если мы посмотрим на современную городскую маму, то обнаружим, что абсолютно обо всем она имеет свое мнение. Она знает, как и чем лечить ребенка, умеет читать результаты анализов. Она в курсе того, какие есть аналоги у известных медицинских препаратов и какие от них могут быть побочные эффекты. Такая мама сможет найти нужных специалистов и выберет докторов, подходящих ей и ее ребенку. Школа стала областью продвинутых компетенций родителей. Городские папы и мамы выбирают место жительства поближе к той школе, которую они сочли хорошей. Если возможности переехать нет, они придумывают, как получить временную прописку рядом со школой, или возят детей на другой конец города, лишь бы те попали в «правильное» учебное заведение.
И тут возникают вопросы. Всем ли комфортно так часто делать выбор? Не устают ли люди от этого? Хватает ли им знаний для принятия адекватного решения? Кто определяет альтернативы выбора: неужели сами родители? Нет, мы выбираем только из существующих возможностей, во многом руководствуясь представлениями о правильном и нормальном, которые заложены в нас обществом. Часто нам вообще не хочется ничего выбирать. Но ответственность за результат принятых решений полностью лежит на нас – так, как если бы мы и правда выбирали, только когда хотим этого.
Мы привыкли трактовать родительскую тревожность и стресс как результат исключительно личных проблем (например, супруги не смогли наладить отношения после рождения ребенка или маме не удалось найти хорошую работу). Однако если мы посмотрим шире, то увидим, сколько ответственности за воспитание, материальное и психологическое благополучие нового члена общества – ребенка – это самое общество перекладывает на всего лишь двоих людей: маму и папу. А часто – и вовсе на одну только маму.
Сложно в одиночку нести полную ответственность за благополучие другого живого существа, особенно если таких существ несколько. Вдруг вы заболеете, попадете в больницу, что тогда? А если лишитесь работы и не сможете выплатить кредит? От таких мыслей тревожно и страшно. На эту тему появилось много мемов в интернете, один из них: «В современном обществе быть одновременно реалистом, оптимистом и трезвым невозможно». Выбор и планирование – это прекрасно, но как понять, верным путем вы пошли или следовало все сделать иначе? Кроме того, обычно выбор требует денег. А если их нет? Можно, конечно, устроиться на вторую работу, но тогда времени на ребенка совсем не останется. Какой уж тут эмоциональный контакт, привязанность и хорошие отношения?
Родительский выбор был бы невозможен без сообществ родителей. Полезные знания мамы и папы получают благодаря сообществам в соцсетях, мессенджерах, на многочисленных родительских форумах, насчитывающих десятки тысяч пользователей. По популярности с ними не могут сравниться даже форумы любителей домашних животных, автомобилистов и геймеров. Дебаты на таких форумах носят самый живой характер, а обсуждаемые темы охватывают абсолютно все аспекты жизни. Родители делятся опытом, оказывают друг другу эмоциональную поддержку и даже закупают в складчину товары. Вместе они фактически создают альтернативные системы знания о родительстве и детстве, формируют собственные рейтинги популярности врачей, психологов, школ, кружков, секций, а также систем воспитания, лечения и т. д. Можно с уверенностью сказать, что современное родительство начинается не с зачатия, а с момента, когда люди, планирующие беременность, решают зарегистрироваться на родительском форуме.
И еще один важный момент. Изменились представления о смысле детства и о потребностях ребенка. Этому способствовали и достижения в области психологии, и увлечение самых широких слоев населения популярной психологией, и развитие индустрии детства. Вместе они сформировали новые потребности и навязали родителям новый спектр проблем, которые раньше и проблемами-то не считались.
Современное детское счастье основано на признании личности ребенка и важности его переживаний. Новые родители стремятся развить внутренний потенциал своих детей, учитывают их склонности и пожелания, боятся травмировать их внутреннее «я». Ведь счастье ребенка рассматривается как залог его успешного взрослого будущего. Каждый современный родитель прочитал как минимум пару книг по детской психологии, детско-родительским отношениям или хотя бы посмотрел ролики на YouTube по этой теме.
Можно сказать, что новому родительству досталось новое детство. Представление о детстве как об особом ценном периоде распространилось весьма поздно: в Англии, в Викторианскую эпоху. Тогда же и там же появились и первые законы об обязательном хотя бы начальном образовании для всех людей. Именно всеобщее образование несколько отодвинуло границы взросления. Долгий период обучения привел к тому, что уже в ХХ веке особое внимание стали уделять подросткам, хотя этот промежуточный возраст ранее не имел такого большого значения. В наши дни его границы все больше раздвигаются – во многих странах, например в Германии, родители несут обязанности по обеспечению детей до 25 лет. В России человека на один день моложе 18 лет нельзя отпустить домой одного, например со школьной олимпиады, без разрешения родителей. Но на следующий день, когда ему исполнится 18, он уже будет подлежать призыву в армию. Тут спорно не только то, в каком возрасте человек перестает считается ребенком (хотя нашим предкам представление о 18-летнем как о ребенке показалось бы довольно смешным), но и то, что переход от детства к взрослости происходит настолько внезапно.
Постепенно изменилось представление о детстве и месте детей в семье, появился феномен детоцентризма. Если в середине XIX века более-менее равнодушное, безразличное отношение к детям было скорее нормой, то ко второй половине ХХ века они стали центром семейной вселенной. И если раньше матери принимали относительно отстраненное участие в жизни подрастающего поколения, то теперь они превратились в «новых матерей», обязанных «профессионально» заниматься своими детьми.
Детоцентризм появился благодаря развившемуся обществу потребления и изобретению новых потребностей. Современного ребенка оказалось недостаточно кормить, следить за его здоровьем и обеспечивать его образованием. Родители обязаны делать его счастливым. Впрочем, взрослые, с точки зрения современных психологов, тоже должны быть счастливы: благополучные и успешные люди должны жить гармоничной жизнью. Возможно ли все это совместить? Советское детство тоже формально должно было быть счастливым, но тогда речь шла об удовлетворении базовых потребностей (сыт, обут, одет). И задача эта лежала на плечах не только родителей, но и государства. Эмоциональное счастье обеспечивалось участием в пионерских мероприятиях и «благополучием» социалистической действительности.
Потребление неожиданно стало одним из главных способов выражения чувств для «новых» родителей: если я люблю ребенка, то дарю ему вещи. Еще 30 лет назад нереально было представить, что столько денег можно тратить на детскую одежду и игрушки. Бизнес эффективно эксплуатирует детоцентризм, он навязывает избыточное потребление родителям, озабоченным благополучием детей. Людей заставляют рассуждать приблизительно так: у меня этого не было, а у моего ребенка пусть будет, я очень постараюсь и все для него куплю. Многим родителям не нравится, что детство попало в жернова бизнеса, что их постоянно провоцируют совершать ненужные покупки, – но ничего не могут с собой поделать.