Олимпиады


Олимпиады в нашем детском саду проводятся осенью, зимой, весной и охватывают сезонные возможности спортивных занятий на улице.

Цель наших олимпиад не только в проявлении спортивных навыков и реализации детской потребности в разнообразном движении, но и в умении командой решать поставленную двигательную задачу.

Речь идёт о командности, о мастерстве совместной деятельности, причём в большинстве случаев – в разновозрастных группах.

Олимпийские состязания и мастерство детского сотрудничества Ольга Барабанова

Осенняя олимпиада

Это олимпиада личных зачётов. У каждого ребёнка есть карточка с этапами-станциями (прыжки, бег, вис, борьба, равновесие и т. д.). Все дети одновременно выходят на улицу и начинают спортивный путь по этапам, основанный на личном интересе и желании: кто-то проходит все этапы, кто-то – несколько.

У каждого ребенка есть личная карточка с написанными испытаниями. За участие в испытании взрослые ставят на карточке значок и привязывают разноцветную ленточку. Старшие дети, умеющие читать, определяют сами, что ещё не прошли, помогают сориентироваться своим друзьям.

Младшие и те, кто ещё не освоился, часто ходят «по испытаниям» стайками с воспитателем. Самые маленькие просто любят поиграть в свои игры.

Командность проявляется на общем сборе в начале и конце олимпиады, где группа выступает как команда со своим именем и флагом.

После окончания олимпиады разновозрастность хорошо помогает организовать общее обсуждение. Старшие дети, обсуждая свои результаты и впечатления, вовлекают в этот процесс средних и младших, заинтересовывая и даже объясняя им происходившее.


Зимняя олимпиада

А вот следующая олимпиада выстраивается таким образом, что этапы проходятся всей группой вместе. Причём испытания используют возможности зимней, снежной погоды и организуют детей на совместную деятельность как всей группой, так и небольшими командами внутри группы.

Приведу примеры.

• Этап «СОБАЧЬИ УПРЯЖКИ» предлагает детям впрягаться в санки, закреплённые «паровозиком», и перевозить друг друга, и старшие с удовольствием перевозят малышей.

• Этап «ЛЫЖНАЯ ПЕРЕПРАВА»: можно выбрать – пройти ли одному на лыжах, или можно командой в 3–4 человека встать на одну пару взрослых лыж и идти, синхронизируя шаги.



Есть этапы, где нужно выполнить задание всей группой, и тогда помощь старших и их умения неоценимы для малышей и прохождения испытания всей командой.

• «АБОРДАЖ»: залезть на гору по верёвке, подождать всех и съехать с горки всем вместе, держась за руки.

• Этап «НАСЫПЬ ГОРУ»: всей командой на ткань собрать снег, потом поднять её всем вместе и перенести туда, где делается гора.

• Этап «ТОННЕЛЬ» организует детей проползти по снегу под обручами друг за другом, не отпуская верёвку, за которую держится вся группа. Приходится встраиваться в движение всей команды, дожидаясь малышей, кому-то помогать, удерживать идею совместности и не терять общей верёвки.


Итак, в командной олимпиаде ребята учатся видеть индивидуальные возможности другого и оценивать свои в рамках команды, учатся чувствовать другого и пробовать разные способы взаимодействия. Работа на это проходит в течение всего года (разновозрастная группа создаёт среду, в которой невозможно не учитывать индивидуальные особенности каждого). Но этапы командной олимпиады ставят более жёсткие условия, когда за определённое время надо выполнить конкретную двигательную задачу в данном составе. И тогда старшие дети разновозрастных групп берут на себя ответственность и инициативу, обсуждая и разрабатывая стратегию взаимодействия и решения задачи. Замечательно то, что младшие через несколько лет обязательно окажутся в такой же лидерской позиции и будут помогать своим младшим друзьям.


Весенняя олимпиада

Она состоит из двух дней и объединяет идеи осенней и зимней олимпиад. Первый день – олимпиада личных зачётов и достижений, второй – командные испытания.

В данных условиях очень важны «точки сбора» команд.

Первый день – это открытие олимпиады; группы заявляются как команда, а потом все разбегаются по этапам.

Во второй день снова все группы-команды собираются на площади, объявляется второй день олимпиады, и каждой команде выдаётся план-карта детского сада, на которой нарисованы этапы и их очерёдность. Дети сами ориентируются, соотнося карту с местностью, и понятно, что лидерство берут старшие дети и водят младших от этапа к этапу.

Командные испытания, организующие детей на совместную работу, могут быть как в форме спортивного действия (например, командный прыжок – все поочерёдно прыгают друг за другом на увеличение расстояния), так и в игровой, образной форме (когда какой-либо персонаж даёт детям задание, которое они должны вместе выполнить, чтобы спастись, перебраться, получить что-либо и т. д.). Безусловно, второй вариант понятнее и интереснее детям и лучше мотивирует их на выполнение задания.

После прохождения всех этапов команды вновь собираются вместе и получают заслуженный приз и, радостные и гордые собой, несут его в группу.

Объявляется закрытие олимпиады.

Преддействие и последействие

Итак, олимпиада начинается с преддействия, когда в группах и на физкультурных занятиях мы вспоминаем этапы и свои прошлые достижения, начинаем тренироваться, ставить себе двигательные задачи. Например, с какого расстояния попадём в цель или испытаем свои силы в висе. Осмысление своих желаний, соотнесение их со своими возможностями, помогает развивать внутреннее планирование. Ребёнок ставит себе задачу, самоорганизовывается, включает волевой аспект. Некоторые дети начинают самостоятельно тренироваться во время прогулок или на спортивных занятиях (которые предоставляют для этого возможность).

Во время преддействия и самой олимпиады педагоги создают условия, «работающее пространство», а ребёнок сам решает, что он делает, как и сколько раз. Иногда приходится мотивировать и отмечать достижения старших. Мы это делам так: периодически появляется бонус-этап, на который попасть могут только те, кто прошёл все этапы олимпиады.




Последействие олимпиады даёт возможность осознать свои результаты, что получилось, что понравилось, а что нет.

Происходит это без оценки «хорошо» или «плохо» со стороны педагогов, без сравнения с какими-либо нормами. Личные карточки с предыдущих олимпиад дети сохраняют дома и могут сравнить свои результаты. А в старших одновозрастных группах фиксируются результаты осенней и весенней олимпиад, дети имеют возможность увидеть своё продвижение, изменения в результатах.



Нашими педагогами поддерживается ценность индивидуальности, различия. У одного получается хорошо одно, у другого – другое, для нас важно не включить поле конкурентной борьбы, а обратить внимание на личное продвижение относительно себя.

У каждого свой рекорд! Часто дети приходят на этап не один раз, чтобы дальше прыгнуть, ещё дольше провисеть. Например, весной один мальчик, вспомнив, что осенью пробежал восемь кругов вокруг сада («Бег на выносливость»), сказал, что пробежит ещё больше, и пробежал!

С родителями после олимпиады

Ещё о последействии. Хотя олимпиада может объявляться «закрытой», во время вечерней прогулки этапы-испытания остаются. Родители приходят за детьми и оказываются включены в олимпиадное действо. В таких разновозрастных командах каждый ребёнок оказывается лидером и ведущим, рассказывая и показывая своему родителю, как проходить этап.

Так получается олимпиада с родителями, и все проходят разные этапы, спонтанно объединяясь малыми командами. В нашем олимпиадном «багаже» существует несколько форм работы с родителями: иногда родителей просят прийти в определённое время и собраться в команды, а бывает, что выстраивается длинное испытание на выходе из детского сада.

И тогда ни один родитель не ускользнёт от общего действия из-за стеснительности или нежелания. (Хотя с радостью замечу, что в нашем саду таких уклоняющихся родителей немного).

Особенности участия старших ребят

Несколько слов об одновозрастной группе в рамках олимпиады. С недавнего времени у нас образовались две одновозрастные группы из старших детей сада. По наблюдениям воспитателей выяснилось, что у детей существует потребность в более сложном уровне заданий, чем этапы уже знакомой им олимпиады. Благодаря этому в олимпиаде личных зачётов появились новые бонус-этапы, на которые допускались участники, прошедшие все общие этапы-станции.

Таким образом подчёркивается позиция старшего, но при этом обязательность выполнения предыдущих заданий определяется не просто желанием взрослого, а порядком происходящего. Это оказалось достаточно сильной мотивацией для детей, не очень расположенных к активному участию в олимпиаде.

А младшим детям из разновозрастных групп прохождение всех этапов необязательно. Как мы уже говорили, они сами выбирают этапы и их количество, исходя из своих сил и желания. Зато активным старшим детям разновозрастных групп была предоставлена возможность поучаствовать в бонус-этапах, но при соблюдении всех условий. Бонус-этапами были детское ориентирование, организованное с помощью родителей и «экстремальные лазалки».



В отличие от разновозрастных групп, где лидерские позиции определяются возрастом и умениями, дети одновозрастных групп оказываются в условиях более жёсткой конкуренции за лидерство, и командные задания становятся серьёзным испытанием на умение договариваться и слышать друг друга.

Несколько лет назад после зимних испытаний часть детей из такой группы заявили, что приз получили незаслуженно, так как плохо прошли часть этапов. Педагоги поддержали этот разговор и продолжили обсуждение с детьми, осмысливая выполнение заданий, удерживание правил и то, как проявлялась командность в данных испытаниях. Эта ценнейшая работа на становление рефлексии привела детей к решению пройти этапы ещё раз, что они и сделали на следующий день.

После этого дети предложили провести одно испытание в следующей олимпиаде. И мы, педагоги, поддержали детскую инициативу, изменив обычный ход олимпиады. Весной дети старших одновозрастных групп сделали и провели свой этап для младших, получив важный для них результат. Это оказался очень удачный проект для осмысления своей позиции старших и совместной деятельности по организации этапа. С того времени стало традицией, что на весенней командной олимпиаде дети старших групп сначала проводят свой этап, а потом сами проходят испытания.

Выбор олимпийских состязаний

Вариант этапов зимней олимпиады


1. Перекатывание по снегу бревном с замиранием-отмиранием – «Снежная королева».

2. Общий рывок и перевоз тяжестей (воспитателя) – «Белые медведи» или «Льдина».

3. Хоккей: передача шайбы или забивание в ворота – «Шайбы» – «лягушки».

4. Совместное бросание в цель снежков или мячиков – «Штурм крепости» или «Сбивание солдатиков».

5. Покорение горы с помощью верёвки и скатывание с горы, держась за руки, всей группой одновременно – «Абордаж» или «Захват горы».

6. Совместное ползание по снегу и проползание всей группой, удерживая верёвку – «Снежный тоннель».

7. Перевоз друг друга на санках или ледянках в парах или в малых группах – «Собачьи упряжки».




8. Совместный сбор и перенос снега (на ткани или других предметах) – «Снежный вал».

9. Катание на лыжах (обычные лыжи, лыжи эскимосские – совместные, лыжи-бутылки).

10. Катание на санках-ледянках, отталкиваясь от земли руками – «Черепашки».

11. Борьба на горе – «Царь горы».

12. Перетаскивание себя за верёвку, сидя или стоя на чём-то скользящем – «Трамвай».

Штурм крепости

Вот наблюдение за одним из этапов зимней олимпиады.

Подготовка. Крепость строили из мягкого конструктора разной геометрии, получились и башенки, и ворота, и крепостная стена. Солдаты-кегли оказались вполне устойчивыми, их было много (20–30), расставляли их достаточно произвольно, где-то одиночные, где-то шеренгами. Поскольку стена была разновысокая, то и солдаты стояли на разных уровнях.

Установили несколько рубежей стрельбы: 1 – лёжа, 2 – на коленке, 3 – стоя и приблизившись, 4 – десант, когда несколько выбранных ребят подкрадывались близко к крепости и стреляли в упор (чтобы освободить крепость полностью).



Дети могли стрелять теннисными мячами: все одновременно по команде. Каждому давали сразу по 2 мяча (меньше суеты).


Некоторые выводы, которые мы для себя сделали:

1. Избыток мячей-снарядов позволял быстрее «перезаряжать» детей.

2. Несколько рубежей – больше проб и разного опыта (можно самому понять, как тебе удобнее).

3. По сюжету перед нами старинная крепость, которую важно сохранить, не разрушить.

4. Для меня важно, чтобы на сам этап ребята пришли подготовленными. Для этого мы встречали группы на подходе, рассказывали легенду о крепости. Чтобы дозорные не заметили, все сначала осторожно шли по дорожке за мной или Таней (одна из нас в это время восстанавливала крепость и собирала снаряды), затем ползли к дальнему рубежу. Голосовую команду «пли» заменили на удар по бутылке.






Вариант этапов весенней олимпиады

10.30 – Общий сбор с флагами и названием команды


Виды личных соревнований:

• Бег на 30 метров.

• Бег на выносливость.

• Метание в цель.

• Прыжки в длину.

• Прыжки в высоту.

• Вис.

• Борьба.

• Равновесие.

• Школа мяча.

• Экстрим-лазалки (для старших).





Виды командных соревнований:

1. Полоса препятствий (готовят и проводят шестилетние дети).

2. «Паутинка-резинка» (пройти цепочкой, взявшись за руки).

3. «Ручеёк»: на матах туннель, надо пройти на четвереньках (шестилетние дети не участвуют).

4. «Дом» (строим вместе из модулей). Варианты: как лёгкое задание; шестилетним – перенести модули без рук; построить на время.

5. Общий рывок.

6. «Болото у кикиморы» (с кочками).

7. Передача мяча (например: красный передать через верх, жёлтый – понизу, зелёный справа). «Собираем в корзину ягоды».

8. «Волны»: перебегаем через верёвку по одному, по двое, тройками. Команда участвует вместе с воспитателем (где это уместно).

Родители на спортивных праздниках Диана Егорова-Ракитская

В день олимпиады, за полчаса до парада групп, мы, все желающие взрослые (воспитатели, педагоги, нянечки, мамы и папы), тайком от детей собираемся на площади. Вспоминаем, репетируем, проводим ревизию имеющихся трюков и их усложнений, придумываем шутки и казусы, чтобы интереснее смотреть.

С приходом в сад и участием родителей в наших событиях две жизни ребёнка – домашняя и садовская – встречаются. От одного этого у ребёнка обычно создаётся настроение праздника. Жаль «пускать на самотёк» такую радость: хочется заряжать и заражать детей родительским примером. И мы предлагаем родителям сделать что-то особенное на виду у всех детей.

Прыжки в резиночки

Например, попрыгать в резиночки. Намекаю на резиночки солидным, ухоженным женщинам, в пальто и на каблуках. Они на глазах молодеют и превращаются в девочек: «Когда я была маленькой, мы целыми днями в них прыгали! Я даже дома, одна, натяну между двух табуреток и скачу, пока соседка снизу не постучит».

Прыжки – это ритм, и поэтому они очень легко входят с музыкой в резонанс, превращаясь в задорный танец, у каждого особенный, характерный – глаз не отвести. Когда из-за угла послышатся детские голоса, мы моментально всё прекращаем и заговорщицки рассеиваемся в толпе.

Олимпийцы подтягиваются, выстраиваются полукругом для парада групп, делают разминку, приветствуют друг друга – всё как обычно на олимпиадах. Когда все в сборе и уже можно начинать парад, выходят из зрителей три мамы и встают в две резиночки, растягивая их на всю площадь. Пять секунд тишина, заминка и, наконец, музыка!

Любимые воспитатели, родные мамы, весёлые папы, как будто им не устоять, выбегают из толпы и начинают прыгать, соблюдая и очередь и дружелюбие. Они радуются друг за друга, и от того самые простые вещи поданы так, что вызывают восторг и кажутся настоящими трюками.

Словами детям никогда в жизни не объяснить, как бывает увлекательно прыгать в резиночки. Меньше слов и больше дела – после такого впечатления прыгать захотели почти все. Мои предложения на последующих физкультурах попрыгать в резиночку принимались с восторгом, подогреваемым радостными воспоминаниями. Детский сад запрыгал (вопреки распространённому мнению, что это только для девочек и только школьного возраста)!

Большая лыжня 2016

Мы называем «Большую лыжню детского сада» праздником, сделанным родителями. Они её тропили, и они водили стайки лыжников, поминутно доставая их из сугробов. Они помогали ребятам забираться на горочку. Они где-то раздобыли и принесли полсотни настоящих нагрудных трёхзначных номерков с настоящих лыжных забегов. Они сделали между деревьев растяжки «старт» и «финиш». Они угощали всех испечёнными накануне печеньками и поили горячим чаем. Они обеспечивали как могли детей лыжами. Они фотографировали и делились впечатлениями в интернетном пространстве нашего сообщества. И они пришли на лыжный праздник! Целых четырнадцать человек!

Загрузка...