Праздник, который не выучен. Предисловия о годовом круге праздников

Традиции и естественность их обновления Маргарита Головина






Вся деятельность в наших группах построена на основе совместного творчества детей и взрослых (воспитателей и родителей). Подробных сценариев общих событий детского сада мы никогда не пишем, тем более не используем чужих сценариев, хотя и договариваемся о некоторых идеях, которые осуществляют сами их инициаторы.

Не случайно в наших праздниках много импровизации. Такая же импровизация возможна и в будние дни (то приходит в группу «коза», то группа получает какое-то таинственное письмо…). Это – некие провокативные события, которые инициируют деятельность в группах.

Каждый ребёнок имеет право на собственное видение своей деятельности, на инициативу в том, чем он занимается в данное время, независимо от того, занят он рисованием, музыкальным движением или физическими упражнениями на нашем сложном физкультурном комплексе (где каждый ребёнок сам учится определять меру своих возможностей и сил).

У нас никогда не было заученных праздников, с мучительным чтением детьми неинтересных для них стихов и отрепетированными диалогами с приглашёнными сказочными персонажами. Никогда не было боязни у воспитателей, что ребёнок что-то забудет, не туда пойдёт, не там сядет.

Главное для нас – атмосфера естественности и искренности.

Идея превращения живёт у нас всё время, и наши пространства постоянно меняются. Залы с готовым пространством, где уже всё есть, всё нарисовано, панно висят – нам кажутся мёртвыми. В них жить нельзя, и делать что-то трудно.

А наше пространство делает сам педагог, каждый что-то своё вносит. Поэтому хорошо, когда появляются в коллективе новые люди, всё тогда само обновляется.

…Когда школа или сад выжимает все соки, то не хватает людям совместной удачи, совместно прожитой радости. Вот почему мы все эти праздники придумываем. А когда ты его провёл – это такое счастье, и ты снова ощущаешь в себе силы. (Ведь просто вместе съесть тортик, выпить водочки, поругать жизнь – это уже не праздник, это трёп).

Традиции – очень важная вещь. Но ещё важнее их нетрафаретность, чтобы праздник каждый раз рождался заново.

«Он (праздник) творится как противоположение обыденному – предполагает его отрицание – ярко контрастирует с ним. Праздник заявляет: есть инобытие – есть другая жизнь».

Ю.В. Линник (Из книги «Космос русского праздника»)


Течение нашей жизни можно представить и через череду дней будничных и праздничных и, естественно, в жизни детей должна быть ощутима эта противоположность будничность – праздничность.

В чём она должна быть ощутима?

В состояниях, измерениях, приоритетах, в выстраивании праздничных векторов:

• от старого к новому

• от печали к радости

• от скудости к изобилию

• от отчуждённости к солидарности

• от незнакомого к знакомому

• от здешнего к нездешнему

• от рутинного к невероятному

• от прозаического к поэтическому

• и ещё множеством от… к….

Круг праздников как инструмент складывания образовательных событийных общностей Маргарита Головина, Елена Мельникова, Ольга Плотникова, Светлана Тимофеева

Первое отличие наших праздников от традиционных детсадовских состояло в отсутствии заученных детских текстов.

Из праздничного действа была сознательно убрана речь ребёнка, говорящего не свой текст, и закреплена свобода говорить то, что он сам чувствует, что думает (а не то, что хотят слышать взрослые). Поэтому любой ребёнок мог легко участвовать в празднике, без напряжения и страха за ошибку (что особенно важно в разновозрастных группах).

Менялась суть праздников, они больше не считались отчётным мероприятием напоказ. Сами праздники начали носить характер встреч или путешествий. Каждый из них возникал по чьей-то личной инициативе. Рождалось иное содержание – каждый праздник создавал условия для развития и творческого взаимодействия, где можно проявиться в особенной обстановке особенным образом, в одних случаях лично, в других – целой командой. Но возникало ещё нечто – некое неуловимое чудо праздника, которое словами поймать невозможно.

За два десятилетия ни одна декорация, ни одна сказка, ни одно цирковое выступление не повторились.

Круг праздников возник из реалий и истории нашего детского сада, он не укоренён в народной традиции, не подкреплён космическими циклами, не связан с праздниками государственными; он ориентирован на конкретных детей и взрослых и события, происходящие с ними.

Сложившийся круг праздников предопределяет заданность темы, но раскрытие её всегда уникально и зависит от участников, их потенциала, возможностей, желаний. И в этом коллективном раскрытии каждый может быть самобытен в своём и в то же время солидарен в общем.

Нам чужды индустрия «праздников потребления», где одни развлекают, а другие позволяют себя развлекать. Мы за творческое совместное рождение праздника всеми для всех. Это – большой труд, но это и счастье. Счастье не только самого события, но и его подготовки, незабываемых чувств на репетициях и во время написания сценариев.

Ведь праздник можно считать универсальным феноменом культуры и человеческого бытия. «Праздник первичная и неуничтожаемая категория человеческой культуры… в пространстве и времени которого создаётся особый идеально-реальный тип общения между людьми», – так пишет М.М. Бахтин. Ситуация и состояние участника праздника после него не совпадает с состоянием «до». Многое меняется принципиально и необратимо. Человек становится иным, чем он был до праздника.

Для ребёнка пространство праздника – это пространство, где он узнаёт о своей самости из восхищённых родительских взглядов, одобрения воспитателей, поздравления детей. И тогда он понимает – О, какой я! И от праздника к празднику он всё больше осознаёт себя субъектом собственных хотений и умений.

В процессе прохождения череды праздников, через смену формы общности и содержания укрепляется у ребёнка базисное доверие, открытость миру, возрастает самостоятельность, инициативность, преобразовывается система отношений с людьми и собой.

Выращивание праздников Елена Мельникова

Жизнь любой группы – продукт творческого сотрудничества педагогов, детей и родителей этой группы.

Общие праздники-события являются тем «общим полем», на котором можно показать результат работы всех и каждого в отдельности. Основная задача таких праздников – создание среды, окунувшись в которую каждый участник этого действия смог бы в полной мере ощутить себя по-настоящему в игре, прожить это событие не понарошку, попробовать свои силы, и, может быть, испытать себя на прочность.

За два последних десятилетия в нашем детском саду созданы и окрепли традиции, которые с одной стороны требуют поддержки и сохранения, а с другой стороны подвигают на поиски новых ходов в рамках этих традиций.

В саду все знают, как должен пройти и пройдёт тот или иной праздник, но в то же время в хорошо знакомом действе есть потребность нового, неожиданного, маленького чуда…

Поскольку большинство групп нашего детского сада – разновозрастные, каждый ребёнок проходит этот годовой цикл несколько раз, с каждым годом увеличивая объём своего участия, повышая уровень его сложности и степень самостоятельности.

Праздник готовит команда, инициативная группа, задача которой – из нескольких идей выбрать одну и «вырастить» её в праздник. Настоящая идея рождается в процессе обсуждений и споров. В инициативную группу может войти любой, кому эта работа интересна, кто готов слушать других и не бояться ошибаться. В работе команды важны интуиция, вкус, опыт каждого её члена. По мере разработки идеи в работу включаются новые люди. Идея обретает цвет и характер, появляются сюжетные повороты, подробности.



Перечисление ежегодных событий с репликами-комментариями. Из письма «опытных» родителей к новым Вероника Капустина

…Есть и другие события, но вот каковы основные, общие. У меня получилось 14 штук в «базовой комплектации»:


• Сентябрь, 27 – День рождения сада и День воспитателя.

В том году был очень классный. С гречкой и чаем, с директором на раздаче.

• Осенняя олимпиада.

Сохраняйте на память диплом достижений!

• Праздник музыки (начало октября).

Просят приносить инструменты из дома, чтоб дети несколько дней с ними знакомились. Кто на чём умеет играть? Будет классно, если сами сыграете.

• Осенний Бал и «Неделя XIX века».

Нужны будут бальные наряды детям и взрослым («Black Tie»). Сладкий стол, подсвечники, портьеры, сундуки, тыквы, листья – все атрибуты Осени и XIX столетия.

• Праздник фонариков.

…Стоять и умиляться.

• Новый год.

Сказку делает весь коллектив сада. Дети её проживают по одной группе за день, потому Новый год празднуют в разных группах в разные дни. Дед Мороз – обычно папа из другой группы (можно попробовать и себя в этой роли). Коробку для подарка делаем сами в тему сказки, номер для Деда Мороза – 1–3 мин, чтоб не скучно. Обычно просят не стихи, думайте!

• Зимняя олимпиада, командный зачёт.

Нужно помогать на этапах, если попросят. А если нет – стоять и умиляться, фотографировать.

• «Цирк».

Его готовят воспитатели с детьми. С нас потребуются костюмы, инвентарь и привычка фотографировать…

• Масленица.

Её готовит фольклорный коллектив.

• «Концерт».

Он бывает в разное время года. Детям могут потребоваться костюмы для выступлений, а у взрослых зрителей приветствуется торжественный, но простой дресс-код.

• Пасха.

В разных группах по-разному.

• Субботник.

Чай, гречка, хорошая компания; можно что-то починить и совершить нечто прекрасное.

• Весенняя олимпиада.

Два дня: личный и командный зачёты.

• Праздник песни.

Проходит на улице, на поляне – петь с детьми; костюмы, реквизит на выступление.

• Выпускной.


Загрузка...