Зигмунд Фрейд: великий ученый или интеллектуальный шарлатан

Положения из фрейдовских работ

Зигмунд Фрейд родился в Австрии в 1856 году. По происхождению – еврей, полное имя – Зигисмунд Шломо Фрейд. Он обладал исключительной способностью к учебе, изучал труды великих писателей и философов: Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, говорил на нескольких языках. Закончил Венский университет с отличием и получил ученую степень доктора.

Со времен обучения в университете он испытывал множество трудностей, связанных со своей национальностью, – из-за царивших в обществе антисемитских настроений между ним и однокурсниками происходили многочисленные стычки. Под напором насмешек сверстников Зигмунд учился вырабатывать мнение в противовес окружающим.

«С раннего детства меня заставили привыкнуть к уделу быть в оппозиции и находиться под запретом по “соглашению большинства”. Таким образом были заложены основы для определенной степени независимости в суждениях» – рассказывал Фрейд о себе.

Его работы в области сновидений, истерии и некоторые другие не вызвали широкого общественного резонанса, пока он не взялся за разработку психоанализа. И, конечно же, основной двигательной силой его теорий являлось сексуальное влечение, подавление которой якобы могло привести к развитию неврозов.

Одним из примечательных моментов психоанализа является концепция «Психосексуальное развитие личности». Так вот, она гласит: «У ребенка появляется интерес к своим гениталиям, в результате чего возникает детская мастурбация. Дальнейшее развитие ребенка зависит от реакции взрослых: если родители с пониманием относятся к интересам ребенка, но не стимулируют его, то развитие идет нормально.

Фиксация в форме симптома возникнет, если родители негативно относятся к интересам ребенка; наказания порождают стыд и чувство вины. Возникают сексуальные девиации: в будущем человек не может достичь оргазма в процессе нормального полового акта, а лишь в процессе мастурбации.

Пассивная форма фиксации проявляется в том, что ребенок усваивает запретительную составляющую сообщения. Такой человек будет считать аморальным и постыдным все, что связано с сексуальной сферой, будет не в состоянии вступить в половой контакт. Активная форма связана с усиленным вниманием к запретной теме, что, в свою очередь, порождает механизм возникновения профессиональной проституции.

Мать − первый сексуальный объект мальчика, если она ласкает еще совсем маленького ребенка, то отец радуется этому событию. Но по мере взросления мальчика отец все чаще показывает раздражение по отношению к тому, что мальчик 3-4 лет лезет на колени к матери и требует ее ласки. В ответ ребенок начинает ненавидеть своего отца, в котором он видит соперника, препятствующего быть вместе с матерью.

Комплекс кастрации проявляется у мальчиков. Два пола в мире неполноценны: есть привилегированный (мужской) и второсортный (женский). В процессе развития мальчик понимает, что он относится к привилегированному полу, а главным признаком является пенис. Отсюда, трепетное отношение мужской части населения к пенису и страх его потери. Страх может возникать по двум причинам. Во-первых, из знания того, что есть люди, у которых нет пениса. Второй причиной является воспитание − взрослые могут запугивать ребенка. Страх уходит в область бессознательного, и возникают мужские проблемы (импотенция, стремление начать половую жизнь как можно раньше и так далее).

Зависть к пенису проявляется у девочек. Девочки знают, что они не имеют пениса, то есть они второсортные. И это воспринимается болезненно, изменяется отношение к матери: девочки возлагают ответственность на мать за то, что она родила их девочками. К тому же мать тоже второсортна. Поэтому все свое внимание девочка переключает на отца, формируется положительное отношение к нему. У девочки возникает зависть к пенису и стремление к символическому обладанию им, которое выражается в желании обладать тем, у кого он есть».

Смысл данной концепции сводится к следующему: ребенок проходит пять стадий развития, в каждой из которых он получает удовольствие от определенной части тела; родители не должны мешать детской мастурбации; дети хотят сексуальных отношений со своими родителями. В основу теории Фрейда легло собственное влечение к своей матери и ревность по этому поводу к отцу.

Влечение мальчиков к матерям он прозвал Эдиповым комплексом, аналогично древнегреческому мифу о царе Эдипе, женившемся на матери и убившем собственного отца. Девочки в первые два года к жизни привязываются к матерям, но как только они обнаруживают у себя отсутствие полового члена, то начинают испытывать тягу к отцу. Иными словами, согласно теории Фрейда, мальчики хотят обладать матерями, а девочки – отцами.

«Психология сексуальности» – один из самых известных его трудов, который полностью перевернул европейские представления о сексуальности, так как в нем автор впервые затрагивает вопросы детской сексуальности, рассматривает природу полового влечения и различных половых отклонений. В данной книге он описывает такие явления, как прелюдия секса, ощупывание и разглядывание полового партнера, сексуальное применение полости рта, анальный секс, фетишизм, садизм, мазохизм, зоофилию. Вот так он характеризует, например, педофилию и зоофилию, в которых он не находит ничего предосудительного.

1) «Из эстетических соображений является желание приписать половое общение с животными душевнобольным, как и другие тяжелые случаи сексуальных отклонений, но это неправильно. У последних не наблюдается каких-то особых нарушений половых влечений по сравнению со здоровыми людьми. Так, сексуальное злоупотребление детьми с жуткой частотой встречается у учителей и нянек просто потому, что им предоставляются для этого наиболее благоприятные случаи. То же замечание относится к половому общению с животными, вовсе нередко встречающемуся среди сельского населения, причем половая притягательность переходит границы вида».

2) А вот, что он пишет о геях и бисексуалах: «Тяга к своему полу возникает из-за того, что все люди проделали в детстве фазу фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолении которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты; т. е. ищут мужчин, похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать. При этом они не были нечувствительными к прелестям женщины, а постоянно переносили на мужские объекты вызванное женщинами возбуждение. Навязчивое устремление к мужчине оказалось обусловленным их беспокойным бегством от женщины.

Психоанализу кажется первичной независимость выбора объекта от пола, его возможность располагать как мужскими, так и женскими объектами. По смыслу психоанализа исключительный сексуальный интерес мужчины к женщине является проблемой, нуждающейся в объяснении, а не чем-то само собой понятным, что имеет своим основанием химическое притяжение. Решающий момент в выборе полового выбора наступает при достижении половой зрелости и иногда является результатом случайных факторов.

3) О том, как прекрасны на самом деле сексуальные извращения: «Общее отклоняющееся сексуальное предрасположение детства может считаться источником наших добродетелей, поскольку оно дает толчок к развитию. Может быть, в самых отвратительных отклонениях нужно признать наибольшее участие психики в превращении сексуального влечения. Здесь проделана душевная работа, которой нельзя отказать в идеализации влечения, несмотря на его отвратительное проявление. Всемогущество любви, быть может, нигде не проявляется так сильно».

4) О причинах неврозов: «Неврозы вызваны влечением к собственному полу, желанием использовать гениталии со слизистой оболочкой рта и заднего прохода, тягой к садизму и эксгибиционизму. Невроз – нереализованное сексуальное отклонение».

Проанализировав фрейдовские теории и постулаты, можно резюмировать, что суть его работ заключается в следующем:

– Неврозы вызваны исключительно сексуальной неудовлетворенностью. Особенно сильно на их возникновение влияет тяга к лицам своего пола и сексуальным отклонениям, а потому запреты, вызывающие неврозы, должны быть устранены.

– Дети хотят сексуальных отношений со своими родителями.

– Воспитание ребенка, стыд, сострадание и мораль являются задержкой на пути его сексуального влечения.

– Сексуальный интерес мужчины к женщине является проблемой и непонятным явлением. Настоящая же любовь проявляется в сексуальных извращениях.

– Многие сексуальные отклонения, например, педофилия или зоофилия не являются таковыми, если ими не злоупотреблять. То есть периодический, нерегулярный секс с детьми и животными вполне нормален, если этому благоприятствуют некоторые обстоятельства.

– Родители не должны запрещать ребенку мастурбировать. В противном случае у него в будущем возникнут сложности в половой жизни.

Критика психоанализа

Кроме психоанализа, Фрейд примечателен тем, что объяснил существование трехмерной структуры психики, состоящей из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Его труды были положительно восприняты в некоторых институтах Европы и США, но большинство исследователей считают его работы интеллектуальным шарлатанством.

Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных ученых, таких как Карл Ясперс, Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус и многих других. Эмпирический базис теории Фрейда называли неадекватным Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум, «мошенничеством» психоанализ окрестил Питер Медавар, псевдонаучной теорию Фрейда считал Карл Поппер.

На Западе психоанализ уже при самом своем появлении подвергся критике. Первоначально неприятие концепции Фрейда европейскими психиатрами было решительным и почти повсеместным. Школу Фрейда большинство психиатров считало маргинальной сектой, занимающейся психотерапией неврозов, само понятие которых представлялось неизученной сборной группой соматоневрологических расстройств, пограничных с нормой.

Однако в 1909 году началось завоевание психоанализом США, а после Второй мировой войны – и Германии. В США пик популярности фрейдистского учения пришелся на послевоенные десятилетия, после того, как в Штаты эмигрировали европейские психоаналитики, спасавшиеся от преследований. Психиатрическая практика постепенно перемещалась из госпиталей в кабинеты психоаналитиков. Но затем клинические исследования, показавшие низкую эффективность разговорных психоаналитических сессий, и распространение медикаментозного лечения депрессивных и тревожных состояний, привели к снижению интереса к психоанализу.

Карл Ясперс относился с уважением к Фрейду, но считал психоаналитическое направление исследований непродуктивной вульгаризацией идей Шопенгауэра и Ницше, порождением мифотворческих фантазий, а само движение психоанализа – сектантским. Высоко оценивая отдельные частные гипотезы Фрейда и собранный им эмпирический материал, Ясперс тем не менее указывал на фантастичность многих его обобщений. Он называл психоанализ популярной психологией, позволяющей обывателю легко объяснить что угодно. По мнению Ясперса, психоанализ привел к снижению духовного уровня современной психопатологии.

Эмиль Крепелин, знаменитый немецкий психиатр, родившийся, как и Фрейд, в 1856 году, заявлял: «На основании разностороннего опыта я утверждаю, что продолжительные и настойчивые расспросы больных об их интимных переживаниях, а также обычное сильное подчеркивание половых отношений и связанные с этим советы могут повлечь за собой самые неблагоприятные последствия».

Антропологи Маргарет Мид, Рут Бенедикт, Кора Дюбуа, Франц Боас собрали данные, опровергающие утверждение об универсальности таких основных фрейдовских понятий, как либидо, инстинкты разрушения, врожденные инфантильные сексуальные стадии и Эдипов комплекс. Эти концепции были подвергнуты экспериментальной проверке и были признаны ошибочными. Детский психолог Роберт Сирс на основе этих результатов заключил: «Согласно критериям физических наук, психоанализ не является подлинной наукой. Он основывается на методах, которые не позволяют повторить наблюдения и несут на себе отпечаток субъективных предубеждений наблюдателя. Когда такой метод используется для открытия психологических факторов, которые должны обладать объективностью, он оказывается совершенно несостоятельным».

Английский биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество 20 века».

Философ Карл Поппер утверждал, что теории психоанализа не обладают предсказательной силой, и что невозможно поставить такой эксперимент, который бы мог их опровергнуть (то есть психоанализ нефальсифицируем); следовательно, эти теории псевдонаучны.

Согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков, факультеты психологии США относятся к психоанализу лишь как к историческому артефакту. Ряд авторов отмечают, что с научной точки зрения учение Фрейда не работает и как теория развития, и как терапевтическая техника: эмпирических доказательств прохождения человеком стадий психосексуального развития так и не было получено. Никаких доказательств того, что психоанализ является более продуктивным методом лечения, чем иные формы психотерапии, также на данный момент нет.

Исследованием учения Фрейда занимался также известный психолог Ганс Юрген Айзенк. Он заключил, что убедительной экспериментальной поддержки фрейдовских теорий так и не появилось. «Мнимое превосходство психоанализа просто предполагалось на основе псевдонаучных аргументов без каких-либо объективных доказательств, а случаи из практики, описанные Фрейдом, не являются такими доказательствами, поскольку то, что заявлялось им как «излечение», в действительности излечением не было. Например, знаменитый «человек волков», вопреки утверждениям об этом, вовсе не был излечен, так как симптомы его расстройства сохранялись в последующие 60 лет жизни больного, на протяжении которых он постоянно лечился. Безуспешным было лечение и «человека крыс». Схожая ситуация и с известным случаем «излечивания» Анны О. В действительности диагноз истерии, выставленный больной, был ошибочным – женщина страдала туберкулезным менингитом и долгое время находилась в госпитале с симптомами этого заболевания».

Айзенк приводит данные, что психоанализ может оказывать и негативное действие на пациентов, ухудшать их психологическое и физическое состояние. «Исходя из того, что психоанализ не эффективней, чем плацебо, сама теория, лежащая в основе психоанализа, неверна, а также что совершенно неэтично назначать его больным, брать с них за это деньги или обучать терапевтов такому неэффективному методу».

Психоанализ был запрещен в СССР из-за личной неприязни Иосифа Сталина. Теории Фрейда понимались исключительно как грязные слова, ассоциирующиеся с сексуальной развращенностью. С легкой подачи вождя мирового пролетариата Фрейд стал преступником №1 в Советском Союзе.

Критика Фрейда

Пожалуй, ни один ученый в истории не подвергался такой серьезной критике, как Зигмунд Фрейд. Конечно, критики психоанализа иногда были сами критикуемыми во время своей научной деятельности. Взять хотя бы Эмиля Крепелина, но при этом его повсеместно уважали, и никто не называл его шарлатаном или как-то еще, чего не скажешь о самом Фрейде.

В своих работах он поднимал тему секса, о которой в начале 20 века не принято было говорить вслух, а также касался темы детской сексуальности, что вообще шокировало многих в ученой среде. Не стоит забывать, что Фрейд примерно с 1885 по 1900 годы был зависим от кокаина, и именно на эти годы (1895) приходится зарождение психоанализа.

Несмотря на собственную зависимость, он активно пропагандировал кокаин и подталкивал к его употреблению своих знакомых, в результате чего они тоже становились зависимыми. Поступавшие сообщения со всех концов Европы о привыкании, отравлениях и печальных последствиях его употребления не умерили пыл Фрейда. Лишь возникшие собственные проблемы со здоровьем на фоне зависимости побудили его прекратить использование данного вещества.

Фрейд, выработавший привычку «плыть против течения», ставил сексуальность в центре всех своих гипотез, что неминуемо приводило к скандалам с другими учеными. Так, Йозеф Брейер, один из наставников Фрейда, перестал поддерживать с ним какие-либо отношения после того, как узнал суть концепций психоанализа.

Многие уважаемые венские врачи – наставники и коллеги Фрейда – отвернулись от него вслед за Брейером. Заявление о том, что именно подавленные воспоминания (мысли, идеи) сексуального характера лежат в основе истерии, спровоцировало скандал и сформировало крайне негативное отношение к Фрейду со стороны интеллектуальной элиты.

Выдающиеся психиатры Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, поначалу сотрудничавшие с Фрейдом, тоже в итоге разругались с ним и прекратили совместную научную деятельность. Причина все та же – они не принимали того мнения, что мотивом всех поступков человека является сексуальность, а Адлер вдобавок называл Эдипов комплекс фабрикацией.

Есть, конечно же, сторонники психоанализа, но большинство видных специалистов от науки (от биологов до психиатров и социологов), среди которых есть и нобелевские лауреаты, склоняются к мнению о практической бесполезности фрейдовского учения, если можно его вообще считать таковым. Некоторые ученые называют его грандиозным обманом и шарлатанством, другие говорят об отсутствии терапевтического эффекта, о котором так часто упоминал Фрейд.

Чего же добивался сам Фрейд? Что им двигало во время своей научной деятельности? Одной из возможных причин является нарциссическое желание превосходства над окружающими. Вот отрывок из его письма к своей невесте: «О, как это будет прекрасно! Я приеду с деньгами. Потом я отправлюсь в Париж, стану великим ученым и вернусь в Вену с большим, просто огромным ореолом над головой».

К разработке психоанализа его подтолкнуло собственное влечение к своей матери и ревность по этому поводу к отцу, как к конкуренту. Это сексуальное желание послужило основой того, что сексуальность является движущей силой его теорий. Получается, что все его учение имеет огромный процент субъективности.

Фрейда упрекали в ненаучности, утверждали, что его клинические исследования были ошибочными, а он сам проявлял сексизм. Его обвиняли в подведении психологической основы под практически любое заболевание – вплоть до аллергии или астмы. Критиковалось применение методов психоанализа к литературным произведениям: интерпретация художественных текстов с позиций фрейдистской теории, по мнению ряда исследователей, стоит на ложном и ошибочном допущении, когда на бумаге выражаются бессознательные мысли и желания автора, а многие литературные герои есть проекция психики их создателя. Некоторые оппоненты Фрейда называли его не ученым, а гениальным драматургом, «Шекспиром 20 века», в придуманных которым драмах борются злодей «Оно», герой «Сверх-Я» и все крутится вокруг секса.

Вероятно, ближе всех к истине оказался немецкий психоаналитик Эрих Фромм, высказавшийся и о мотивах создания психоанализа, и о том, кто из этого извлекает выгоду. Он считал, что ученый, находясь под влиянием буржуазного материализма, не мог представить себе психические силы, не имевшие физиологического источника – отсюда обращение Фрейда к сексуальности. «Фрейд допустил ошибку, объяснив привязанность мальчика к матери через сексуальность. Этим он неправильно истолковал свое открытие, не понял, что привязанность к матери – одна из глубочайших эмоциональных связей (не обязательно сексуальных), коренящихся в подлинном существовании человека.

Другой аспект Эдипова комплекса, заключающийся во враждебном отношении сына к отцу, также был неправильно истолкован Фрейдом, который рассматривал данный конфликт как сексуальный, в то время как его истоки лежат в природе патриархального общества. Соперничество с отцом является верным наблюдением, но оно не обязательно должно быть связано с привязанностью к матери. Чтобы быть наследником отца и добиться в будущем успеха, сын должен не только угождать отцу, но и покоряться ему, а угнетение приводит к ненависти. В течение нескольких тысячелетий внутри патриархального общества происходил конфликт между отцом и сыном, основанный на контроле отца за сыном и желанием сына освободиться от этого диктата. Фрейд увидел этот конфликт, но не понял, что это – черта патриархального общества, а истолковал его как сексуальное соперничество между отцом и сыном».

Эрих Фромм подверг критике каждый значительный аспект фрейдистской теории, включая концепции трансфера, нарциссизма, характера и толкования сновидений. Он утверждал, что психоанализ был адаптирован к потребностям буржуазного общества. «Концентрация на проблемах секса уводила от критики общества и носила отчасти политический характер. Если в основе всех психических расстройств лежит неспособность человека решить свои сексуальные проблемы, то отпадает всякая необходимость критического анализа экономических, социальных и политических факторов, стоящих на пути развивающейся индивидуальности. Фрейд и его последователи образцом психически здорового человека считали либерального буржуа, а точку зрения, отличную от мнения зажиточного класса, стали объяснять последствиями невротических процессов вроде Эдипова комплекса».

Профессор Питтсбургского университета Адольф Грюнбаум в статье «Сто лет психоанализа» (1997) писал: «Фрейд говорит, что болезненные состояния психики (эмоциональные травмы, гнев, стыд) вызывают процессы забывания или вытеснения. Вытеснение он считает универсальным механизмом, чтобы забыть то, с чем мы не согласны, но ведь он сам прекрасно помнит, как его отец когда-то высказал ему, семилетнему мальчику, слова: "Этот парень плохо кончит", что стало сильным ударом по самолюбию Фрейда. Его теория вытеснения (ключевого понятия психоанализа) с самого начала повисает в воздухе, если количество забытых негативных впечатлений не превосходит число незабытых, в ответ на это заявление Фрейд не предоставил никакой статистики. Прочный терапевтический эффект психоанализа так и не был достигнут. За все прошедшее столетие не было получено никаких достоверных данных о наличии успешно вылеченных пациентов».

Фрейд активно практиковал лечение неврозов и брал за это деньги с пациентов. Огромное количество научных специалистов говорят о бесполезности лечения посредством психоанализа, или, как говорил Ганс Юрген Айзенк, психоанализ не эффективней, чем плацебо. А ведь шарлатанство – не что иное, как псевдонаучная деятельность, направленная на получение выгоды от вводимых в заблуждение людей.

Загрузка...