Богат не тот, у кого получка генеральская, а тот, кому достаточно его дохода и имущества, и ещё остаётся, чтобы с другими поделиться.
Выбрать важное и интересное для себя дело в нашем обществе нелегко, по нескольким причинам.
Во-первых, многие будут торопить: «скорей-скорей, иначе умрёшь, как в безвоздушном пространстве, без денег нет никакой жизни! Устройся на какую-нибудь работу, а потом и подумаешь».
Но когда уже каждый день делаешь какое-то не самое нужное тебе и людям дело, желание искать интересное и нужное затухает – на передний план вылезают проблемы бытового свойства, и так может длиться десятилетиями. Работы обычно много времени отнимают.
Самые хитрые работы, например многоуровневая продажа каких-нибудь вещей, могут запарить человека настолько, что он и двенадцать часов в день, шесть дней в неделю без выходных впаривает какую-нибудь хрень, не очень полезную – как бы для того, чтобы потом на другой уровень выйти, а реально для того, чтобы не было времени другой способ жизни себе отыскать.
Во-вторых, другие будут говорить лживо: «сейчас даже уборщиком без диплома не возьмут, иди поскорей получи образование». Стараясь, чтобы человек ни одного года не провёл со своими мыслями, в поиске своего пути, человека сразу при возможности стараются впихнуть в какой-нибудь институт, не самый пользительный, выбранный случайно, не осознанно. Как и школа – институт этот как камера хранения для молодых, чтоб не мешали взрослым и не придумали какую-нибудь свою жизнь, вдруг она отличаться будет.
В процессе сидки в институте человек глупеет, скорость мысли снижается, выходит на первый план понимание, что важен не сам результат деятельности, а имитация результата.
Отчёт о проделанной работе важней, чем сама работа, а оценка за отчёт важней, чем и сам отчёт, а о чём он – да кто ж его читал, с интернета распечатан он. Не нужен результат, нужна имитация результата.
На всяком уровне, вот гляньте газету с новостями какого-нибудь солнечного Узбекистана.
Главное, основное знание, получаемое в институтах 90% людей – это то, что отчёт важней самих работ.
Да, так и есть. Главное и основное знание, которое выносит обычный человек со школы и со института – это то, что отчёт о деятельности важнее деятельности как таковой.
От стула второклассника до кресла губернатора, каждый «должен» выучить, что отчёт о работе важней самой работы. Отчёт и является итогом, главным результатом деятельности – и школьника, и бригадира, и министра, главное, чтобы вышестоящий принял и сказал: принято, хорошо.
От этого всё – и учебники с решебниками, чтобы задачи тут же с решением перекатывать, и шпаргалки, и платные институты с платными дипломами, и приписк («туфта») в советское время, и сейчас, и покупаемые курсовые и диссертации, которые никем не читаются, и опадающие при взлёте космические ракеты, и системные государственные проблемы, и не только у нас. От первого класса идёт это: важен начальству не ум, не способности, а отчётность.
А что же такое ум? Это способность из потока информации выделять нужную тебе, полезную информацию, нужную, полезную информацию применять, а ненужную – забывать.
Поехали дальше. Важная, не декларируемая цель общества, – запихнуть человека в стандартные рамки в первые годы его возможной самостоятельной жизни.
После того, как скорость мысли у юного человека уже снижена, расходы его повышены, появились искусственные потребности – как у наркомана – потреблять всё больше денег, примерно 110% от того, что дают ему на РАБоте, – ему уже слезть с той замкнутой тропинки трудно, и он топчется по ней, пока она не углубляется и не превращается в круговую канаву, а потом и в могилу человека.
В США, например, хоть там и кажется жизнь сладкой, но реально большинство американцев имеют огромные кредиты, десятки сотни тысяч долларов – в кредит они берут машину («а как же в Америке без неё!»), дом («надо же где-то жить!») и в результате наличных денег остаётся только на еду и на страховки многочисленные. Кредиты у каждого, тут и с работы не убежишь, потому что нужно постоянно эти текущие месячные расходы, проценты и страховки платить.
Есть и другой фильтр, более сложный. Вот ты занимаешься каким-либо делом. Представь себе, что ты этим делом не будешь заниматься. Есть ли тот человек, который будет делать это дело так, как ты, или ещё и получше? Если это весьма вероятно, то имеет смысл сменить поле приложения своих усилий и делать только то, что ты делаешь лучше всех, что никто за тебя не сделает – хотя бы в этой местности.
Повторяю, этот второй фильтр сложнее, а первый – может каждый прямо сейчас и применить.