Индия – священная страна, которую хорошо знают во всем мире. Ее сыновья и дочери прославились, благодаря своим достижениям в духовной и материальной сферах. Они освободили родину от цепей колониализма и обогатили человеческую культуру в области изобразительного искусства, музыки и т. д. Индия и в наши дни пользуется заслуженным уважением. На ваших плечах лежит большая ответственность, ибо вы должны поддерживать и укреплять ее славу.
Мы собрались здесь сегодня, чтобы обсудить определенные изменения, которые мы хотим произвести в сфере образования. Истинное образование преследует две основные цели. Первой и самой главной его целью является обеспечение людей продовольствием, одеждой и жильем, чтобы они были здоровы, и в обществе царили гармония и согласие. Это помогает избежать загрязнения окружающей среды и коррупции. В древности молодых людей отдавали на обучение к учителям в специальные школы-интернаты. Там их до 15 лет обучали прясть, ткать, шить свою одежду, т. е. производить самим все, в чем они нуждались. Они умели довольствоваться лишь самым необходимым, и вели очень простой образ жизни, и потому имели досуг, необходимый для совершения садханы (духовной практики) и созерцания природы. Каждый человек должен стремиться к самостоятельности и уметь обеспечивать себя продовольствием и одеждой.
Правительство нашей страны боится роста населения, и предлагает неверные и вредные для здоровья методы снижения рождаемости. Но оно забывает, что с каждым дополнительным ртом мы получаем также и две дополнительные пары рук и ног, не говоря уже о мозге, который может стать национальным достоянием. Однако мы не планируем использование этих дополнительных рук и мозгов, способных обеспечить процветание нации. Мы поощряем, а не осуждаем праздность, считая ее признаком материального достатка. У нас нет даже стратегии, позволяющей увеличить производство продуктов питания и уменьшить ненужные траты. Если же в этой стране каждый человек будет употреблять только такое количество пищи, которое ему действительно необходимо, то нехватки продуктов питания не будет. В этой стране никогда не было недостатка пищи, ведь в ней пребывает богиня изобилия Аннапурна.
Второй целью образования является взращивание и культивирование интеллектуальных и духовных способностей. Этот процесс очень похож на сельскохозяйственную деятельность, направленную на обеспечение людей продуктами питания и одеждой. Дханая (злаки) питают тело, а дхьяна (медитация) – дух. В сельском хозяйстве вы должны сначала вспахать землю, затем посадить семена, удобрить растения и, спустя некоторое время, можно будет собирать урожай. В духовной сфере вы должны сначала вспахать хридайя кшетру (поле сердца), затем удалить сорняки и посадить семена. Под сорняками Я подразумеваю вредные привычки, а под удобрениями – самоотверженность и преданность Богу. Вода – это любовь, помогающая саженцам расти быстрее, а семена – имена Бога, зароняемые в чистые сердца. Урожаем же, являющимся наградой за эту аскезу, станет мудрость.
Целью Cанатана дхармы (Вечного Духовного Учения древней Индии) всегда было открытие сердечного центра, что очень важно для обретения счастья, удовлетворенности и внутреннего мира. Это Учение призывает сеять семена любви и собирать урожай мудрости, чтобы в обществе воцарилась гармония на благо всего человечества. Санатана дхарма помогает понять, что в основе кажущегося многообразия мира кроется единство. Осознав это, человек будет испытывать любовь ко всем вокруг, не желая ничего взамен.
Но в наше время индийцы стали циничными, они презирают свое духовное наследие и считают, что Веды написали хитрые брахманы! Мусульмане почитают Коран как слово Бога, христиане относятся к Библии с большим благоговением, рассматривая ее как Божественное откровение, и только индуисты полагают, что Веды – плод рук жрецов! В результате они страдают и испытывают духовное неудовлетворение. Макс Мюллер (известный востоковед) сказал – чего нет в индийской культуре, того нет нигде. Но, как только индийцы овладевают английским, либо любым другим иностранным языком, у них сразу появляется огромное самомнение, и они начинают поносить свою собственную древнюю культуру и перенимать иностранную.
Ганди говорил: «Индия – страна деревень». Благополучие сельских жителей зависит от степени их свободы и преуспевания каждой семьи. Сейчас нет единства, взаимопонимания и любви даже между родными братьями. В семьях каждый действует наперекор остальным, и в результате в деревнях отсутствуют свобода, мир и процветание. А если их нет в деревнях, то нет и во всей стране.
Люди стремятся к власти, не обладая необходимыми моральными качествами и не имея достаточно квалификации. Конечно, если это человек искренне верующий, и у него добрые намерения и соответствующие способности, он имеет право претендовать на руководящие посты. Однако, обретя власть, он должен использовать ее во благо. К сожалению, редко встретишь человека, думающего о своих обязанностях, сейчас люди хотят только приобрести властные полномочия.
В результате в области образования обычным делом стало злоупотребление своим служебным положением. Деньги платят за то чтобы поступить в школу или колледж, за хорошие оценки и ученые степени. Преподаватели не могут раскрыть сути того или иного произведения, все сводится к количеству, а не качеству. Студенты вынуждены получать недостающие сведения вне образовательных учреждений. Кроме того, главную роль играет информация, а не моральные качества и стремление улучшить свой характер. Как овладели своим мастерством великие творцы фресок Аджанты и создатели храмов Эллоры? Они не посещали школы, а учились непосредственно у великих мастеров.
Книги не дают вдохновения, духовность должна развивать повседневная жизнь. Так человек сможет приобрести уверенность в себе и избегнуть подражания. Но внутренний мир нельзя обрести, если всегда обвинять в своих ошибках других и избегать всякой ответственности.
Сегодня мы открываем этот сельскохозяйственный институт, чтобы те, кто окончат его, могли зарабатывать на жизнь своей головой. Но это будет также и садхана, которая позволит им духовно расти. В институте будет поощряться совместная работа. Чтобы держать что-то в руке, пять пальцев должны помогать друг другу. Как известно, в наше время люди любят создавать различные комитеты, например, комитет по снабжению населения питьевой водой, электричеством и т. д. Но они работают не так, как надо. Члены этих комитетов сразу создают фракции, и между ними начинаются препирательства. Они собираются, чтобы просто вместе пить чай, и не принимают никаких серьезных решений.
Взаимоуважение проистекает из веры, что все люди – дети Бога, и потому обладают божественной природой. Эта вера рождает энтузиазм и сотрудничество, а также добросовестное исполнение своих обязанностей.
Будущее страны зависит от мастерства и искренности молодых людей. Поэтому необходимо всячески поддерживать и развивать эти качества молодежи. Я надеюсь только на нее, и потому очень люблю молодых людей. Сама молодежь – чиста и безупречна, и во всех ее ошибках виноваты родители и школа, ведущие молодых людей в неверном направлении. Информация не способна наполнить сердце любовью и светом. Не сомневайтесь в существовании Атмана, являющегося вашей истинной природой. Твердо верьте в Бога, милость которого можно обрести благодаря молитвам.
Но молясь Господу и повторяя мантры нужно понимать их смысл. Один человек не знал значение имени «Шива», и думал, что это божество, живущее на горе Кайласа вместе с женой и детьми. Он сказал Мне, что мантра «Шивохам» означает «я – Шива», но не смог ответить, когда Я спросил его, кто такая Парвати?
Многие люди совершают джапу (повторение имен Бога) и поют бхаджаны (духовные песнопения), не понимая их смысла. Даже те, кто рекомендуют людям повторять мантры и изображают из себя духовных учителей, часто тоже не знают их внутреннего смысла. Шивохам означает, что вы обладаете божественной природой.
Человек должен совершать любую работу как акт поклонения Богу, так он сможет обрести мудрость. Но в современных учебных заведениях ничего не говорят об этом. В них дают только информацию, и это все. Я надеюсь, что в Политехническом институте, который Я сейчас закладываю, на моральные ценности будут обращать особое внимание. Об их важности нужно говорить даже тогда, когда речь идет о чисто материальных вещах. Я хочу, чтобы люди, которые будут преподавать в этом учреждении, распространяли идеалы служения, любви и садханы (духовной практики), являющиеся сутью Санатана дхармы. Даже небольшое количество таких учебных заведений может служить примером для подражания.
Нам не нужно открывать колледж в каждом городе. Главнокомандующий в нашей армии только один, хотя солдат – миллионы. Такой институт пока единственный в Бомбее, но если им управлять должным образом, он сможет распространять идеалы единства и всеобщей любви, как в этом городе, так и за его пределами.
Студенты, которые будут здесь учиться, смогут распространять духовные знания и в других штатах. Роль преподавателей также важна, ибо если студент не обладает необходимыми знаниями, то упрекать в этом будут того, кто его учил. Мы должны готовить в этом институте также и хороших преподавателей для будущих учебных заведений подобного типа. Жителям Бомбея следует создавать аналогичные образовательные учреждения, а также различные медицинские заведения, в которых будут укреплять здоровье людей, и тогда в стране воцарится мир и процветание.
Сегодня много говорят о том, что в стране нет мира. Но это не так, ибо ментальный мир – чисто индивидуальное качество. Обстановка в стране вовсе не ухудшилась! Излечиться нужно самому человеку, люди должны очистить свои мысли и чувства. Например, мы видим, что цены на все товары сильно повысились, и правительство изобретает различные способы, чтобы их сбить. Но этого можно достигнуть только одним способом – нужно поднять цену человека, и тогда стоимость всех товаров немедленно снизится. Сейчас люди превратились в машины и забыли о своей высокой значимости. Они ведут себя как животные, забыв, что их природа божественна. Сегодня высоко ценятся различные предметы потребления, а человек ничего не стоит.
Если человека начнут ценить по-настоящему, и видеть в нем божественную искру, то он сможет достичь больших высот и производить все, что нужно для жизни и даже более того. Он перестанет присваивать чужую собственность и обманывать других, станет хорошим работником, чистым человеком и искренним садхаком (человеком, стремящимся к просветлению). Он осознает, что человек не тело, не чувства, а также не ум и не интеллект. Он исполнится премы (любви) и уверенности в себе.
Нехорошо, когда человек все время стремится к мирскому: вкусной пище, остросюжетным книгам, фильмам и играм. Все это раджасические (рождающие страсти) развлечения, возбуждающие ум. Человек также не должен проявлять жестокость – ни в мыслях, ни в делах.
Сегодня Я положил первый кирпич в основание Сельскохозяйственного института и надеюсь, что вскоре здесь появится красивое здание, где администрация не будет заниматься расточительством. Я надеюсь, что студенты, которые будут учиться в этом институте, станут хорошими фермерами и самостоятельными молодыми людьми. Я благословляю вас всех.
Вы сможете стать настоящими садху (духовно устремленными людьми) лишь в том случае, если у вас будут хорошие мысли и добрые намерения. Садху – это не просто человек с бритой головой, надевший на себя оранжевую одежду и четки из рудракши. Только тех, у кого в голове всегда хорошие мысли и добрые намерения, можно считать садху. Такие люди являются сатья санкальпа сварупа (воплощениями истины).