Примечания

1

Платон. Пир // Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. (Философ, наследие). С. 13.

2

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. http:// www.un.org/russian/documen/declarat/summitdecl.htm

3

Российская академия наук. Институт социологии. Аналитический доклад «Бедность и неравенство в современной России. 10 лет спустя». М.: 2013. Электронная версия. http://www.poisknews.ru/phpp/files/core/contentfile/contentfile/02/84/ aO/full.pdf

4

См.: http://www.forbes.ru/sobytiya/82724-bcg-rossiiskie-millionery-kontroliruyut-70-bogatstva-strany.

5

Патриарх Кирилл. Речь на пасхальном приеме в МИД РФ. Интерфакс 23 апреля 2009 г. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=29921

6

Кардинал Й. Ратцингер. Рыночная экономика и этика. Доклад на симпозиуме «Церковь и экономика в ответственности за будущее мировой экономики» 1985 г. http://www.benediktxvi.ru/index.php?id=1850&option=com_content&task=view

7

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 34, 40.

8

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. М.: Изд. группа «Прогресс», Универе, 1994. С. 342.

9

Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1989. С. 8–9.

10

Древние цивилизации / под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М: Мысль, 1989. С. 6.

11

Юнг К.Г. Человек и его символы / пер. с нем. М.: Серебряные нити, 1997. С. 66.

12

Хачатурян В.М. «Вторая жизнь» архаики: архаизующие тенденции в цивилизационном процессе. М.: Academia, 2009. С. 15

13

Хачатурян В.М. Диалог с архаикой // Цивилизации. Вып. 7. М.: Наука, 2006. С. 230.

14

Зубов А.А. Становление и первоначальное расселение рода Homo. СПб.: Алетейя, 2011. С. 6.

15

Тайлор Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. С. 31.

16

Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. С. 24.

17

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Астрель, 2007. С. 24. (Академик В.П. Алексеев в течение многих лет возглавлял Ин-т археологии АН СССР. – Здесь и далее примеч. авт.)

18

Тайлор Э.Б. Указ. соч. С. 43.

19

Homo habilis жил примерно 2–2,5 млн лет назад, homo erectus – 1,8–2 млн лет назад; неандертальцы появились примерно 250–350 тыс. лет назад, а исчезли около 35 тыс. лет назад.

20

Слово «тотем» было введено в научный оборот этнографами из языка одного из североамериканских племен. Это слово обозначало название животного, которому был посвящен особый культ и с которым племя считало себя связанным узами родства.

21

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 17.

22

Фрезер Д. Золотая ветвь / пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. С. 77.

23

Зубов А.Б. История религии. Доисторические и внеисторические религии. М.: МГИМО-Университет, 2006. С. 367.

24

Бергсон А. Два источника морали и религии / пер. с фр. А.Б. Гофмана. М., 1994. С. 180.

25

Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006. С. 85.

26

Алексеев В.П., Першиц А.И. Указ. соч. С. 175.

27

Салинз М. Экономика каменного века / пер. с англ. М.: ОГИ, 1999. С. 30.

28

Белик А.А. Социокультурные аспекты экономического сознания и поведения в экономической антропологии // Культура и экономическое поведение. М.: Макс-Пресс, 2011. С. 24.

29

Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана // Избранное / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. С. 112.

30

Зубов А.Б. История религии… С. 162.

31

См.: Хачатурян В.М. «Вторая жизнь»… С. 238–259.

32

Сусоколов А.А. Указ. соч. С. 95.

33

Алаев Л.Б. История традиционного Востока с древнейших времен до половины XX века: учеб. пос. М.: МГИМО-Университет, 2004. С. 27.

34

Алексеев В.П., Першиц А.И. Указ. соч. С. 263.

35

См.: Woodburn J.C. Some Connections between Property, Power and Ideology. – Hunters and Gatherers 2: Property, Power and Ideology. Oxford, 1988.

36

Алексеев В.П., Першиц А.И. Указ. соч. С. 263.

37

Бутовская МЛ. Homo economicus в свете теории эволюции: рациональное и эмоциональное в основе экономических решений в простых (племенных) обществах // Культура и экономическое поведение / под ред. Н.М. Лебедевой, А.М. Татарко. М.: Макс-Пресс, С. 81.

38

Так называется Междуречье Тигра и Евфрата.

39

С III тыс. до н. э. на эту территорию стали вливаться племена протосемитов, главным городом которых стал Аккад. Аккадцы под предводительством легендарного Саргона Древнего установили владычество на большей части Месопотамии. Они слились с шумерами, во многом усвоив их культуру. Затем, вторгшиеся в их пределы западно-семитские племена амореев подчинили местное население и создали в XIX в. до н. э. несколько государств, в том числе Вавилонию, расцвет которой связан с деятельностью знаменитого царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Одновременно на севере Междуречья происходило возвышение Ассирии, ставшей в конце II – начале I тыс. до н. э. самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока. Она постоянно соперничала с Вавилонией и не раз подчиняла ее себе. В VII в. до н. э. Вавилония нанесла ей поражение и стала уже во второй раз центром Ближнего Востока. Однако в VI в. легендарный город захватили персы, а в IV в. сюда пришли войска Александра Македонского. Ко II веку н. э. от Вавилона остались лишь развалины.

40

См. об этом подробнее: Элиаде М. Указ. соч. Т. 1. С. 89.

41

См. подробнее: Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / пер. с англ. М.Н. Ботвинника. М.: Наука. Глав. ред. воет. лит. 1990.

42

Под влиянием египтян аккадцы стали обожествлять царя. Первым их обожествленным царем был Нарамсин (ок. 2250 г. до н. э.).

43

Цит. по: Афанасьева В.К. Шумерская литература // История всемирной литературы: в 8 т. Т. 1. М.: Наука, 1983. Т. 1. С. 83–100.

44

Цит. по: Крамер С. История начинается в Шумере // пер с англ. Ф.Л. Мендельсона. М., 1965. С. 130.

45

Алаев Л.Б. Указ. соч. С. 43.

46

Видеман А. Религия древних египтян / пер. с нем. М.: Центрполиграф, 2009. С. 12.

47

Там же. С. 13.

48

Ра является к царице под видом ее супруга и соединяется с ней. Фараон как сын бога, («прекрасный молодостью бог») был призван следовать своей «божественной» природе, которая воспринималась подданными как нравственный эталон и совершенство.

49

См. подробнее: Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Кн. дом «Университет», 2000. С. 30. См. интернет-версию на сайте: http://lib.aldebaran.ru.

50

Древнеегипетская Книга Мертвых / пер. с древнеегипет., введ. и коммент. М.А. Чегодаева. http://pstgu.ru/download/1180370552.mertvyh.pdf

51

Почти всегда его изображают как человека, который держит в одной руке символ жизни, а в другой – царский жезл. При этом у него голова ястреба, как и у всех солнечных богов, что символизирует парение светила в небе.

52

В работе А. Видемана текст этого гимна приводится полностью. См.: Видеман А. Указ. соч. С. 98–106.

53

Сокар, как и многосоставный бог Пта-Сокар-Осирис, изображался в виде мумии.

54

Он боролся со своим братом Сетом, изначально демоном песчаной бесплодной пустыни, который олицетворял зло и смерть. Сестра и супруга Осириса Исида возрождает его каждый год к жизни, что символизирует весеннее возрождение природы. Осирис воспринимался как царь мертвых. Но, в отличие от шумерских представлений, согласно которым в подземном царстве свирепствует злая богиня, Осирис был добрым и справедливым богом, другом усопших, который всячески старался облегчить их существование.

55

См.: Тураев Б.А. Египетская литература. СПб.: Летний сад, 2000. С. 44.

56

Именно так называют человека Тексты Саркофагов XXV–XVII вв. до н. э.

57

Текст приводится по: Демидчик А.Е. Наставления Совершенному. «Поучение царю Мерикара», древнейшее рассуждение о благочестии // Совершенный человек. Теология и философия образа. М.: Ин-т востоковедения; Валент, 1997. С. 299.

58

Цит. по: Павлова О.И., Зубов А.Б. Реальность падшести и парадигма совершенства // Совершенный человек. С. 176.

59

Тураев БЛ. Указ. соч. С. 98.

60

Там же. С. 199.

61

Личность каждого человека состояла, по представлениям египтян, из нескольких сущностей: тела, души (Ба), имени, тени и двойника (Ка), которые разъединялись после смерти, а дух человека (Ах) ожидал посмертного суда.

62

Видеман А. Указ. соч. С. 206.

63

Древнеегипетская Книга Мертвых… Под ладьей и переправой подразумевается гроб и похороны – путешествие в мир мертвых.

64

Цит. по: Тураев Б.А. Указ. соч. С. 88.

65

Там же. С. 285.

66

В описании суда, когда «овцы» будут отделены от «козлищ», Иисус, отождествляя Себя с бедными, говорит праведникам, что им уготовано Царство Божие: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня». На их недоуменный вопрос, когда именно это произошло, Он отвечает: «…так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне»» (Мф. 25:36,41).

67

Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с. нем. М.: Политиздат, 1991. С. 32, 38.

68

В науке принято считать, что даты жизни Будды – 560–480 гг. до н. э., но официальная буддийская хронология относит их к 623–543 гг.

69

Малявин В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. М.: Европа, 2007. С. 33.

70

Хун Цзычэн. Вкус корней // Афоризмы старого Китая / пер. с кит. и сост. В.В. Малявин. М., 1988. С. 152.

71

Там же. С. 140.

72

По данным социологических опросов, проведенных среди студентов различных стран мира, наибольшее значение бережливости придавали китайцы, набрав 118 пунктов, в то время как, например, голландцы набрали 44 пункта, а американцы – 29 пунктов. См.: Малявин В.В. Китай управляемый… С. 32.

73

Понятие «Небо» с начала I тыс. до н. э. слилось с обожествленной личностью первого предка Шан ди. Кроме того, возникло представление о генетической связи божественных сил с правителем. Примерно с X в. до н. э. до XX в. правитель сохранял титул «Сын Неба».

74

Лао-цзы был официально обожествлен и получил титул «Высочайший Императора Сокровенного Начала» в 666 г.

75

Из книги «Чжуан-цзы» // Антология даосской философии. М.: Тов-во «Клышников – Комаров и Ко», 1994. С. 57–58.

76

Хун Цзычэн. Указ. соч. С. 135.

77

Там же. С. 136.

78

Там же. С. 130.

79

Лао-цзы. Трактат о пути и потенции (Дао де дзин) / пер. с кит. Б.Б. Виногродского // Антология даосской философии. С. 65.

80

Там же. В другом переводе: «Мудрый человек ничего не накапливает. Он делает все для людей и все отдает другим» (пер. Ян-Син-Шунь). http://www. okinawakarate.ru/philosophy/dao-de-dzin.html

81

Хун Цзычэн. Указ. соч. С. 145.

82

Изложение ста болезней. Восхваление ста лекарств // Антология даосской философии. С. 353–361.

83

Там же.

84

Ян чжу. Ле-цзы. Чжуан-цзы. Мудрецы Китая / пер. с кит. Л.Д. Позднеевой. СПб.: Петербург XXI век, 1994. С. 192.

85

Антология даосской философии. С. 353–361.

86

Антология даосской философии. С. 108.

87

Там же. С. 205.

88

Так в 184 г. восстание «Желтых повязок» потрясло до основания всю систему Позднеханьской империи и нанесло ей сокрушительный удар. «При этом Лао-цзы назывался вождем народа, который может вновь явиться на землю в человеческом облике. Подавленное восстание, однако, не означало конца движения. Близкая к “Тайпин Дао” другая даосская секта “Удоуми Дао”, вступив в контакт с губернатором одним из окраинных районов Китая, организовала небольшое автономное теократическое государство». См.: Торчинов ЕЛ. Даосская утопия в Китае на рубеже древности и Средневековья (II–VI вв.) // Китайские социальные утопии. – М.: Наука. Глав. ред. воет, лит., 1987. С. 104.

89

Васильев Л.C. Указ. соч. С. 263.

90

Васильев Л.С. Указ. соч. С. 156.

91

Васильев Я.С. Указ. соч. С. 162.

92

Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство. М.: Стилсервис, 2009. С. 372.

93

Малявин В.В. Китай управляемый… С. 29.

94

Васильев Л.С. Указ. соч. С. 156.

95

Малявин В.В. Китай управляемый… С. 23.

96

Мартынов А. С. Конфуцианская утопия в древности и в Средневековье // Китайские социальные утопии. М.: Наука. Глав. ред. воет, лит., 1987. С. 18.

97

Там же. С. 42.

98

Цит. по: Переломов Л. С. Указ. соч. С. 580.

99

Васильев Л. С. Указ. соч. С. 160.

100

Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 т. Т. 1. М.: МИФ, 1993. С. 350.

101

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 2. М.: Академический проект, 2009. С. 55.

102

Васильев Л.С. Указ. соч. С. 96.

103

Много индуистов в Непале (17 млн), Бангладеш (15 млн), Шри-Ланке (2,5 млн), Пакистане (1,3 млн), Индонезии (4 млн), Малайзии (1,1 млн), а также в Сингапуре, Фиджи, Суринаме, Гайане, Тринидаде и Тобаго. Есть индуисты в Великобритании (500 тыс.), США (ок. 600 тыс.) и Канаде (ок. 200 тыс.).

104

Альбедиль М.Ф. Индийская религия и философия, http://www.india.ru/ india/history/hindi_history.shtml

105

К индоевропейцам относятся армяне, латыши и литовцы, германцы, (к которым относятся не только немцы и австрийцы, но и датчане, голландцы, исландцы, шведы, шотландцы, а также исчезнувшие германские племена); греки, италики (в том числе римляне), кельты (их потомками являются ирландцы и др.), славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, сербы, болгары, хорваты, словаки, черногорцы и др.), албанцы и многие другие народы. К индоарийской группе, кроме многих народов Индии и Пакистана, относятся также цыгане.

106

См. подробнее: Элиаде М. Указ. соч. Т. 1. С. 239.

107

Впрочем, в научной литературе можно встретить утверждение, что множество индийских богов было не чем иным, как разными проявлениями (эманациями) одного Бога Творца.

108

Всего Вед четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

109

Атхарваведа. Избранное. М.: Наука, 1976. С. 148.

110

Атхарваведа… С. 211.

111

Там же. С. 205.

112

Там же.

113

В эту эпоху жрецы-брахманы составили в специальные сборники, которые тоже назывались брахманами. В них содержались комментарии, ритуальные и мифологические пояснения к текстам древних Вед, которые с этого времени окончательно канонизировались как Священные Писания.

114

Упанишады – особый вид литературы, в которой главный акцент ставится не на жертвоприношение, как это было в текстах брахман, а на мораль.

115

Гендин А.А. Религия как фактор социальной стратификации (Индуизм и сословно-кастовая система) // Религии мира. М.: Наука, 1984. С. 13.

116

По замечанию С. Радхакришнана, создание текста о божественном Пуруше – «Пуруша-сукта», который включается в состав древнейшей Ригведы, в действительности относится к более позднему периоду брахманизма. См.: Радхакришнан С. Указ. соч. С. 108.

117

Гендин АЛ. Указ. соч. С. 15.

118

Васильев Я.С. Указ. соч. С. 102.

119

Цит. по: Радхакришнан С. Указ. соч. С. 180.

120

Бхагавадгита как она есть. Поли. изд. с подлин. санскрит, текст., русск. транслитер., дослов. и лит. пер. и подроб. коммент. Шри Шримада А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхактиведанта Бук Траст. М.; Л.; Калькутта и др., 1971. С. 80.

121

Там же. С. 547.

122

Радхакришнан С. Указ. соч. С. 116.

123

Радхакришнан С. Указ. соч. С. 119.

124

Там же. С. 180.

125

Хитопадеша // Индийская средневековая проза. М.: Худ. лит., 1982. С. 51.

126

Лапицкий М.И. Деятельный без принуждения. М.: Новый век, 2002. С. 97.

127

Иногда они дают обет молчания на много лет. Иногда – обет все время быть на ногах, не садясь и не ложась. Тогда они привязывают себя к деревьям, и так живут многие месяцы, а то и годы. Иногда дают поручение ученикам выдирать по одному волосу из головы.

128

Торчинов Е.А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем. http://etor.h 1.ru/buddhcivil.html

129

Дхаммапада / пер. с пали, введ. и коммент. В.Н. Топорова. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. С. 74.

130

Радхакришнан С. Указ. соч. С. 307.

Загрузка...