Предисловие

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку —

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

У автора – составителя этих текстов интерес к религиям пришел через архитектуру: в путешествиях по стране и иногда в зарубежных поездках нравилось любоваться архитектурными шедеврами, и в первую очередь храмами, и снаружи, и изнутри. И в Самарканде, и в Париже, в Москве и в родном Петербурге, в Агре и во Флоренции, Риме и Суздале, да куда бы ни забросила судьба, я стоял часами, восхищенный, перед сказочными архитектурными шедеврами, потрясенный, как, впрочем, и большинство людей.

И постепенно меня, воспитанного в советской школе 40-х годов атеистом, стали одолевать мысли: если столько людей, да почти все человечество верит во что-то, ходит в храмы, молится, если сотни тысяч храмов и монастырей построено за всю историю человечества, то, наверное, это надо, это серьезно, это необходимо. Люди еще в глубокой древности пытались найти ответы на вопросы об устройстве мира, о взаимоотношениях человека с природой и друг с другом. И не зная ответов на вопросы, выбрали себе богов и стали им поклоняться, считая их ответственными за порядок в мире и собственную судьбу, пытались завоевать их расположение выполнением обрядов, строительством молитвенных домов.

Великие пророки человечества создавали религии, пытались найти ответы на эти вопросы: что такое наш живой мир, и человек прежде всего, как жить, как относиться к таинственному и непонятному, что нас ждет после смерти, вырабатывали правила и законы поведения.

В книге рассматриваются как религии, предшествовавшие мировым, собственно великие мировые религии, а также некоторые современные философские и религиозные течения. Содержание книги видно из оглавления.

Некоторые авторы книг о религиях иудаизм не считают мировой религией. Я так не думаю. Хотя бы потому, что идеи этой религии легли во многом в основу идеи и христианства и ислама, а также потому, что во многих странах живут последователи иудаизма и построены синагоги.

Религии сыграли положительную роль в части объединения нации, будь то православие или ислам, а иудаизм сохранил и объединил евреев мира.

Религии, как правило, учат добру, в них указывается, как надо поступать, что является добродетелью, а что грехом. Религия выработала правила и законы поведения. Верующим внушали, что цари и другие властители народов являются наместниками Бога на земле, его помощниками, его помазанниками, а если это так и деятельность правителя угодна Богу, то выступать против правителя – вызывать недовольство Бога.

Нельзя сравнивать религии, – какая лучше, какая хуже, и автор такой задачи не ставил, все они учат добру, любви к ближнему. Мне хотелось самому разобраться и понять, в чем их суть, раскрыть их идеи и воплощения в виде обрядов, праздников, храмов.

Исповедовать какую-либо религию – это дело личного свободного выбора. В светском цивилизованном государстве каждый вправе быть приверженцем той или иной религии, или даже атеистом. Свобода является важнейшей характеристикой человеческого бытия.

Атеисты считают, что современная наука не нуждается в Боге, что человечество развивается благодаря научным достижениям. Атеисты утверждают, что нет никаких следов божественного вмешательства в мир и дела на земле, что бытие Бога никак не проявляется в физическом мире. А если нет примеров и ссылок на вмешательство Бога, то наука не признает его существование.

Величайшие ученые XIX и XX веков – Б. Рассел, З. Фрейд, Ф. Ницше, Ж. П. Сартр, Д. Хаксли и многие другие отрицали существование божественного, призывали человека не быть «рабом Божьим», верили в свободу воли человека, в творческую интуицию, считали, что религии расслабляют человека, делают его безвольным. Человек должен иметь дело с реальным миром, миром научных знаний, верить в общечеловеческие ценности, в силу интеллекта, логику и теорию эволюции, в гуманизм.

Не следует надеяться на будущие жизни, их может не быть, а ценить надо ту, что дана. Жизнь единственна, и человек рождается только один раз, и прожить надо достойно, интересно, с пользой себе и людям.

А если Бог всесилен и добр, то почему на земле так многое зла, войн, несправедливостей, несчастий.

В то же время в развитии науки есть и много отрицательного – милитаризация общества, создание колоссального количества оружия – танков, самолетов, ракет, подводных лодок и др., ядерного оружия, способного уничтожить жизнь на земле. Кроме того, безудержное выкачивание полезных ископаемых и их потребление, повсеместное развитие автомобилестроения, которое приводит к сокращению полезных площадей земли в пользу дорог, к огромным пробкам и ежегодным человеческим жертвам. Деятельность человечества уже привела к разрушению озонового слоя атмосферы, к отравлению рек, вырубке лесов и т. д. Любознательность и научный поиск привел человечество ко многим бедам.

На мой взгляд, отрицать пользу религий не следует, они несут в себе огромный положительный нравственный задел, учат добру, доброму отношению друг к другу, к жизни, воюют против наркотиков и т. д. А верить или не верить в Бога – это каждый решает сам, это дело собственного личного выбора. Многие обращаются к религии, чтобы найти свое место в жизни, избавиться от дурных привычек, помочь себе и своим близким. Церкви финансируют большое количество благотворительных организаций, что приносит огромную пользу для многих нуждающихся. Общечеловеческие моральные принципы заложены в церковных догматах мировых религий и вреда от них нет.

И чем раньше в школах будут знакомить детей и подростков с предметом «Религии мира», тем лучше.

Многие религии объединяют общие принципы, некоторые нравственные законы. Например, один из основополагающих: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (у христиан), «Во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (иудаизм), «Никто из вас не правоверен, покуда вы не возжелаете для ближнего того, что желаете для себя» (ислам), «Не делай другим того, что, будучи сделано тебе, причинило бы тебе боль» (индуизм), «Не уязвляй других тем, что уязвляет тебя самого» (буддизм).

Религии проповедуют и другие общечеловеческие ценности – любовь, сострадание, терпимость, духовные подвиги, чистоту помыслов.

В России работают правовые школы, занимающиеся образовательной, просветительской и социальной деятельностью. Предусматривается создание системы образовательных курсов, информационных и досуговых центров, грантовых и стипендиальных программ. Эти мероприятия направлены на воспитание детей в духе религиозной терпимости. В столичном районе Отрадное возведен Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий, который включает в себя православный храм святого Николая Мирликийского, часовню святого великомученика Пантелеймона-целителя, мечеть и синагогу, возводится и буддистский храм. Символом единения народов и веротерпимости стал посаженный в 1997 году кедр, у которого установлена табличка с надписью «Древо жизни – Бог един».

В заключение хочу сказать, что, разумеется, я пользовался огромной литературой по вопросам религии, появившейся в последние годы в печати. Но заранее приношу извинения за возможные неточности или какие-то искажения. Хотя старался сам разобраться и довести до будущего читателя по возможности объективную информацию, не претендуя никоим образом на полноту этой огромной темы.

Хочется надеяться, что этот обзор, эти заметки будут познавательными для читателя.

Загрузка...