Царствование Императрицы Екатерины II выдвинуло много достойных людей на разных поприщах государственной и общественной деятельности, но далеко не все они одинаково известны. К числу лиц, оставшихся как бы в тени, принадлежит князь Платон Степанович Мещерский, имя которого тесно связано с Казанью: в 1774 году он был назначен казанским губернатором, и ему выпало на долю разобраться в том разорении, которое произошло в Казанской губернии и в самом городе Казани после погрома Пугачева, ввести новые распорядки, обстроить заново Казань, пострадавшую от пожаров, и открыть в 1781 году Казанскую губернию в новом составе, в теперешних ее границах, на основании «Учреждения о губерниях» 1775 года.
Князь Платон Степанович Мещерский, сын майора, князя Степана Ивановича Мещерского, родился в 1713 году и вступил в службу на шестнадцатом году солдатом в Рязанский пахотный полк. По семейному преданию, Платон Степанович получал от своего отца на содержание только по семи алтын; больше он не был в состоянии давать, так как впал в бедность, будучи заключен в тюрьму, по распоряжению местного начальства, за то, что не мог внести в срок налог, введенный Бироном. Первый поход князь Платон Степанович совершил в 1732 году против Крымских татар, под начальством принца Гессен-Гомбургского; в 1735 году находился в вспомогательном войске, отправленном Императрицей Анной Иоанновной на Рейн, а в 1742 году, будучи уже обер-офицером, под предводительством генерала Ласси, принимал участие в Русско-Шведской войне, именно в занятии нашими войсками Фридрихсгама.
В 1773 году Императрица Екатерина II произвела его в генерал-поручики, а в 1774 определила губернатором в Казань, где он оставался генерал-губернатором до 1792 года.
В 1784, имея уже ордена Св. Александра Невского и Св. Владимира 1-й степени, он получил чин генерал-аншефа, а при увольнении в 1792 от службы 20 тысяч рублей. В 1796 году Император Павел вызвал князя из Костромской деревни в Петербург, переименовал в генералы-от-инфантерии, назначил снова губернатором в Казань, на этот раз «военным», вследствие изменения при нем функций губернаторской должности, и шефом полка его имени. Несмотря на усиленные просьбы князя Мещерского «уволить его от службы, за дряхлостью», Император Павел отправил его в Казань, возложив на него предварительно орден Св. Андрея Первозванного, а затем пожаловал ему, как кавалеру Андреевского ордена, командорство в Московской губернии и уезде, состоявшее из сёл Озерецкого и Драчева и из семи деревень. Недолго, однако пробыл на этот раз князь Мещерский в Казани: он простудился, захворал и был уволен, согласно прошению, в отставку, с полным жалованьем и с правом носить мундир. Он скончался в своем селе Михеевском Костромской губернии 23 декабря 1799 г. на восемьдесят седьмом году [4].
Именно князю Мещерскому П. С. достались по купчей от прежнего хозяина князя Одоевского Сергея Ивановича владения в селе Белышево и деревнях. Сергей Иванович (1743—1811) был четвертым сыном князя Одоевского Ивана Васильевича, после смерти которого в 1868 году эта часть наследства перешла к сыну Сергею Ивановичу, дослужившегося в армии Императора до воинского чина полковника.
Но в 1874 году полковник продал поместье, и теперь, до самой отмены крепостного права в 1861 году Куличиха, как и другие означенные деревни, принадлежали семья князей Мещерских, переходя по наследству от отца к сыну.
Пятая государственная ревизия проводилась на основании императорского указа от 23 июня 1794 года «Об учинении новой генеральной в государстве ревизии»19. Указом предписывалось проведение ревизии в порядке, установленном манифестом от 15 ноября 1781 года для предшествующей ревизии. Крайний срок для подачи сказок был установлен до 1 июля 1794 года. Порядок составления, сбора и передачи сказок полностью соответствовал предыдущей ревизии.
Ревизская сказка крестьян Варнавинской округи Костромского наместничества, принадлежавших генерал-аншефу, кавалеру, князю Платону Степановичу Мещерскому за 27 июня 1795 года. Подлинная подана 30 июня 1795 года.
1795 году июня 27 дня вотчины господина генерал аншефа и разных орденов кавалера князя Платона Степановича Мещерского Костромского наместничества Варнавинской округи села Николаевского Белышево тож выборная деревни Баженихи крестьянин Трофим Михайлов да вотчинной земской села Белышево крестьянин Самойло Иванов по силе состоявшегося 1794 года июня 28 дня Её Императорского Величества и в народ публикованного указа с ведома господина нашего дал он сказку о положении написанная господина нашего деревням по последнея 1782 года ревизия в подушном окладе о людях и крестьянах с показанием и с того числа разными случая убылых и после ревизии вновь рожденных и прибылых по самыя истины без всякия утаяния а буде кем впредь обличены или посвятельству найдется что ново либо утаяния то повелены положенному по указам штрафу20.
А именно написанные по последней 4 ревизии за Его Сиятельством князь Сергием Ивановичем Одоевским дошедшие господину нашему в 1784 году по продажея крестьяне села Николаевского Белышеве тож. В деревне Куличиха Белышевской волости Варнавинской округи Костромского наместничества крестьяне:
Итого в оной деревне Куличихе крестьян мужского пола всего – 78, выбыло после 4-й ревизии – 36, женского пола – 87, выбыло – 57, всего 165 душ.
Крестьянин Никифор Михайлов после смерти своего отца в 1772 году, как единственный сын, теперь стал главой не только своего семейства, но и семьи своего двоюродного дяди Ерофея Матвеева, который скончался в 1784 году в возрасте 63 лет. За год до этого в семье случилось большое горе – на всех детей налетела оспа. Коварная болезнь в те времена косила в деревнях многих, особенно детей, на это раз она сгубила половину детишек Никифора. Похоронили пятилетнюю Настю и трехлетнюю Матрену, старшей дочурки Варе и сыну Степке чудом удалось выжить. Безутешная мать Васса Дементьева после этого так больше никого и не родила. В 1789 году 17-летний сын Степан Никифоров сосватал ровесницу Агриппину, дочь крестьянина Савы Филатова из починка Рогова. Не прошло и года, как Никифор Михайлов стал дедом, сноха родила девочку Дарью, а в 1792 году на свет появилась ей сестренка.