В моем детстве, а это было в конце 70-х – начале 80-х прошлого века, почти каждое лето я с родителями приезжал на родину мамы в деревню Куличиху в Горьковской области. В детском возрасте и мыслей не было спрашивать бабушку и запоминать её воспоминания о родителях, о тяжелой жизни, о том, что вообще происходило на деревне. К сожалению, не было таких мыслей и в более позднем возрасте, не было интереса к истории предков. А когда интерес появился, уже не у кого было расспрашивать. А ведь, что свойственно пожилым людям – то, что они очень подробно вспоминают и рассказывают в мельчайших подробностях, именно о своем детстве и молодых годах. Но такая информация, как я уже отметил, была для меня теперь уже утеряна.
В моих же воспоминаниях о детстве – Куличиха ассоциируется с большой деревней, которая, как было свойственно советским колхозам, жила засаженными зерновыми полями, скотоводческими фермами, да огородничеством. Бабушкин небольшой дом с высоким тополем у ограды, с огородом, где вдоль забора росли низкорослые яблони, да банька в конце огорода под черемухой. Длинный ряд ферм, стоящих за огородами, где мы с соседскими ребятишками проводили много времени, наблюдая за животными, дразня быков, катаясь на коровах, прыгая на их спины с заборов, получая множество шишек и ссадин. Река Нужна, протекающая недалеко за фермами, в которой я учился плавать, была местами настолько широка, что мы плавали от берега к берегу на плотах, а некоторые крутые берега, как в сказке, отливали белой, красной и голубой глиной. Часто со взрослыми пешком ходили в соседнее село Белышево, что находится в трех километрах от деревни, по сути разделяясь с ним небольшим мостиком через ручеек. Кажется, именно здесь, я познакомился с церковью и кладбищем, в детстве ни в том, ни в другом месте я больше нигде ранее не бывал. Кирпичную церковь в селе Белышево видно издалека, но она уже тогда была в разрушенном состоянии. А еще живописное кирпичное здание сельской школы, о котором я уже даже тогда знал, что до революции это был поместье помещика Бердникова, и что моя прабабушка служила здесь у него стряпухой. Всё это для меня, ребенка, не имело, конечно, никакой исторической ценности, как не имело и в более взрослом возрасте. Как я уже отметил, я просто в свое время не успел записать всего того, что мне рассказывала и еще могла рассказать моя бабушка.
И в каком унынии я пребывал, когда спустя тридцать лет, я приехал в Куличиху весной 2021 года. Деревня, практически, исчезла. Конечно, сейчас как в большинстве своём, от русских деревень ничего не осталось, так и здесь, за несколько десятков лет молодежь разъехалась по городам, а старики доживали свой век. Осталось несколько дачных участков, а старые избы разрушены временем. Моей бабушки изба давно уже была разобрана, только столетний тополь до сих пор указывает место, где стоял дом, всколыхивая детские воспоминания давно минувших дней. Несколько цветущих яблонь продолжают и теперь плодоносить вкусными яблоками, а белая черемуха напоминала о бабушкиной баньке. Деревня слилась с соседним селом Белышево, даже дорожный знак населенного пункта указывал сразу на «Белышево» без знака «Куличиха». От Белышево тоже мало что осталось. Его так и продолжает украшать сельская школа в двухэтажном купеческом доме лесопромышленников Бердниковых, да немного поддерживаемая сельчанами полуразрушенная каменная церковь во славу Воскресения Христова. Красивый пруд в помещичьем поместье почти превратился в болото, а красивый парк – в бурелом. Даже, некогда по весне разливающаяся на десятки метров, река Нужна превратилась в пересохшую речку, мост через которую продолжал связывать историю настоящего в Белышево и Куличихе на одном берегу с многовековым прошлым, упокоившимся на сельском кладбище на другом берегу Нужны.
Именно тогда утвердилась идея сделать реконструкцию родословной деревни Куличиха целиком – как в отдельности, по каждой крестьянской семье, когда-либо проживающей в деревне, так и показать историю жизни одной из многих русских крестьянских деревень в разрезе исторических событий, происходящих в эти века в Российском государстве. Сама идея возникла еще в 2016 году, когда я начал собирать материалы для собственной родословной по материнской линии. Более того, я тогда уже составлял, почти аналогичную по структуре, книгу по истории села Апайкина Гарь Казанского уезда, края предков по отцовской линии. За эти годы исследованы сказки всех десяти генеральных ревизий по деревне Куличиха, имеющиеся в небольшом объеме метрические книги по приходу Никольской церкви села Белышево за 1852—1918 годы, другие архивные фонды, напрямую или косвенно имеющих отношение к событиям деревни, села, волости и уезда.
В результате сформировалась структура книги, в которой каждая часть описывает жизнь крестьянских семей в деревне Куличиха во временном периоде между двумя соседними генеральными ревизиями, а каждой семье отводится своя глава. Отличается структура описания семей в период времени после последней 10-й ревизии 1858 года до 1918, конечного года исследования – здесь в главах идет описание одновременно всех семей, в которых происходили какие-либо документально зафиксированные события за годы, соотнесенные с конкретной главой. В книге предложена система идентификации крестьянских родов, семейств и конкретных семей, проживающих когда-либо в деревне Куличиха, через присвоение семействам буквы кириллицы или латиницы. Это связано с тем, что, в большинстве случаев, фамилии крестьянским семьям стали присваиваться в конце XIX – начале XX веков, и такая система буквенного обозначения является, своего рода, идентификатором семей до присвоения им фамилий. Более того, за два века исследуемых событий, первый описанный предок, чаще всего, является родоначальником нескольких родовых ветвей с разными фамилиями в ХХ веке. Это позволит читателю и исследователю своей родословной, предки которых родом из деревни Куличиха, достаточно просто и быстро составить 200-летнюю историю своей семьи, «вырезав» из каждой части книги главы с соответствующими буквенными идентификаторами. При этом по тексту всей книги такие идентификаторы включены в скобках после каждого упоминания члена соответствующей идентификатору семьи, что тоже сильно облегчает сопоставление событий своему роду до появления официальных фамилий.
Деревня Куличиха в разные эпохи принадлежала к следующим территориям Российского государства:
– с 1719 по 1761 годы в составе Воскресенского стана Унженского уезда Галицкой провинции Архангелогородской губернии;
– с 1761 по 1778 годы в составе Воскресенского стана Ветлужской волости Унженской области Костромского наместничества;
– с 1778 по 1796 годы в составе Варнавинского уезда Костромского наместничества;
– с 1796 по 1922 годы в составе Белышеской волости Варнавинского уезда Костромской губернии;
– с 1923 по 1929 годы в составе Краснобаковского уезда Нижегородской губернии;
– с 1929 по 1932 годы в составе Белышевского района Нижегородского края;
– с 1932 по 1990 годы в составе Белышевского сельсовета Ветлужского района Горьковской области (до 1936 года – Горьковского края);
– с 1990 года в составе Белышевского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области (в настоящее время – Волыновского сельсовета).
И так, Куличиха – небольшая помещичья деревня до 1861 года, позднее, крестьянская деревня, входящая в Белышевскую сельскую общину, а теперь же, несколько домов. Но это нисколько не отменяет важности написания целой книги об истории небольшой деревни, так как это история многих современных потомков, предки которых в течение, вот уже, более 300 лет жили в этих местах Поветлужья и, благодаря которым, эти потомки, включая автора книги, живут и строят свое настоящее и будущее для следующих своих потомков.
Если Ваши предки были родом или проживали в деревне Куличиха, и после прочтения этой книги Вы получите немного больше данных, чем ранее знали о своих прадедах, буду рад получить об этом информацию на свою личную электронную почту ognevsp@mail.ru
На обложке книги на фоне карты 1822 года Варнавинского уезда Костромской губернии с обозначение места расположения деревни Куличихи и села Белышево представлены фотографии (по часовой стрелке от левого верхнего угла): церковь во Имя Святителя Николая; церковь во Имя Св. Харлампия (фотографии Зетилова С. В., 1925 г.); усадьба Бердниковых в селе Белышево (фотография 1917 г.); церковь Воскресения Христова (фотография 2019 г.).