В настоящее время трудовая деятельность человека осуществляется в сложных условиях функционирования рынка труда Северо-Востока России, для которого характерно влияние не только факторов формирующейся рыночной экономики, внешней федеральной экономической и денежно-кредитной политики, но и особенностей экономики самого региона. К ним следует отнести:
– социально-экономические (реструктуризация экономики, ее индустриально-аграрный характер, многоотраслевая основа, сырьевая направленность производства, приоритетность алмазодобывающей и золотодобывающей промышленности, модернизация горнодобывающей промышленности, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, многообразие форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве, развитие технологий по переработке промышленного и сельскохозяйственного сырья и др.);
– демографические и миграционные (замедление и сокращение темпов естественного прироста, отток трудоспособного населения за пределы региона, внутрирегиональная миграция (переселение сельских жителей в город, закрытие промышленных населенных пунктов));
– региональные (суровые природно-климатические условия, большая территория, богатейшие природные запасы полезных ископаемых и сырья, очаговый характер хозяйственной деятельности и расселения, малая плотность населения, сезонность циклов производства, сложная транспортировка и завоз основных продуктов жизнеобеспечения, затратность содержания отраслей производственной и социальной инфраструктуры, зависимость от состояния рынков сырьевых ресурсов, накопленный многовековой опыт северян по традиционным видам труда, полиэтническая, поликультурная среда, малочисленность коренных народностей Севера).
Находясь в едином экономическом пространстве Российской Федерации, для экономики Северо-Востока России также характерны те негативные социально-экономические процессы и тенденции, которые имеются на федеральном уровне. Снижение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, последствия финансового кризиса, инфляция, низкая инвестиционная активность, затратность и издержки производства обуславливают сокращение спроса на рабочую силу, оказывают неблагоприятное влияние на состояние рынка труда региона. Рост уровня безработицы, снижение численности занятого населения, увеличение общей и регистрируемой в органах службы занятости населения численности безработных, изменение структуры безработных граждан, нарастание социальной напряженности – основные характеристики современного рынка труда региона.
Указанные проблемы обуславливают необходимость осмысления происходящих социально-экономических изменений, их влияния на растущего человека для подготовки социально и профессионально мобильных выпускников различных типов и видов образовательных учреждений, способных психологически адаптироваться к жизненным реалиям рынка труда и успешно самореализоваться в профессии. В этой связи особую значимость приобретает взвешенная, продуманная государственная политика в области профессиональной ориентации, позволяющая снизить остроту безработицы, обеспечить занятость молодежи, учитывающая развитие экономики регионов, национальных республик и территорий, комплекс социально-экономических, демографических, миграционных, региональных особенностей.
Вследствие этого необходимо проанализировать состояние рынка труда Северо-Востока России, определить его специфику, выявить потребность в кадрах с учетом особенностей региона.
Рынок труда региона характеризуется снижением численности занятого населения всеми видами экономической деятельности, увеличением общей и регистрируемой в органах службы занятости населения численности безработных, ростом уровня безработицы.
Спад объемов производства, реструктуризация отраслей экономики, ухудшение демографической ситуации в регионе (замедление и сокращение темпов естественного прироста населения, миграционный отток трудоспособного населения) обуславливают снижение численности экономически активного населения.
На Северо-Востоке России отмечаются негативные явления, влияющие на кадровую ситуацию, в качестве которых представлены:
– структурная и территориальная несбалансированность рынка труда: сосредоточение большинства трудовых ресурсов в городах и поселках, на базе крупных предприятий и добывающих производств;
– несбалансированность подготовки специалистов по количеству, номенклатуре профессий потребностям рынка труда;
– острая потребность в высококвалифицированных специалистах и работниках со средним специальным образованием по техническим профессиям;
– недостаточные устойчивые связи между рынком труда и рынком образовательных услуг, а также между субъектами системы профессионального образования и работодателями;
– отсутствие системы профессиональной ориентации на региональном уровне.
Следует отметить, рынок труда Северо-Востока России характеризуется повышенными требованиями к уровню образования работников, профессиональной подготовки. Вследствие этого выпускники общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего профессионального образования имеют неравные стартовые возможности по сравнению со специалистами с высшим образованием. Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена рядом факторов: недостаточностью профессиональных знаний, трудовых умений, отсутствием необходимой квалификации; не отлаженной системой предоставления молодежи информации о развитии рынка труда и услуг, востребованности профессий, потребности региона в конкретных специалистах; отсутствием у работодателей финансовых средств для организации профессионального обучения.
Анализ образовательного уровня безработных в РС (Я) показывает, что 8,6 % имеют высшее образование, 15,9 % – среднее профессиональное образование. Соответственно в Камчатском крае 16,2 % и 21,1 %, Магаданской области – 12,5 % и 16 %, Чукотском автономном округе – 9,5 % и 14, 7 %. Наибольший процент безработных среди тех, кто имеет среднее (полное) общее образование.
Численность экономически активного населения составляет в РС (Я) 501 тыс. чел., Камчатском крае – 206 тыс. чел., Магаданской области – 104 тыс. чел., Чукотском автономном округе – 32 тыс. чел.
Среди занятых в экономике наиболее высокий процент специалистов, имеющих высшее образование и среднее профессиональное образование: в РС (Я) – 24 % и 26,7 %, Камчатском крае – 34,1 % и 24,8 %, Магаданской области – 27,6 % и 25,6 %, Чукотском автономном округе – 29 % и 27,9 %. Вместе с тем в РС (Я) численных занятых в экономике, имеющих среднее (полное) образование составляет 24,7 %, Магаданской области – 31,7 %.
В 2009 г. в Республике Саха (Якутия) экономическая активность населения наблюдалась в образовании (70481 чел.), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании (52935 чел.), оптовой и розничной торговле, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (50585 чел.), транспорте и связи (46686 чел.). В строительстве работают 30008 чел., добыче полезных ископаемых – 27543 чел., обрабатывающем производстве – 21868 чел.
Согласно Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта, энергетики в Республике Саха (Якутия) до 2020 г. будут развиваться базовые отрасли экономики: добычи алмазов, золота, олова, угля, природного газа, алмазогранильной и ювелирной промышленности, переработки древесины и выпуска сельскохозяйственной продукции, созданы новые подотрасли горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса: нефтедобыча и нефтепереработка, углехимия, добыча железных руд и металлургическое производство, газопереработка и газохимия, добыча урановых руд. Для обеспечения реализации мегапроектов РС (Я) ускоренным темпом будут развиваться транспортная и энергетическая инфраструктура, связь. Вследствие этого рынку труда РС (Я) до 2020 г. потребуются специалисты для развития данных отраслей экономики республики.
В Республике Саха (Якутия) формирование регионального рынка труда обусловлено развитием рыночных отношений, что оказало влияние на снижении уровня занятости населения по отношению к трудовым ресурсам и изменению структуры занятости по формам собственности. В республике расширяется негосударственный сектор экономики. Однако создание числа новых рабочих мест в сфере частного предпринимательства, малого бизнеса и фермерства не компенсирует сокращение занятости на предприятиях. Для современного рынка труда Республики Саха (Якутия) характерны следующие особенности:
– несоответствие спроса и предложения кадров;
– значительная дифференциация по секторам экономики и территориям;
– определение перспектив занятости в промышленных центрах потребностям реформируемого производства;
– незначительный рост экономической активности населения;
– рост уровня официальной безработицы;
– перераспределение рабочей силы из материального сектора в сектор услуг;
– рост потребности в новых квалифицированных кадрах;
– низкий уровень доходов сельского населения.
В республике наблюдается спрос на рабочую силу в связи с развитием промышленности. В Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года актуализирован заказ на подготовку кадров для обеспечения устойчивого развития республики.
Сокращение занятости произошло в золотодобыче, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей отрасли, производстве строительных материалов, легкой, пищевой, полиграфической промышленности и в сельском хозяйстве. Эти отрасли производства оказались в реформируемый период в наиболее драматической ситуации, именно они пережили глубокий спад деятельности, вызванный деформациями кредитно-денежной сферы, дефицитом инвестиционных ресурсов, процессами реструктуризации производства. Наибольшие сложности возникают с трудоустройством сельского населения, поскольку реструктуризация сельскохозяйственного производства в северных условиях осложняется негативным влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов. Модернизация сельского хозяйства – это сложнейший и проблемный процесс в масштабах всего российского государства. Еще большие сложности он приобретает, когда рассматривается развитие северных территорий. Специфической проблемой развития аграрного сектора является его подверженность влиянию закона убывающей отдачи, убывающего плодородия земли – это объективные сложности, преодолеть которые удастся лишь при условии применения самых современных технологий землепользования и переработки выращенной и произведенной продукции. Именно такая цель обозначена руководством Республики Саха (Якутия) при решении вопросов развития сельского хозяйства, трудоустройства населения и обеспечения его адекватным размером доходов, создания на селе высокотехнологичных производств и перерабатывающих комплексов.
В Республике Саха (Якутия) имеются населенные пункты (монопрофильные), градообразующие предприятия которых могут в ближайшее время при поддержке государства восстановить эффективную деятельность. Они обладают уникальным для страны потенциалом.
Таблица 1 – Сведения о градообразующих предприятиях РС (Я)
В республике также есть населенные пункты, перспективы которых связаны с диверсификацией производства или созданием новых производств на основе реализуемых стратегических документов развития. Укрепление зон опережающего развития предполагает глубокую диверсификацию производств: открытие новых для республики отраслей экономики с соответствующим перераспределением трудовых ресурсов на основе создания рабочих мест.
В рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года территория республики условно разделена на зоны опережающего развития: Южная Якутия – горнодобывающая отрасль, лесопереработка, гидроэнергетика; Западная Якутия – нефтегазовая промышленность, добыча алмазов, лесопереработка; Северо-Восточная Якутия – добыча цветных и редкоземельных металлов. В настоящее время реализация инвестиционных проектов находится в стадии проектирования. Данные Центра занятости г. Якутска на конец 2011 г. свидетельствуют о востребованности таких рабочих профессий, как электрики и электромонтеры, сварщики, слесари-сантехники, водители, плотники, столяры, продавцы, повара, также неквалифицированных работников – уборщиц, рабочих, сторожей, охранников, санитарок, дворников. Среди специалистов (служащих) наибольшим спросом пользуются инженеры, врачи, учителя, преподаватели, медицинские сестры. Наименьший спрос имеют юристы, товароведы, экономисты, работники сферы туризма и спорта, социальные педагоги и социальные работники.
Реструктуризация российской экономики, в целом, и в Республике Саха (Якутия), связанная с формированием рыночной экономической системы, сопровождается существенными изменениями социальных отношений, в том числе в сфере занятости, которые, в значительной степени повлияли на снижение конкурентоспособности молодежи на рынке труда в условиях возрастающих требований работодателей к соискателям рабочих мест.
При анализе положения молодежи на рынке труда выделяются три основные возрастные группы.
Подростковая группа (молодежь в возрасте 15–17 лет), представленная в основном учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ. Эта категория, как правило, не вовлечена в трудовую деятельность, однако невысокий уровень материального состояния большинства семей изменяет ее выжидательную позицию. Большую часть этой молодежи составляют учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время. В качестве наиболее уязвимой категории эксперты выделяют несовершеннолетних, ищущих работу. Множество подростков до 18 лет находится в трудной жизненной ситуации, и для многих работа является фактором физического выживания. Такая ситуация вынуждает молодежь и, в частности, молодых девушек, нуждающихся в заработке, прибегать к нелегальной временной занятости. Этот путь, по мнению экспертов, как наиболее реальный выбирают многие подростки и сфера их «применения» на «теневом» рынке, далек от представлений о нормативных возможностях использования детского труда.
Молодежь в возрасте 18–25 лет – студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Эта группа также достаточно уязвима, так как вступает на рынок труда без достаточного профессионального и социального опыта. Внутри этой группы специалисты государственной службы занятости выделяют выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, впервые ищущих работу. Несмотря на их немногочисленность, проблемы с этой группой демонстрируют отсутствие взаимодействия между учебными заведениями и организациями, в которых востребованы специалисты подобного уровня. Данные Биржи труда – Центра занятости г. Якутска показывают, что из обратившихся трудоустраиваются около 70–80 % юношей и девушек в возрасте 18–20 лет.
Молодежь в возрасте 25–29 лет – молодые люди этой возрастной группы, сделав профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и гражданский опыт, что побуждает их предъявлять высокие требования к предполагаемой работе, как правило, не совпадающие с имеющимся на рынке труда предложениями. Это вызывает определенные трудности при поиске ими работы.
Примечательно, что эксперты служб занятости считают профессионально-квалификационный уровень молодых специалистов всех ступеней профессионального образования недостаточным для занятия престижных, требуемых молодежью вакансий, то есть отмечают «синдром нереалистического оптимизма», который отзывается при неудачах в трудоустройстве всевозможными психологическими проблемами.
Проблема молодежной занятости имеет вполне объективный характер в условиях свободной конкуренции на рынке труда. Можно заметить, что уровень безработицы снижается прямо пропорционально возрасту: от самых молодых к более старшим когортам.
Для определения профессиональных намерений выпускников вузов г. Якутска проведено анкетирование, в котором приняло участие 377 респондентов, из них 47 % старшеклассники средних образовательных школ № 31, 21, 15, 18, 26 г. Якутска; 49 % – студенты ФЭИ, ИЗФИР, ИТФ, Нерюнгринского филиала СВФУ, Якутского филиала СГА, Якутского филиала РГУТиС, Якутского филиала СПБУиЭ, Филиала РУДН в г. Якутске, Якутского филиала ИСИ, Якутского колледжа технологии и дизайна, Якутского сельскохозяйственного техникума; 25 % – работающая молодежь [12]. В результате анкетирования были выявлены установки в труде и карьерном продвижении, характерные для современной молодежи.
Опрос показал, сто студенты вузов ставят для себя в трудовой деятельности «высокую планку», так среди целей карьеры молодые люди указывают: «устройство на работу по специальности», «продвижение по карьерной лестнице на 2–3 единицы в течение 3–5 лет», «воспитание ребенка», «получение ученой степени», «стать профессионалом в своей области». Студенты планируют найти работу, «которая была бы мне интересна и отвечала собственным требованиям», «высокооплачиваемую, интересную, с дальнейшим карьерным ростом, «которые хорошо оплачиваются или позволяют одновременно получать большие побочные доходы», «занимать должность, усиливающую возможности и развивающие их», надеются «устроиться на работу в перспективную компанию», «уделять больше времени самообразованию», найти «вид деятельности, соответствующий самооценке и доставляющий моральное удовлетворение».
В установке на получение перспективной работы юноши и девушки практически единодушны, но наблюдается особенность: в числе основных целей юноши указывают создание семьи (хотя отмечают плюсы и минусы семейной жизни), а девушки – получение работы. Выпускницы вузов, уже имеющие детей, отмечает, что дети создают «непредвиденные обстоятельства, связанные с воспитанием». Среди факторов, способствующих успеху, девушки указывают – целеустремленность (наиболее часто повторяющееся качество), наличие образования, способность к обучению, креативность, трудоспособность (трудолюбие), опыт работы, жизненную необходимость, настойчивость и решительность, упорство, информированность, достаточно высокий уровень интеллекта, мобильность, коммуникабельность, организованность, предприимчивость, наличие хороших знакомых. У юношей факторами, способствующими успеху, являются «подвязки в правительстве», базовая подготовка экономического или управленческого профиля, личные способности, личные связи и связи друзей, связи семьи. В отличие от девушек, среди факторов построения карьеры все юноши упоминают социально-политическую и экономические факторы – финансово-экономическую стабильность, наличие системы кредитования малого и среднего бизнеса и т. п.
Факторы, препятствующие успеху, у девушек – лень, отсутствие опыта работы, женский пол, наличие ребенка, неорганизованность, поверхностность, безответственность, слабоволие, неуверенность, форс-мажорные обстоятельства, непунктуальность, теоретический характер знаний, идеализм, общественные предпочтения мужского пола.
В целом, юноши менее критичны по отношению к себе, факторами, препятствующими успеху, они считают рождение детей, «бюрократию при организации своего дела», недостаточное развитие банковского кредитования и т. п., но практически не акцентируют внимание на личностных характеристиках.
Для достижения жизненных целей, по мнению молодых людей, необходимо задействовать – здоровье («силы душевные и физические»), время, деньги (наиболее повторяющаяся триада), энергию, настойчивость, поддержку семьи и детей, заниматься самообразованием, самоанализом, саморекламой, осуществлять самоконтроль. Кроме того, юноши ориентированы на поиск и поддержание «нужных связей» на уровне муниципальных и региональных органов власти.
Практически все выпускники вузов имеют крайне высокий уровень притязаний: к 30 годам планируют быть начальниками отделов в крупных фирмах, к 40 годам – иметь как минимум два образования и занять должности на уровне руководителей отделов, управлений министерств, около 40 % рассчитывают в течение указанного времени получить ученую степень по избранной специальности. Девушки в основном не рассматривают возможность заняться предпринимательской деятельностью, юноши в качестве одной из дополнительных целей ставят открытие собственного дела.
Установки «поколения next» отличаются от установок девушек-выпускниц начала 2000-х гг., которые более остро воспринимали ситуацию трудоустройства и последующей трудовой деятельности [Кривокурцева]. Молодые люди при трудоустройстве выделяют следующие проблемы:
– отсутствие стажа и опыта работы в определенных (интересующих) сферах;
– отсутствие знакомых и родственников в организациях;
– отсутствие вакансий по полученной специальности.
По мнению молодежи, наиболее значимые каналы получения работы в современных условиях – это родственные связи и знакомства, поиск через Интернет, рассылка резюме работодателям. Неоднозначно оценивается роль кадровых агентств. Большинство высказывает мнение, что негосударственные службы трудоустройства не мобильны, зачастую действуют «для «своих», не имеют популярности среди населения.
Результаты исследований показывают: молодежь, более чем остальные категории трудоспособного населения, ориентируется в поиске работы на относительно высокий уровень заработной платы и нестандартные формы занятости (частичная занятость, надомный труд, занятость в рамках неформального сектора), что в значительной мере определяет формирование ее профессиональных приоритетов. Молодежь довольно прочно связывает перспективы своего социального становления с решением проблемы профессионального выбора, самореализации в избранной сфере трудовой деятельности. Несоответствие же потребностей рынка труда жизненным ценностным ориентирам молодежи, препятствующее активному поиску работы молодыми людьми, обостряет ситуацию на рынке труда.
Естественно, ситуация, складывающая в сфере воспроизводства кадрово-профессиональной структуры общества, не остается без внимания со стороны государственных учреждений и организаций. Основой государственной политики в области управления профессиональным самоопределением являются Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральная программа развития образования на 2011–2015 гг. Главная цель Программы – развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования. В Программе предусмотрено предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся.
На основании данных нормативных актов Правительством РС (Я) приняты законы и подзаконные акты в области согласования интересов личности и общества в системе образования, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации. Также разработаны Республиканская целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы на 2007–2011 годы и основных направлений до 2015 г. (утверждена Указом Президента РС (Я) от 26.12.2009 г. № 1777), Республиканская целевая программа «Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009–2011 годы» (утверждена Указом Президента РС (Я) от 26.12.09 г. № 1781), Республиканская целевая программа развития образования РС (Я) на 2009–2011 годы (утверждена Указом Президента РС (Я) от 26.12.2009 г. № 1771). Задачами Республиканской целевой программы являются: формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда; повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда; модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования; внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования; развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.
Правительством РС (Я) принята Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2011 год (Постановление № 37 от 01.02.2011 г.), в качестве основных целей и задач указаны: принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в РС (Я) в условиях посткризисного развития экономики; повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы; эффективное использование трудовых ресурсов; опережающее профессиональное обучение; стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта и др.
Учитывая потребности развивающего регионального рынка труда в квалифицированных кадрах, Правительство Республики Саха (Якутия) в 2010 г. для консолидации усилий министерств и ведомств в профориентационной работе среди детей и молодежи приняло и утвердило Межведомственный план на 2010–2012 гг., в котором определены основные направления деятельности по профориентации, ответственные исполнители (распоряжение Правительства РС (Я) № 588-р от 26 мая 2010 г.). В данном документе определен координатор профориентационной работы в муниципальных районах, городских округах Республики Саха (Якутия) – Министерство науки и профессионального образования РС (Я) (позднее преобразованный в Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров) совместно с Комитетом занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я).
На республиканском уровне принята Концепция организации системы профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия), определяющая основные направления деятельности координации профориентационной работы в республике при Заместителе Председателя Правительства РС (Я). В ней сформулированы задачи информационного, методического и практического обеспечения системы профориентации в РС (Я), определены содержание, формы работы с различными категориями населения, раскрыты направления деятельности республиканской Межведомственной комиссии по профориентации.
Принятие Концепции организации системы профессиональной ориентации в РС (Я) и создание Межведомственной комиссии по профориентационной работе в Республике Саха (Якутия) знаменует начало нового этапа развития профориентации в республике.
В условиях динамично развивающейся экономики актуализирован социальный заказ на подготовку конкурентного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, мобильностью, гибкостью, способного самореализовать свой творческий потенциал в профессии и жизни. В этой связи требуется создать условия для благоприятного вхождения растущего человека в мир труда и профессий и последующего его профессионального развития в течение всей жизни. Профессиональная ориентация как система равноправного взаимодействия личности и общества призвана создать необходимые условия для жизненного, личностного и профессионального самоопределения будущего профессионала и профессионализации работника, а также в соответствии с запросами рынка труда обеспечить его конкурентоспособными кадрами [71].
Современный этап развития общества требует переосмысления концептуальных подходов к организации профориентации. Необходимо учитывать тенденции, характерные для мирового сообщества и российского общества: глобализацию, открытость, информатизацию, гуманитаризацию образования, повышение его наукоемкости, ориентацию на обучение всей жизни, усиление значимости компетентности работника на рынке труда, возрастание роли командной работы в современном мире, которые оказывают существенное влияние как на систему образования, так и на профессиональную ориентацию.
Учитывая данные тенденции, в теории профессиональной ориентации осуществляются исследования, направленные на изучение закономерностей, факторов и условий, способствующих успешности профессионального самоопределения и профессионализации личности. Анализ научной литературы по профориентации показывает, что значимыми концептуальными подходами к модернизации профессиональной ориентации являются системный (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), компетентностный (Д. Равен, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской и др.), управленческий (Н. Н. Захаров, В. М. Лизинский, С. Н. Чистякова и др.), информационный (Д. Норманн, А. Ньюэлл, Г. А. Саймон, Дж. С. Шоу и др.), способствующие созданию открытое профориентационное пространство в регионе, объединить всех субъектов профессионального самоопределения обучающихся, усилению компетентностной основы подготовки учащихся и студентов к будущей профессиональной деятельности, их профессионально значимых качеств, формированию профессионально важных качеств работников, внедрению управленческих и информационных технологий в профориентационную деятельность.
Изучение теории профориентации (Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова и др. [71; 81]) позволило определить значимые теоретические позиции для развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия):
– системность в управлении профессиональной ориентацией, предусматривающая организацию и координацию профориентационной деятельности всех субъектов профессионального самоопределения;
– ориентация на формирование профессионального самоопределения личности как системы основополагающих отношений человека к труду и профессии;
– активизация социального партнерства как равноправных участников профессионального самоопределения личности;
– использование информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе для предоставления широкого спектра информации.
Вышеуказанные теоретические позиции легли в основу предложений по совершенствованию профессиональной ориентации как на федеральном, так и на субъектном уровнях.
На федеральном уровне требуется создать государственную систему профессиональной ориентации, как в 80-е гг. ХХ в. в СССР, с разветвленной структурой профориентационных советов (комиссий), формируемых субъектами (республиками, областями и др.). Для повышения качества профессиональной ориентации, устранения межведомственной разобщенности следует принять целевую государственную программу «Профориентация», в настоящее время преобразованная в ведомственный проект «Траектория карьеры», реализуемый Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральным агентством по делам молодежи. Необходимо включение профессии профориентатора в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства здравоохранения и социального развития РФ с целью обеспечения системной работы по профориентации с различными категориями населения.
На субъектном уровне важно сформировать гибкую систему профессиональной ориентации с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциала региона, направленную на обеспечение взаимодействия ведомств, министерств, учреждений (организаций), которые призваны решать проблемы профессионального самоопределения личности и трудоустройства работников, координации профориентационной деятельности различных субъектов профориентации по уровням образования и жизненным циклам человека.