Введение

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных и комплексно подобранных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору будущей профессии с учетом личностных особенностей, а также общего положения в стране и регионе, текущей и перспективной ситуации на рынке труда.

Учитывая современные тенденции в развитии данного направления в нашей стране и за рубежом, проблему ее развития следует как минимум в двух контекстах. Первый из них – собственно профессиональная ориентация, реализуемая и как комплекс «воздействующих отношений» со стороны государства и общества, и как комплекс «помогающих отношений» – педагогическая поддержка профессионального самоопределения конкретного ребенка, подростка, взрослого.

Второй контекст – обеспечение функционирования общего образования как подсистемы непрерывного, видимым результатом которого являются желание и постоянная готовность молодежи и взрослого населения включаться в образовательный процесс, а также наличие у этого процесса условий для обеспечения непрерывности.

Важным шагом в обозначении профессиональной ориентации молодежи как значимого направления государственной политики в области образования стала разработка комплекса мер по проведению профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений. Соответственно актуальными сейчас становятся задачи определения «вертикального» (государственного) и «горизонтального» (личностного, родительского, общественного, производственного) запросов на профориентационную работу.

В данной работе представлены результаты, полученные в рамках реализации научно-исследовательской работы по государственному контракту № 1120-1 от 14.06.2011 г. «Разработка организационно-функциональной модели профориентационной работы с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциала РС (Я)» Издательский центр «Академия» (руководитель С. Н. Чистякова, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, секретарь отделения профессионального образования РАО), в состав основных исполнителей входили А. В. Мордовская, д.п. н, профессор кафедры педагогики и С. В. Панина, к.п. н, доцент кафедры педагогики ПИ СВФУ.

В научном издании представлен анализ трансформации структуры профессиональной занятости населения Республики Саха (Якутия) с учетом динамики социально-экономических процессов и перспектив развития, тем самым выделены узловые проблемы региона и намечены приоритетные направления развития существующей региональной системы профориентационной работы. Рассмотрен опыт профессиональной ориентации, оригинальных моделей образовательно-кадровой политики, социального партнерства в республиканской профессиональной ориентации.

Концепция данного научного издания была определена заслуженным деятелем науки РС (Я), доктором педагогических наук, профессором, заведующей кафедрой педагогики Педагогического института СВФУ Анной Васильевной Мордовской, внесшей неоценимый вклад в научно-методическое сопровождение организации и развития системы профессиональной ориентации Республики Саха (Якутия).

Загрузка...