В детстве родители отдали меня в музыкальную школу учиться играть на гитаре. Никто из нас толком не помнил, от кого она нам досталась. Это был старый инструмент советского производства, играть на нем было неудобно, да и выглядел он громоздко и несуразно. Звук был глухой и какой-то надтреснутый, несмотря на настройку. Мой учитель музыки посоветовал купить новый инструмент, и папа каким-то чудом достал чешскую гитару «Кремона».
Я был маленьким мальчиком, который только учился перебирать струны. Но даже мне была слышна и видна разница между старой и новой гитарой. Качественно сделанный инструмент звучал совсем по-другому – объемно, звонко.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что если человек хочет стать профессионалом, то его инструмент должен быть качественным. Недаром даже самые именитые скрипачи мира мечтают иметь скрипку Антонио Страдивари, ведь никто из мастеров скрипичного дела даже через века не смог добиться такого звучания струн.
Почему я стал говорить про инструменты? Потому что речь – это тоже инструмент. Только относится он к коммуникации. Следовательно, если вы хотите стать профессионалом в сфере, в которой коммуникация имеет большое значение, ваш инструмент тоже должен быть качественным.
Наверняка вы бывали в ситуации, когда кто-то критиковал вас или просто говорил вам что-то неприятное, несправедливое, а вы не знали, что ответить, хотя понимали, что надо дать отпор. А потом вечером, а то и на следующий день, когда вы «прокручивали» эту ситуацию, вам приходил в голову ответ или даже несколько вариантов удачных ответов. Но, как говорится, поезд уже ушел. Развитый речевой интеллект как раз решает такие проблемы.
Как я уже говорил, когда вы пишете письмо или СМС, у вас есть время подумать, правильно сформулировать фразу, поставить в нужных местах точки, запятые и другие знаки препинания. Но в диалоге надо реагировать быстро. Это значит, что нужные слова вам надо «достать из памяти», из речевого аппарата, и передать их на артикуляционный аппарат за несколько секунд. Это непростая задача, на которую отводится очень мало времени, и надо обладать профессионализмом в этой области, чтобы ваши диалоги заканчивались в вашу пользу.
Когда в детстве нас кормили кашей, нам всегда говорили, что это очень полезная еда. И, став взрослыми, мы понимаем, что на завтрак лучше съесть кашу, чем гамбургер. Но при этом мы знаем, что гамбургер гораздо вкуснее каши, хотя полезным его не назовешь. Если перевести тему речевого интеллекта в область еды, то наша задача состоит в том, чтобы объединить кашу и гамбургер – сделать нашу речь полезной и «вкусной».
Для этого нам нужно разработать способность структурировать информацию, передавать ее логично и точно, и делать это звуковым образом так, чтобы люди хотели нас слушать. В этом нам помогут девять элементов речевой силы.
– Логика и структура.
– Лаконичность, ясность и чистота.
– Язык образов.
– Метафоры.
– Артикуляция.
– Голос и дыхание.
– Модуляции.
– Темп речи и паузы.
– Поза и жестикуляция.
Логика и структура – это элемент, с которого начинается передача сообщения. И если вы звучите нелогично, то, разумеется, вас могут не понять. Чтобы проиллюстрировать, что такое логика, я приведу несколько шуток.
Что такое «железная логика»?
Деревенский кузнец нашел помощника, который согласился выполнять тяжелую работу за очень малую плату. Кузнец сразу же принялся наставлять парня: «Когда я выну полосу металла из огня и положу ее на наковальню, я тебе кивну головой, ты по ней сразу же бей молотом».
Ученик сделал так, как понял. На следующий день он стал деревенским кузнецом.
Как вы считаете, что сделал ученик и почему он стал сам кузнецом? Он понял дословно наставление кузнеца: кивну головой, ты по ней сразу же бей молотом.
Еще пример: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Конечно, же вы узнали цитату из рассказа Антона Павловича Чехова «Жалобная книга». Со свойственной ему иронией писатель высмеял «жалобщика», шляпа которого подъехала к станции, смотрела в окно, а потом слетела, если верить смыслу этой фразы.