Введение

Для чего человеку заниматься своей речью? Ведь когда мы говорим, нас и так понимают, мы – взрослые состоявшиеся люди с определенным доходом и положением в обществе. Тем не менее почти каждый из нас попадал в ситуацию, когда обрывали на полуслове, когда не удавалось донести свою мысль до сотрудника, супруга, ребенка и др. Это происходит потому, что далеко не всегда удается удержать внимание собеседника, сделать свою речь логичной, понятной и лаконичной. Мы не задумываясь глотаем окончания, часто коверкаем слова, подменяем один смысл другим, а потом удивляемся, почему нас не хотят слушать и слышать. Из-за плохого качества речи возникают конфликты в бизнесе, в карьере, в личной жизни, которые потом нам приходится разрешать.

Речь, будь то устная или письменная, – единственный способ донести информацию до других людей. Без нее мы не можем решить ни один вопрос. Но как вызвать у человека желание слушать нас и вникать в то, что мы говорим? Для этого надо развивать свой речевой интеллект.

Американский клинический психолог и нейрофизиолог Говард Гарднер в 1983 году обнародовал свою концепцию множественного интеллекта, в соответствии с которой выделил девять типов.

– Внутриличностный интеллект.

– Пространственный интеллект.

– Натуралистический интеллект.

– Музыкальный интеллект.

– Логико-математический интеллект.

– Экзистенциальный интеллект.

– Межличностный интеллект.

– Телесно-кинетический интеллект.

– Вербально-лингвистический интеллект.

В пользу этой концепции можно найти немало примеров – скажем, когда математически одаренные люди не способны и слова написать без ошибок, или когда гениальные музыканты плохо ориентируются на местности, в то время как люди с прекрасно развитым пространственным интеллектом могут совершенно не воспринимать музыку. Надо ли развивать все виды интеллекта? Этот вопрос каждый решает для себя самостоятельно. Но что касается вербально-лингвистического – речевого интеллекта, то тут ответ однозначный. Мы каждый день соприкасаемся с социумом, и эта связь может поддерживаться только посредством речи.

Сейчас, в эпоху технологической гонки, высказываются мнения о том, что в скором времени голосовые помощники сведут использование речи к минимуму, поэтому и развивать ее ни к чему. Но против этого тезиса говорит Атлас новых профессий, разработанный совместно Агентством стратегических инициатив и бизнес-школой «Сколково». Этот документ создан по методике рапид-форсайт: собрались ученые, бизнесмены, представители власти, депутаты и вместе попытались заглянуть в будущее, на 20 лет вперед, и понять, какие профессии отомрут и какие появятся новые. Было исследовано 18 отраслей экономики и выявлены 10 компетенций:

– системное мышление;

– клиентоориентированность;

– межотраслевая коммуникация;

– кросс-культурная коммуникация;

– управление проектами;

– работа с людьми;

– программирование;

– робототехника и искусственный интеллект;

– работа в условиях неопределенности;

– бережливое производство и навыки художественного творчества.

Обратите внимание, что больше половины из этих компетенций невозможно реализовать без навыков речевого интеллекта. Это свидетельствует о том, что как бы ни развивались технологии, речь остается наиболее важным двигателем личного прогресса каждого отдельно взятого человека. Соответственно конкурентоспособность и эффективность в бизнесе будет выше у того, кто занимается развитием своего речевого интеллекта.

Загрузка...