Глава 3 Реальность. Специальный отдел

Когда поступил сигнал об успешном окончании операции, дежурный офицер Карнавел смотрел очередную серию полицейской мыльной оперы. Сняв транслирующие очки, он усмехнулся, потому что в сериале тоже только что операция закончилась успешно. Правда, без пары трупов не обошлось. Он же в реальности практически не сталкивался со смертью.

Он еще раз глянул на документы человека, которого скоро предстояло допрашивать. Ему докладывали, что улики на него собрать будет очень трудно, почти невозможно. Тем не менее, все нужное для ареста перед ним. Странно. Еще более странен тот способ, которым они доставлены: еще несколько дней назад этих файлов у него не было. Он проверил: недавно их не было нигде, а потом они просто материализовались в базе данных Управления. Взлом, шутка исключались; никто не мог сопроводить документы всеми необходимыми реквизитами. Тем более в десятках связанных баз сделать отметки о прохождении документа. Прикинув трудности объяснения такого события шефу, Карнавел решил пока отложить эту загадку на потом, а пока сделать вид, что работа проделана под его руководством.

Поступил сигнал о прибытии флаера. Переключив камеру на приемную, Карнавел внимательно рассмотрел Тонни. Спокоен, несколько расслаблен. Разговор с таким будет непростым. Что ж, посмотрим, как он будет себя вести, когда ознакомится с документами. офицер открыл дверь.

– Я буду разговаривать только в присутствии адвоката, – Тонни выглядел спокойным и напускно холодным.

– Согласен. Но может быть, вы сначала познакомитесь с обвинением?

– Мне его уже предъявили. Разрешите мне позвонить?

– Пожалуйста, – Карнавел вынул из стола радиотелефон. Тонни помедлил и делано высморкался:

– Где вы взяли этот антиквариат? Я думал, что уж в вашем-то управлении найдется что-нибудь получше.

– Достаточно, чтобы позвонить адвокату. Мы имеем веские основания и близко не подпускать вас к компьютерам.

– Хорошо. Тогда я хочу услышать доказательства. Разрешите, я буду все записывать?

– Не разрешаю. Кроме того, вы давно уже включили записывающую аппаратуру. Спешу вас разочаровать, она не работает.

Тонни вынул из кармана записную книжку и раскрыл ее. Экран не светился.

– На всякий случай, знаете ли. У нас здесь масса аппаратуры, и нам хотелось бы, чтобы она работала нормально. Только не надо меня убеждать, что у вас в руках обычная серийная электроника.

– Конечно нет. Это нейронный[12] компьютер, с системой связи, универсальным голосовым переводчиком…

– А также набором универсальных электронных отмычек, полной базой городских систем связи…

– У вас есть доказательства?

– Насчет компьютера? При желании можно получить. Даже если ваша машинка будет активно защищаться. Но зачем? Мы и так все о вас знаем, – Карнавел повел рукой в воздухе возник виртуальный сейф. Из него появилось папка с делом Тонни, раскрылась и начали появляться картинки. Детство, родители, школа…

– А можно покороче и лучше голосом? – знаете, не нравится мне ваша новая супервиртуальная реальность.

– Можно. Тонни Крэг. 06 года рождения. Холост. Программист. Неоднократно привлекался за выступления против правительства. Работает в компании самообучающихся алгоритмов «Лидея и К». Номинально. Фактически последние десять лет основным заработком является мелкое воровство в сетях. Говорите, не любите виртуальной реальности. А у нас сведения, что то время, свободное от мелких электронных краж, вы тратите на магические квесты[13] во всех известных узлах Виртуальных Приключений.

– Это запрещено?

– Боже упаси! Я тоже этим развлекаюсь. Иногда. Но за удовольствие я плачу из собственного кармана. А вы?

– А за меня платит компания, в которой я работаю.

– В которой вы работает программистом? Да такой профессии уж лет пять как не существует, сами знаете. А с вашими знаниями и амбициями быть простым клерком или консультантом по интеллектуальным системам вряд ли интересно, а?

– Я участвовал в разработке многих крупных информационных серверов, и заработал очень прилично.

– Все потрачено на дорогую квартиру. У вас же там есть аппаратура, которой и у нас-то нет. Кстати, не удивляет, что она не предупредила о нашем визите? Да. Вы же сами и подрубили сук, на котором сидели. Кому теперь нужны новые программы? Да все серверы завалены абсолютно совершенными алгоритмами, потому что лучше машины алгоритма для машины не напишет никто. Безработный вы, Тонни, обычный безработный. Да не стыдитесь. У нас семьдесят процентов населения – безработные. Вот только живут они тихо, по средствам, не то, что некоторые.

– Может быть, вернемся к доказательствам?

– Я хотел вам показать, но вы меня прервали.

– А что вы хотели мне показать? Что я там-сям пару раз стянул у безалаберных компаний мелочишку на жизнь – так это же даже на задержание не тянет.

– Именно. А мы, глупые, готовим целую операцию по задержанию мелкого административного нарушителя. Вы думаете, что круты немеренно – так у вас на сленге, что ли? Следов не оставили, шито-крыто, а если где и оставили, то доказать будет трудно. Ладно, поступим так. Компьютер ваш сейчас заработает, дайте ему команду присоединиться к нашей информационной системе.

– Частота, канал, пароль?

– Как будто не знаете. Включайте, включайте, они сами между собой договорятся.

Крэг отдал команду о включении в сеть управления. Подвигав пальцами в воздухе, как будто общаясь с глухонемым, он отдал еще несколько команд.

Пока Тонни занимался общением со своим помощником, Карнавел еще раз подумал о том, что шансы отловить его без помощи извне были бы практически равны нулю. Да и кто бы стал этим заниматься?

Наконец хакер закончил и закрыл компьютер:

– Две сотни доказанных нелегальных проникновений. Тянет лет на пять. Я уже проконсультировался с кое-какими адвокатами, это минимум. Одного не пойму – что-то я не нашел никаких следов операции против меня. Я не буду спрашивать, как вам это удалось. У меня вопрос другого рода: почему я не в полиции? Кому потребовалось тратить деньги налогоплательщиков на отлов фрикера,[14] кстати, средства на порядок превышают причиненный им ущерб? Ордер подписан специальным отделом Управления по Информационной Безопасности. Вы тут в основном, судя по детективам, занимаетесь внешними врагами; всякие хакеры, фрикеры и прочая шушера – не ваша епархия.

– Приятно иметь дело с умным человеком, который, оказывается, еще находит время и детективы почитывать. Ну, раз вы их читаете, то должны знать, что настало время о предложении сотрудничества.

– Я догадывался. С того самого момента, как ваши люди меня побеспокоили.

– Помнится, вы уже сотрудничали с Особым Отделом?

– Было дело.

– Вот и отлично, – Карнавел достал листок бумаги. – Писать умеете?

– Плохо.

– Всего-то нужно написать несколько фраз. Пододвиньте листок на край стола. Видите спроецированные буквы? Обведите их аккуратно. Система зафиксирует все ваши движения, что будет в дальнейшем доказательством того, что бумага написана вами.

– …согласен на добровольное сотрудничество с СО УИБ в деле информационной безопасности страны… Так. Теперь я настоящий шпион?

– Не берите в голову. Кроме того, есть определенные преимущества. Во-первых, легальный доход для начала четыре сотни кредитов в неделю. Во-вторых, к большинству закрытых правительственных баз и узлов, кроме военных. Опять же легальный. В-третьих…

– Разрешение на частный флаер. Только не надо мне говорить, что они запрещены в черте города.

– Но нам придется дать вам идентификатор какой-нибудь правительственной силовой или мафиозной структуры. И то, и другое слишком заметно. Кроме того, мы вербуем вас не для погонь. Если вы еще не заработали геморрой от сидения перед компьютером, то с нашей работой – наверняка. Потому что сидеть придется больше.

– Это мне нравится. Главное, что не за решеткой. Так что же там «в-третьих»?

– В-третьих, не думайте, что такие права вам даются без контроля. За вами будет установлено плотное электронное и физическое наблюдение. У нас есть основания беспокоиться за вашу безопасность в связи с вашим новым заданием.

– А что, уже были «старые» задания?

– Так вот, задание. Вы не замечали в сетях каких-либо странностей?

– Да, замечал. К обычным придуркам, ищущим виртуальный секс, добавились правительственные агенты, которые пытаются вычислить узлы, предоставляющие этот сервис.

– Кстати, с нулевыми результатами. Мы тоже искали сайты, предоставляющие запрещенный ментальный доступ и не нашли. Но это только часть вашего задания, весьма несущественная. Когда вы активизируете домашний компьютер, посмотрите наше досье. Вкратце, проблема такова: у нас создалось впечатление, что кто-то пытается монополизировать ресурсы всеобщей сети.

– Какая-нибудь хакерская организация?

– У меня ощущение качественно другой силы. Впрочем, ощущения ощущениями, а в досье есть прямые указания на неожиданные перегрузки каналов, скачки трафика, сбои систем и пр. Для начала вам предлагается внедриться в несколько хакерских групп на выбор – везде уже готовы легенды. А вообще, просто осмотритесь, попутешествуйте, виртуально, разумеется. А то вы, как мы знаем, крутитесь на весьма узком пространстве высоких технологий машинного обучения.

– Можно последний вопрос?

– Можно.

– Мы с вами живем в высокоавтоматизированном обществе. У нас роботизировано все – производство, потребление, даже управление. Только не надо мне говорить, что правительство нами управляет – оно даже не знает, сколько у него граждан.

– К чему вы это?

– Да вот думаю, почему до сих пор не автоматизирована система наказаний?

– То есть хотите за любую провинность – штраф один доллар? – Карнавел улыбнулся. Однако улыбка вышла кривой.

– Ну да. У нас же большая часть товаров стоит символическую плату – доллар.

– Интересное предложение. И тогда управлять обществом будете вы – фрикеры, хакеры, технари в общем.

– Вы меня не поняли. Я же говорю, сейчас безвластие – никто никем не управляет.

– Слава Богу, пока я вами управляю.

Офицер потянулся к кнопке звонка. Тонни уловил этот жест.

– Я могу быть свободен?

– Да. Пароли найдете в том же досье. Просьба не пользоваться никакими другими каналами для связи, кроме предусмотренных там.

Те же двое охранников вывели его из кабинета и подвели к лифту. Как только Крэг зашел в него, тот пришел в движение. Судя по перегрузке, за несколько минут движения он прошел не одну сотню этажей. Наконец движение прекратилось и Тонни с удивлением обнаружил, что находится на нижнем этаже универсального магазина. Прежде всего, надо добраться до дома, чтобы разобраться в происшедшем.

Тонни уже несколько лет не был вне дома, и некоторое время соображал, как отсюда выбраться. Людей в магазине практически не видно, в том числе и продавцов. Это на руку; он приблизился к автоматизированному продавцу магазина и подключился к нему, а через него – к центральному компьютеру магазина. Западная часть города; если добираться пневмолифтом, скоростной электричкой, снова пневмолифтом, через полчаса он будет на месте.

Добираясь до дома, Тонни еще раз отметил, как малолюдно вокруг. А те, кто куда-то двигался, смотрели фильмы, слушали музыку или просто в полной отрешенности молчали.

Загрузка...