Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведет он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое: например, на любимую куклу надели другое платье или повязали новый бант. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение нового персонажа, подолгу рассматривает его, прежде чем протягивает к нему руку. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности. Он собирает информацию о ней доступными для него средствами. Как правило, ребенок не проявляет особой робости при виде незнакомого предмета: взяв его в руки, действует решительно – стучит им, переворачивает его, ударяет ладонью по поверхности, тянет в рот.
Когда у малютки еще недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, жестом указывая на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых: начинает понимать ситуацию через эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека. Во взгляде малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.
Основополагающую роль в познании окружающей среды играют действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета (игрушки). Первые действия можно назвать пробующими, малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если он вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование проходит успешно и у ребенка не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям – уже познавательного характера.
Реакция отстранения от нового предмета чаще возникает у детей после года. Они реагируют так в основном на сюжетные игрушки (образы животных, сказочные персонажи, имеющие эмоционально-выразительный вид оскаленная пасть волка, выпученные глаза совы и т. п.).
Выявляя свойства предмета или игрушки в процессе самостоятельного поиска информации, дети применяют определенную тактику, стремясь полнее «изучить» познаваемый предмет в процессе действия.
Постепенно в ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка появляются элементы целенаправленности, устойчивости и избирательности реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира. При этом предпочтение одних предметов другим (например, появление любимой игрушки) связано не столько с их новизной, сколько с возможностью разнообразно действовать с ними. Новизна объекта способна стимулировать активность лишь на начальном этапе возникновения ориентировочно-исследовательской деятельности. Далее малыша увлекают игрушки, обладающие богатыми игровыми возможностями, так как для него важное значение приобретают проблемность действия с ними, решение конкретных игровых задач. Если игрушка не обладает необходимыми качествами и ребенок не может «открыть» для себя ее особенности и возможности использования, он не играет с ней. Поэтому знакомые игрушки дети часто предпочитают новым.
Таким образом, развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации о предмете и его свойствах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.
Способность оценить происходящее на основе личного опыта, найти общее и особенное в создавшейся ситуации указывает на качественно новый этап в умственном развитии ребенка, на формирование элементов анализа и синтеза в познании наблюдаемых явлений.
На втором и особенно на третьем году жизни совершенствуется познавательная деятельность малыша: развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы активной ориентировочной деятельности (ожидание, поиск, оправдавшееся предположение, целенаправленное достижение результатов), которая достигает своего наивысшего подъема к трем годам. У детей этого возраста в большинстве случаев наблюдаются целенаправленный поиск информации, стремление ее использовать; относительно высокая избирательность реагирования; элементы планирования и прогнозирования; умение быстро разбираться в ситуации и оценивать отдельные моменты, настойчиво искать результативные решения.
К концу первой половины второго года жизни уже совершенствуются устойчивость и целенаправленность поисковой деятельности малыша. Это свидетельствует о развивающейся у него способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуаций. Именно в этом возрасте становятся более отчетливо выраженными специфические исследовательские действия руки, совершенствуется речевое общение со взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей, они задают вопросы: «Кто там?», «Что там?» и др. Малыши начинают более уверенно действовать в незнакомой для них ситуации.
Теперь их начинает интересовать не только внешняя, видимая сторона предметов и явлений. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе они усваивают объективные связи и зависимости, что обнаруживается прежде всего в стремлении наладить контакт со взрослыми. В процессе общения с ними ребенок перенимает их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой – учится видению мира. Поэтому родители и педагоги ответственны за то, насколько гармонично развивается ребенок. Для этого они должны создавать соответствующие условия: организовать окружающую среду, показывать пример отношения к предметам и явлениям, руководить поведением, чувствами, эмоциями ребенка, проявлениями его самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания с учетом возрастных особенностей.
Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка раннего возраста – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.