В последние десятилетия в научном мире возрос интерес к генезису интеллектуального развития ребенка, что обусловлено усилением научно-технического прогресса общества, повышением требований к умственному воспитанию детей.
Возраст от рождения до трех лет, по мнению специалистов, является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями, что подтверждает предположение об огромной значимости этого периода детства.
Отношение к ребенку как к высшей социальной ценности предъявляет высокие требования к современной педагогике. Данные науки говорят о больших потенциальных возможностях ребенка раннего возраста, что дает основание для апробации и реализации прогрессивных методик его интеллектуального и эмоционального развития.
Данная книга посвящена умственному воспитанию маленького ребенка. В ней раскрываются программные требования, условия и содержание воспитательно-образовательной работы, освещаются методы и приемы интеллектуального развития малышей.
Взрослым – родителям и воспитателям – следует знать, что познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому в книге описываются развивающие игры и игрушки, которые специально разработаны для ознакомления детей со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством, положением предметов в пространстве и пр.
Вниманию воспитателей и родителей предлагается система занятий, в которой программный материал усложняется с учетом дидактических целей и возраста детей. Возрастная периодизация, кроме того, имеет деление: на первом году жизни – по микропериодам (в месяцах), на втором году – поквартально, на третьем – по полугодиям, что обусловлено психофизиологическими особенностями роста и развития ребенка.
В книге есть приложение, в котором представлен дидактический материал, необходимый для работы с детьми раннего возраста в условиях общественного и семейного воспитания. В таблицах показана система планирования этого раздела работы в группе детского сада.
Материал книги будет полезен преподавателям и студентам педагогических вузов, изучающим ранний онтогенез, воспитателям и психологам, логопедам, ставящим перед собой задачу развивать интеллект детей с первых месяцев их жизни. Родители малышей также откроют для себя много нового, познакомятся с играми, которые можно организовать в домашних условиях.