Введение

Проблема здоровьесбережения в условиях ДОО очень актуальна для детей с ОВЗ. Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Это объясняется нарушением взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации – передачи импульсов от рабочих центров к нервным окончаниям. Следует отметить и наличие когнитивных нарушений у детей с речевой патологией: отсутствуют навыки поведения в коллективе, затруднено усвоение учебного материала, наблюдаются двигательная расторможенность, нарушение внимания, понимания и запоминания.

Помимо отставания в развитии моторной, эмоционально-волевой сфер у детей с ОВЗ присутствуют хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой и костно-мышечной систем организма.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:

– от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;

– от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

– от диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким целенаправленным движениям);

– от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся их дифференциации [7, с. 11].

Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:

– учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

– формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

– учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.

Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:

– способность к точному анализу движений;

– деятельность анализаторов;

– сложность двигательного анализатора;

– уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;

– возраст;

– общий уровень подготовленности ребенка.

В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приемов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

– применение и быстрая смена различных исходных положений;

– изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

– смена способов выполнения упражнений;

– использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объема;

– выполнение согласованных действий несколькими участниками;

– использование более сложных сочетаний основных движений (ходьба, бег, прыжки);

– усложнение или упрощение правил в подвижных играх [11].

Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

– выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико-артикуляторных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений;

– самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

– выполнение кинезиологических упражнений;

– массаж профессора Ф.Р. Ауглина;

– артикуляционная гимнастика;

– дыхательная гимнастика;

– пальчиковая гимнастика;

– проведение малоподвижных и подвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе логопеда с детьми.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. Выразительная речь включает в себя вербальные (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи) и невербальные (мимика, жест, поза, пластика, движения) средства.

Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

– интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение);

– мимику, жесты, позу говорящего.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе учителя-логопеда с детьми.

Загрузка...