Здесь и в заглавии этого трактата палийский термин nana переводится как «прозрение», поскольку вначале слово «узнавание» («знание»), обычный перевод слова nana, может быть не воспринят читателем в полной мере и в своем истинном значении, которое будет понято в контексте излагаемого в этом трактате. Однако во всех остальных случаях этот палийский термин переводился как «узнавание», тогда как слово «прозрение» соответствовало палийскому термину vipassana. Когда же подразумеваются различные виды и стадии узнавания, множественная форма «узнавания» используется соответственно палийскому термину nanani.
В канонических буддийских писаниях семь стадий очищения visuddhi упоминаются в «Рассуждениях о стадии тренировок» (Majjhima Nikaya № 24). Они также являются главной структурой «Пути очищения» (Visuddhimagga) почтенного Буддхагхоши, в которой он их описывает детально. (Перевод Nanamoli Thera, publ. by BPS.)
Движение vayo (букв. ветер, воздух) соответствует последнему из четырех материальных элементов dhatu, или первичных свойств материи. Другими тремя являются земля (твердость, жесткость), вода (сцепление) и огонь (теплотворность). Эти четыре элемента в разных пропорциях присутствуют во всех видах материи. Так называемый внутренний элемент ветра, подразумеваемый в данном контексте, действует в теле как движение, вибрация и давление, проявляющиеся в прохождении воздуха через тело (т.е. дыхание), в движении и давлении (сжатии) конечностей, органов и т.д. Он воспринимается как тактильный процесс или объект прикосновения photthabbarammana в результате давления.
Внимание, направленное на движение живота, было введено в систематическую практику медитации прозрения автором этого трактата, почтенным Махаси Саядо, и является здесь главным объектом медитативной практики. Более подробно об этом см. The Heart of Buddhist Meditation by Nyanaponika Thera (London: Rider & Co., 1962; BPS, 1992), pp. 94f., 106. Как вариант само дыхание может быть принято в качестве базового объекта медитации внимания согласно традиционному методу «внимания на дыхании» (anapanasati), см. Heart of Buddhist Meditation //, pp.108ff. Mindfulness of Breathing by Nanamoli Thera (BPS, 1982).
Согласно учениям буддийской абхидхаммы, только три элемента земли, огня и ветра образуют тактильную субстанцию материального. Элемент воды не считается объектом осязания даже в случаях, где он преобладает, например для жидкостей. Осязаемость для любой жидкости определяется другими тремя элементами этой составной природы.
«Врата» являются образным выражением для органов чувств (которых, включая ум, всего шесть), поскольку они обеспечивают, так сказать, доступ к миру объектов.
Такая последовательность терминов часто используется в изречениях (суттах) Будды, чтобы указать на тех индивидуумов, которые достигли первой сверхмирской ступени на пути к арахантству, т. е. вхождения в поток (sotapatti), или последующих. См. примечание 34. Термин «Дхамма» в данном случае соответствует ниббане.
I. Пять предписаний, накладывающихся на всех буддистов-мирян, это: воздержание от 1) убийства, 2) воровства, 3) беззаконных половых связей, 4) лжи и 5) интоксикации.
II. Восемь предписаний упосатха это: воздержание от 1) убийства, 2) воровства, 3) любой половой связи, 4) лжи, 5) интоксикации, 6) принятия твердой пищи и определенных напитков после полудня, 7) воздержание от а) танцев, пения, музыки, представлений (участия и посещения), б) использования духов, украшений и т. д., 8) использования роскошной постели. Этот набор из восьми предписаний соблюдается благочестивыми буддистами-мирянами в дни полнолуния и по другим случаям.
III. Из десяти предписаний первые шесть – это первые шесть предписаний упосатха; седьмое – это предписание 7а) упосатха; восьмое – предписание 7б) упосатха; девятое – 8-е предписание упосатха; десятое – воздержание от принятия золота и серебра, денег и т. д.
Другими тремя пунктами четырехчастного чистого монашеского поведения являются контроль над органами чувств, чистота средств к существованию и чистота поведения, связанного с монашеским бытом.
Сосредоточение приближения (или «близости») (upacara-samadhi) является той ступенью ментального сосредоточения, которая приближается, но еще не достигает полного сосредоточения (appana-samadhi) первого погружения (jhana). Оно продолжает относиться к чувственному плану (kamavacara) сознания, тогда как джханы относятся к тонкоматериальному плану (rupavacara).
Этими пятью группами, объектами цепляния (pancupadanakkhandha), являются: 1) телесно-материальное, 2) ощущение, 3) восприятие, 4) ментальные формации и 5) сознание.
Это также называется sukkhavipassana-yanika.