Для выявления условий развития художественно-творческих способностей определим сначала само понятие «способности» в психологии. Выяснив влияние на развитие способностей задатков, деятельности, среды, умений, комплексности способностей и др., остановимся подробнее на развитии художественно-творческих способностей, которые относятся к специальным, конкретизируя понятие и особенности развития художественно-творческих способностей в декоративно-прикладном искусстве.
Проблема способностей в отечественной психологии изучается достаточно глубоко. Степенью развития и формирования способностей человека во многом определяется его успешная деятельность. Всякая способность является способностью к какой-то деятельности, и, соответственно, важно всестороннее развитие способностей.
Теоретические концепции способностей разработаны в трудах Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. Б.М. Теплов под способностями понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения [28]. Исследуя проблему способностей, Б.М. Теплов выделяет три признака, которые важны при определении способностей:
• Способностями нельзя считать свойства, в отношении которых все люди равны. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
• Способности – это не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
• Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.[28, 10]
С.Л. Рубинштейн, рассматривая структуру способностей, выделяет два основных компонента:
• «операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность
• «ядро» – психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.[26]
В современной психологии намеченную С.Л. Рубинштейном структуру способностей развивает в своей теории В.Д. Шадриков [32]. Он определяет способность как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Под способностями им понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности в их качественно-количественном своеобразии, определяющие эффективность формирования и функционирования систем деятельности, из чего делается заключение о целесообразности их соотнесения с функциональной системой деятельности.
К методологическим основаниям теории способностей В.Д. Шадрикова можно отнести также системный подход, разработанный Б.Ф.Ломовым, концепцию фундаментальной системы П.К. Анохина и представления Б.Г. Ананьева об онтогенезе психических функций, взаимоотношений функциональных и операциональных механизмов психики.
Д.Б. Богоявленская, изучая концепцию В.Д. Шадрикова о структуре способностей и сравнивая ее со структурой С.Л. Рубинштейна, отмечает, что именно понимание способности как функциональной системы позволяет, наконец, решить проблему соотнесения задатков и способностей. Индивидуальная мера выраженности способностей оценивается на основе параметров производительности, качества и надежности деятельности. «Если способности – это свойства функциональной системы, то задатки – свойства компонентов этой системы…Общие свойства нервной системы, проявляющиеся в продуктивности психической деятельности, относятся к общим задаткам» [8, 21]. Определяя способности как функциональные системы, она рассматривает их с «ядром», в качестве которого выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а периферия также представлена отлаженной системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности.
Исследования Б.М. Теплова показали, что способности существуют только в постоянном процессе развития, это понятие «динамическое». Только благодаря систематическим занятиям возможно поддерживание и дальнейшее развитие у человека соответствующей способности. Этого же мнения в своих трудах придерживался и С.Л. Рубинштейн. Являясь основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности, он считал, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Способности и умения не тождественны, но они тесно связаны между собой. С одной стороны, для освоения определенных умений и знаний необходимо наличие известных способностей, а с другой – формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. По мере того, как осваиваются знания и умения, они ведут к развитию способностей. «По мере того, как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т. д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности [25, 124]
Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев, один из основателей психологической теории деятельности, отмечает, что способности являются свойством индивида и ансамбль способностей обусловливает успешность выполнения определенной деятельности. Имеются в виду те свойства, которые развиваются онтогенетически в самой деятельности и в зависимости от внешних условий. Все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений, считает А.Н. Леонтьев [20]. Он выдвинул общепсихологическую теорию деятельности – направление в психологической науке. Он определил структурный анализ деятельности и выделение в ней компонентов и уровней, образующих систему, функционирующую как целое. Особое место отводилось отношению между строением деятельности и строением сознания. Он при исследовании деятельности уделил особое внимание ее системному характеру с ее внутренними переходами и превращениями, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в систему общества. Предложенную им структуру деятельности можно представить в виде таких главных составляющих: потребности, мотив, побуждающий личность к деятельности, цель, средства для осуществления деятельности, результат [18].
Отечественные психологи, изучая проблему способностей, пришли к единому мнению об их прижизненном формировании, отрицая их врожденное происхождение. Однако существует некоторая разница в трактовке роли природного фактора (задатков) в формировании способностей. Е.А. Климов, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов отмечают значимость природной стороны (задатков).
Рассматривая вопрос о классификации способностей в психологии, следует отметить, что они подразделяются на природные (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Природные способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не отождествляются с ними, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения. К Специфическим относятся общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Изучая специфические способности, психология классифицирует их на различные виды: общие способности, при наличии которых легко и продуктивно выполняются многие виды деятельности; специальные способности; индивидуальные способности, указывающие на неповторимость и своеобразность способностей данного индивида; практические способности.
Общие и специальные способности также имеют различия. Общие характеризуются тем, что они: а) в случае нормального развития имеются у большинства людей в данной возрастной категории; б) задействованы в широком спектре деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и, реже, обучаемость. Под общими способностями понимают систему интеллектуальных качеств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями во всех видах деятельности.
Специальные способности не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и, нередко, особого дарования. Они необходимы для успешного выполнения определенных видов деятельности. Общие способности являются условием и базой формирования специальных способностей. «Все специальные способности человека – это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему проявлению» [25,126]. С.Л. Рубинштейн при этом делает акцент на психологической природе способностей, по его мнению, они складываются в активном освоении мира субъектом.