В настоящее время педагогической наукой ведется активный поиск путей совершенствования профессиональной подготовки педагогов-художников. Важнейшим условием для этого является необходимость формирования у будущих учителей таких качеств, которые позволяли бы решать не только задачи по обучению, воспитанию и развитию личности детей, но и ставить творческие задачи. Постоянное духовное самосовершенствование личности, формирование интеллектуального и культурного потенциалов закладывается с детства, поэтому необходимо уже в школе воспитывать творческого человека, развивать способности не только к трансляции старого, но и к созданию нового, иными словами, необходимо уже с ранних лет учить мыслить творчески.
Поиск новых методов и форм обучения, личностная направленность – основные принципы педагогики сегодня. Внимание к проблемам личности, обусловленное направленностью образовательного процесса на ее развитие, готовность к самостоятельному мышлению и творческому подходу необходимо формировать в процессе обучения.
В современной системе образования применяются различные средства формирования личности, и художественное образование имеет в этом процессе важное значение. Декоративная деятельность, как один из аспектов в его структуре, имеет широкие возможности для развития индивидуальности, творческих способностей личности, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений.
Проблема развития творческих способностей – одна из актуальных проблем в педагогической науке, и декоративно-прикладное искусство (как вид художественного творчества) призвано заниматься поисками решения этой проблемы. В этом плане освоение технологий, методик, технических приемов ремесла в декоративно-прикладном искусстве идет в тесной взаимосвязи с развитием образного, пространственного, ассоциативного мышления и творческого воображения.
Учитель, передавая знания и свой опыт учащимся, развивает их творческое начало, воспитывает сознание, умело направляя своих воспитанников на осмысление мира и созидание его новых по содержанию форм. Закладывая основы интеллектуального, нравственного и духовного развития у подрастающего поколения, педагог должен обладать множеством необходимых качеств, однако важнейшим из них является его способность научить творчески мыслить. Важно, чтобы он, обладая ремесленными знаниями, умениями и навыками, обращал особое внимание учащегося на образную сторону произведения декоративно-прикладного искусства, направлял его деятельность на творческий подход к этому виду искусства, не забывал о значимости традиционных народных центров декоративно-прикладного искусства (ДПИ), которые сегодня заметно возрождаются.
Задача современных педагогов – научить детей творчески относиться к любому делу, а для этого необходимо с малых лет развивать у них творческие способности.
В системе подготовки художника-педагога к освоению различных видов декоративно-прикладного искусства особое место занимает художественная керамика, специфика которой определяется особенностями и свойствами материалов, разнообразием техник и приемов их обработки. Все это в синтезе позволяет ставить и решать проблемы развития творческих способностей, и в результате создавать художественно-образные произведения.
Снижение общекультурного уровня и духовная пустота ведут к потере самобытности национальной русской культуры. Предметы декоративно-прикладного искусства, постепенно утрачивая свою ценность как источник эстетического познания мира, превращаются из самоценных произведений в бутафорские вещи, несущие роль «украшательства быта». В результате происходит духовное обнищание народа, ведь декоративно-прикладное искусство-это целый мир, который предметно окружает человека. Красивая вещь, сделанная с душой, передает ему положительный заряд энергии; воспринимая ее как настоящее произведение искусства, он стремится создавать красоту вокруг себя и дарить ее другим. Человек как индивид неповторим, значит надо стремиться к тому, чтобы у каждого произведения декоративного искусства был свой, неповторимый, образ.
В современном мире, однако, все больше безликих, однотипных вещей. Трудно остановить на чем-то взгляд, насладиться красотой и оригинальностью произведения. Исчезает образность, а ведь именно через постижение образной, художественной, стороны произведения человек становится богаче духовно.
Проблема развития творческих способностей различными средствами изобразительного искусства рассматривалась многократно в различных исследованиях. Разработка наиболее эффективных методов формирования и развития художественно-творческих способностей в процессе обучения, с целью создания наиболее благоприятных условий для формирования творческой личности, является постоянным объектом пристального изучения педагогической науки. Некоторые стороны исследуемой проблемы находили свое отражение в смежных с нею трудах, статьях, диссертациях.
Освоение и сохранение народных традиций, их творческое переосмысление в свете современного развития искусства все заметнее становятся необходимым компонентом в системе формирования художественно-творческих способностей. Проблемами керамики как национального самобытного искусства серьезно занимались исследователи-искусствоведы И.А. Алпатова, Н.В. Воронов, Л.И. Данилова, К.А. Макаров, В.А. Малолетков, Е.Н. Хохлова и др. В их работах, в частности раскрываются особенности керамики как вида декоративно-прикладного искусства, и определяются место и роль образа в произведениях художественной керамики.
Важное место в формировании художественно-творческих способностей в художественной керамике занимает знание технологий, т. е. грамотное использование в процессе создания образа технологических и технических приемов. Эти вопросы подробно осветили в своих работах по вопросам технологии и производству художественной керамики А.И. Августиник, А.Ф. Акунова, А.И. Иванов, Г.Е. Лукич, Р.М. Миклашевский, И.П. Уварова, А.И. Поверин и др.
С особой остротой проблема развития художественно-творческих способностей выявляет себя в декоративно-прикладном искусстве, в связи с тем, что программы по этому виду искусства, как указывалось выше, ориентированы в основном на технологию, и должных ориентиров в этом плане нет ни у высшей, ни у средней школы. В результате недостаточно развитые художественно-творческие способности художника-педагога лишают его возможности в полной мере передать нужный опыт, знания, умения и навыки учащимся.
Методическая система развития художественно-творческих способностей должна обладать следующими особенностями:
• направленностью методов обучения художественной керамики на личностно ориентированное взаимодействие со студентами и оптимизацию процесса их индивидуально-творческой деятельности;
• наличием образно-творческих заданий и специальных упражнений, направленных на развитие умения соотносить художественно-образные задачи керамики с технологическими, декоративными возможностями материалов;
• активизацией самостоятельной работы студентов, раскрывающей индивидуальные качества творческого, аналитического и исследовательского характера;
• использованием технических средств обучения (ТСО), наглядных пособий, посещением выставок и выставок-отчетов творческих групп художников-керамистов союза художников.