Деятельность разведки – 1. Одно из направлений законодательно определяемой и регулируемой деятельности государства по обеспечению условий своего выживания, адаптации и эволюции. 2. Определяемая и регулируемая постановлениями и регламентами государства организационно-управленческая деятельность подразделений разведывательного сообщества по разработке и воплощению доктрины и стратегии разведки, подготовки кадров, реализации достигнутых результатов и взаимодействию с другими органами государства.
Деятельность разведки является частью войны спецслужб и структурно состоит из функциональных направлений: организационно-управленческой, обеспечивающей деятельности и разведывательной деятельности и представляет собой совокупность действий и операций для достижения поставленных целей. Деятельность разведки направлена на реализацию разработанной доктрины разведки и воплощения результатов во взаимодействии с другими органами государства.; управляется и контролируется государством, которое определяет ее основную цель – предотвращение открытых военных действий противника с помощью блокирования его эволюции, способности к адаптации и дезорганизации функционирования.
Двойной агент – лицо одновременно и конспиративно сотрудничающее с различными специальными службами. Чаще всего двойным агентом становится лицо, раскрытое в его сотрудничестве с разведкой и согласившееся выполнять задания контрразведки противника по блокированию разведывательной деятельности; используется для передачи разведке искаженной информации или дезинформации, изучения средств и методов деятельности разведки, вербовки ее сотрудников, организации и осуществления провокаций против нее; двойной агент действует в интересах одной спецслужбы только в случае его перевербовки, дезинформируя ту спецслужбу, которую он предал, но возможен и вариант, когда он «работает» на две службы одновременно, вводя в заблуждение обе спецслужбы. Двойной агент может участвовать в операции разведки по внедрению в объект противника, предлагая свои услуги, или предлагать противнику подготовленную разведкой информацию.
Дискурс разведывательный (РД) – речевая деятельность, обслуживающая разведку как социальную сферу. Полагаем, что использование понятия РД может быть плодотворно применено для изучения разведки в рамках одного из направлений когнитивистики – теории дискурсов и дискурс-анализа. Предлагаемый подход дает возможность применения современных научных методов для формирования таких базовых понятий в разведке как разведывательная информация, оперативная информация, источники разведывательной информации.
Понятия дискурс-анализа вполне соответствуют описаниям реалий, сложившихся в отечественной разведке. Разведывательная деятельность реализуется в том числе посредством различного рода устных и письменных текстов, которые представляют собой некий разведывательный дискурс-строй. Внутри него существует определённый порядок дискурса, образованный различными дискурсами, порождаемыми различными его групповыми субъектами.
В рассматриваемом нами случае такими групповыми субъектами, осуществляющими дискурсивный процесс, будут в первую очередь сотрудники разведки, допущенные к секретным материалам. Обозначим этот дискурс как профессиональный. Вторым субъектом выступают обыватели, интересующиеся разведкой и располагающие сведениями о спецслужбах и их истории из средств массовой информации, интернета, беллетристики, литературных и псевдолитературных источников. Они участвуют в обывательском дискурсе и выступают в определённом смысле потребителями дискурсивных практик. Не потому ли русофобские и антисоветские концепции, а зачастую и фальсификации форм и методов работы, истории отечественных спецслужб, вбрасываются в этот дискурс с завидным упорством.
В рамках разведывательного профессионального порядка дискурса можно говорить об оперативном дискурсе, как относительно самостоятельном феномене. Оперативный дискурс присущ непосредственно оперативной деятельности разведки. Он корреспондируется с разведывательным дискурсом примерно так же, как разведывательная и оперативная деятельность разведки, наполняя сферу разведки различными смыслами и значениями.
Характерной особенностью оперативного дискурса, отличающего его от других дискурсивных практик, является его выход за пределы одного, в нашем случае русского, лингво-культурного сообщества. Другими словами, в силу своих служебных обязанностей, оперативный состав разведки вынужден общаться с носителями других языков и, соответственно, культур. Без этого невозможно получение разведывательной и оперативной информации. В силу этого, разведчик внешней разведки обязан владеть иностранными языками в объеме, необходимом для свободного общения с носителями других языков, становясь при этом субъектом межкультурной коммуникации. Необходимость активного участия в дискурсах, порождаемыми иностранными групповыми субъектами, существенно повышает требования к профессиональным качествам разведчиков внешней разведки и делает более сложными их обучение и подготовку. С.Мироненко
Дисциплина в разведке – одно из решающих условий эффективного решения разведывательных задач определяемое особенностями разведывательной деятельности. Основой дисциплины в разведке является самодисциплина разведчика, осознание своего долга, профессиональное мастерство и уверенность в необходимости своего служения Отечеству.
В ведущих мировых разведках существуют различные принципы формирования личного состава. Например, в США сотрудники ЦРУ – гражданские служащие Сотрудники отечественной внешней разведки, тем более оперативный состав, традиционно являются военнослужащими. В этой связи, их служебная деятельность подчинена действиям дисциплинарного устава, в соответствии с которым воинская дисциплина есть строгое и точное исполнение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами, иными правовыми актами и приказов (приказаний) командиров (начальников).
Вместе с тем, исполнение сотрудниками разведки дисциплинарных требований, по сравнению с армейской практикой, имеет существенные отличия. Они обусловлены, прежде всего, требованиями конспирации. Дисциплина в оперативных подразделениях зиждется на четком соблюдении правил сохранности секретности, требований безопасности, систематическом проведении проверочных мероприятий. Внешне взаимоотношения начальников и подчинённых зачастую не имеют признаков следования строевым военным уставам. Приказы и указания отдаются вежливо, вполне в гражданском стиле. Однако это не влияет на строгое и точное их исполнение подчинёнными. Основой дисциплины в разведке является самодисциплина разведчика в организации его повседневного и служебного существования. Специфика оперативной работы такова, что разведчику приходится исполнять приказы и указания в сложных условиях, без возможности обратиться к начальству за разъяснениями. Поэтому, будучи дисциплинированным офицером, разведчик должен помнить требования приказов и инструкций и применить их таким образом, чтобы выполнить поставленную перед ним задачу. С.Мироненко
Денежное вознаграждение – 1. форма оценки выполненного задания в виде денежной оплаты за выполненное задание разведки; в первую очередь связано с материальной основой вербовки, когда агент соглашается на сотрудничество за определенную оплату. При этом размер вознаграждения может оговариваться заранее или определяться всякий раз отдельно в зависимости от характера и содержания выполняемого задания. 2. Форма стимулирования работы агента или привлеченного лица к качественному, инициативному и длительному сотрудничеству с разведкой. Размер денежного вознаграждения в данном случае и, главное, метод его вручения, определяется каждый раз индивидуально в зависимости от результатов анализа сотрудничеств агента с разведкой за определенный период времени или по факту выполнения особо важного и сложного задания. При этом денежное вознаграждение предлагается считать не оплатой выполненной работы, а признанием заслуги, наградой за участие в общем деле. Подобная форма стимулирования способна формировать понимание значимости сотрудничества, повышать самооценку, позитивно влиять на взаимоотношения с разведчиком.
Денежное вознаграждение является фактической оплатой за предложенную агентом информацию, которую он инициативно отбирает для разведки, когда сам обращается к ней за сотрудничеством. В этом случае агент, в силу каких-то причин, решается на сотрудничество и достаточно четко определяет ценность информации, и разведка решает вопрос о том способна ли она выплатить такую сумму или нет. Обычно разведка пытается предварительно ознакомиться с какой-то частью информации и определить ее примерную стоимость и только потом принимает решение. Все дальнейшее сотрудничество с таким агентом выстраивается на вполне определенных суммах. Важно максимально точно определить размер оплаты и оценки значимости информации агента. Размер оплаты должен удовлетворять ожидания агента и выдаваться она должна именно тогда, когда он ждет его получения и не быть связанным только с предложенной информацией. Переоценка, так же как и недооценка уменьшает мотивирование.
При этом разведка пытается контролировать расходы агента, резкое и непропорциональное заработной плате увеличение которых вызывает интерес со стороны окружения и специальных служб. Зачастую именно это и становится причиной разработки агента, с целью определить источники его доходов. Разведка пытается регулировать эти расходы, но наиболее эффективным является перевод сотрудничества на другую основу вербовки или сочетание нескольких основ с уходом от доминирования денежного вознаграждения. Разведка стремится уйти от денежного вознаграждения, влияя на удовлетворение конкретных потребностей агента и, прежде всего, усиливая значимость его мотива к достижению цели, стремясь к полимотивированию его деятельности.
Стимулирование деятельности агента только с помощью денежного вознаграждения имеет свои ограничения, если не дополняется другими формами оценки его работы. Используются индивидуальные особенности агента – честолюбие, стремление сделать карьеру, создать свой бизнес, прославиться и т.п. Немаловажны и взаимоотношения агента с разведчиком, в общении с которым он может получать понимание, сочувствие, сопереживание, оценку его деятельности и т.п. Денежное вознаграждение используется и в качестве стимула по расширению разведывательных возможностей агента, причем важно, чтобы инициатива такого расширения исходила от него самого. Однако следует учитывать, что стремление агента расширить свои возможности по получению дополнительного дохода обычно сопровождается уменьшением безопасности его действий и способно привести к повышению внимания к нему со стороны противника.
Диверсия – активное, скрытное мероприятие разведки, направленное на уничтожение противника или нанесения ему существенного ущерба; осуществляется разведкой таким образом, чтобы она и ее результаты не могли указывать на нее, как на исполнителя; выполняется либо специально подготовленными для этого разведчиками, либо группами разведчиков, с возможным привлечением агентуры, что определяется поставленными задачами и условиями ее исполнения. Оптимальным вариантом является использование для проведения диверсии агентуры, завербованной под чужим флагом.
Дилетантизм в разведке – интеллектуальная особенность разведчика, выражающаяся в абсолютном профессионализме совмещенным с разнообразием и глубиной знаний в различных областях; существенная часть харизмы разведчика, обеспечивающая внимание к нему со стороны объектов его интереса, их заинтересованность в поддержании отношений; целенаправленное и профессиональное стремление разведчика к максимально возможному расширению круга и глубины своих интересов, овладению знаниями в разных областях обосновано не только их возможным использованием в своей оперативной деятельности, но и индивидуальными его потребностями как личности.
Доверенное лицо – иностранец, привлеченный, на основании доверительных отношений, к решению задач разведки.
Доверительные отношения – субъективная оценка характера взаимодействия между разведчиком и привлекаемого к сотрудничеству лицом; вид разведывательных отношений, характеризующихся взаимным уважением, принятием особенностей друга, готовностью мириться с недостатками и основываться на признание достоинств, которые становятся основой взаимодействия и способность к конфиденциальному обмену информацией и совершению совместных скрытых от других действий. Доверительные отношения превращаются в основу договоренных правил сотрудничества, помощи друг другу в достижении взаимосвязанных индивидуальных целей.
Доверительные отношения формируются на основании эмоционального восприятия друг друга, позитивной оценке поведения и представлениях об искренности, доверии и надежности. Партнеры пытаются найти и находят факты, способные доказать их стремление к доверительным отношениям, надеясь и рассчитывая на то, что каждый будет действовать, учитывая интересы другого, ожидая от другого такого же поведения. Они предполагают, что могут поручать друг другу какие-либо действия, которые сами не могут выполнить столь же эффективно.
Доверительные отношения предполагают определенный уровень взаимной искренности, который проявляется в откровенности, самовыражении, предложениях участвовать в решении интимных проблем и т.п. Партнеры предлагают друг другу такую информацию о себе и своем положении, которая не требует проверки и воспринимается как достоверная. Они не пытаются «учить», «перевоспитывать», «направлять» друг друга, ограничиваясь пониманием, сочувствием и сопереживанием. Возникающие противоречия они снимают поиском компромисса, на основании уважения интересов друг друга.
Доверительные отношения являются основанием для формирования разведывательного сотрудничества, которое эффективно и результативно в рамках отношений двух партнеров. При этом партнер разведчика осознает свое участие в разведывательной деятельности и соглашается на него ради поддержания доверительных взаимоотношений. К особенностям такого сотрудничества относится ограниченность задач, которые могут быть решены в рамках доверительных отношений, продолжительность сотрудничества определяется сроком пребывания разведчика за рубежом, существенные сложности в обеспечении безопасности такого сотрудничества, связанного с невозможностью ввода специальных средств и методов. Перед разведчиком стоит постоянная задача использовать любые возможности для перевода доверительные отношения в агентурные отношения. Однако в случае принципиальной невозможности этого, доверительные отношения становятся основой долговременного и эффективного взаимодействия.