Познание бога

«Две вещи свидетельствуют мне о Боге: звезды надо мной и совесть во мне» – Иммануил Кант.

Однажды ученый Абдулла ибн Мубарак был в пути. По дороге он увидел мальчика-пастуха с несколькими овцами. Выражая сочувствие ему, он подумал: «Бедный ребенок, если в детстве он будет заниматься пастушеством, то в зрелом возрасте как он достигнет познания Аллаха?» Затем сам себе сказал: «Пойду и обучу его». Подойдя к ребенку, Абдулла спросил:

– Сын мой, ты знаешь Аллаха?

Мальчик ответил:

– Как же раб не знает своего хозяина?

– Как ты познал Аллаха?

– Благодаря этим овцам.

– Каким образом эти овцы привели тебя к познанию?

– Без пастуха эти овцы ничего не значат. Нужен тот, кто будет давать им воду и огонь, защищать от волков и других опасностей. Я понял, что людям, животным, как и всей этой огромной вселенной нужен покровитель. Эти тысячи видов созданий может защищать только Аллах. Вот так я из-за овец познал Аллаха.

– Что ты знаешь об Аллахе?

– Я знаю, что Он ни на что не похож.

– Откуда тебе это стало известно?

– Опять же от этих овец.

– Каким образом?

– Я пастух. Я их защищаю. Они находятся под моим покровительством и распоряжением. Я внимательно за ними смотрю. Ни я на них не похож, ни они на меня. Из этого я понял, раз пастух не похож на своих овец, значит Всевышний Аллах тем более не похож на свои творения.

Эта история наглядно нам показывает, что человек, постоянно размышляющий о мироздании и его устройстве, непременно приходит к выводу, что у этого мира есть Создатель.

Как-то раз, у бедуина, который пас своих верблюдов в пустыне, спросили: «Как ты узнал своего Господа?», на что бедуин красноречиво ответил: «Когда мы видим на земле помёт – это дает понять, что его кто-то оставил. Когда мы видим след – это дает понять, что кто-то здесь прошел. А когда мы видим небеса и земли, галактики и звезды, реки в ущельях и пески в пустынях, разве это не дает нам понимание о нашем Создателе?».

Это то, что принято называть космологическим аргументом, и его формулировка звучит так:

1. Всё, что когда-либо появлялось, имеет причину.

2. Вселенная появилась.

3. Следовательно, Вселенная имеет причину.

1. Все, что когда-либо появлялось, имеет причину

Верна ли первая предпосылка? Давайте разберемся. Вера в то, что что-то может появиться без причины является большим абсурдом, противоречащим человеческому разуму. Но если что-то может появиться из ничего, почему это не происходит постоянно, все время? Закон не закон, если он выполняется только единожды. Нет, жизненный опыт и научные данные подтверждают, что если что-то начинает существовать, то у этого должна быть причина. Всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя (дети имеют свою причину в родителях, детали делают на заводе и т. д.).

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря, созерцая песчаный берег. Вопрос: Когда появится замок из песка? Через час, через неделю, а может вовсе через миллиард лет? Ответ – никогда. Этот замок никогда сам по себе не появится, сколько бы лет ни прошло. Ничего в этом мире не происходит без причины.

«Неужели они были сотворены сами по себе [возникли без причины]? Или же они сами творцы? Или это они сотворили небеса и землю? Нет! У них нет убежденности».

[Коран 52:35-36]

Однажды группа атеистов вызвали Имама Абу Ханифу на спор. Он согласился прийти в назначенный час. Они долго его ждали, но имама всё не было. Наконец он пришёл, но с большим опозданием. Такое опоздание крайне возмутило оппонентов, и они начали спрашивать о причине опоздания.

– Дело в том, – оправдывался имам – что поток воды размыл мост через реку, и я долгое время не мог перебраться через нее, ожидая, пока ветер не соберет воедино разбросанные камни и балки, воссоздав заново разрушенный мост.

– Что за чушь ты несешь?! – воскликнул материалист.

– Как же чушь? Вы сами утверждаете, что Вселенная возникла сама по себе, без участия Творца, в силу действия случайных причин. Чем же мой рассказ отличается от вашего? – торжествовал Имам Абу-Ханифа.

Загрузка...