Ислам – религия разума и знаний

Однажды апостолы спросили у Пророка Иисуса (Иса, мир ему и благословение): «Есть ли на земле подобный тебе», – «Да», – ответил он, – «Это тот, чья речь бывает поминанием Всевышнего, молчание – размышлением, взгляд на что-либо – извлечением из этого урока для себя».

Обладая разумом, человек приходит к размышлениям, пусть, даже если он всю жизнь прожил в суете повседневности, так или иначе на закате лет всё равно приходит к мыслям: «А для чего я жил? И куда всё уходит? И что потом?». Всю жизнь нам кажется, что мы точно знаем свою цель и смысл существования: в том, чтобы учиться, закончить вуз, сделать карьеру, завести семью, затем выучить детей и устроить их жизнь, затем состариться. А затем…? Неужели просто закончить свое существование? Но к концу жизни человек осознает иллюзорность всех своих предыдущих стремлений и в итоге лишь смерть остается единственной неопровержимой истиной.

Ведь ничто не имеет цены, когда на весах стоит жизнь человека; к чему миллионы тому, кто безнадежно болен и умрет через неделю? И те же, семья и дети, ради которых он до сих пор старался, не смогут больше быть рядом, а может его и вовсе забудут. Смерть приходит ко всем: к бедным, богатым, к молодым и старикам, со смертью невозможно договориться. Ну, для чего же тогда мы здесь живем? Неужели для того, чтобы просуществовать 50-60 лет и умереть?

И тут разумный человек, рано или поздно, начинает искать ответы на все свои вопросы. Обращаться к различным источникам в поисках истины. Ведь во всех людях изначально заложено это чувство – ощущение веры. Даже люди, живущие племенами вдали от цивилизации, в желании верить и просить помощи, поклоняются камням, деревьям, животным, даже они понимают, что есть некая сила управляющая всем.

Как редко современный человек задумывается о причинах мироздания поднимая голову в небо, или останавливая свой взгляд на растущем около дома дереве, не говоря уже о том, чтобы думать и рассуждать о вечном. Каждый день человек спешит жить. Лозунг современности – живем один раз, поэтому попробовать в жизни нужно всё и делать лишь то, что нравится. Если смысл жизни в том, чтобы жить, тогда почему же ты умираешь, сам того не желая, и не остаешься жить? – звучит как печальная безысходность, ведь должно быть логическое объяснение нашего существования? Ты подобен зародышу в утробе матери, который не верит в мать и в жизнь после родов. Ислам возвращает нас к основе, напоминая о цели и смысле бытия, и для осознания этого Всевышний наделил нас разумом.

Ислам – рациональная религия, которая зиждется на знании. Самое первое откровение, самые первые слова, с которыми Господь миров обратился к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), были: «Читай!». И далее, в многочисленных стихах Корана, Всевышний обращает внимание людей к разуму и размышлению: «Неужели вы не задумаетесь?», «Быть может, вы поразмышляете», «Странствуйте по земле и размышляйте…», таких призывов к разуму сотни и сотни во всем Коране. Непростительно и даже неразумно, когда мы, проживая всю жизнь и глядя на весь окружающий нас мир, не размышляем о нем и не извлекаем для себя поучительные уроки и назидания. размышление неизбежно приводит к познанию.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) передал следующие строки из свитков, ниспосланных пророку Аврааму (Ибрахиму): «У разумного человека должны быть определенные часы: часть времени нужно уделить молитвам и обращениям к Аллаху; часть – размышлению над могуществом Аллаха; часть – самоотчету и самоанализу над поступками, совершенными в прошлом и планированию будущих дел; и часть времени нужно уделить честному заработку».

В другом изречении сказано: «Ничто не сравнится с таким видом поклонения, как размышление».

Праведник Лукман очень часто любил сидеть в укромном месте и размышлять. Когда у него спросили: «Ты всегда сидишь один и ни с кем не общаешься. Возможно, будет лучше, если ты все-таки будешь беседовать с людьми?» он ответил следующее: «Долгое одиночество больше подходит для размышлений. А долгое размышление – это проводник, который приводит человека на путь к Раю».

Для многих праведников размышление было значимой частью поклонения. Они уделяли этому время наряду с другими важными практиками, такими как намаз, пост, поминание Аллаха.

Сподвижник Абу Дарда говорил: «Один час размышления превосходит 40 ночей дополнительных поклонений».

Хасан аль-Басри сказал: «Лучше один час провести в размышлении, чем поклонение в течение целой ночи».

Суфьян ибн Уяйна очень часто повторял слова: «Человек, который часто размышляет, во всем видит для себя урок».

Иногда, сам факт того, что люди не размышляют, служит для них наказанием и причиной их заблуждения. В тексте Корана об этом упоминается: «Я отвращу от [понимания] Моих знамений тех, кто высокомерен на земле без права на это [Коран 7:146].

Ученый-богослов Ибн Джурайдж, в толковании этого аята, сказал, что Аллах закроет их сердца от размышлений.

Мы видим какое внимание уделяется размышлению наравне с другими видами богослужения. разум, как мощный познавательный инструмент, является великим благом и даром от Всевышнего Творца. Именно разум отличает нас от животных. И многочисленные призывы к размышлению показывают нам, что религия ислам не только не противоречит разуму, а напротив, побуждает нас к познанию и анализу окружающего нас мира, что неизбежно приведет к осознанию величия и могущества нашего Создателя.

Загрузка...