В те времена в России почти не было школ, крестьянских ребят учили в семье помогать по хозяйству да в артели работать со взрослыми. Грамотеи и знающие счёт были в цене: кто умел писать, мог подавать прошения и подписывать договоры за неграмотных крестьян.
Обучившись грамоте, Михайло сразу стал зарабатывать копейку: писал за земляков расписки.
Уже с детских лет он помогал дьяку в церкви службу вести. Читать и петь Михайло научился лучше других. И тут же зазнался – почувствовал себя важной персоной. Стал командовать безграмотными земляками, как запевала в хоре:
– Бери голосом выше, следуй за мной!
– Как это – выше?
– Тоньше выводи! Что тебе, медведь на ухо наступил?
Обиделись на Михайлу соседские мальчишки за такие слова, подловили после службы в храме – и поколотили!
Рос Михайло здоровым, сильным, так что мог за себя постоять, но и другие ребята, дети поморов, тоже были неслабыми. Получил Михайло от них по первое число, надрали ему уши – знай закон: не высовывайся, не считай себя лучше других!
Такие истории потом всю жизнь преследовали Ломоносова, ведь почти во всём, что он делал, он превосходил окружающих. И этого ему не могли простить. Только в детстве тумаки получал от соседских мальчишек, а в зрелом возрасте ополчились на него немецкие академики…