Особенности национального музыкального бизнеса

Прошлое. Вначале было радио. С 1922 года началось вещание музыкальных произведений через точки уличных громкоговорителей. 1924: первая регулярная музыкальная радиопередача. 30-е: появление в домах частных радиоприёмников. 50-е: передача «В рабочий полдень», песни по заказу граждан; программа «Клуб музыкальных встреч». 60-е: трёхпрограммные комнатные радиоточки.

И явился всем телевизор. 50-е: модели массовых телевизоров.


телевизор «Рекорд», 1956 г.


60-е годы. Платиновый век русских поэтов уже позади. Но происходит удивительное! Популярность поэзии, поэтов в СССР столь высока, что они собирают на свои выступления целые стадионы! Таких масштабов не было даже в 10-е годы времён Императорской России – времени максимального расцвета поэзии Руси Платинового века. Здесь, конечно, огромную роль сыграла максимально высокая степень доносимости информации о таких выступлениях: средств масс-медиа немного, и их все читают/слушают/видят.

Любопытное мнение о попмузыке 60-х:

в Англии выходили суперские песни, прям все мои любимые, заслушанные до дыр и так, что уже можно их не включать: просто видишь название – и она играет в голове со всеми нюансами. Собственное музыкальное развитие я лично остановил летом 1964 года. Всё, что дальше, хорошо и радует, но катится к 1967 году, а там уже моя любовь тю-тю. Наркотики и пришествие в рок черезмерно заобразованных музыкантов, плюс гитаристы, делающие «подтяжки» и мельтешащие пятью нотами – это не мой звук. А вот летом 1964 года звук был мой. Все ламповейшее и магнитофоннейшее (В. Марков).

В 60-е есть уже и спутниковое телевещание, регулярные музыкальные телевизионные программы, есть уже и многосерийные телефильмы. 1972: ежегодный телефестиваль «Песня года». 1974: «Утренняя почта».

80-е. Появление новой модели синтезатора могло в то время каждый раз вызывать своего рода «взрыв» в поп-индустрии (новые тембра, новые барабаны, новые звуки). Например, с выходом модели «Roland TR-808 Rhythm» – Жан Мишель Жарр сразу пускает его в дело. 909-я модель привнесла среднечастотную «бочку» – и сразу чуть ли не все музыканты перешли на него.

1985—86 гг, время создание лендарного «Миража»: «Всё было важно. Но прежде всего вокал. „Совковый“ вокал сразу отметался. Блеянье в стиле „Утренней почты“ с взвизгиванием не имело никакого отношения к мировой музыке. Поэтому я старался брать людей, которым не испортили голос постановкой вокала. Лучше всего подходили люди, прошедшие школу народного пения. Яркий пример тому – Наталия Гулькина и Маргарита Суханкина» (А. Литягин, соорганизатор проекта «мираж»).

1988: «Рождественские встречи» как билет в шоу-бизнес. 1989: «50х50» – молодёжная музыкальная телепередача. 1991: «МузОбоз». Влиятельность советских передач. Если сделать всего лишь один эфир в «МузОбозе». Одна из групп после того, как песня была в эфире, за месяц продала 600 тысяч кассет со своим альбомом.

В 1990 году Инна Смирнова записала песню «Выпал снег», которая после всего лишь одного показа в телепрограмме Ленинградского телевидения «Топ-секрет» в одночасье стала суперхитом.

Времена РФ. «Когда мы начинали, эфир на „Муз-ТВ“ стоил 50 долларов. А пять лет назад, когда я заканчивал со „Стрелками“, эфир стоил уже 500 евро» (Л. Величковский). Конец 90-х: «ты снял клип за 10 000 долларов, заплатил 3300 за эфиры, еще что-то – общие расходы в районе 20 000 – 25 000 долларов. Концерт стоит 5000 долларов» (он же).

1995г: сформировалась олигархия.

1996 г: власти сильно вложились в туры музыкантов под лозунгом «Голосуй или проиграешь». Несмотря на огромные деньги, которые предлагали власти музыкантам за эту пропагандистскую пиар-акцию, кое-кто отказался в ней участвовать, заботясь о своей репутации у будущих поколений (Ю. Шевчук, к примеру).

Нулевые годы: «В конце 80-х, когда мы создали „Мираж“, шоу-бизнес работал как бизнес и был бизнесом. Потому что насколько ты был популярен, столько ты и зарабатывал. Это была рыночная экономика в сфере шоу-бизнеса. После 90-х, когда творилось неизвестно что, началась реинкарнация коррупционного „совка“: исполнители лижут пятки и прочие места власть имущим, а те благосклонно пускают их на ТВ и на престижные зрелищные мероприятия, выдают и раздают им звания» (А. Литягин).

Сейчас, когда пишу этот текст, я посмотрел много клипов на ютубе, сделанных за минувшие 15 лет. Много красивых клипов, это да. И дорогие. Я знаю, что стоимость роскошных клипов может составлять $50 тысяч, а некоторых даже $100 тысяч. Но я не увидел ни одного клипа, который войдёт в золотой фонд отечественной эстрады. И ещё – какие неприятные или недобрые энергии от певцов и слов музыки. Совершенно роскошен клип «Доброе утро» (я его видел и много раньше). Но при этом счастьем от певицы не веет от слова «совсем». Сегодня же я смотрел онлайн-концерт совсем не медийной певицы Екатерины Зятевой (Капельки), – какие хорошие энергии идут и от неё самой, и от её песен!

Музыкальный бизнес в РФ сильно отличается от такого в Европе или Америке. Конечно, засилье первых фигур бизнеса есть и там, и тут, но в РФ есть свои национальные особенности. Еще в нулевые годы его полностью захватили, поделили между собой немногочисленные продюсеры – и с тех пор не пускают в этот бизнес посторонних. В нулевые годы это Матвиенко, Фадеев, Дробыш, Крутой, Пугачева, Шульгин.

Что такое кабальные «проекты» продюсеров РФ. Солисты группы «Вирус» получали всего-навсего по $50 за концерт. Это было в 99-м году. Между прочим, клип 98-го года, когда певице было 17 лет, на середину 24-го года набрал 35 млн просмотров на ютубе. Ну а вообще те же продюсеры считают себя владельцем проекта, ну или режиссёром театра, когда сейчас на роль есть один певец, потом может быть другой и т. д. Ярчайший пример – дуэт «Мираж», когда в записях первых двух мегапопулярных альбомов были одни певицы, а потом – чередой пошли другие.

«В мире шоу-бизнеса существует два пути – благодарность и пофигизм. Чем больше звезда, тем важнее ей сохранить благодарность к тем, кто помогает ей сиять, чем больше артист – тем легче с ним работать и находить общий язык. Авторы песен – невидимые гении, создающие магию, в которой купается публика» (композитор музыки лёгких жанров Алексей Малахов).

10-е годы. По мере развития ютуба и соцсетей всё больше и больше снижается степень доносимости музыкальных трансляций до широких масс населения. Если раньше было достаточно одного или нескольких эфиров с продвигаемым исполнителем, то отныне требуется много показов. И без гарантии, что «сработает». И всё время удорожается стоимость рекламы, в том числе таргетированная в соцсетях. Особенно сильно она стала расти, начиная с 22-го года. Тем не менее, даже в 23 году ещё можно было собрать зал на 300—500 чел для не слишком известного исполнителя только за счет таргета в ВК.

2007 год: «Для меня всегда было важным качество. Понятно, в корне ничего не изменилось. Если послушать песни прошлого века и настоящего времени, мы с вами увидим, что они одни и те же, исполнены в той же традиционной манере. Поменялась только форма» (продюсер и композитор А. Литягин).

«После 2010 года количество музыкальной макулатуры увеличилось в несколько раз – а сейчас просто масса бездушной, неинтересной, ничем не примечательной музыки. Хотя есть все возможности – даже люди, которые где-то далеко живут, имея компьютер и программу, могут сделать любые вещи» (Е. Польна).

2014 год. Вследствие политических решений Правящих Олигархов, музбизнес сильно пострадал, от начинает отрезаться от денег Зарубежья.

Начало 20-х. «Лаунж – это интересная хрень, которая играет везде: в кафешках летних, на верандах и так далее» (С. Лемох). И «отсутствие нормальной музыки». Имеется виду, разумеется, коммерческая музыка.

В 20-е годы хороших треков стало в медийном, в интернет пространстве совсем много. Потому что музыку стало совсем просто создавать. Проблема в том, как выделиться на фоне всех.

2022 год: нанесён колоссальный удар по нашему обществу, народ раскололся на 2 части. Прекращены гастроли мировых звёзд в РФ и множество других последствий для музбизнеса РФ.

Наши дни. «Сейчас актуальна совершенно иная музыка: кальян-рэп. Модные аранжировки, стильно звучат, интересные голоса у исполнителей. (Но) что настораживает, – это тексты (…) сейчас откровенно поют о растлении. Молодежь слушает это, воспитывается на этом – что очень печально» (Д. Притула). «Сейчас музыка по содержанию – это уже практически техническая работа на компьютере, все меньше и меньше во всем этом вдохновения» (В. Меладзе). «Песня сейчас состоит больше не из мелодий, а из мотивчиков. Два мотивчика в куплете, два мотивчика в припеве интересных, один мотивчик в бриджах» (С. Бобкина).

Текущие реалии в плане продвижения себя. «Залог современного успеха – это интернет-популярность. Это шанс на развитие, на будущее и на международный успех. Книжки перестали читать, газеты тоже, телевизор перестали смотреть» (С. Пудовкин).

Мнение от одного из главных продюсеров РФ: «сейчас зачастую „заходит“ только то, что условно можно называть „частушками“. Вот надо зайти сначала с „частушки“, а потом уже делать в творческом плане то, что считаешь нужным» (И. Пригожин).

«Я бы настоятельно рекомендовал начинающим музыкантам никогда не обращаться к профессиональным авторам. Аудитория покупает не музыку, не стихи – она покупает героев» (А. Войтинский, продюсер). Что имеет ввиду продюсер? В наше время невероятно важно иметь сильный личный бренд (ЛБ). Люди «тащатся», «фанатеют», «залипают» даже не на стихи, песни, а именно что на тех, кто это спел, исполнил. На своих «героев».

И ещё одно мнение. «Сейчас всё ушло в творчество: главное – сама композиция. Если песня сильная и если у тебя есть мозги и хороший SMM-щик, который сделает правильное промо во „ВКонтакте“, ну и на всех цифровых площадках» (Д. Ковальский).

О том, как стать популярным в наши дни. Рецепт от крутого продюсера. «Если ты написал хит, выкладывай его на YouTube – и получи свои полмиллиона просмотров. И дальше уже начинается монетизация – сразу у тебя образуется одно, два, три мероприятия. Всё!» (И. Матвиенко).

Так нужно ли сотрудничать с продюсером, агентством? «Ведь придётся отдавать – горюет какая-нибудь потенциальная будущая „звезда“ – цельных 50% дохода». Можно и нужно! Более того – это уже уровень, потенциал, если с вами кто-то захочет работать. А насчёт 50% дохода – ну а так вы не получите вообще ничего или получите копейки, пока сами себя не раскрутите. Причём в редких случаях продюсер даже может сотрудничать с музыкантом и без контракта. Как это в практике К. Меладзе.

Какие есть агентства в РФ? Universal, Первое Музыкальное Издательство, Velvet music – издадут пластинку, промо-акцию проведут, решат вопрос с радиостанциями и телеканалами. Но это всё структуры, работающие с готовым «упакованным под ключ» продуктом. Песней, певцом, образом. А ведь этот «продукт» для начала нужно же кому-то создать. И не просто кем-то – это должен делать профессионал.

То есть если вы где-то хорошо «засветились» – в наши дни это обычно Интернет, и вас заметил агентство – это здорово! Но чаще всего бывает по-другому: продюсер или агентство предлагают сотрудничество, когда исполнитель своими собственными силами уже хорошенько «раскрутил» свой блог. Имеет от 200К подписчиков в соцсети или на видео-платформах.

А вот пример того, как это происходит. Первый пример. Из фрика, эпатирующего завсегдатаев провинциального клуба – в дорогостоящего певца. Это – судьба певца под ником Шура. А поначалу он просто был самым обычным перепевщиком – в молодости пел ласковомайные песни. И ему даже за это платили $100. Звездой же его сделали своими хитовыми песнями композитор П. Есенин и текстовик Э. Чантурия. Ну а уже значительно позже Шура скажет: «Имидж поменял, потому что пора экстрима и фриков давно прошла». Но итог с этим певцом хорош: «я занимаюсь тем, о чём мечтал с самого детства» (Шура).

Второй пример. Простая бедная семья Меладзе. У них не было внезапного обогащения, как у влиятельных советских чиновников, которые сами себе передали в собственность советское госимущество. Своё состояние он сделали действительно сами. Школьный хулиган Валера Меладзе. И его как будто бы бесталанный брат Костя Меладзе. Играют ребята любительским образом, учась в ВУЗЕ. Правда, не чужие песни, а у них есть свой автор. Но нет никакой известности, кроме местечковой. «Толик к нам приходил-приходил, а потом сказал: „Пацаны, дайте мне свою кассету“. А мы как раз записали наш магнитоальбом из восьми песен. Он взял эту кассету и куда-то увёз, позже выяснилось – показал своему руководителю Киму Брейтбургу». В итоге музыкант пригласил ребят в свою группу. Позже ребята записали профессионально альбом «Осенний крик ястреба», там есть и песни Константина, и Кима. Ким был с-продюсером для них. Ну а песни писал будущий великий композитор популярной музыки К. Меладзе. 1991 г: «Мелодия» выпустила пластинку группы «Диалог» «Посредине мира» (музыка Кима Брейтбурга, Константина Меладзе, солист Валерий Меладзе, слова Арсения Тарковского). 1993 г: телепередача «Рождественские встречи»; показ этой программы был всего один раз, но этого уже было достаточно (Валера Меладзе спел тогда песню сочинения своего брата «Лимбо»). 1995 г: пришла всеобщая популярность. К началу 20-х годов годовой доход Меладзе составлял 500 млн ру.

Я долго убеждал знакомую вокалистку (она и автор песен, и основательница своей группы), работающую в том же жанре, что и «Мельница» и, теоретически, имеющую такие же шансы на успех. Но что я услышал? «Не хочу подчиняться» и т.д, и т. п. и результат – группа даёт лишь редкие концерты, да иногда её берут на фестивали. Стоимость приглашения всего-навсего 35 тыс ру.

Кстати, многие думают, что вот Цой, «Кино» – это что-то такое гаражного формата в своё время было. Ну да – так оно всё и было. Пока за них не взялся наикрутейший продюсер.


Музыка и новые слова. Примеров, когда на музыку есть много разных текстов – достаточно. Типично советская песня военного жанра «В лесу прифронтовом». Серж Генсбур выпустил песню с совсем другим текстом и смыслом «Zéro pointe vers ĺinfini» («Ноль стремится к бесконечности») в исполнении своей дочери Шарлотты Генсбур. И ряд других примеров я привёл в этой книге.

Но внимательно смотрим год ухода композитора. Помним, что авторское право действует в РФ 7 лет после ухода. И если музыка песни ещё не перешла в общественное достояние, то обязательно надо получать разрешение на использование музыка/мелодии у наследников композитора.


О каверистах. Каверы: (то есть другая аранжировка оригинала песни). Нужен договор на право на музыкальную переработку, аранжировку. В чем отличие кавера от новой аранжировки? Если новая версия ЛУЧШЕ оригинала, то пусть это будет называться не «кавер», а – «аранжировка».

Каверисты – везде.

Это явление очень и очень массовое. И не только в РФ. Люди таким ремеслом либо подрабатывают, либо даже зарабатывают. А П. Гагарина с кавером на песню Цоя и вовсе в высших сферах по уровню доходов.

А знаете ли вы, что в советское время ЛЮБОЙ исполнитель, в том числе ресторанный, по закону был обязан отчислять в агентство авторских прав по 2 копейки за каждую спетую чужую песню?

На видео ниже – самые обычные каверисты. Ну, какие есть, такие есть :-)

https://dzen.ru/video/watch/665b77eb6e3c34574bed0f05?share_to=link

А что же классические певцы? Ну да, они тоже поют чужие песни. Но чаще всего без каких-либо переделок. Однако каверизм проник и в классику. Это – жанр classical-crossover. Я, кстати, его уважаю. Потому что это высокий уровень музыки и певцов. Ну а песни там не только переделанные из классических арий, но и написанные именно в этом жанре.


совет от К. Кузьминых


Когда кавер – это хорошо. Для чего вообще делают каверы? Принцип схож с тем, для чего в своё время С. Минаев и ряд других певцов просто брали зарубежные хиты, вставляли туда русские тексты и пели. Чтобы выделиться на фоне остальных исполнителей. Особенно, если кавер действительно удачный. Например, одна только «На заре» гр. «Альянс» помогла подняться из безвестности нескольким исполнителям. Есть танцевальный кавер на известнейшую «Прекрасное далёко». Кавер на композицию Константина Никольского «Один взгляд назад» вошёл в альбом группы «Фея». И так далее. Выделиться среди огромной массы других в наши дни особенно трудно. Ведь мелкие и средние музыканты неинтересны акулам музбизнеса до тех пор, пока кому-то из них не удастся каким-то образом подняться над другими. Любопытно, что каверы делают и акулы поп-музыки. Ким Уа́йлд: большого успеха смогла добиться благодаря своей кавер-версии песни группы The Supremes «You Keep Me Hangin’ On». Или, например, Бейонсе включила кавер на песню Маккартни «Blackbird» в свой альбом «Cowboy Carter».

Есть такой показатель популярности – сервис Youtube Music, количество прослушиваний там. Что удивительно, даже группа второй, а то и третьей лиги может там хорошенько засветиться, сделав кавер (или выбрав наиболее удачный нейрокавер) какой-нибудь известной песни. Вот что писала одна группа об одном из каверов, который она сделала: «Наш трек „Туман“, в Youtube Music недавно перешагнул отметку в 10 млн. прослушиваний».

Да, нельзя не согласиться, что это – достижение! При этом у группы было всего лишь 12К подписчиков на тот момент, и 21К – в их ютуб-канале.

Но на использование текста песни (то есть с юридической точки зрения литературного произведения) или даже кусочка трека для сэмплирования нужно получить разрешение (лучше всего заключить договор) у автора песни или у того, кому принадлежит текст в качестве интеллектуальной собственности – правообладателя (может быть бесплатным, а может быть – и дорогим, если это, к примеру, тексты песен «Миража»). Нередок и такой тип договоров, когда каждый из авторов текста и музыки может распорядиться своей частью созданного в соавторстве произведения.

Помним, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ музыкальное произведение с текстом (песня) является результатом интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана. При этом нужно точно знать, кому принадлежат права на песни как произведения и отдельно – на их составляющие части, порядок, в котором должно осуществляться предоставление прав на песни. И может ли каждая часть произведения (музыкальная и стихотворная) использоваться независимо от других частей.

«Я не выдавал разрешение коллективу „Мираж“ с некой солисткой Екатериной Болдышевой на исполнение произведений, автором которых я являюсь» – такое заявление в своё время сделал текстовик В. Соколов.

Бывает, конфликты между автором слов и автором музыки доходят до того, что исполнители, имея разрешение на исполнение только музыки, поют её на другом языке. То есть текст уже другой. Хотя права на то, кому принадлежит перевод, тоже может быть вопросом споров и претензий. Потому делают не перевод, а новый текст. Чтобы иметь возможность исполнять супер-хит, не платя автору текста песни, в кавер-группа «Мираж» даже написали с нуля английский текст к музыке знаменитого хита «Миража» 80-х годов.

О возникающих коллизиях, судебных ситуациях с исполнением песен – см. Примечания.

А права и на песни вообще, и на тексты песен «Битлз» принадлежат «Sony» – чувствуете, насколько дорого будет стоить разрешение на создание кавера? Группа «Kiss» продала своё имя, логотип, образ, все свои песни и прочие права Pophouse Entertainment примерно за 300 миллионов долларов, а Queen – продала Sony за миллиард. Так что исполнение песен этих групп (в том числе кавер-версий) даже уличными музыкантами может быть чревато серьёзными финансовыми проблемами для каверистов.

Несколько миллионов рублей (конкретная сумма – по договорённости, в зависимости от количества песен, которые вы хотели бы исполнять) – таков ценник на исполнение песен первых двух альбомов «Миража» у авторов слов, музыки (Литягин, Соколов, Разина).

В РФ исключительно право действует в течение жизни автора и спустя 70 лет после его смерти.

«Кавер и Переработка произведения – разные вещи, авторы должны об этом знать, иначе, разрешив кому-то кавер, вы можете получить проблемы». О. Вайнер

Можно ли использовать в коммерческих целях часть текста песни без согласия автора? Тут надо четко разграничивать цитирование и копирование. Копированием является воспроизведение чужого как часть своего, то есть достижение собственных целей за счет чужой работы. См. Примечания.

Исключение – песни, которые находятся в общем доступе, чьи авторы дали всеобщее согласие на использование их треков.

Вы наверняка знаете, что в Интернете есть целые библиотеки с музыкой для свободного использования, а также огромные банки с лицензионной музыкой для коммерческого использования.

Хорошая новость в том, что действие смежных прав (в том числе права на оригинальное исполнение песни) исключается. Но есть ещё вопрос авторского права. И да, в статьях 1273—1279 ГК РФ прописаны случаи, когда произведение и его часть может быть использована без выплаты вознаграждения автору.

Стас Костюшкин подал в суд на певицу Монеточку, чья песня «Мама, я не зигую» оказалась похожа на его песню «Женщина, я не танцую». После судебно-музыковедческой экспертизы выяснилось, что Монеточка заимствовала 25—50% материала чужой песни.

Треки можно продавать на аудистоках. Причем в самом минимальном виде – только «демки», и в низком качестве.

Ну а своё авторство на песню можно подтвердить свидетельством о депонировании и регистрации своего произведения. А только на текст – у нотариуса: он фиксирует время предъявления документов и подлинность подписи сочинителя. Менее надёжно – воспользоваться услугой электронной регистрации авторских прав. Если нужно вводить песню в эфир – понадобится свидетельство РАО о регистрации песни.

Открытая лицензия (Creative Commons) – когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях – ст. 1286.1 ГК РФ. Лицензии Creative Commons – легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Бесплатное коммерческое использование произведений возможно при следующих типах лицензий СС:

CC Attribution (CC BY);

CC Attribution – Share Alike (CC BY-SA);

CC Attribution – No Derivative Works (CC BY-ND).


Найти такую музыку можно, например, на сайтах www.netlabels.org и www.freemusicarchive.org.


Мой совет. Да, свой ютуб-канал – обязателен. Здесь очень важна регулярность контента. Достаточно 2—3 больших ролика в неделю. И желательно каждый день по минутному ролику для шортс. Эти же шортсы мы выкладываем у себя в тик-ток канале. Например, я запустил свой тик-то канал (правда, он не музыкальный, но это не суть) в 19-м году. На сегодня там более 230К подписчиков, и это несмотря на то, чтобы был целый годовой перерыв в выкладке роликов. И при том я не тратился финансово на продвижение в тик-ток. Всё сделал качественный контент и алгоритмы продвижения ИИ тик-тока. Тик-ток быстро приносит славу, известность.

В те самые годы разгула коронабесия все силы артистов были брошены на позиционирование онлайн. «Мы разогнали свой TikTok до двух с половиной миллионов подписчиков – просто потому, что начали снимать», – писала Д. Шейко.

В феврале 24-го я запустил два свои ютуб-канала, с разным контентом и разными темами. Первый – по приведённой схеме. Второй – нерегулярный контент, «по настроению», то есть когда само собой рождается то, что хочется донести людям. Результаты. Через 3 месяца на первом канале – более 3 тысяч подписчиков и более 370К просмотров, а вот на втором, где пока всего лишь десяток горизонтальных видео и сколько-то (немного) шортс всего лишь немногим более 100 подписчиков и около 14 К просмотров,

При этом наибольшее количество просмотров имеют, что понятно, шортсы. Но главное влияние на аудиторию мы оказываем через обычные «горизонтальные» ролики продолжительностью от 3 минут.


Загрузка...