За гранью естественного: поиски высокой результативности

Не трудитесь быть лучше своих современников или предшественников. Старайтесь быть лучше самих себя.

Уильям Фолкнер

Электронное письмо, которое изменило мою жизнь:

Брендон,

Я INTJ по типологии Майерс – Бриггс. Это абсолютно ничего не говорит обо мне или о моей способности преуспеть. Ни сейчас. Ни через несколько лет.

Два моих основных сильных качества по тесту StrengthFinder – «Организаторские способности» и «Стремление к соперничеству». Это тоже ничего не скажет вам о моей способности выполнять задачи и достигать конкретных результатов.

В тесте Колби больше всего очков я набрал по категории «Предприниматель». Это ничего не значит, потому что мне пришлось столкнуться с реалиями жизни и развивать остальные типы поведения, которыми я никогда не мог похвастаться, – Исследование, Систематическая работа и Исполнительность.

Зеленому я предпочитаю синий.

Я больше похож на льва, чем на обезьяну.

Я упорный, но часто ленюсь. Ассоциирую себя с кругом, а не квадратом. Ем в основном морепродукты, но люблю гамбургеры. Мне нравится общаться с людьми какое-то время, но чаще я мечтаю сбежать от всех и посидеть в одиночестве с чашкой чая и толстенной книгой. Каждую неделю я закупаю продукты в Whole Foods, хотя часто обедаю в недорогом мексиканском ресторане.

Вся эта информация ничего не говорит о моих способностях, вероятности успеха или будущей результативности.

Так что, пожалуйста, перестаньте подгонять меня под определенный «тип» или предполагать, что мои «сильные стороны» и опыт работы дают хоть какое-то преимущество. Навешивание ярлыков – отстой, как бы вы это ни делали. Я понимаю, что эти оценки нужны для самоанализа, а не для того, чтобы классифицировать меня или направлять в определенную сторону.

Теперь мне известны мои предположительные «сильные стороны», но они все равно не помогают мне продвинуться вперед. Мои врожденные предпочтения не сделают дело вместо меня. Как лидер должен признаться: иногда дело не в том, кто я, что я предпочитаю или что у меня хорошо получается. Дело в том, чтобы я совершенствовал себя и дорос до того, чтобы выполнить миссию, а не в том, чтобы упростить миссию, чтобы она соответствовала моим ограниченным способностям.

Знаю, вы любите спрашивать о моем прошлом. Вы знаете, что я со Среднего Запада, а теперь живу в Калифорнии. Моя мама растила нас с сестрой одна. Она работала парикмахером-стилистом днем и официанткой в кафе по вечерам. Отец бросил нас, когда мне было четырнадцать. Оценки я получал средние. В школе меня обижали всего пару раз, не больше. В колледже я увлекся гольфом. В течение пяти лет после колледжа я дважды пережил непростые личные отношения. Однажды меня уволили. Но я нашел хороших друзей и со временем стал увереннее. Сегодняшняя работа свалилась на меня совершенно неожиданно, и это замечательно.

Это тоже ничего не говорит о моем потенциале. Здесь нет никаких подсказок или направления к успеху.

Так что я просто хочу, чтобы мы поняли друг друга, Брендон. Я знаю, вы любите личностные оценки и расспросы о моем прошлом. Но если у каждого есть прошлое и история, то очевидно, что в этом нет ничего уникального.

Я имею в виду, что заниматься самоанализом я могу и самостоятельно. Я нанял вас, чтобы вы сказали, что мне делать, чтобы выйти на следующий уровень.

Мне нужно знать, что делать, Брендон. Какие действия принесут результат, независимо от моей личности?

Не говорите, кто такие результативные люди. Расскажите, что они делают, во всех подробностях, по каждому проекту, – то, что можно повторить. Мне нужна такая детализация. Именно это бесценно.

Найдите мне информацию, и вы получите клиента на всю жизнь.

Иначе нам придется расстаться.

Я получил это электронное письмо от Тома, моего клиента, будучи начинающим коучем. Мягко говоря, я удивился. Том был добрым человеком, успешным управленцем. Он всегда был рад сотрудничать и с большим интересом пробовал новые методы[2]. Такое письмо, уведомляющее о прекращении нашей совместной работы в случае, если я не найду то, что «бесценно», было совершенно не в его стиле. Последующий разговор между нами был еще более прямолинейным. Он был раздосадован.

Том жаждал результатов. А я не знал, как их достичь.

Это было десять лет назад. Тогда я был заурядным лайф-коучем и, чтобы помочь человеку повысить результаты работы, обычно делал четыре вещи.

Для начала я расспрашивал клиента, к чему он стремится и какие «ограничивающие убеждения» ему мешают. Я также просил рассказать о его прошлом, чтобы найти какие-либо события, влияющие на сегодняшнее поведение.

Затем я использовал инструменты оценки, чтобы определить тип личности, тенденции и предпочтения. Чтобы помочь людям лучше понять себя и те типы поведения, которые приведут их к успеху. Среди популярных инструментов были тест Майерс – Бриггс, StrengthsFinder Клифтона, индекс Колби А™ и тест DiSC®. Обычно лайф-коуч нанимает экспертов или консультантов по этим инструментам, чтобы провести тестирование.

На третьем этапе я просматривал результаты работы и беседовал с людьми из ближайшего окружения клиента, пользуясь оценкой «360 градусов», чтобы выяснить, как другие относятся к нему и чего ждут от него. В эту группу входили люди, с которыми жил и работал клиент.

И наконец, я оценивал реальные результаты. Нужно было проанализировать прошлые результаты, чтобы узнать, что выбивалось из общего ряда, какие процессы помогли клиенту качественно выполнять работу, как он чаще всего предпочитал вносить свой вклад в дело.

Такова традиция, которой я и следовал. Так как Том предпочитал реальные факты и отчеты, мы много времени потратили на проведение и обсуждение оценочных исследований. Мы работали с несколькими высокопрофессиональными консультантами, экспертами по различным инструментам оценки. У нас были пухлые папки с информацией.

Затем, через два года, несмотря на то что я прекрасно изучил личностные черты клиента, его таланты, количество баллов по различным параметрам, опыт и жизненные обстоятельства, я раз за разом наблюдал его неудачи.

Я чувствовал себя ужасно. Никак не мог понять, почему он не добивается желаемых результатов. Примерно в это время он и прислал мне это письмо.

Лаборатория

Спустя десять лет после письма Тома я владею одной из крупнейших в мире «лабораторий» по личностному и профессиональному развитию – именно так мы называем нашу глобальную аудиторию и платформы. На момент написания книги эта аудитория насчитывала более десяти миллионов подписчиков наших страниц в Facebook; более двух миллионов подписчиков на рассылку; полтора миллиона студентов, которые прошли мои видеоуроки или онлайн-курсы; тысячи участников наших многодневных семинаров по высокой результативности; миллионы читателей книг и блогов по мотивации, психологии и преобразованию жизни и полмиллиона подписчиков на YouTube. Количество просмотров моих онлайн-видео по развитию превысило 100 000 000 – и все это без единого видео с котиками.

Моя аудитория уникальна тем, что приходит к нам исключительно ради советов и тренинга по личностному развитию, что дает нам четкое представление о трудностях, с которыми люди сталкиваются, к чему они стремятся в жизни и что помогает им измениться. В Институте высокой результативности мы используем это огромное количество подписчиков для опросов, интервью, поиска данных по поведению и комментариям студентов, а также изучаем результаты до и после онлайн-тренингов и коучинговых сессий один на один. Каждый раз, когда мы хотим понять что-то о человеческом поведении и высокой результативности, мы обращаемся к нашей лаборатории.

Многое из того, что мы узнали благодаря этой колоссальной аудитории, вполне соответствует здравому смыслу. Чтобы добиться успеха, труд, увлеченность, практика, упорство и навыки межличностного общения часто важнее, чем IQ, талант сам по себе или происхождение. Неудивительно, так как эти данные соответствуют современным исследованиям успеха и высочайших результатов. Обратитесь к любой современной социальной науке (вы найдете множество ссылок в примечаниях на тот случай, если захотите сами изучить все исследования), и увидите, что успех в целом практически в любой сфере зависит от гибких факторов – то есть от того, что можно изменить и улучшить. К примеру:


• какой менталитет вы выбираете[3];

• сколько времени вы уделяете своим увлечениям и насколько упорно работаете над ними[4];

• как часто вы тренируетесь, практикуетесь[5];

• как вы понимаете людей, как обращаетесь с ними[6];

• насколько вы дисциплинированны и последовательны в стремлении к целям[7];

• как вы восстанавливаетесь после неудачи[8];

• какое количество физических упражнений для поддержания мозга и тела в хорошей форме вы делаете, насколько хорошо вы заботитесь о здоровье[9].


Наша работа и научная литература свидетельствуют, что успеха достигают не обладатели конкретных типов личности, а представители самых разных сфер деятельности и общественных слоев, которые практикуют определенные типы поведения. И вопрос, который вдохновил меня на написание этой книги, звучал так: «Какие типы поведения наиболее эффективны?»

Как найти самое важное

Мотивация помогает сделать первый шаг. Привычки позволяют идти не останавливаясь.

Джим Рон

За последние несколько лет мы целенаправленно выясняли, что больше всего помогает людям достичь долгосрочного успеха. И обнаружили то, что Том понимал на интуитивном уровне: результативные люди поступают по-другому, и в этом они отличаются от остальных, однако их типы поведения можно скопировать независимо от проекта (и практически в любой ситуации), независимо от вашей личности, прошлого и предпочтений. Мы выявили шесть осознанных привычек, которые оказывают наибольшее влияние на результаты работы в любой сфере. Даже ваши самые сильные стороны и врожденные способности бессильны без этого фундамента.

Чтобы понять, какие привычки важнее всего, мы воспользовались актуальными концепциями из научной литературы, данными нашей глобальной лаборатории, а также материалами с более чем трех тысяч коучинговых сессий. Опираясь на все эти данные, мы составили структурированные вопросы, которые можно задать результативным людям.

Результативных людей мы определили по стандартным принципам социальной науки – то есть по опросникам и объективным оценкам производительности (например, результатам учебы, спортивным результатам, объективным результатам в бизнесе и финансах и т. д.). К примеру, мы спрашивали людей, согласны ли они со следующими утверждениями.


• Большинство моих коллег считают, что я достигаю высоких результатов.

• За последние несколько лет мне удалось удерживать высокий уровень успеха.

• Если «высокая результативность» – это успех в том, чем я занимаюсь в течение долгого времени, по сравнению с большинством людей, то я считаю себя результативным человеком.

• В области моих основных интересов я добивался успеха в течение более длительного периода, чем большинство моих коллег.


С теми, кто был согласен с этими утверждениями, мы провели интервью один на один. Мы также побеседовали с их коллегами и провели дополнительные исследования, задавая результативным людям следующие вопросы.


• Что вы сознательно и последовательно делаете, начиная новый проект, чтобы подготовиться к победе?

• Какие личностные и профессиональные привычки помогают вам быть внимательным, энергичным, креативным, продуктивным и эффективным? (Мы расспрашиваем про каждый признак по отдельности.)

• От каких привычек вы отказались? Какие привычки вы сохранили, так как они всегда помогают?

• Какие утверждения вы постоянно повторяете себе, чтобы добиться максимального результата, когда а) попадаете в новую ситуацию, б) преодолеваете трудности или разочарования и в) помогаете другим?

• Если бы вас попросили назвать три вещи, которые больше всего влияют на ваш успех, и если бы вы знали, что сможете применить только эти три в своем следующем крупном проекте, что бы вы выбрали?

• Когда вы готовитесь к встрече (или матчу, выступлению, съемке, разговору), которая действительно имеет большое значение, как вы а) готовитесь и б) тренируетесь?

• Если бы завтра вы приступили к новому масштабному командному проекту, что именно вы бы сказали и сделали, чтобы направить свою команду к успеху?

• Какие привычки приносят вам быструю победу и какие долгосрочные действия позволяют выделиться на фоне окружающих?

• Когда сроки горят, как вы сохраняете хорошее самочувствие, как бережете здоровье?

• Что вы, как правило, говорите себе, когда сомневаетесь, переживаете разочарование или чувствуете, что близки к провалу?

• Что подкрепляет вашу уверенность и как вы «включаете» уверенность, когда она нужна?

• Как вы выстраиваете общение с людьми, которые а) поддерживают вас, б) не поддерживают вас и в) от которых вы хотели бы получить поддержку, но не получаете?

• Какие привычки поддерживают хорошее настроение и здоровье на пути к достижению грандиозных целей?


Эти вопросы и десятки других помогли нам вычленить факторы и привычки, которые, по мнению результативных людей, большего всего влияют на их успех. Наметились определенные темы и первичный список почти двадцати привычек высокой результативности.

Затем мы задали схожие вопросы широкой аудитории. Выяснив, какие привычки больше всего отличают результативных людей от участников общего исследования, мы сократили список. Наконец мы урезали его до самых осознанных, ярко выраженных, гибких, поддающихся тренировке и, главное, эффективных привычек в самых разных сферах деятельности. То есть мы хотели сформулировать привычки, которые помогут любому человеку преуспеть не только в одной области, но в самых разных сферах деятельности и отраслях. Мы хотели выделить привычки, которые мог бы регулярно применять любой человек, в любом месте, в любой профессии, чтобы значительно улучшить результативность.

В итоге лишь шесть привычек прошли проверку. Мы назвали их привычками высокой результативности (high performance habits, или HP6).

Выделив HP6, мы провели дополнительный анализ литературы и тесты валидности. Мы разработали Индикатор высокой результативности (HPI, High Performance Indicator), опираясь на шесть привычек, а также на другие проверенные методы оценки успеха. Мы проверили пилотную версию HPI на 30 000 человек из 195 стран и количественно подтвердили его валидность, надежность и полезность[10]. Мы обнаружили, что эти шесть привычек влияют на высокую результативность не только все вместе, но и по отдельности. Кроме того, они влияют на другие важные жизненные факторы, такие как общий уровень счастья, здоровье и позитивные отношения.

HP6 помогут вам преуспеть, кем бы вы ни были – студентом, предпринимателем, менеджером, гендиректором, спортсменом или мамой в декрете. Успешны вы или нет, эти привычки помогут подняться на следующий уровень.

Хотя десятки других факторов влияют на долгосрочный успех – удача, правильно выбранное время, поддержка людей или неожиданный креативный всплеск, помимо всего прочего, – HP6 можно контролировать, и они улучшат вашу результативность в большей степени, чем все остальные параметры, которые мы измерили.

Если хотите достичь высоких результатов в своей сфере, регулярно делайте следующее.


1. Стремитесь к пониманию, кем вы хотите быть, как вы хотите общаться с окружающими, чего вы хотите и что наполнит вашу жизнь смыслом. Когда начинается новый проект или крупное предприятие, задумывайтесь: «Каким человеком я хочу быть, пока занимаюсь этим?», «Какие отношения я хотел бы строить с людьми?», «Каковы мои намерения и цели?», «Что принесет мне чувство причастности и удовлетворения?» Результативные люди задают такие вопросы не только перед началом нового дела, но и в процессе работы. Они не просто один раз понимают, что к чему, и составляют план действий, которому можно следовать всегда и везде; они последовательно и регулярно ищут понимания, снова и снова, с течением времени, с появлением новых проектов или новых социальных ситуаций. Подобная привычка к самомониторингу – один из отличительных признаков успеха.

2. Генерируйте энергию, чтобы быть внимательным, эффективным и здоровым. Чтобы оставаться на высоте, следует всесторонне заботиться о психологической выносливости, физической энергии и позитивных эмоциях.

3. Обдумывайте необходимость исключительных результатов. Это значит – активно анализируйте причины, по которым вы просто обязаны преуспеть. Эта необходимость вызвана вашими внутренними стандартами (например, вашей личностью, убеждениями, ценностями или стремлением к совершенству) и внешними требованиями (например, социальными обязательствами, конкуренцией, гражданским долгом, сроками). Вы всегда должны знать, зачем

Загрузка...