Знает лишь тот, кто много земель
Объездил и видел, —
Коль сам он умен, —
Что на уме у каждого мужа.
Мир живой, и все в нем движется под песню вечности. Реальность для скандинавских язычников распространяется далеко за пределы видимого и осязаемого. Все живое – от самой грубой материи и самых мелких существ до самых могущественных сил – подчиняется высшим ритмам. Первый шаг в освоении древнескандинавского язычества заключается в изучении этих циклов, их влияния на жизнь и взаимосвязи друг с другом.
В основе мироздания, согласно представлениям древних скандинавов, лежат четыре великие истины: Мировое Древо, циклические процессы, формирующие реальность, духи окружающего мира и всеохватывающая паутина судьбы. Именно эти четыре истины образуют Вселенную, и они настолько же важны для понимания реальности, как и законы науки. Их можно воспринимать как буквальную основу или как метафору мироздания, но они заключают в себе глубокую мудрость, постижение которой открывает человеку путь в достойную осмысленную жизнь.
Мир живой, и все в нем движется под песню вечности.
В центре древнескандинавской вселенной находится Мировое Древо, которое называется Иггдрасиль. Это основа космической экосистемы скандинавского язычества. Ветви Древа простираются во всех направлениях и держат на себе все существующие миры. Его корни погружены на неизмеримую глубину и питаются из трех великих источников. Все на свете взаимосвязано с этим деревом и через него.
На ветвях Иггдрасиля покоятся девять миров. Это отдельные царства, иначе говоря, параллельные вселенные, которые управляются по собственным законам и обычаям. На вершине кроны Иггдрасиля находятся царства Асгард и Ванахейм, в которых обитают асы и ваны соответственно. Боги Асгарда путешествуют в другие миры по Биврёсту, радужному мосту, охраняемому богом по имени Хеймдалль. Неподалеку расположено царство Альвхейм, где живут альвы – могущественные духи, обладающие прекрасной наружностью и мистическими знаниями.
Посередине кроны Древа находится Мидгард, или Серединный мир. Мидгард – это вся физическая реальность, какой мы ее знаем. Земля, солнце, звезды и вся остальная вселенная находятся в этом царстве. Вокруг Мидгарда свился кольцом Ёрмунганд, огромный змей, кусающий себя хвост, охватив собой всю вселенную. Ближе всего к Мидгарду расположен Ётунхейм, царство третьей группы богов, известных как йотуны, а также Нидавеллир (другое название – Свартальвхейм), обитель карликов.
В великих глубинах, питающих Иггдрасиль, есть великие колодцы Урд, Мимир и Вергельмир. С обеих сторон основания Древа находятся царства огня и льда, называемые Муспельхейм и Нифльхейм. Когда эти первомиры натолкнулись друг на друга, в непредставимо далекие времена, при взрыве, случившемся от их столкновения, появились основные элементы Мидгарда и предки богов. И последнее царство у основания Мирового Древа – это Хельхейм, земля мертвых, где они находят вечный покой, наблюдая за живыми в залах богини Хель. Корни Иггдрасиля постоянно точит Нидхёгг – огромный дракон, чей голод неутолим, обреченный вечно грызть стержень вселенной[14].
Мировое Древо поддерживает и питает все царства реальности и тем самым является основой мироздания, от которой зависит жизнь всех миров подобно тому, как жизнь на Земле обеспечивается здоровыми стабильными экосистемами. Если было бы можно отрезать от Иггдрасиля любое из царств, его наверняка ждала бы та же участь, что и ветвь, отломанную от обычного дерева. Однако, несмотря на свою значимость, Мировое Древо не стоит над всем сущим как некое надмирное божество – оно связано со всеми мирами и питается водами трех великих колодцев у его корней, и под ним есть почва, которая поддерживает его, обеспечивая стабильность его бытия.
Земная жизнь очень похожа на Мировое Древо. Современной биологии уже известно, что все живые существа состоят из бесчисленного количества крошечных клеток, неразличимых невооруженным глазом. У каждой клетки есть свои потребности, удовлетворение которых обеспечивает ее жизнь, процветание и возможность размножаться. Клетки функционируют не сами по себе, следуя лишь собственным интересам, – они группируются в ткани, органы и другие материи, которые образуют формы физического мира, от простейших грибов и лишайников до сложных существ – растений, животных и человека. Взаимосвязь и взаимодействие на всех уровнях – это основа жизни, какой мы ее знаем[15].
По тому же принципу действуют и более масштабные силы, определяющие наше существование. Живые клетки состоят из атомов и молекул, которые держатся вместе за счет электромагнитного взаимодействия. Эти крошечные частицы – строительный материал неживой природы, а также белков, молекул ДНК и других химических соединений, входящих в состав живых существ. Все формы этого мира поддерживаются силами, которые невозможно увидеть и потрогать, однако их влияние на жизнь настолько же интимно, как биение собственного сердца, и настолько же обширно, как пространство до горизонта. Эта незримая, но жизненно важная сеть взаимосвязей – это суть того, чем является Мировое Древо, его функции в поддержании реальности на любом уровне[16].
В Эддах, древних скандинавских сагах, говорится, что сначала никакой Земли не было. Вместо нее был Гиннунгагап, великая бездна, окруженная огнями Муспельхейма и льдами Нифльхейма. Никто не знает, как долго длилась эта первобытная эпоха противостояния двух сил, разделенных зияющей пропастью, но в один судьбоносный день в доисторическом прошлом, по неизвестным причинам, это напряженное равновесие было нарушено мощным столкновением космических сил: огни Муспельхейма ринулись в бездну с той же воинственной яростью, что низверглись туда и льды Нифльхейма, и в пустоте первичного хаоса две равные первородные силы столкнулись, произведя взрыв катастрофического масштаба, – и с этого момента все изменилось[17].
Первым из прохладного потока, образовавшегося в результате столкновения двух сил, появился могучий гигант Имир и огромная корова Аудумла. Имир произвел на свет первых йотунов, которые появлялись из его бедер, рук, ног и туловища. Аудумла и новорожденные гиганты питались мхом, который слизывали со скал, и только Имир вкушал молоко и мясо Аудумлы, которые никогда не заканчивались. По истечении целой вечности ничтожно мелкие существа случайно стали причиной нового витка истории: однажды Аудумла, слизывая заиндевелый лишайник, вызвала к жизни прекрасное сияющее существо из тундры. Его звали Бури, и он был первым из рода асов. Бури имел детей с одной из инеистых великанш, в том числе сына по имени Бор. Бор, в свою очередь, стал отцом трех сыновей – Одина, Вили и Ве – также от инеистой великанши. Эти братья завершили эпоху Великих Гигантов и создали тот мир, который мы знаем[18].
Один, Вили и Ве жили в такой же бедности, как их прародители и другие йотуны, потому что на протяжении всего этого долгого времени Имир оставлял право питаться Аудумлой только за собой, вынуждая остальных искать себе скудное пропитание на замерзшей земле. Что бы ни делали Бури, Бор, их супруги и йотуны, ничего не менялось. Неизвестно, как долго братья терпели такое положение, но однажды они решили, что с них хватит, восстали против Имира и убили его[19].
С этого момента все боги имели право на участие в создании новой реальности и построили физический мир из костей, мяса, крови и других частей тела Имира. О последующем в «Прорицании Вельвы» сказано так:
Тогда сели боги на троны могущества
И совещаться стали священные,
Ночь назвали и отпрыскам ночи —
Вечеру, утру и дня середине —
Прозвище дали, чтоб время исчислить[20].
Так вместе создали они Мидгард, решая все вопросы сообща и обдуманно. Закончив сотворение реальности, Один, Лодур и Хенир отправились в Мидгард[21]. Далее в «Прорицании Вельвы» говорится:
И трое пришло из этого рода
Асов благих и могучих к морю,
Бессильных увидели на берегу
Аска и Эмблу, судьбы не имевших.
Они не дышали, в них не было духа,
Румянца на лицах, тепла и голоса;
Дал Один дыханье, а Хенир – дух,
А Лодур – тепло и лицам румянец[22].
Так первые люди открыли глаза и пошли осваивать Мидгард. Не имея никаких ограничений и указаний от создателей, они делали свои первые шаги совершенно свободно, пользуясь лишь тем, что было даровано богами.
В результате этих великих деяний был создан наш мир и законы, управляющие физической вселенной, и жизнь пришла в движение. Однако даже сами боги, несмотря на огромную силу и мудрость, проявленную в ходе этих процессов разрушения и сотворения, подчиняются высшим законам, которые управляют происходящим во всех мирах. Боги создали Мидгард, свергнув власть Имира, но им было суждено в отдаленном будущем самим пасть, дав начало новой эпохе, и боги делали все возможное, чтобы отсрочить наступление этого ужасного события, известного под названием Рангарёк, или «Гибель богов».
Рангарёк был предсказан безымянной прорицательницей, мертвой ведуньей, наделенной уникальным даром пророчества. Один вынудил эту прорицательницу, или вельву, раскрыть ужасное будущее, для этого вызвав ее из могилы жуткими магическими ритуалами. Ее пророчество составляет одну из песен Старшей Эдды, «Прорицание Вельвы»: ведунья раскрывает одноглазому богу (Одину) ужасную правду – придет время, когда все, сотворенное богами, погибнет. Однако, несмотря ни на что, надежда на спасение есть.
Конец света должен начаться в Мидгарде. По словам вельвы:
Братья начнут биться друг с другом,
Родичи близкие в распрях погибнут;
Тягостно в мире, великий блуд,
Век мечей и секир, треснут щиты,
Век бурь и волков до гибели мира;
Щадить человек человека не станет[23].
Три петуха прокричат, возвещая начало последней битвы. Бог Хеймдалль протрубит в свой огромный рог в первый и последний раз, созывая богов и их союзников на битву. Они будут держать совет и готовиться к войне, которая уничтожит все миры. Эйнхерии, могучие воины, на протяжении веков уносимые валькириями с полей битв Мидгарда в небесный чертог Одина, Вальхаллу, встретятся на поле брани в последний раз[24].
Во всех царствах Мирового Древа будет идти жестокая разрушительная война. Беспрестанная резня внутри Мидгарда вызовет приход Фимбулвинтер, зимы настолько суровой, что с нее начнется новый ледниковый период. Фенрир, Великий Волк, избавится от оков, в которые был заключен богами, и вырвется на свободу в жажде кровной мести. Ёрмунганд, змей, свившийся кольцом вокруг Мидгарда, поднимется из водных бездн и тоже устремится на битву с богами, затопляя земли. В недрах Муспельхейма его владыка Сурт соберет армию огненных гигантов, настолько мощных, что радужный мост Биврёст затрещит под ними. Множество убитых устремятся в Хельхейм в надежде обрести там покой[25].
Войска Муспельхейма пойдут на Асгард, сокрушат великую стену, окружающую царство Асов, и ринутся на просторы за ней. Там они сойдутся в битве с богами и воинами Вальхаллы[26]. Сурт сразится с Фреем, богом изобилия, вооружившись мечом, закаленным огнем. Тор будет вести долгую битву с Ёрмунгандом, и земля будет трещать под ними. Тор едва успеет убить своего врага и отойти на девять шагов от него, как его настигнет смерть от последнего ядовитого вздоха змея. Один тоже устремится на поле битвы, но будет проглочен Фенриром. Огромный пес Гарм, вечно сидевший у корней Иггдрасиля, убьет Тюра, бога справедливости. Посреди этого хаоса на битву прибудет Локи на корабле с командой мертвецов, которые присоединятся к кровопролитию, что лишь усугубит ситуацию[27].
В ходе непрекращающейся бойни Сурт ударит по стволу Иггдрасиль своим огненным мечом, отчего дерево загорится, и все царства поглотит огонь, вместе с победителями и побежденными, и ничто не уцелеет в этом пламени. Все, созданное богами и человечеством, сгинет, но, несмотря на такой страшный финал, Рангарёк все же еще не конец всему[28].
Сын Одина Видар разорвет пасть Великого Волка, мстя за отца. Дети Тора спасут его молот из руин мира и присоединятся к другим выжившим богам. Двое людей, Лив и Ливтрасир[29], спасутся, укрывшись листьями Мирового Древа, и продолжат человеческий род. Убитый бог Бальдр восстанет из Хельхейма и присоединится к новым богам в новом мире, возведенном на руинах старого. Несмотря на все разрушения, Рангарёк даст жизнь новой реальности, ведь и старая однажды родилась в результате глобального переворота после свержения власти Имира.
История Девяти Миров укладывается в непрерывный цикл: в начале каждой эпохи творения есть определенный статус-кво, порядок в мире поддерживается усилиями тех, кому он больше всего выгоден. В результате действий и решений правящей верхушки развиваются оппозиционные силы, стремящиеся перестроить мир иначе. Рано или поздно эти силы поднимают восстание и разрушают старый порядок, создавая новый из прежнего.
Этот цикл находит отражение в природном мире. Например, в жизни хвойных лесных массивов Скандинавии и центральной Европы воплощается сходный принцип появления новой жизни на обломках старой: сосновые деревья в этих регионах распространяют свои семена, сбрасывая на землю шишки, и, для того чтобы семена могли разлететься, нужен лесной пожар, который расплавит смолу, слепляющую чешуйки шишек. Земля, в которую они упадут, обогащена пеплом тех же пожаров, что обеспечивает росткам новой жизни необходимые питательные вещества. Подобные процессы в природе, когда разрушение способствует творению, конечно, характерны не только для Скандинавии, их можно наблюдать во множестве экосистем по всему миру[30]