Что же с асами? Что же с альвами?
Гудит Етунхейм, асы на тинге;
Карлики стонут пред каменным входом
В скалах родных – довольно ли вам этого?
В самом сердце неспящего города возбужденная толпа распевает песню о могущественных богах, сошедшихся в битве на краю земли. Под сенью вечнозеленых лесов мистики проникновенно шепчут молитвы, взывая к древним силам. А на другом конце мира добровольцы в черных одеяниях целуют нашейный амулет в виде молота, берутся за руки и выстраиваются цепью поперек дороги, требуя возмездия за невинно убитых. Одинокий верующий, уединившись дома, зажигает свечи для таинственного божества и шепчет слова благодарности. Группа туристов останавливается на склоне снежной горы, ошеломленная величием природы. Раненый воин знает, что благодать веры исцелит его; тело его в подтверждение тому испещряют знаки драконов и рун. Все эти люди чувствуют присутствие высших сил.
После Второй мировой войны в мире стало набирать силу новое знаменательное духовное движение – тысячелетнее господство авраамических религий, христианства и ислама, пошатнулось. Расстановка сил на карте изменилась. Ведьмы, друиды, прорицатели, маги, адепты духовных учений и создатели литературы, проникнутой древней мудростью, все чаще заявляют о себе по всему земному шару. Многие из этих людей называют себя язычниками, черпая вдохновение в старинных легендах и преданиях и изучая духовные практики народов Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока до прихода на эти территории христианства и ислама.
Бесчисленное множество людей ищут ответы, и многие находят то, что нужно, в сказаниях о древнескандинавских богах. Способов открыть для себя источник мудрости так же много, как и желающих ее постичь. Часто люди впервые знакомятся с древней мифологией посредством популярной культуры – через образы супергероев, таких как Тор, телесериалы вроде «Викингов» и «Последнего королевства», комиксов и захватывающих романов, например книг Нила Геймана «Скандинавская мифология» и «Американские боги». В других случаях люди обращаются к культурному наследию своего народа. Некоторые выбирают свой путь в толпе на рок-концерте, услышав грозный зов древности в музыке групп вроде Tyr и Amоn Amаrth. Многих приводит к язычеству собственный мистический опыт.
Все это кажется странным лишь поначалу: неудивительно, что сегодня люди обретают опору в почти забытых духовных учениях – современный мир во многом вышел из равновесия, и те, кто ищет способ обрести силу перед лицом трудностей, находят убедительные примеры для подражания в жизни древних скандинавских героев и богов.
Людей, которых привлекает мифология и обычаи древних скандинавов, можно встретить во всем мире – и прежде всего эта языческая культура популярна в самой Скандинавии, где и началось ее возрождение, а также в остальной Европе. Адепты этой культуры совершают свои ритуалы также во всех Соединенных Штатах и Канаде, устраивая собрания и у себя дома, и в парках. Многие жители Мексики, Бразилии и Латинской Америки делают выбор в пользу древнескандинавских практик как в личной повседневной жизни, так и в общественной. От Австралии и Новой Зеландии до Западной Африки людей вдохновляет древнескандинавская культура, отвечая их личным духовным потребностям.
Возможно, для многих это удивительно – на первый взгляд ведь странно, что современный человек ищет вдохновения во временах столь далеких от нынешних, как Земля от Луны. Языческие практики для непосвященного – своего рода эскапизм: фантазии, облеченные в форму религии, чтобы убежать от реальности. Однако все совсем наоборот.
Большинство адептов древнескандинавского язычества учатся в тех же школах, что и остальные, ходят на совершенно нормальную работу, покупают продукты в обычных магазинах и имеют дело с теми же проблемами и тревогами, что и окружающие. При этом их вера помогает им справиться со всеми трудностями современной жизни, не отворачиваясь от них, а мудро и успешно их решая. Новые язычники обращаются к древним богам и обрядам, потому что сегодня они не менее актуальны, чем тысячу лет назад.
Все виды современного скандинавского язычества вдохновлены укладом жизни дохристианских общин Скандинавии, а также иногда англо-саксонских и германских племен, населявших континентальную Европу. Самый распространенный источник знаний о тех временах – древнескандинавские саги, самыми важными из которых являются «Старшая Эдда», или Поэтическая, сборник сказаний о деяниях богов, и «Младшая Эдда», или Прозаическая, написанная исландским монахом и знатоком древностей Снорри Стурлусоном в начале XIII века с целью зафиксировать основную часть исландского эпоса и способствовать дальнейшему развитию исландской поэзии. Другими популярными источниками знаний являются исландские саги, древнеанглийский эпос «Беовульф», «Сага о йомсвикингах» и другие дошедшие до нас литературные памятники.
Все эти тексты были созданы людьми, жившими в эпоху, во всем отличную от нашей. Древнее население Скандинавии представляло собой множество различных общин, от небольших кланов до целых государств; более тысячи лет назад условия жизни этих людей были очень суровы, и выживание зависело от умения эффективно взаимодействовать с окружающей средой. В большинстве сообществ были свои законы, управление общиной и разрешение конфликтов осуществлялись в духе демократии, на общих собраниях, известных как тинги, – на них же происходило назначение и смещение правителей. В отличие от народов близлежащей христианской Европы, в скандинавских общинах женщины имели равный статус с мужчинами с правом наследовать имущество и разводиться с мужьями, а некоторые из них даже сражались на поле битвы. Древние скандинавы были опытными мореходами и торговцами, талантливыми художниками и бесстрашными воинами.
Наиболее известный период в истории древней Скандинавии – эпоха викингов, которая началась в 793 году н. э. с набега на Линдисфарнский монастырь в северной Англии и закончилась в 1066 году н. э. битвой при Стэмфорд-Бридже. Это был период постоянных войн; теснимые с юга растущими христианскими военными силами под предводительством в том числе Карла Великого, скандинавские народы отвечали на попытки занять их владения набегами на земли христиан и завоевали обширные территории современной Англии и северной Франции. Некоторые викинги пускались в поход на Багдад, что на Ближнем Востоке, и даже в Северную Америку, занимаясь по пути торговлей. Несмотря на прославленную свирепость в бою, древние скандинавы в конечном счете были насильно обращены в христианство – в ходе вооруженных вторжений на их земли, благодаря предприимчивости некоторых собратьев, использовавших новую веру для господства над остальными народами Скандинавии, и жадным до власти правителям, стремившимся закрепиться на престоле[2].
В эти бурные времена древние скандинавы создавали свои саги, святыни и рунические камни, которые служат ориентирами для современных язычников. В основе их представлений о мироздании лежат три ключевых понятия: Мировое Древо, Судьба и Высшие Силы. Мировое Древо – это гигантское космическое дерево, которое держит на своих ветвях все существующие миры, включая физическую реальность, известную как Мидгард. Судьба – великая сила, которая управляет все сущим, включая тех, на чьей стороне могущество, творящее все на свете и в то же время творимое им. Могуществом у скандинавов обладают боги, включая таких знаменитых, как Один и Тор, а также почитаемые живые духи, альвы, дворфы, тролли, духи природного мира и мертвых. Более подробно о Мировом Древе, Судьбе и духах, живых и мертвых, а также о работе с ними мы расскажем в главе 2. О богах и том, что они воплощают, а также о практиках, с ними связанных, речь пойдет в главе 3.
Вне всяких сомнений, мы живем в совсем иное время. Те ценности, которые олицетворяли древние божества, были нормой в тогдашнем обществе, но с тех пор как христианство стало господствующей религией в Европе и большей части остального мира, все кардинально изменилось. Однако те, кто понимает мудрость древнескандинавского язычества, считают, что эти перемены лишь усиливают привлекательность понятий, ценностей и мировоззрения древних народов как мощного источника вдохновения в современной жизни.
Каждая традиционная ветвь древнескандинавского язычества по-разному трактует и использует общие основы. Эта книга посвящена радикальной разновидности древнескандинавского язычества, известной как Путь огня и льда – один из вариантов образа жизни, включающий почитание Высших Сил и работу с ними, а также следование примеру древнескандинавских народов в современном мире.
Путь огня и льда – это результат экспериментов, проб и ошибок, заблуждений и идей группы язычников из Калифорнии, которые искали лучший способ жить по духовным законам древних скандинавов.
Итак, эта книга познакомит вас с радикальным древнескандинавским язычеством, известным также как Путь огня и льда, который стоит особняком по отношению к иным формам древнескандинавского язычества. Что же его отличает? Во-первых, это живая традиция. Эта осмысленная система духовных ценностей растет, развивается и при необходимости меняется с учетом потребностей практикующих. Во-вторых, прошлое здесь является источником вдохновения, древние практики творчески адаптируются к современным условиям с целью сформировать конкретные принципы поведения, то есть за основу взят осмысленный, справедливый и эффективный подход к решению ежедневных проблем. В-третьих, такой подход должен служить самим практикующим в их повседневной жизни, но не использоваться для обретения власти над другими. В-четвертых, радикальное древнескандинавское язычество открыто для каждого, кто готов его воспринять, и предполагает достойное и уважительное отношение ко всем людям. И наконец, в-пятых, этот путь побуждает к активному участию в современной жизни посредством деятельности в коллективе единомышленников. Таким образом, радикальное древнескандинавское язычество – не только живая традиция, но и часть жизни практикующего как внутри, так и за пределами священного пространства.
Живая традиция – как бьющееся сердце. Это духовная практика, которая развивается и меняется согласно требованиям времени и условий. Мы всегда находимся в развитии и не скованы никакими догмами священных книг или богоизбранных лидеров. Древнее знание, вдохновляющее нас, не оставляет сомнений в том, что реальность постоянно движется и меняется – нынешний мир не всегда был таким, как сейчас, и будет таким не вечно. Согласно сагам, единственные наши гарантии – это жизнь, смерть и перемены.
Древнее знание, вдохновляющее нас, не оставляет сомнений в том, что реальность постоянно движется и меняется – нынешний мир не всегда был таким, как сейчас, и будет таким не вечно. Согласно сагам, единственные наши гарантии – это жизнь, смерть и перемены.
Если принимать эти понятия как единственно постоянные в своем существовании, то нет никакого смысла оттачивать практики до статичного совершенства. Духовное учение для жизни должно быть располагающим к себе, справедливым и отвечать потребностям всех его адептов. Ценности – это компас, который направляет на верный путь, а не карта, на которой этот путь заранее прочерчен и которому нужно неуклонно следовать.
Источник вдохновения для творческой адаптации – это вся доступная информация о практиках скандинавских язычников дохристианских времен. Путь огня и льда возрождает систему духовных ценностей и практик с учетом особенностей современной жизни. Прошлое обеспечивает ту искру, от которой возгорается пламя и формируется эффективная практика. Адаптация древних практик, отвечающая нуждам современных людей, более важна, чем точные научные их исследования.
Это отличает Путь огня и льда от множества иных форм древнескандинавского язычества, известных в современном мире. Большая часть других традиций занимается реконструкционизмом. Они стремятся восстановить ранее бытовавшие обычаи максимально точно, подробно изучая менталитет древних народов, что порой оборачивается чрезмерным вниманием к подробностям далекого прошлого и пренебрежением к тому, что имеет значение сегодня, для современных людей.
Реконструкционизм полезен тем, что может стать отправной точкой для непосредственного освоения практик, но этот подход не применим к их духовному аспекту. Путь огня и льда сходится с реконструкционизмом в представлении о том, что для возрождения практик нужно подробно изучать их и понимать смысл этого источника вдохновения в историческом контексте – невозможно эффективно использовать какой-либо элемент культуры иного времени, пренебрегая его контекстным значением. Тем не менее на этом сходство Пути огня и льда и реконструкционизма заканчивается; наша традиция черпает вдохновение в прошлом для создания практик, отвечающих потребностям настоящего.
Творческая адаптация практик расширяет возможности применения их в повседневности. Ценности, философия и более широкий взгляд на мир людей в древности помогает людям принимать важные решения в настоящем, с пониманием того, как и почему нужно поступать. Если творческая адаптация – это способ обработки оригинального исторического материала, то приложение его к современности побуждает задаваться вопросом: «Каких действий Высшие Силы требуют от меня сейчас?»
В рамках радикальной традиции человек действует правильно, поскольку ценности, которые представляют Высшие Силы, благородны и побуждают к таким же решениям. Боги, духи и мертвые являют нам примеры верного и неверного поведения в историях их деяний, и не нужно постоянно пытаться снискать их одобрение в страхе наказания – если человек ведет действительно достойную жизнь, они будут довольны, даже если ваши действия отличаются от тех, которые предпринимали люди совершенно другой эпохи для решения похожих задач. Важно не придерживаться четких правил и строгих инструкций, а вести достойную жизнь и отвечать за последствия своих поступков.
Приложение древних духовных практик к современности подразумевает, что они должны служить благородным целям, а значит, нужно быть готовым оказывать сопротивление тем адептам древнескандинавского язычества, которые используют его духовные ценности для обретения власти над другими. История, как и современные сводки новостей, изобилует фактами бессмысленных страданий, причиненных человечеству облеченными властью людьми, спекулирующими священными понятиями и религиозными структурами с целью оправдать свои преступления. Такие факты должны каждому служить примером того, как поступать не нужно, поскольку это очевидный вред. Любой, обладающий знаниями о священных Силах, должен направлять других, но никогда не пытаться управлять ими и принуждать к добродетели.
Путь огня и льда доступен для каждого, независимо от культурной, расовой, этнической принадлежности, уровня физических или умственных способностей, сексуальной ориентации или гендерного статуса. Для древних скандинавских богов не существует и географических ограничений. Некоторые из самых знаменитых богов, например Один и Тор, происходят из очень разных божественных кланов, и подобно тому, как сами боги могут быть различны в происхождении, но одинаково почитаемы, все духи природы и предки любого человека, принадлежат они к скандинавской культуре или просто разделяют ее ценности, достойны почтения. Путь огня и льда открыт для всех.
В основе нашего учения, что мы подробнее рассмотрим в главе 5, лежит представление о том, что человека определяют его поступки, а это значит, что такие изначально присущие ему характеристики, как раса, гендер, сексуальность, национальная принадлежность, физические и умственные способности, никогда не должны выступать мерилом человеческого достоинства. Любой, кто демонстрирует уважение, может присоединиться к нам. Те же, кто отвергает это базовое положение, призывая или участвуя в дискриминации по тому или иному врожденному или неизменному признаку, и тем более в нанесении прямого ущерба другим людям, враждебен всему, что определяет сущность Пути огня и льда.
Основываясь на описанных выше базовых положениях, человек должен максимально активно участвовать в жизни. Радикальное древнескандинавское язычество не ограничивается ритуалами внутри священных пространств – им нужно жить каждый день, согласовывая свои действия с его ценностями. Это подразумевает участие в достойных начинаниях, которые меняют к лучшему самого человека, его окружение и весь мир. Необходимо всегда стремиться быть еще лучше, поступать лучше и делать больше для всех, никогда не почивая на лаврах прежних успехов.
Активное участие в жизни может подразумевать волонтерскую деятельность или общественно-полезный труд, а также борьбу за справедливость, в том числе участие в региональных или международных гражданских акциях. Кроме того, можно делиться мыслями, вдохновленными личной духовной практикой, о человеческом достоинстве и справедливости, на работе, в учебном классе, с помощью видеосервиса YоuTubе или просто с членами семьи и друзьями. Какой бы способ практического применения этики древнескандинавского язычества вы ни выбрали, в любом случае это призывает каждого из нас не быть равнодушными к миру, частью которого мы все являемся. Эта система духовных ценностей не приветствует бегство от проблем реальности – почитание Высших Сил подразумевает активную жизнь здесь и сейчас.
В современном мире есть множество других форм древнескандинавского язычества. Путь огня и льда – лишь один из возможных подходов. При этом люди, исповедующие древнескандинавское язычество, не обязательно ограничиваются только им, а, например, включают его практики в иные формы язычества или делают частью уникального, совсем личного подхода к духовной практике.
Есть один важный момент, связанный с определением древнескандинавского язычества: довольно часто для этого используется (хотя и не всеми) слово heathenry (северное язычество). Однако в Скандинавии и Германии слово heathen значит просто любое язычество, как и во всем остальном мире. В то же время есть люди, которые относят себя к древнескандинавской языческой традиции, но при этом полагают, что heathen – неподходящее слово для ее обозначения, поскольку оно имеет совершенно другой смысл. Поэтому стоит всегда уточнять, какой термин предпочитает тот или иной практикующий[3].
Самая широко известная группа древнескандинавских традиций включает три подгруппы, известные как Асатру, Ванатру и Реккатру. Все три направления имеют общее происхождение и сформировались в 1960-х и 1970-х гг. Каждое из них основано на почитании одного и трех племен скандинавских богов. Адепты Асатру, старшего из трех направлений, в большинстве своем поклоняются божественному племени Асов: это боги, ассоциируемые с человеческим обществом, и среди них есть такие широко известные, как Один, Тор и Локи. Термин Асатру впервые был использован в Исландии, а затем принят во всем мире и с течением времени все больше ассоциировался с Асами. Одним из самых влиятельных авторов для англоговорящих адептов Асатру является Диана Пакстон[4].
Ванатру и Реккатру – более молодые направления, производные от Асатру. В их практиках много общего с Асатру, но у каждого свои особенности. Адепты Ванатру почитают богов племени Ванов, олицетворяющих взаимодействие природы и человечества. Это течение сформировалось в противовес популярности Асов людьми, которые сочли, что Ванам уделяется недостаточно внимания, и которым это племя более духовно близко. Среди богов этого племени – Фрейр и Фрейя. Реккатру, или Турсатру – самая младшая традиция из трех, основанная на поклонении Йотунам, племени богов-великанов, ассоциируемых с мощными силами природы. Некоторые практикующие Реккатру испытывают духовное влияние Пути Левой Руки[5] и увлекаются соответствующими идеями[6].
Существует мнение, что древнескандинавское язычество отличается от того, что называется северным язычеством вообще (heathеnry). Суть отличия в том, что религия северных язычников имеет синкретический характер, и они придерживаются принципа реконструкционизма, то есть их цель – как можно более точно восстановить древние традиции в современном мире, изучая фольклор, научные, археологические труды и другие источники информации о дохристианских германских племенах. Северные язычники обычно считают себя адептами германской языческой традиции в целом, не ограничиваясь древними скандинавами. Таким образом северные язычники отдают предпочтение изучению и воссозданию традиции, в противовес творческой адаптации[7].
Теодизм – уникальная форма северного язычества, которая выводит идею реконструкции на еще более высокий уровень. Это движение было основано Гарманом Лордом, и его адепты стремятся к максимально полной реконструкции духовного мира дохристианских англо-саксонских племен, а также их общественного строя. Они полагают, что воплощение их духовных ценностей наиболее эффективно в социуме, приближенном к историческому, насколько это возможно. В теодизме присутствует строгая иерархия, и считается, что главы отдельных сообществ, теодов, являются посредниками между божествами и членами этого сообщества. Тем, кто хочет присоединиться к движению теодистов, полагается в период ученичества находиться в подчинении у своих наставников. Вообще, невозможно практиковать теодизм, не будучи членом действующего сообщества, теода[8].
Еще одна распространенная форма северного язычества – Форн Сед (Fоrn Sеd), более известная как Форн Сидр (Fоrn Sidr). Это словосочетание означает «древний обычай», а само движение распространено в основном в Скандинавии и Северной Европе. Для практикующих Форн Сидр основным источником вдохновения является фольклор и устная традиция. Сохранение древних обычаев, практик и верований для адептов этого движения важнее, чем историческая реконструкция, однако, подобно другим реконструкционистам, они уделяют гораздо больше внимания сохранению традиционных практик, нежели их творческому переосмыслению. Кроме того, они в основном почитают духов природы, а не богов[9].
Урглава (Urglааwе) – традиция, основанная Робертом Шрайвером в Северной Америке, которая отчасти черпает вдохновение в северном язычестве, однако в основном сосредоточена на народных обычаях немцев штата Пенсильвания (обычно называемых пенсильванскими немцами) – это переселенцы, которые приезжали на северо-восток США из западной Германии и Швейцарии с начала XVII века. На основе фольклора и обычаев своей родины они создали уникальную культуру и язык на новом месте жительства. В начале XX века эта традиция приобрела маргинальный характер, но сегодня ее пытаются восстановить, что в какой-то мере роднит движение Урглава с Форн Сидр, при всей разности источников вдохновения[10].
И наконец, есть еще одна традиция, использующая древнескандинавские язык, символы, мифологию и фольклор, адепты которой считают себя наиболее «истинными» северными язычниками. Это движение, как показывают результаты исследования, наиболее известно как неофелькиш (nео-Vоlkisсh) – таким образом за привлекательным древнескандинавским фасадом скрывается обыкновенный фашизм в форме религии: адепты этого движения чтят свою принадлежность к белой расе и живут в постоянном страхе перед всем, что непохоже на них. Эта секта имеет множество имен, из которых самые известные – фелькиш асатру или северное фелькиш; эти направления созданы Стивеном Макналленом и Народной ассамблеей Асатру. Также известны одинизм, основанный Эльзой Кристенсен и общиной «Обряд Одина», одализм (основатель Варг Викернес) и вотанизм (основатели Дэвид Лэйн и Рон МакВэн). Несмотря на все красивые слова о величии, гордости и чести, эти движения эксплуатируют страх и панику своих адептов: любой член подобной общины, не принадлежащий правящей клике, должен постоянно доказывать свою добродетель, а в случае какой-либо провинности изгоняется из общины фактически без предупреждения[11]. Адепты неофелькиш утверждают, что древнескандинавские боги – это культурные архетипы, генетически свойственные только так называемой нордической расе. Это утверждение никак не подтверждается древними источниками, а основывается на эссе Карла Юнга «Вотан», написанном им в 1936 году. В этом эссе Юнг объяснял успех Адольфа Гитлера тем, что он является воплощением такого генетического архетипа. Следуя этой теории, почитать нордических богов, присоединившись к движению неофелькиш, может только человек подходящего происхождения, при этом акцентируется, что эти боги – архетипы, а не боги на самом деле. Теоретически подразумевается, что только человек, генетически принадлежащий нордической расе, может поклоняться этим божествам, на практике же означает, что человек должен быть достаточно белым, и любому, кто не подходит по этому параметру, в лучшем случае предлагают «черпать из недр своей культуры»[12].
Неофелькиш с остальным северным язычеством связывает лишь источник вдохновения, но и то отношение к нему у представителей этого движения поверхностное: в свои ряды они активно принимают всех, кто, по их мнению, «достаточно бел», не проявляя особого интереса к древнему учению. Боги в их представлении оказываются просто врожденными чертами, которые в основном служат поводом для дискриминации любого, кто недостаточно чистокровен. Несмотря на то что они призывают «любить свою расу и не ненавидеть другие», многие лидеры этого движения, например Стивен Макналлен, призывают к расовой войне, с одной стороны, а с другой – утверждают, что боги умрут, если так называемые народы Севера исчезнут с лица Земли. При этом он не поясняет, кого можно считать представителем народов Севера, оставляя решение этого вопроса на откуп лидерам движения неофелькиш. Впрочем, сам Макналлен в своем недавнем видеовыступлении проговорился, призвав своих сторонников к объединению сил с белыми расистами, независимо от их духовных пристрастий, – из чего прямо следует, что расовая принадлежность для него важнее, чем религиозная. К сожалению, нечестное поведение, сознательно искаженное представление своих убеждений, активное вовлечение в движение новых членов и неспособность представителей остального северного язычества с этим бороться позволило неофелькиш, образно говоря, завладеть микрофоном, в результате чего северное язычество ассоциируется в основном с ними, хотя на самом деле они просто очень громкие маргиналы[13].
Радикальное древнескандинавское язычество представляет полную противоположность сектам неофелькиш, тогда как последние превращают древние знания в повод для дискриминации, оскорбляя историю, которую, по их словам, они очень чтят, избирательным подходом к фактам, и усиливая ложное чувство своего превосходства размыванием истины до уровня откровенной лжи. На самом деле они просто трусы, прикрывающие свои гнусные намерения обрывками старинных учений. Деятельность неофелькиш очень вредна для человечества, поэтому изобличение сути этого движения – долг всех северных язычников, независимо от традиций, если им эти традиции дороги.
Эта книга поможет в практическом освоении древнескандинавских духовных ценностей как в личной повседневной жизни, так и внутри сообщества единомышленников, а также в создании последнего. Это точка отсчета, источник вдохновения и своего рода компас для определения собственного направления движения, которое для каждого индивидуально. Книга поможет вам понять, что такое Путь огня и льда, и найти хороших попутчиков.
В каждой главе рассматривается тот или иной аспект практической реализации этих духовных ценностей. В главах 2–5 вы найдете всю необходимую информацию для личной духовной практики: познакомитесь с представлениями о мироздании с точки зрения радикального древнескандинавского язычества, о богах, о способах организации личной духовной практики, а также с этическими нормами адепта Пути огня и льда. В главах 6–7 вы сможете углубить свои познания, освоив работу с рунами и магические ритуалы сейд. В главах 3 и 6 очень много сведений о богах и рунах, и, освоив их в своем темпе, вы всегда сможете вернуться к ним для справки. В главах 8–9 речь пойдет о том, как найти сообщество единомышленников или организовать собственное, как противостоять фашистам – из среды неофелькиш или любого другого движения, прикрывающего свои жестокие идеалы благородными древними традициями. Кроме того, в конце книги есть два приложения: список рекомендуемой литературы и краткая история становления современного древнескандинавского язычества.
Каждую главу завершает упражнение, которое поможет вам в самостоятельной практике, и первое из них представлено ниже. Это простое дыхательное упражнение. Дыхание – это жизнь, и одна из трех благодатей, дарованных богами человечеству. Умение контролировать дыхание – это основной навык, необходимый для выполнения всех остальных упражнений, и вообще полезный в повседневной жизни.
Устройтесь поудобней в тихом месте.
Закройте глаза и дышите как обычно в расслабленном темпе.
Сделайте медленный глубокий вдох через нос, в процессе сосчитав до девяти: вдох должен начинаться с одного и заканчиваться на девяти.
Теперь задержите вдох, также сосчитав от одного до девяти.
Достигнув девяти, начинайте медленно выдыхать воздух через рот, считая от девяти до одного – к концу обратного отсчета легкие должны полностью освободиться от воздуха.
Так выглядит один дыхательный цикл: вдох со счетом до девяти, удержание выдоха со счетом до девяти, и выдох со счетом от девяти до одного.
Начните второй дыхательный цикл. На этот раз сосредоточьтесь на ощущениях в легких по мере заполнения их воздухом, удержания выдоха и выдыхания.
Во время третьего дыхательного цикла обратите внимание на то, как меняется частота сердцебиения на каждой стадии цикла и от чего зависит его ускорение или замедление.
Если вам понадобится повторить второй или третий цикл, чтобы получше изучить свои ощущения, так и сделайте, и вообще, не стоит торопиться с переходом на следующий этап, пока не наступит четкое понимание того, что происходит при каждом цикле. Важно уловить свои ощущения и понять взаимосвязь между дыханием, работой сердца и легких.
Когда вы будете достаточно уверены в том, что чувствуете во втором и третьем цикле, переходите к четвертому: на этот раз сосредоточьтесь на ощущениях во всем остальном теле на каждой стадии. В какие моменты вы чувствуете напряжение, а в какие наоборот? Как ощущается ускорение и замедление сердцебиения? Уделите внимание этим своим ощущениям.
При необходимости четвертый цикл тоже можно повторять.
Дыхательные циклы, описанные в этом упражнении, будут использоваться и в следующих упражнениях этой книги для релаксации.
Такой метод циклического дыхания можно применять и в повседневной жизни, чтобы расслабить тело в моменты стрессов и расстройств. Чем чаще вы будете тренироваться, тем проще вам будет контролировать дыхание, а вслед за ним свое общее состояние и реакции на происходящее в жизни.