Согласно буддийской философии, мы на глубоком уровне запрограммированы на счастье; оно находится в нашем "жестком диске". Сама причина, по которой мы можем быть счастливы, заключается в том, что это наша истинная природа. Именно поэтому мы чувствуем, что все находится в своем законном состоянии, когда мы счастливы; страдание ощущается как вторжение в то, как все должно быть. В конечном итоге мы больше, чем наши проблемы и боль, и, возможно, тот факт, что вы взяли в руки эту книгу, говорит о том, что в глубине души вы чувствуете, что способны прикоснуться к счастью, которое находится внутри вас.
СВОБОДА ВНУТРИ
Как мы видели в первой главе, подлинное счастье – это состояние свободы. Свобода – это единственное, что нас, людей, волнует больше всего: мы не хотим, чтобы нами управляли другие, и мы знаем, что заслуживаем свободы делать или быть тем, кем хотим; за это мы упорно боремся, и как общество мы выиграли несколько важных битв. Мы живем в мире выбора, где во многих (к сожалению, не во всех) регионах мира мы можем одеваться, говорить и думать так, как нам хочется. Это "свободное общество", но свободны ли мы на самом деле? Нам хочется думать, что мы "свободомыслящие" люди, но на самом деле наш разум не так уж и свободен.
Где же свобода, когда наши мысли устремляются туда, куда мы не хотим, и делают не то, что мы хотим? Мы попадаем в рабство мыслей и чувств, над которыми, кажется, почти не имеем контроля. Мы теряемся в настроении, болезненных воспоминаниях или беспокойстве о будущем; мы действительно предпочли бы забыть об этих вещах, но не знаем, как перестать о них думать. Нам трудно сосредоточиться, поскольку наши мысли постоянно дрейфуют туда-сюда, иногда застревая в неприятных ощущениях. Часто возникает ощущение, что мы не находимся за рулем автомобиля, а наши мысли витают повсюду.
Однако важно отметить, что ни одну из этих мыслей или эмоций мы не испытываем сто процентов времени; существует постоянно меняющийся поток, фактически многие тысячи изменений в день. С точки зрения медитации это обнадеживает, поскольку мы можем научиться методам, которые помогут нам сознательно направлять этот поток. Наши мысли и эмоции – это всего лишь привычки, и мы можем формировать новые, позитивные, и меньше привыкать к негативным.
Недавно ученые придумали термин "нейропластичность" для описания этого явления, который означает возможность изменения психики с помощью тренировок, например медитации, что приводит к созданию новых нейронных путей. Мы можем закрепить множество новых привычек, избавиться от негативных и добиться долгосрочных преимуществ.
Лично я обнаружил, что некоторые из самых болезненных и разрушительных привычек, от которых я раньше страдал, радикально изменились благодаря занятиям медитацией. Например, раньше я испытывал крайние степени ненависти к себе, но теперь это практически исчезло. Я также обнаружил, что это невероятно преобразует, когда мы можем отстраниться и понаблюдать за тем, что делает наш ум. Я учусь не тонуть в этом водовороте умственной деятельности, а находить за всем этим какое-то пространство. Если мы сможем понять, что наш разум больше, чем наши проблемы, мы увидим, что в глубине души у всех нас есть потенциал быть по-настоящему счастливыми.
НАБЛЮДАТЕЛЬ
Меня восхищает то, что мы можем наблюдать за своими мыслями и эмоциями. В течение дня, когда мы, например, злимся, боимся или грустим, мы обычно знаем, что злимся, боимся или грустим – мы переживаем свои чувства. Но если есть часть ума, которая знает, что мы злимся, то, конечно, эта часть не злится – иначе как бы она могла знать о гневе? Таким образом, существует аспект ума, который всегда свободен.
Когда мы страдаем (испытываем эмоциональную боль и сталкиваемся с трудностями), мы обычно полностью отождествляемся с этим болезненным состоянием ума; оно становится всей нашей реальностью. Однако, практикуя медитацию, мы можем научиться отождествлять себя с той частью ума, которая наблюдает за эмоциями; мы можем обнаружить, что фон всех переживаний просторен и свободен. Это осознание гораздо сильнее боли и страданий, в которых мы так часто оказываемся.
В древних текстах по медитации часто встречаются метафоры, в которых ум сравнивается с небом, а наши мысли и эмоции – с облаками. Небо безгранично, обширно, не имеет ни центра, ни краев. В небе есть все виды облаков – тяжелые грозовые тучи, облака, похожие на вату, тонкие, невесомые цирковые облака и так далее. Все они являются естественной частью неба, но небо больше. Подобным образом в учениях по медитации описывается первозданная открытость и простор осознания ума, который больше, чем приход и уход мыслей и эмоций.
Наша главная проблема в том, что мы не осознаем этого осознания. Мы теряемся в своих мыслях и эмоциях; мы витаем в облаках. Медитация помогает нам соединиться с осознанностью, и дело не в том, чтобы избавиться от мыслей, а в том, чтобы обрести более широкую перспективу. Тот факт, что существует эта часть ума, которая может наблюдать, говорит о том, что наша сущность – это свобода. А как мы теперь знаем: свобода – это счастье.
Я думаю, что многие люди считают медитацию просто способом снять стресс, но на самом деле это метод соединения с нашей сущностью, которая есть полная свобода и счастье. Одно из тибетских слов, обозначающих медитацию, – "гом", что буквально означает "подружиться", и таким образом мы подружимся с нашей осознанностью, с этой способностью наблюдать.
Мой учитель медитации часто советовал мне перестать относиться к себе так серьезно, и он имел в виду, что нужно перестать цепляться за эти облака. Они не являются твердыми объектами. Представьте, что вы летите в самолете; выглянув в иллюминатор, вы видите под собой облака, похожие на плотную вату, толстые и твердые. Когда самолет заходит на посадку, ребенок может подумать, что самолет врежется в эти облака, но, конечно, мы знаем, что, несмотря на их внешний вид, они не являются твердыми. Точно так же, переживая свои мысли и эмоции, мы обычно напрягаемся в страхе, что врежемся в них, потому что считаем их реальными, и поэтому реагируем. Именно из-за такого отношения к своим мыслям и эмоциям мы и страдаем.
Обычно нам кажется, что в голову лезут мысли и эмоции. Мы часто используем фразу "что-то пришло в голову". Откуда?
Загружаем ли мы мысли и чувства с виртуального жесткого диска? Конечно же, нет. Чтобы понять, как возникает ментальная активность, мы можем рассмотреть другую метафору, часто используемую для изображения ума: ум сравнивается с океаном. Океан представляет собой разум, а волны – мысли и эмоции. Волны океана – это его неотъемлемая часть, они приходят и уходят. Мы можем научиться оставлять все в покое и отдыхать в осознанности – океане – вместо того, чтобы быть выброшенными на берег волнами. Именно в этом и заключается практика медитации. Когда в океане поднимается волна, разве она отделяется от остальной воды и зависает в воздухе? Нет, волна – это просто естественное проявление океана, и точно так же наши мысли и чувства – это просто часть ума. Если бы мы могли "быть" осознанием, как "быть" океаном, жизнь была бы совсем другой. В противном случае мы становимся жертвами колебаний волн и оказываемся под контролем того, что происходит в нашем уме.
НАША СУЩНОСТЬ СВОБОДНА
Сердце светится, но его заслоняют вуали, не свойственные его природе.
–Будда
В текстах по медитации сущность ума иногда описывается как кристалл, покрытый слоями грязи. Какой бы густой ни была грязь, кристалл всегда остается на месте. Грязь просто представляет собой пятна наших негативных мыслей и эмоций. С помощью медитации мы можем смыть грязь, чтобы наш кристалл засиял.
Если в глубине души ум представляет собой нечто большее, чем просто мысли и эмоции, это означает свободу, которая и есть полное счастье. Познакомившись с этим, мы можем обнаружить, что ум по сути своей хорош – под всеми нашими проблемами все в порядке. В этом и заключается смысл понятия "будда". Будда означает врожденную доброту, чистоту внутри нас.
НАУКА О РАЗУМЕ
Наш глубокий потенциал счастья и свободы существует и на физическом уровне. Это больше не воспринимается как мистическая вера, а обсуждается в рамках нейронауки; теперь это рассматривается как неврологический факт. Особенно интересна в этой области работа покойного нейробиолога Кэндис Перт. Перт была первопроходцем, открывшим опиоидные рецепторы и эндорфины (естественные химические вещества организма, избавляющие нас от боли), что привело ее к знаменитому заявлению: "В нас заложено стремление к блаженству". Наше естественное состояние – чувствовать себя хорошо, мы созданы для счастья.
Я часто сотрудничаю с нейробиологом из Йельского университета Эшем Ранпурой, который рассказывает, что, когда все идет хорошо, мозг просто работает по умолчанию, но если мы, например, собираемся споткнуться и упасть, он генерирует "сигнал об ошибке", который включает передачу. Мне кажется интересным, что наш мозг запрограммирован на то, чтобы замечать, что не так, а не то, что правильно. На мой взгляд, это указывает на то, что наше естественное состояние – позитивное; нам нужно обращать внимание только тогда, когда мы рискуем выйти из этого состояния. Проще говоря, когда мы гуляем в парке в прекрасный солнечный день, а у нас болит зуб, мы воспринимаем солнечный свет и красоту как должное, но склонны сосредоточиться на больном зубе. Мы готовы обратить внимание на то, что не так, поскольку это кажется нам вторжением в наше естественное состояние.
В младенчестве, когда нас кладут на тело матери и она кормит нас, и мать, и ребенок наполняются естественной химией счастья, любви и безопасности, которая называется окситоцином, и это возвращает нас в спокойное состояние, в котором мы чувствуем себя наиболее естественно. Мы плачем, когда нас разлучают с этим счастьем. У всех нас есть естественная биология довольства, которую наши тела умеют генерировать; когда мы отходим от этого состояния, наши тела запрограммированы на его восстановление.
Это может показаться нелогичным, но каждый раз, когда мы испытываем негативные эмоции, их можно рассматривать как доказательство того, что наш истинный потенциал счастья безграничен. Я имею в виду, что когда возникает негативная эмоция, это происходит потому, что мы в какой-то мере испытываем разочарование и ищем что-то, что поможет нам почувствовать себя лучше. Однако реальность такова, что ничто не может быть достаточно хорошим для нас, поскольку наши желания безграничны. Напротив, нам нужно найти истинное счастье, которое возможно только тогда, когда мы находимся в гармонии с нашим реальным потенциалом свободы. Ничто в этом мире не может сравниться с тем "врожденным блаженством", которое заложено в нас.
Что мешает нам испытать это истинное счастье? Это наша склонность хвататься за все подряд, даже за свои мысли и эмоции. Это толкает нас к страданиям и стрессу. Мы слишком сосредоточены на поисках счастья и чувства завершенности во внешнем мире. Что мы можем узнать благодаря медитации, так это то, что эта целостность всегда была внутри нас: в глубине души мы всегда были абсолютно свободны и счастливы.