Что же может привести к ошибкам в мышлении, которые значительно повлияют на мысли, эмоции и действия? Чтобы понять это, мы должны задать себе вопрос: кто пишет программу мышления ребенка? Конечно, большое количество информации в первые годы, даже десятилетия жизни, он черпает из семьи, и не каждому с этой семьей везет. Кто-то рождается в семье алкоголиков, кто-то – в семье психопатов, у одних отец уходит из семьи, у других абсолютно прекрасное детство, но они сами совершают неверные интерпретации слов и поведения окружающих. Любое слово, действие или ситуация может стать строительным материалом будущего невроза.
До сих пор помню момент из средней школы, когда наш научный руководитель, зачитывая оценки за четверть, искренне удивилась и даже возмутилась: «Как же так! Объедкову по географии отлично, а Иванову удовлетворительно. Как же такое возможно?! Какая несправедливость!» И, если бы Объедков воспринял ее слова как реальность: он глуп, оценка ошибочна, он хуже других, раз авторитетный преподаватель так удивился, – эти интерпретации могли бы стать частью его мышления о себе, то есть самооценки.
Важно, что информация, которая поступает в мозг ребенка, критически обрабатываться не может, то есть он строит свое мышление из того, что ему дают. Представьте, программист открывает редактор, в котором пишет код, и рассчитывает на то, что, нажав клавишу Enter, получит определенный результат. Но написание кода он доверяет команде сотрудников, каждого из которых видит в первый раз. При этом у него нет тестировщика, человека, который будет проверять работоспособность этого кода. Даже если код написан верно, будет ли правильно работать совокупность участков кода, над которыми работали абсолютно разные люди? Тестировщика, напоминаю, просто нет. Программист нажимает Enter и, конечно, правильного результата не получает.
Допустим, ошибочная информация «загружается» в мышление ребенка и дает соответствующие эмоциональные реакции. Проблемы возникают тогда, когда ребенок попадает в реальность. Важно разобраться с понятием «реальность», ведь многие полагают, что реальность у каждого своя, потому что у каждого свое мышление, свои интерпретации реальности. Я с этим абсолютно не согласен. Быть может, вы смотрели фильм «Матрица»? Человек может жить словно в собственной матрице, в которой действуют определенные правила. Но есть также разрушенный машинами мир – это реальность для всех. И вот эта реальность подчиняется правилам и законам: законам физики, химии, биологии, физиологии, которые относительно неизменны. То есть человек может интерпретировать ситуацию по-своему, но реальность одна, она цельная и, даже играя в свою игру, человек вынужден сталкиваться с правилами общей реальности. К тревожным расстройствам ведет попытка пользоваться правилами своей индивидуальной матрицы в общей реальности, которая им не подчиняется. И когда ребенок «выходит из матрицы», например идет в школу, случается так, что к этому возрасту в головном мозге накопилось огромное количество логических (когнитивных) ошибок, потому как нет механизма тестирования, нет никакой критики. И что в итоге получается?
Важно уточнить, что я не имею в виду, что нужно подчиняться правилам. Постарайтесь понять суть мысли: не подчиняться общим правилам, осознавая правильность своих действий и при этом не испытывая тревоги. Например, общество говорит: «Стабильная работа, ипотека, выше головы не прыгнешь». Если человек правильно интерпретирует причину подобного навязывания, изучая историю, правильно интерпретирует себя и свои возможности, то он с большой вероятностью подвергнет сомнению выгоду от подобного выбора общества.
Представьте себе, что вас погрузили в мир «Властелина колец», «Звездных войн» или любой другой известный вам фэнтезийный мир. Да, конечно, вы читали книги, смотрели фильмы и знаете некоторые правила: орки – плохие, эльфы – хорошие. Но вы не можете знать всех нюансов, этот мир будет вам в новинку. Что чувствует человек, оказавшись в подобном положении? Он испытает тревогу, обычную биологическую реакцию на то, чего человек не знает. Откуда эта биологическая реакция? Вернемся на тысячи лет назад: древний человек вышел на охоту, поймал зайца, освежевал его и сел на поляне. Какие опасности могут его подстерегать, если у него нет ощущения тревоги? На него может напасть дикий зверь или же соплеменник либо голодный представитель другого племени даст ему дубиной по голове и заберет добычу. Либо, к примеру, древний человек стоит на краю пропасти, у него нет тревоги – он туда прыгнет и почти наверняка разобьется. Природа изобрела такую защитную реакцию, как тревога, чтобы предупреждать человека об опасности. Тревога подскажет человеку, что стоит спрятаться в жилище или пещере и закончить трапезу.
При тревожных же расстройствах человек испытывает тревогу, чувство опасности, просто не понимая общих принципов того, что вокруг происходит: человеческих отношений, предательства, дружбы, выгоды, бизнеса, политики и так далее. Его мышление наполнено ошибками логического восприятия. И, когда реальность проходит через фильтр его искаженного мышления, наполненного ошибками, химически появляется тревога. Конечно, в детстве зачастую тревожность никак не проявляется – нет ни панических атак, ни жжения в груди. У ребенка есть биологический потенциал, он живет себе и живет, и ничего особенного не происходит, но с каждым днем, с каждым часом его жизни он попадает в новые ситуации, он слышит, что говорят другие, проходит новые жизненные квесты, и, естественно, его тревожность с каждым днем повышается. Сколько будет длиться этот накопительный тревожный эффект, никому не известно, однако по всем законам физики когда-нибудь это должно закончиться, но об этом мы поговорим чуть позже. Тревожность растет, и мозг думает: «Чем человеку помочь, чтобы снизить уровень его тревожности?» Способ мышления мозг сам по себе изменить не может. Можно менять комбинации мыслей, но без внешнего источника эти комбинации будут состоять из одних и тех же составляющих. Зато мозг может повлиять на поведение. То есть человек совершает попытку так адаптировать свое поведение, чтобы испытывать меньше тревоги. В это время включается механизм, который мы также будем подробно обсуждать, – избегающее поведение.