В свою частную практику я пришла через опыт работы в найме и осознание, что мне в нем тесно. Однако, я уверена, что есть и обратный путь – попробовать частную практику, и если она вам не подойдет, то прийти в найм. Все, что я предлагаю в книге, не противоречит ни тому, ни другому.
Навыки и знания, полученные от работы с книгой, будут полезны любым специалистам. Их можно применять в отношениях как с клиентами, так и с работодателями. По сути, в частной практике работодателем для психолога является клиент.
Привычные трудовые отношения подразумевают, что работник приходит на предлагаемые условия и соглашается на них, нередко идя на компромисс с самим собой. Однако, может быть и иначе: когда работник выбирает подходящего по условиям работодателя или компанию. Это, в первую очередь, вопрос границ и компетенций. А во вторую – спроса и предложения.
Индивидуальных частных клиентов объективно больше, чем компаний или организованных работодателей: больниц, социальных центров, клиник, детских учреждений и других. Соответственно, в частной практике на индивидуального предпринимателя или самозанятого психолога приходится больше работодателей-клиентов. Это увеличивает выбор для специалиста, и он свободнее может предлагать свои условия и отказывать тем, чьи условия ему не подходят.
В случае организованных работодателей – предложение меньше, и выбор для специалиста более ограничен, но организованные работодатели иногда предлагают какие-то особые бонусы, которые могут быть интересны специалистам.
Каковы плюсы и минусы частной практики и найма?
Преимущества частной практики:
– заработок зависит от вашего труда и не ограничен окладом;
– отсутствуют отчеты и стандарты оказания помощи;
– свободный график работы, который вы устанавливаете сами;
– возможность работы из любой точки мира и в любое удобное время;
– вы сами регламентируете отношения с клиентом.
Недостатки частной практики:
– нет оклада;
– необходима работа для создания собственного профессионального имиджа;
– необходимо делать работу по поддержанию клиентского потока;
– нужно быть видимым в публичном пространстве;
– придется самостоятельно планировать и составлять график работы и отдыха;
– отсутствуют оплачиваемые больничные и отпуска;
– необходимо самостоятельно производить пенсионные отчисления и заниматься бухгалтерией;
Преимущества работы по найму:
– стабильный оклад;
– стабильный поток клиентов, свобода от их поиска;
– спланированный и четкий график работы, ясность по выходным и отпускам;
– трудовой стаж;
– пенсионные отчисления контролирует работодатель;
– регулярные повышения квалификации организует работодатель/отдел кадров;
– бесплатное обучение;
– оплачиваемые больничные и отпуска;
– ограниченная ответственность: вы делаете только работу по своей специальности;
Недостатки работы по найму:
– низкая заработная плата;
– зарплата часто не зависит от того, больше вы работаете или меньше;
– зарплата нередко зависит от возраста, пола, связей;
– плотный и нерегулируемый вами трудовой график, обычно пять рабочих дней в неделю и два выходных;
– практически отсутствует время на свою личную жизнь и собственные дела;
– нередко сверхурочная работа, которая не оплачивается;
– бюрократическая часть работы, отчеты;
– работа по регламенту, стандарту оказания помощи;
– низкая пенсия по окончании трудовой деятельности.
В частную практику из найма или с нуля можно прийти несколькими путями:
1. Через сайт
Что нужно сделать:
– нанять специалистов: вебдизайнера, директолога, маркетолога;
– сделать сайт и настроить рекламу.
Преимущества:
можно делегировать работу специалистам и заниматься своими делами.
Недостатки:
нужен стартовый капитал.
Кому подходит:
и тем, кто начинает частную практику с нуля, и уволившимся с работы специалистам.
2. Через соцсети
Что нужно сделать:
– вести свой блог в соцсети или на сайте-агрегаторе, например, на b17.
Преимущества:
– не нужен стартовый капитал;
– можно самовыражаться по своему усмотрению.
Недостатки:
– регулярная самостоятельная работа с блогом;
– постоянное присутствие в сети;
– иногда нужны специалисты: таргетолог, смм-специалист.
Кому подходит: и тем, и другим.
3. Через сайты-агрегаторы
Что нужно сделать:
– подтвердить образование;
– предоставить рекомендации от преподавателей и супервизоров.
Преимущества:
– вы освобождаетесь от необходимости производить работу по поиску клиентов и специалистов по рекламе;
– не нужно тратить время на посты в соцсетях;
– некоторые площадки предлагают своим психологам бесплатные семинары, лекции и супервизии.
Недостатки:
– низкий заработок в связи с необходимостью платить комиссию агрегатору за пришедших клиентов;
– фиксированная стоимость консультации, которую устанавливает посредник, а не вы;
– отношения с клиентом строятся через посредника и в случае срыва сессии или терапии, у вас нет возможности связаться с клиентом и прояснить случившееся.
Кому подходит:
Тем, кто может подтвердить количество часов обучения в том или ином психологическом подходе и количество часов супервизии.
4. С помощью сарафанного радио
Что нужно делать:
много и регулярно работать.
Преимущества:
– не нужны реклама и специалисты по сайтам и соцсетям;
– не обязательно вести свой блог.
Недостатки:
необходимость много стабильно работать.
Кому подходит:
опытным специалистам.
Первый путь самый простой, но финансово затратный: требуется нанять вебдизайнера, маркетолога, директолога, сделать сайт, дать рекламу, чтобы получить клиентов.
Этот способ подойдет обеим категориям специалистов. Для него нужны деньги, чтобы оплачивать работу дизайнера, маркетолога, директолога и саму рекламу. Кроме того, нужно найти подходящих специалистов. Я не рекомендую делать сайт и настраивать рекламу самостоятельно, за исключением случая, когда вы сами являетесь специалистом в этой сфере. Если вы не профи в сфере вебдизайна и рекламы, то цена времени и ошибок может оказаться слишком высокой.
Мой первый клиент в частной практике пришел с сайта, который я делала сама. Кстати, это был хороший опыт, хоть и сын ошибок. Я ни разу не программист и не рекламщик. Поэтому потратила на настройку сайта и рекламы очень много времени, и она все равно работала не так, как я хотела.
Нужно учесть, что без понимания своих профессиональных компетенций и портрета подходящего вам клиента, того, для которого вы максимально полезны, ваши действия по созданию сайта и рекламы будут словно пальцем в небо. Последовательное выполнений заданий, приведенных в книге, помогут вам сформулировать свое видение собственного профессионального позиционирования, чтобы объяснить это сайтовику и поставить перед ним ясную техническую задачу.
Второй путь не требует стартового капитала, но предполагает регулярную работу со своим блогом. Вести соцсети, сделать свой блог, давать на него рекламу и оттуда получать своих клиентов. Этот способ также подходит обоим категориям специалистов. Он может быть менее затратным, если вы обходитесь без платной рекламы, просто публикуя подходящий контент, и у вас достаточно подписчиков.
Если их у вас нет или совсем мало, вам может понадобиться таргетолог, который настроит рекламу для привлечения аудитории на ваш аккаунт. В этом случае снова нужны деньги и время на поиск подходящего таргетолога, донесение до него правильной информации про вас, ваши услуги и про то, какие задачи и для кого вы решаете. И собственно ведение блога.
Третий путь – разместить свою анкету или портфолио на сайтах-агрегаторах и получать заявки на консультации оттуда. Для размещения на агрегаторах нередко требуются особые условия по часам супервизии, сертификации в том или ином психологическом подходе. То есть нужны подтвержденное образование и профессиональный опыт. За размещение на площадках агрегаторов и за пришедших к вам клиентов обычно взымается комиссия.
На агрегаторах клиенты записываются на консультацию, минуя контакт с вами. Вы работаете с клиентом по правилам сайта-агрегатора. Можно просто напросто пропустить сессию с клиентом, если он записался, а вы еще не проверили оповещения. Клиент в любое время может отменить сессию, а вы об этом узнаете, только придя на нее. При срыве сессии или внезапном прерывании терапии у вас нет возможности связаться с клиентом, чтобы прояснить случившееся.
Кроме того, посредничество агрегатора накладывает особые нюансы на процесс терапии, иногда сопротивление или проявления переноса и контрпереноса оказываются более сложно организованы, поскольку психотерапевт является как бы исполнителем услуги, а не соавтором клиент-терапевтических отношений. Но агрегаторы нередко предлагают для своих специалистов супервизию на особых условиях.
Список площадок, где психологу можно предлагать свои услуги, приведен в Приложении.
Четвертый способ подойдет тем специалистам из найма, кто уже имеет опыт и клиентскую базу: это использование сарафанного радио и уход в частную практику со “своими” клиентами. Нередко это бывает непросто, так как в частных клиниках, например, этот момент охраняется администрацией, чтобы увольняющиеся специалисты не “уводили” с собой клиентов клиники.
Уходя в частную практику из бюджетного учреждения, можно предполагать, что не все ваши клиенты смогут себе позволить платить за прием из своего кармана. Хотя бывают исключения. На то, чтобы заработало сарафанное радио, требуется время. Учтите, что отрицательный “сарафан” работает быстрее, чем положительный, поэтому заботьтесь о чистоте репутации.
До открытия своей частной практики я много лет работала психиатром и психотерапевтом по найму. Но ушла я в нее с нуля, потому что часто переезжала и не задерживалась в одном месте долгое время, устойчивое сарафанное радио не успевало сформироваться. Кроме того, я оказалась в профессиональной изоляции – в декрете и одновременно занималась спасением жизни своей младшей дочери. Клиенты не стояли в очереди, чтобы вы понимали. Свою частную практику я начала через публичность. Сейчас это называется модным словосочетанием личный бренд.
Об этом вам и расскажу по порядку.
Самое главное и самое первое, что имеет смысл учесть, решая вопрос начинать свою частную практику или нет, заниматься тем или иным делом или нет – это честный ответ самим себе – любите ли вы то, что делаете? Это то, что вы хотели бы делать, если бы в мире вообще отменили деньги и вам не пришлось бы зарабатывать, например? Делает ли вас счастливым дело, которое вы планируете развивать, расширять и приносить в мир, заряжает ли оно, драйвит ли, интересно ли оно вам? И если ваш ответ – да, то тогда – погнали!